Решение от 13.10.2010 по делу № 2-1231/2010 по заявлению Мисюревой С.С. об оспаривании действий администрации города Нижний Тагил



КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ Российской Федерации

13 октября 2010 года Дзержинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Душкиной Ю.Е.,

при секретаре Ботовой К.И.,

с участием представителя заявителя Богданова Э.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № (2010) по заявлению Мисюревой С.С. об оспаривании действий администрации города Нижний Тагил

У С Т А Н О В И Л:

Мисюрева С.С. обратилась в суд с заявлением в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о признании незаконным действия администрации города Нижний Тагил, выразившегося в отказе в предоставлении на основании ее заявления от 27.07.2010 однократно бесплатно в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> либо по адресу: <адрес> для индивидуального жилищного строительства.

Мисюрева С.С. просит обязать администрацию города Нижний Тагил устранить в полном объеме допущенное нарушение ее прав путем рассмотрения ее заявления от 27.07.2010 о предоставлении земельного участка в собственность в соответствии с пунктом 2 статьи 54-7 Закона Свердловской области от 07.07.2004 № 18-ОЗ «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области».

В обоснование своих требований Мисюрева С.С. указала, что она <данные изъяты> относится к категории граждан, проживающих на территории Свердловской области, имеющих в соответствии с федеральными законами право на первоочередное или внеочередное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

18.08.2010 заявитель получила письменный ответ начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации города Нижний Тагил о приостановлении рассмотрения данного заявления, поскольку на момент ее обращения земельный участок не может быть предоставлен ей по причине отсутствия сформированных земельных участков и отсутствия утвержденного порядка предоставления земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства, что, по мнению Мисюревой С.С., влечет нарушение ее прав, предусмотренных законом.

В судебное заседание заявитель Мисюрева С.С. не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом. Доверила представление своих интересов представителю Богданову Э.Р..

Представитель Богданов Э.Р., действующий на основании доверенности от 14.09.2010, удостоверенной и выданной нотариусом нотариального округа г. Нижний Тагил и Пригородного района Свердловской области В., зарегистрированной в реестре за №, доводы своего доверителя поддержал в полном объеме, настаивал на них.

Представитель заинтересованного лица - администрации города Нижний Тагил в судебное заседание не явился, о времени и месте разбирательства дела был надлежащим образом извещен, что в силу части 2 статьи 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно статьям 254, 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме. В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме, так и в произвольной, например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина (пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»).

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статьей 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия, бездействия.

На основании ст. 6 Закона Российской Федерации от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» на государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения, на должностных лиц, государственных служащих, действия (решения) которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений); гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.

Согласно ст. 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

Вместе с тем, принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований.

Согласно статьям 11.1, 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке.

На основании ст. ст. 11.3, 29 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Согласно ст.15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

На основании ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

На основании ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Так в соответствии со ст. 5 Закона Свердловской области от 07.07.2004 № 18-ОЗ «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области» Законодательное Собрание Свердловской области в соответствии с федеральными законами осуществляет законодательное регулирование земельных отношений, в том числе устанавливает случаи бесплатного предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан.

На основании ст. 54-7 указанного Закона, введенной в действие Областным законом от 20.11.2009 № 103-ОЗ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются однократно бесплатно в собственность граждан вне зависимости от места их постоянного проживания на территории Свердловской области для индивидуального жилищного строительства в случае, если граждане постоянно проживают на территории Свердловской области и относятся к категориям граждан, имеющих в соответствии с федеральными законами право на первоочередное или внеочередное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

В судебном заседании установлено, что Мисюрева С.С. постоянно проживает на территории Свердловской области, <данные изъяты> (л.д. 9).

27.07.2010 Мисюрева С.С. обратилась в администрацию города Нижний Тагил с заявлением об однократном бесплатном предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> либо по адресу: <адрес> для индивидуального жилищного строительства в соответствии с пунктом 2 статьи 54-7 Закона Свердловской области № 18-ОЗ от 07.07.2004 «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области».

Письмом начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации города Нижний Тагил № 4231 от 18.08.2010 Мисюревой С.С. сообщено, что земельный участок не может быть ей предоставлен по причине отсутствия сформированных земельный участков согласно действующего законодательства и отсутствия утвержденного порядка действий органов местного самоуправления муниципального образования по предоставлению однократно бесплатно в собственность земельных участков.

Наличие у Мисюревой С.С. права на однократное бесплатное предоставление в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в порядке пункта 2 статьи 54-7 вышеуказанного Областного закона подтверждается сведениями о дате регистрации заявителя по месту жительства в городе Нижний Тагил Свердловской области, <данные изъяты>, копией удостоверения в том, что она является получателем пенсии <данные изъяты> (л.д. 8-9). <данные изъяты>.

В соответствии со ст.36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

На основании ст.18 Конституции Российской Федерации Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

На основании ст.55 Конституции Российской Федерации Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ст.28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность, граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, указанных прямо в законе.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

При рассмотрении настоящего гражданского дела администрацией города Нижний Тагил и другими заинтересованными лицами не представлены суду и заявителю письменные доказательства (документы) законности оспариваемого бездействия, отвечающие требованиям статья 6 Закона Российской Федерации от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан.

Доводы, приведенные в письме начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации города Нижний Тагил от 18.08.2010 за № 4231 (л.д.10) не основаны на нормах действующего земельного и гражданского законодательства.

Государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 № 187-О).

Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

В частности, земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность без предварительного согласования места размещения объекта.

Пунктом 4 ст.30 Земельного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта.

На основании пунктов 7, 8, 9, 10 Земельного кодекса Российской Федерации решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства является основанием государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность. Решение или выписка из него о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия. Решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд. В случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления.

Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

На основании ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости.

На основании ст.20 Земельного кодекса Российской Федерации с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.

Согласно ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации при постановке на учет земельного участка с заявлением в орган кадастрового учета должны быть представлены необходимые для кадастрового учета документы, в том числе межевой план.

На основании ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации при постановке на учет объекта недвижимости, учете изменений объекта недвижимости орган кадастрового учета в случае принятия соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета обязан выдать заявителю или его представителю лично под расписку кадастровый паспорт объекта недвижимости.

Отсутствие до настоящего времени в муниципальном образовании «Город Нижний Тагил» специальных муниципальных правовых актов, устанавливающих механизм реализации гражданами земельных прав, предусмотренных статьей 58-7 Закона Свердловской области от 07.07.2004 № 18-ОЗ, и регламентирующих полномочия органов и структурных подразделений администрации города, не может служить законным основанием к ограничению земельных прав заявителя.

Решением Нижнетагильской городской Думы от 22.10.2009 № 77 установлены в границах города Нижний Тагил следующие предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности:

для индивидуального жилищного строительства в границах населенного пункта город Нижний Тагил - от 0,03 га до 0,25 га;

для индивидуального жилищного строительства в границах других населенных пунктов - от 0,06 га до 0,30 га.

Также установлен следующий максимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданам в собственность бесплатно из земель, находящихся в собственности города Нижний Тагил:

в границах населенного пункта город Нижний Тагил для индивидуального жилищного строительства - 0,25 га;

в границах других населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства - 0,30 га.

Вышеприведенные нормы земельного законодательства на спорном этапе выбора и формирования земельного участка предусматривают обязанность администрации города Нижний Тагил как органа местного самоуправления, обладающего правом предоставления соответствующих земель, государственная собственность на которые не разграничена, принять решение об образовании земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства, а также утвердить и выдать заявителям схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, что позволит выполнить работы по формированию спорного земельного участка.

В свою очередь, в целях сохранения городских земель, необходимых для решения вопросов местного значения, администрацией города Нижний Тагил может использоваться резервирование земель для муниципальных нужд в порядке, установленном статьей 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации и определенном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 561.

Выполнение в отношении спорного земельного участка кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка предполагает расходование денежных средств. Мисюрева С.С. не возражает понести такие расходы.

В соответствии со статьей 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Требование о предоставлении земельного участка по конкретному адресу не может быть удовлетворено, так как заявитель не обладает правом на выбор определенного участка, поскольку участок предоставляется муниципальным образованием из земель, находящихся в муниципальной собственности.

Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему и течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление Мисюревой С.С. об оспаривании действий администрации города Нижний Тагил удовлетворить.

Признать незаконными действия администрации города Нижний Тагил, выразившиеся в отказе Мисюревой С.С. в предоставлении однократно бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Обязать администрацию города Нижний Тагил устранить в полном объеме допущенное нарушение правМисюревой Светланы Сергеевны.

Принять решение о предоставлении Мисюревой С.С. бесплатно в собственность земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства, а также утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, в месячный срок.

Мисюревой С.С. и в суд, вынесший решение, сообщить об исполнении решения не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней со дня изготовления текста решения в окончательной форме с подачей кассационной жалобы через Дзержинский районный суд города Нижнего Тагила.

Судья-подпись

Текст решения в окончательной форме изготовлен 08 ноября 2010 года.

Судья-подпись

Копия верна. Судья-