Решение от 14.10.2010 по делу № 2-1260/2010 по заявлению Крылосова В.А., Крылосовой Е.С. об оспаривании действий администрации города Нижний Тагил



КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ Российской Федерации

14 октября 2010 года Дзержинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Душкиной Ю.Е.,

при секретаре Ботовой К.И.,

с участием заявителей Крылосова В.А., Крылосовой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1260 (2010) по заявлению Крылосова В.А. и Крылосовой Е.С. об оспаривании действий администрации города Нижний Тагил

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГ Крылосов В.А. и Крылосова Е.С. обратились в суд с заявлением в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о признании незаконным отказа администрации города Нижний Тагил в предоставлении им бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> индивидуального жилищного строительства.

Крылосов В.А. и Крылосова Е.С. просят обязать администрацию города Нижний Тагил устранить в полном объеме допущенное нарушение их прав, так как в соответствии с пунктом 4 статьи 54-7 Закона Свердловской области от 07.07.2004 № 18-ОЗ «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области» они имеют право на получение земельного участка в таком порядке. Данное право по мнению заявителей подтверждается наличием между брака, а также их возрастом, они оба не достигли 35 лет.

В судебном заседании заявитель Крылосов В.А. доводы, изложенные в заявлении, подтвердил, настаивал на них. Дополнительно пояснил, что 35 лет им с супругой не исполнилось, земельных участков в собственности не имеют, спорный земельный участок предназначен для застройки индивидуальными жилыми домами. Согласны нести расходы по формированию спорного земельного участка за свой счет.

Заявитель Крылосова Е.С. доводы, изложенные в заявлении, подтвердила, настаивала на них.

Представитель заинтересованного лица - администрации города Нижний Тагил в судебное заседание не явился, о времени и месте разбирательства гражданского дела муниципальное образование извещено надлежащим образом, что в силу части 2 статьи 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно статьям 254, 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданине вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме. В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме, так и в произвольной.

Статьей 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия, бездействия.

Согласно ст. 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

Вместе с тем, принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований.

Согласно статьям 11.1, 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке.

На основании ст.ст.11.3, 29 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Согласно ст.15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

На основании ст.29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

На основании ст.28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Так в соответствии со ст.5 Закона Свердловской области от 07.07.2004 № 18-ОЗ «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области» Законодательное Собрание Свердловской области в соответствии с федеральными законами осуществляет законодательное регулирование земельных отношений, в том числе устанавливает случаи бесплатного предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан.

На основании ст. 54-7 указанного Закона, введенной в действие Областным законом от 20.11.2009 № 103-ОЗ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются однократно бесплатно в собственность граждан вне зависимости от места их постоянного проживания на территории Свердловской области для индивидуального жилищного строительства в следующих случае, если граждане постоянно проживают на территории Свердловской области, не достигли возраста 35 лет, состоят между собой в браке и совместно обратились за предоставлением земельного участка.

В судебном заседании установлено, что Крылосов В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Крылосова Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, постоянно проживают на территории Свердловской области и состоят между собой в браке с 06.08.2005 года.

05.07.2010 Крылосов В.А. и Крылосова Е.С. совместно обратились в администрацию города Нижний Тагил с заявлением об однократном бесплатном предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> для индивидуального жилищного строительства в соответствии с пунктом 4 статьи 54-7 Закона Свердловской области № 18-ОЗ от 07.07.2004 «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области».

Письмом начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации города Нижний Тагил № 3933 от 02.08.2010 Крылосовым сообщено, что земельный участок не может быть им предоставлен, так как не имеется нормативного документа, регулирующего порядок предоставления земельных участков в просимом порядке.

В соответствии со ст.36 Конституции Российской Федерации граждане вправе иметь в частной собственности землю. Условия и порядок пользования земли определяются на основе федерального закона.

На основании ст.18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

На основании ст.55 Конституции Российской Федерации Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ст.28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности.

При рассмотрении настоящего гражданского дела администрацией города Нижний Тагил и другими заинтересованными лицами не представлены суду и заявителям письменные доказательства (документы) законности оспариваемого действия, отвечающие требованиям статья 6 Закона Российской Федерации от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан.

Доводы, приведенные в письме начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации города Нижний Тагил от 02.04.2010 № 1782 о невозможности предоставления земельного участка в связи с отсутствием утвержденного порядка не основаны на нормах действующего земельного и гражданского законодательства.

Государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 № 187-О).

Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

В частности, земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность без предварительного согласования места размещения объекта.

Пунктом 4 ст.30 Земельного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта. Такой порядок состоит из следующих действий: проведение работ по формированию земельного участка: определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения юртов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка; подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов, конкурсов, аукционов.

На основании пунктов 7, 8, 9, 10 Земельного кодекса Российской Федерации решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства является основанием государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность. Решение или выписка из него о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия.

Решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд. В случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления.

Как следует из представленных заявителями документов, граница истребуемого заявителями земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, в связи с чем, не может служить объектом прав, предметом договора приватизации и преддоговорного спора в настоящем гражданском деле.

Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Отсутствие до настоящего времени в муниципальном образовании «Город Нижний Тагил» специальных муниципальных правовых актов, устанавливающих механизм реализации гражданами земельных прав, предусмотренных статьей 58-7 Закона Свердловской области от 07.07.2004 № 18-ОЗ, и регламентирующих полномочия органов и структурных подразделений администрации города, не может служить законным основанием к ограничению земельных прав заявителей.

Решением Нижнетагильской городской Думы от 22.10.2009 № 77 установлены в границах города Нижний Тагил следующие предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности:

для индивидуального жилищного строительства в границах населенного пункта город Нижний Тагил - от 0,03 га до 0,25 га;

для индивидуального жилищного строительства в границах других населенных пунктов - от 0,06 га до 0,30 га.

Также установлен следующий максимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданам в собственность бесплатно из земель, находящихся в собственности города Нижний Тагил:

в границах населенного пункта город Нижний Тагил для индивидуального жилищного строительства - 0,25 га;

в границах других населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства - 0,30 га.

Вышеприведенные нормы земельного законодательства на спорном этапе выбора и формирования земельного участка предусматривают обязанность администрации города Нижний Тагил как органа местного самоуправления, обладающего правом предоставления соответствующих земель, государственная собственность на которые не разграничена, принять решение об образовании земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства, а также утвердить и выдать заявителям схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, что позволит выполнить работы по формированию спорного земельного участка.

В свою очередь, в целях сохранения городских земель, необходимых для решения вопросов местного значения, администрацией города Нижний Тагил может использоваться резервирование земель для муниципальных нужд в порядке, установленном статьей 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации и определенном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 561.

Выполнение в отношении спорного земельного участка кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка предполагает расходование денежных средств. Крылосовы не возражают понести такие расходы.

В соответствии со статьей 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему и течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Крылосова В.А. и Крылосовой Е.С. об оспаривании действий администрации города Нижний Тагил удовлетворить.

Признать незаконным действие администрации города Нижний Тагил, выразившееся в отказе Крылосову В.А. и Крылосовой Е.С. в предоставлении однократно бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Обязать администрацию города Нижний Тагил устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Крылосова В.А. и Крылосовой Е.С..

Принять решение о предоставлении Крылосову В.А. и Крылосовой Е.С. бесплатно в собственность земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства, а также утвердить и выдать заявителям схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, в месячный срок.

Крылосову В.А. и Крылосовой Е.С. и в суд, вынесший решение, сообщить об исполнении решения не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней со дня изготовления текста решения в окончательной форме с подачей кассационной жалобы через Дзержинский районный суд города Нижнего Тагила.

Судья- подпись

Текст решения в окончательной форме изготовлен 03 ноября 2010 года.

Судья- подпись

Копия верна.