Дело № 2-1101/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 октября 2010 годагород Нижний Тагил
Дзержинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Каракаш М.С.,
с участием заявителя Корякова А.В.,
при секретаре Евдокимовой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Корякова А.В. и Коряковой А.А. об оспаривании действия администрации города Нижний Тагил,
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ Коряков А.В. и Корякова А.А. обратились в суд с заявлением в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о признании незаконным отказа администрации города Нижний Тагил в однократном бесплатном предоставлении им в собственность земельного участка, расположенного по адресу: город Нижний Тагил Свердловской области, <адрес> для индивидуального жилищного строительства.
Коряков А.В. и Корякова А.А. просят возложить на администрацию города Нижний Тагил устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителей путем вынесения постановления о предоставлении им в собственность сформированного земельного участка в соответствии с пунктом 4 статьи 54-7 Закона Свердловской области № 18-ОЗ от 07 июля 2004 года «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области»
В обоснование своих требований Коряков А.В. и Корякова А.А. указали, что относятся к категории граждан, проживающих на территории Свердловской области, не достигших возраста 35 лет и состоящих между собой в браке. 18.02.2010 заявители получили письменный ответ начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации юрода Нижний Тагил о приостановлении рассмотрения их заявления до утверждения порядка действий органов местного самоуправления муниципального образования по предоставлению однократно бесплатно в собственность земельных участков. Считая бездействие администрации города Нижний Тагил, выразившееся в непредоставлении им в собственность земельного участка незаконным, они обратились с соответствующим заявлением в суд. Решением Дзержинского районного суда г. Н.Тагила от 15.07.2010, вступившего в законную силу 27.07.2010, их заявление было удовлетворено: бездействие администрации города Нижний Тагил, выразившееся в приостановлении рассмотрения их заявления от 25.01.2010 об однократном бесплатном предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства было признано незаконным; администрация города Нижний Тагил была обязана устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителей путем рассмотрения их заявления от 25.01.2010 о предоставлении сформированного земельного участка в собственность в соответствии с пунктом 4 статьи 54-7 Закона Свердловской области № 18-ОЗ от 07.07.2004 «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области». Письмом начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации города Нижнего Тагила М. № от ДД.ММ.ГГГГ их заявление на основании решения суда рассмотрено и им отказано в предоставлении вышеуказанного земельного участка, поскольку ранее них, а именно 20 января 2010 года с заявлением о предоставлении по тем же основаниям этого же земельного участка обратились другие граждане, которым в настоящее время осуществляется оформление в собственность спорного земельного участка. Считают отказ администрации города Нижнего Тагила незаконным по следующим основаниям. Утверждения начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации города Нижнего Тагила М. в письме на их имя № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что другим гражданам в настоящее время осуществляется оформление в собственность данного земельного участка, голословно и ничем не подтверждается. Как следует из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданного Нижнетагильским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Свердловской области ДД.ММ.ГГГГ за №, право собственности на спорный земельный участок ни за кем не зарегистрировано.
В судебном заседании заявитель Коряков А.В. настаивал на заявленных требованиях по основаниям, изложенным в заявлении.
Заявитель Корякова А.А. в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела была извещена надлежащим образом. Представила в суд заявление, в котором просит рассмотреть дело в ее отсутствие, на заявленных требованиях настаивает.
Представитель заинтересованного лица - администрации города Нижний Тагил в судебное заседание не явился, о времени и месте разбирательства дела был надлежащим образом извещен, что в силу части 2 статьи 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела.
Представитель заинтересованного и.о. начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации города Нижний Тагил Бородин А.В., в судебное заседание не явился, представил отзыв на заявление, в котором указал, что с заявлением не согласен. После вынесения решения суда, которым на администрацию г. Н.Тагил была возложена обязанность рассмотреть заявление Корякова А.В. и Коряковой А.А. о предоставлении им земельного участка, должностными лицами были подняты заявления всех граждан, которые претендует именно на земельный участок по адресу: <адрес> и было установлено, что ранее Коряковых с аналогичным заявлением обратились Ш. и С.В.
Представитель Муниципального учреждения «Центр земельного права» в судебное заседание не явился, о слушании дела был извещен надлежащим образом, в представленном в суд заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заслушав объяснения заявителя Корякова А.В., исследовав письменные доказательства, суд находит заявление Корякова А.В. и Коряковой А.А. обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статьям 254, 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме. В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме, так и в произвольной, например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина (пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»).
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия, бездействия.
На основании ст. 6 Закона Российской Федерации от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» на государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения, на должностных лиц, государственных служащих, действия (решения) которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений); гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.
Согласно ст. 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Вместе с тем, принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований.
На основании ч.3 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.
Решением Дзержинского районного суда г. Н.Тагила от 15.07.2010, вступившего в законную силу 27.07.2010, по гражданскому делу по заявлению Корякова А.В. и Коряковой А.А. об оспаривании бездействия администрации города Нижний Тагил, установлено, что Коряков А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Корякова А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, постоянно проживают на территории Свердловской области и состоят между собой в браке с ДД.ММ.ГГГГ. 25.01.2010 Коряков А.В. и Корякова А.А. совместно обратились в администрацию города Нижний Тагил с заявлением об однократном бесплатном предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства в соответствии с пунктом 4 статьи 54-7 Закона Свердловской области № 18-ОЗ от 07.07.2004 «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области». Письмом начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации города Нижний Тагил № от ДД.ММ.ГГГГ Корякову А.В. и Коряковой А.А. сообщено, что рассмотрение заявления приостановлено до утверждения порядка действий органов местного самоуправления муниципального образования по предоставлению однократно бесплатно в собственность земельных участков. Истребуемый Коряковым А.В. и Коряковой А.А. земельный участок в настоящее время не сформирован, то есть граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Согласно статьям 11.1, 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке.
На основании ст. ст. 11.3, 29 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
На основании ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
На основании ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Так в соответствии со ст. 5 Закона Свердловской области от 07.07.2004 № 18-ОЗ «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области» Законодательное Собрание Свердловской области в соответствии с федеральными законами осуществляет законодательное регулирование земельных отношений, в том числе устанавливает случаи бесплатного предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан.
На основании ст. 54-7 указанного Закона, введенной в действие Областным законом от 20.11.2009 № 103-ОЗ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются однократно бесплатно в собственность граждан вне зависимости от места их постоянного проживания на территории Свердловской области для индивидуального жилищного строительства в следующих случаях:
если граждане постоянно проживают на территории Свердловской области и состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
если граждане постоянно проживают на территории Свердловской области и относятся к категориям граждан, имеющих в соответствии с федеральными законами право на первоочередное или внеочередное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства;
если граждане постоянно проживают на территории Свердловской области, окончили образовательные учреждения начального, среднего и (или) высшего профессионального образования и работают по трудовому договору в сельской местности по полученной специальности;
если граждане постоянно проживают на территории Свердловской области, не достигли возраста 35 лет, состоят между собой в браке и совместно обратились за предоставлением земельного участка;
если граждане постоянно проживают на территории Свердловской области, являются родителями или лицами, их заменяющими, воспитывающими трех или более несовершеннолетних детей, и совместно обратились за предоставлением земельного участка;
если граждане постоянно проживают на территории Свердловской области и являются одинокими родителями или лицами, их заменяющими, воспитывающими несовершеннолетних детей.
В судебном заседании установлено, что Коряков А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Корякова А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, постоянно проживают на территории Свердловской области и состоят между собой в браке с ДД.ММ.ГГГГ.
25.01.2010 Коряков А.В. и Корякова А.А. совместно обратились в администрацию города Нижний Тагил с заявлением об однократном бесплатном предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства в соответствии с пунктом 4 статьи 54-7 Закона Свердловской области № 18-ОЗ от 07.07.2004 «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области».
Письмом начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации города Нижний Тагил № от ДД.ММ.ГГГГ Корякову А.В. и Коряковой А.А. сообщено, что рассмотрение заявления приостановлено до утверждения порядка действий органов местного самоуправления муниципального образования по предоставлению однократно бесплатно в собственность земельных участков.
Решением Дзержинского районного суда г. Н.Тагила от 15.07.2010, вступившего в законную силу 27.07.2010, по гражданскому делу по заявлению Корякова А.В. и Коряковой А.А. об оспаривании бездействия администрации города Нижний Тагил бездействие администрации города Нижний Тагил, выразившееся в приостановлении рассмотрения их заявления от 25.01.2010 об однократном бесплатном предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства было признано незаконным; администрация города Нижний Тагил была обязана устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителей путем рассмотрения их заявления от 25.01.2010 о предоставлении сформированного земельного участка в собственность в соответствии с пунктом 4 статьи 54-7 Закона Свердловской области № 18-ОЗ от 07.07.2004 «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области».
Письмом начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации города Нижнего Тагила Мальцева А.В. № от ДД.ММ.ГГГГ заявление Корякова А.В. и Коряковой А.А. на основании указанного выше решения суда рассмотрено и заявителям отказано в предоставлении вышеуказанного земельного участка, поскольку ранее них, а именно 22 января 2010 года с заявлением о предоставлении по тем же основаниям этого же земельного участка обратились другие граждане, которыми в настоящее время осуществляется оформление в собственность спорного земельного участка.
В соответствии со ст. 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
На основании ст. 18 Конституции Российской Федерации Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
На основании ст. 55 Конституции Российской Федерации Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность, граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
изъятия земельных участков из оборота;
установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
При рассмотрении настоящего гражданского дела администрацией города Нижний Тагил и другими заинтересованными лицами не представлены суду и заявителям письменные доказательства (документы) законности оспариваемого отказа, отвечающие требованиям статья 6 Закона Российской Федерации от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан.
Доводы, приведенные в письме начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с осуществлением оформления в собственность спорного земельного участка другими гражданами (л. д. 10) не доказаны.
Государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 № 187-О).
На основании пунктов 7, 8, 9, 10 Земельного кодекса Российской Федерации решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства является основанием государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность. Решение или выписка из него о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия. Решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд. В случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления.
Как установлено решением Дзержинского районного суда г. Н.Тагила от 15.07.2010, истребуемый Коряковым А.В. и Коряковой А.А. земельный участок в настоящее время не сформирован в связи с чем, может служить объектом прав, предметом договора приватизации и преддоговорного спора в настоящем гражданском деле.
Статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.
Согласно ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
На основании ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации при приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные Гражданским кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
На основании ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда имущественные отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения, - аналогия закона.
В частности пунктом 5 статьи 30 и статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта предусматривает порядок оформления выбора земельного участка и необходимость принятия исполнительным органом мест самоуправления решения о предварительном согласовании места размещения объекта, которое является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
На основании ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Согласно статье 28 Устава муниципального образования «Город Нижний Тагил» администрация города Нижний Тагил это исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области.
Согласно ст. 29 Устава к полномочиям Администрации города относятся создание условий для жилищного строительства и осуществление земельного контроля за использованием земель города.
Постановлением администрации города Нижний Тагил от 28.09.2009 № 1696 в целях упорядочения полномочий органов и структурных подразделений Администрации города по предоставлению в собственность земельных участков, расположенных на территории города Нижний Тагил, утвержден Административный регламент по предоставлению в собственность земельных участков, расположенных на территории города Нижний Тагил.
Административный регламент определяет процедуру приема муниципальным учреждением «Центр земельного права» и структурными подразделениями Администрации города Нижний Тагил от заинтересованных лиц заявлений и иных документов, необходимых для предоставления в собственность земельных участков, расположенных на территории города Нижний Тагил, рассмотрения поступивших документов, их согласования и принятия решений о предоставлении земельных участков в собственность либо отказе в таком предоставлении, а также заключения договоров купли-продажи земельных участков при их продаже собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках.
Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Сотрудник муниципального учреждения «Центр земельного права» осуществляет прием от заявителей документов, необходимых в соответствии с действующим законодательством для предоставления в собственность земельных участков гражданам и юридическим липам - собственникам зданий, строений, сооружений, в том числе:
-заявление установленного образца на имя Главы города Нижний Тагил;
-перечень документов, утвержденный Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 № 370 «Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здания, строения, сооружения».
Заявление после регистрации в течение 3 рабочих дней сотрудником муниципального учреждения «Центр земельного права» передается в управление архитектуры и градостроительства Администрации города для подготовки проекта постановления Администрации города Нижний Тагил о предоставлении земельного участка в собственность. Подготовка документов составляет не более 1 месяца.
Управление архитектуры и градостроительства Администрации города в течение 7 календарных дней направляет в отдел землеустройства Администрации города для подготовки расчета выкупной цены и проекта договора купли-продажи земельного участка следующие документы:
постановление (выписку из постановления) Администрации города Нижний Тагил о предоставлении земельного участка в собственность за плату;
копию паспорта заявителей;
копию правоустанавливающих документов на здание, строение, сооружение;
копию кадастрового паспорта земельного участка;
при наличии доверенности на оформление прав на земельный участок - копию доверенности.
На основании расчета цены выкупа земельного участка в течение 14 календарных дней сотрудниками отдела землеустройства Администрации города составляется проект договора купли-продажи земельного участка.
Действие настоящего Регламента не распространяется на процедуру оформления права собственности граждан на земельные участки в части действия норм законодательства, устанавливающего оформление права на земельные участки в упрощенном порядке, исключающего подготовку ненормативного правового акта (постановления) Администрации города Нижний Тагил.
Согласно статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Статьей 33 Земельного кодекса Российской Федерации установлены предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для индивидуального жилищного строительства устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Решением Нижнетагильской городской Думы от 22.10.2009 № 77 установлены в границах города Нижний Тагил следующие предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
для индивидуального жилищного строительства в границах населенного пункта город Нижний Тагил - от 0,03 га до 0,25 га;
для индивидуального жилищного строительства в границах других населенных пунктов - от 0,06 га до 0,30 га.
Также установлен следующий максимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданам в собственность бесплатно из земель, находящихся в собственности города Нижний Тагил:
в границах населенного пункта город Нижний Тагил для индивидуального жилищного строительства - 0,25 га;
в границах других населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства - 0,30 га.
Решением Дзержинского районного суда г. Н.Тагила от 15.07.2010, вступившего в законную силу 27.07.2010, по гражданскому делу по заявлению Корякова А.В. и Коряковой А.А. об оспаривании бездействия администрации города Нижний Тагил, установлено, что площадь спорного земельного участка составляет максимальный размер 1475 кв.м.
Выполнение в отношении спорного земельного участка кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка предполагает расходование денежных средств.
В соответствии со статьями 35, 36 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и настоящего Федерального закона договора подряда на выполнение кадастровых работ. По договору подряда на выполнение кадастровых работ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо обязуется обеспечить выполнение кадастровых работ по заданию заказчика этих работ и передать ему документы, подготовленные в результате выполнения этих работ с учетом требований настоящего Федерального закона, а заказчик этих работ обязуется принять указанные документы и оплатить выполненные кадастровые работы. Цена подлежащих выполнению кадастровых работ определяется сторонами договора подряда на выполнение кадастровых работ путем составления твердой сметы.
Администрация города Нижний Тагил имеет организационно-правовую форму муниципального учреждения и в соответствии со статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой.
Заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Бюджетное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств.
На основании ст. 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также самостоятельности бюджетов бюджета.
На основании ст. 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований. Органы государственной власти (органы местного самоуправления) и органы управления государственными внебюджетными фондами не вправе налагать на юридические и физические лица не предусмотренные законодательством Российской Федерации финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий.
Согласно ст. 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип самостоятельности бюджетов означает:
право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;
право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;
право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов, за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
На основании ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам. Расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
На основании ст. 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Исходя из положений ст. 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации граждане не являются участниками бюджетного процесса.
Исходя из вышеуказанных положений бюджетного и земельного законодательства, формирование спорного земельного участка (выполнение кадастровых работ, осуществление государственного кадастрового учета) до установления иного порядка муниципальным правовым актом может осуществляться заявителями за свой счет.
Коряков А.В. и Корякова А.А. не возражают понести расходы, необходимые для формирования спорного земельного участка.
Поскольку заинтересованными лицами не представлены суду решение о предварительном согласовании с гражданами места размещения объекта на испрашиваемом земельном участке, которое является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства, и результаты выбора гражданами испрашиваемого земельного участка не оформлены актом о выборе земельного участка для строительства, чего требуют нормы ст.ст. 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, а также не представлено само решение о предоставлении кому-либо спорного земельного участка, то суд приходит к выводу, что испрашиваемый Коряковыми земельный участок никому не предоставлен и, следовательно, отказ администрации города Нижний Тагил в однократном бесплатном предоставлении Корякову А.В. и Коряковой А.А. в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> для индивидуального жилищного строительства создает препятствия в реализации заявителями земельных прав и является незаконным (статья 36 Конституции Российской Федерации, статья 7 Закона Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»).
В соответствии со статьей 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему и течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-198, 258 и 336 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Корякова А.В. и Коряковой А.А. об оспаривании действия администрации города Нижний Тагил, удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации города Нижний Тагил в однократном бесплатном предоставлении Корякову А.В. и Коряковой А.А. в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать администрацию города Нижний Тагил устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Корякова А.В. и Коряковой А.А.:
принять решение об образовании земельного участка по адресу: <адрес>, для целей индивидуального жилищного строительства, а также утвердить и выдать заявителям схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, в месячный срок;
вынести постановление о предоставлении Корякову А.В. и Коряковой А.А. сформированного земельного участка в собственность в соответствии с пунктом 4 статьи 54-7 Закона Свердловской области от 07.07.2004 № 18-ОЗ «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области» в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Дзержинский районный суд г. Нижнего Тагила в течение 10 дней.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено 17 ноября 2010 года.
Судья: