Решение от 09.12.2010 по делу № 2-1240/2010 по иску прокурора Дзержинского района в интересах РФ в защиту экологических прав неопределенного круга лиц неопределнного круга лиц, к ООО `Райкомхоз-теплосети`



Дело № 2-1240/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 декабря 2010 года Дзержинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе

председательствующего судьи Ануфриевой Н.Ю.

при секретаре Панченко Л.В.

с участием помощника прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил Свердловской области Ищенко А.В.

представителя третьего лица на стороне истца Министерства природных ресурсов Свердловской области Нурумовой В.С., действующей на основании доверенности№, выданной министром 13 октября 2010 года сроком на один год

представителя ответчика Общества с ограниченной ответственностью «Райкомхоз-теплосети» Ушенина С.А., действующего на основании доверенности №, выданной директором Общества 09 февраля 2010 года на срок до 01 января 2011 года

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах Российской Федерации в защиту экологических прав неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Райкомхоз-теплосети» о понуждении к проведению инвентаризации отходов производства и потребления, а также к разработке и утверждению проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение

У С Т А Н О В И Л

Прокурор Дзержинского района города Нижний Тагил Свердловской области, действуя в интересах Российской Федерации в защиту экологических прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «Райкомхоз-теплосети», в котором просит возложить на ответчика обязанность провести инвентаризацию отходов производства и потребления, а также разработать и утвердить проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Обосновывая заявленные требования, указал, что в ходе проведенной проверки было установлено, что ответчик при осуществлении хозяйственной деятельности, в результате которой образуются отходы производства и потребления, не соблюдает требования природоохранного законодательства Российской Федерации, поскольку у него отсутствуют нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, что ведет к невыполнению мероприятий по охране здоровья человека, поддержания благоприятного состояния окружающей среды и сохранению биологического разнообразия, к допущению превышения источником загрязнения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду.

На предприятии проведена инвентаризация отходов производства и потребления, согласно которой на нем образуются два вида отходов: ртутные лампы, люминесцентные трубки, отработанные и брак, а также мусор от бытовых помещений организации.

В судебном заседании прокурор, действуя в интересах Российской Федерации в защиту экологических прав и законных интересов неопределенного круга лиц, отказался от исковых требований к ООО «Райкомхоз-теплосети» в части возложения на ответчика обязанности по проведению инвентаризации отходов производства и потребления, поскольку указанная обязанность ответчиком была исполнена и на момент проведения прокурорской проверки, что отражено в акте проверки.

Представитель третьего лица на стороне истца Министерства природных ресурсов Свердловской области Нурумова В.С., действующая на основании доверенности №, выданной министром 13 октября 2010 года сроком на один год (л.д.65), поддержала отказ прокурора от данной части исковых требований.

Отказ прокурора от иска принят судом, и производство по делу в этой части исковых требований прекращено определением суда от 09 декабря 2010 года.

Исковые требования в части понуждения ответчика разработать и утвердить проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также основания данных требований, прокурор поддержал.

Представитель третьего лица на стороне истца Министерства природных ресурсов Свердловской области Нурумова В.С. поддержала предъявленные к ООО «Райкомхоз-теплосети» требования, полагает, что, не имея разработанных и утвержденных в установленном порядке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, ответчик нарушает природоохранное законодательство, поскольку в результате его деятельности образуются отходы производства, такие как огарки стальных сварочных электродов, лом черных металлов, временно накапливающиеся на оборудованной контейнерной площадке на территории ответчика. Для соблюдения пиродоохранного законодательства предприятию следует разработать и утвердить проект нормативов образования этих отходов и лимитов на их размещение.

Представитель ответчика – ООО «Райкомхоз-теплосети» Ушенин С.А., действующий на основании доверенности №юр, выданной директором Общества 09 февраля 2010 года на срок до 01 января 2011 года (л.д.66), исковые требования не признал. Возражая против предъявленных исковых требований, не оспаривая при этом факт образования отходов в результате хозяйственной деятельности Общества, пояснил суду, что ООО «Райкомхоз-теплосети» является субъектом малого предпринимательства и потому, в соответствии с положениями п.3 ст. 18 Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» освобождено от обязанности разрабатывать и утверждать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Заслушав стороны, исследовав представленные суду письменные доказательства, оценив доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с требованиями ст.18 Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

2. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

В соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» субъектами малого и среднего предпринимательства являются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

На основании ст. 4 Закона к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Тот факт, что ООО «Райкомхоз-теплосети» относится к субъекту малого предпринимательства, в судебном заседании ни прокурором, ни представителем третьего лица на стороне истца, не оспаривался и подтвержден представленными суду копиями свидетельства о государственной регистрации ответчика в качестве юридического лица (л.д.19), Устава ООО «Райкомхоз-теплосети» (л.д.21-57), согласно которому учредителями Общества являются физические лица; справкой № от 13 октября 2010 года о том, что в 209 году средняя численность работников Общества не превышала 100 человек (л.д.90) и бухгалтерской справкой от 13 октября 2010 года (л.д.91), согласно которой по данным годовой бухгалтерской отчетности за 2009 год (форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках») выручка от продажи товаров, работ и услуг за минусом НДС за 2009 год составила 15.007 тысяч рублей.

Однако, возражая против исковых требований, полагая, что п.3 ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» во всех случаях освобождает ООО «Райкомхоз-теплосети» от обязанности разрабатывать и утверждать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представитель ответчика заблуждается, неправильно трактуя положения Федерального закона № 89-ФЗ, согласно которому такая льгота предоставляется субъектам малого предпринимательства в тех случаях, когда эти организации лишь образуют отходы. В данном же случае, помимо образования отходов производства и потребления, имеет место их накопление.

В соответствии с положениями ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:

соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека;

разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

Статья 1 Федерального закона № 89-ФЗ дает основные, использующиеся в нем, понятия, среди которых:

отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;

обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;

лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;

накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Тот факт, что образующиеся в результате хозяйственной деятельности ООО «Райкомхоз-теплосети» отходы накапливаются Обществом, не оспаривался в судебном заседании представителем ответчика и подтверждается имеющимся в материалах гражданского дела в копии актом № обследования организации-природопользователя, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, проводившегося специалистом СОГУ «Центр экологического мониторинга и контроля» в период с 23 июня 2010 года по 28 июня 2010 года (л.д.6-12), из которого следует, что согласно проведенной инвентаризации на предприятии образуется два вида отхода: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак; а также мусор от бытовых помещений организации несортированный (исключая крупногабаритный). При этом в инвентаризацию не включены огарки стальных сварочных электродов и лом черных металлов несортированный.

Предприятием заключен договор № от 01 апреля 2008 года с ООО «Элис» на оказание услуг по вывозу и захоронению твердых отходов производства и потребления; для временного накопления твердых бытовых отходов предприятием оборудована контейнерная площадка с установленными на ней двумя контейнерами; отработанные ртутьсодержащие лампы хранятся в отдельном складском помещении на стеллажах, в заводской упаковке.

Таким образом, осуществляя накопление отходов производства, ответчик обязан разработать и утвердить проект нормативов их образования и лимитов на их размещение.

Поскольку для проведения мероприятий по разработке и утверждению проекта требуется время, суд считает необходимым предоставить ответчику срок для этого в течение шести месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Райкомхоз-теплосети» в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу разработать и утвердить проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней со дня составления мотивированного текста решения, с подачей кассационной жалобы через Дзержинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.

Судья -Н.Ю. АНУФРИЕВА

Мотивированный текст решения составлен судом 14 декабря 2010 года