РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 января 2011 года Дзержинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Душкиной Ю.Е.
при секретаре Ботовой К.И.,
с участием помощника прокурора Дзержинского района г.Н.Тагила Ищенко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-45 (2011) по заявлению прокурора Дзержинского района г.Н.Тагила в интересах Бенсон Л.А., Бенсон Е.Ф. об обжаловании действий нотариуса
установил:
Прокурор Дзержинского района г.Н.Тагила обратился в суд с заявлением в интересах Бенсон Е.Ф. и Бенсон Л.А. о признании действий нотариуса, выразившихся в отказе выдать свидетельства о праве на наследство по закону незаконными и возложении на нотариуса такой обязанности.
В соответствии с заявлением прокурор указал, что с жалобой на отказ в выдаче свидетельств о праве на наследство по закону в прокуратуру Дзержинского района г.Н.Тагила обратились граждане Бенсон Е.Ф. и Бенсон Л.А..
Проведенной проверкой было установлено, что **.**.**** умерла дочь заявителей Р. (до брака Бенсон), постоянно проживающая в *** Австрия. В Российской Федерации Р. имела в собственности квартиру *** в доме *** по ул. ... в г.Н.Тагиле. Наследники Бенсон обратились в нотариусу г.Н.Тагила и Пригородного района Свердловской области Завьяловой Т.С. 05.06.2009 года по месту открытия наследства – месту нахождения квартиры наследодателя. 05.11.2009 года временно исполняющая обязанности нотариуса г.Н.Тагила и Пригородного района Свердловской области Завьяловой Т.С. Сарикова С.В. отказала в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону родителям Р.. Отказ мотивирован тем, что нотариус не располагает документом компетентного органа Австрии, содержащего сведения о призываемых к наследованию наследниках и их долях в наследственном имуществе в соответствии с действующим законодательством Австрии.
Отказ в правовом порядке мотивирован ссылкой на ст.1224 п.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой отношения по наследованию определяются по праву страны, где наследодатель имел последнее место жительства.
Излагая свое несогласие с действиями нотариуса, в той части, что в данном случае наследуется недвижимое имущество и к его наследованию применяются правила, предусмотренные Российским законодательством, прокурор в просительной части заявления, изложил требования следующим образом: признать незаконными действия нотариуса нотариального округа г.Н.Тагила и Пригородного района Свердловской области Завьяловой Т.С., выразившиеся в отказе в выдаче Бенсон Е.Ф. и Бенсон Л.А. свидетельств о праве на наследство на недвижимое имущество – квартиру *** в доме *** по ул. ... в г.Н.Тагиле; возложить на нотариуса обязанность выдать свидетельства о праве на наследство.
05.07.2010 года судом было вынесено решение об удовлетворении исковых требований и возложении обязанности на нотариуса выдать свидетельства о праве на наследство по закону. Решение было отменено определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 14.10.2010 года с направлением дела на новое рассмотрение.
В судебное заседание 25.01.2011 года заявители Бенсон Е.Ф. и Бенсон Л.А. не явились. О времени и месте рассмотрения гражданского дела участники процесса извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями.
Нотариус Завьялова Т.С. в судебное заседание не явилась. О времени и месте рассмотрения гражданского дела данный участник процесса извещен надлежащим образом. Временно исполняющая обязанности нотариуса нотариального округа г.Н.Тагила и Пригородного района Свердловской области Завьяловой Т.С. Сарикова С.В. суду направила заявление с просьбой рассмотреть гражданское дело в ее отсутствие. Ранее временно исполняющей обязанности нотариуса Завьяловой Т.С. Сариковой С.В. суду направлялось мнение о том, что с иском она не согласна (л.д.85), в том же заявлении Сарикова С.В. сообщила, что 03.06.2010 года ей был направлен запрос компетентному нотариусу Австрии с просьбой предоставить сведения о лицах, призываемых к наследованию и их долях в наследственном имуществе. Дополнительно 07.12.2010 года временно исполняющая обязанности нотариуса Сарикова С.В., сославшись на запрос от 03.06.2010 года, сообщила суду, что 29.06.2010 года ей было получено сообщение Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области о том, что запрос был перенаправлен в Департамент международного права и сотрудничества Министерства юстиции Российской Федерации. Другими сведениями о движении запроса она не располагает, в связи с чем выдать свидетельства о праве на наследство в бесспорном порядке не представляется возможным. Нотариус полагает, что Бенсон Е.Ф. и Бенсон Л.А. могут обратиться в суд в порядке искового производства с вопросом о признании права собственности по праву наследования (л.д.171).
Заинтересованное лицо Х., проживающий в Австрии, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещен надлежащим образом путем направления извещения на немецком языке по почте, а также путем направления извещения на адрес его электронной почты. С учетом заявительного порядка обращения Бенсон в суд и отсутствием спора о праве международное судебное поручение не направлялось. Свою позицию по наследственному имуществу данное лицо высказало в письменных документах по переписке с нотариусом, что и было предметом исследования.
В судебном заседании помощник прокурора Дзержинского района г.Н.Тагила Ищенко А.В. требования в интересах Бенсон Е.Ф. и Бенсон Л.А. поддержал полностью. В настоящее время заявителем не выданы свидетельства о праве на наследство после смерти дочери. Так как предметом наследования является недвижимое имущество, то его наследование в соответствии со ст.1224 Гражданского кодекса Российской Федерации должно происходить с учетом применением российского законодательства. При наследовании российскими гражданами недвижимого имущества нотариус не требует подтверждения, а тем более письменного документа, о количестве лиц, призываемых к наследованию. Такое же требование, по мнению прокурора, не может быть выдвинуто нотариусом и при наследовании заявителями имущества Р., находящегося в Российской Федерации. Кроме того, интересы Х. учтены, поскольку последний заявил о себе нотариусу и Бенсон не возражают против его участия в наследовании квартиры. Иных наследников не имеется. В том числе, российское законодательство предусматривает возможность обращения других наследников и после истечения срока для принятия наследства, имеется как добровольный порядок раздела наследственного имущества между наследниками, принявшими наследство и вновь заявленными, так и порядок судебной защиты прав таких лиц. Соответственно, по мнению помощника прокурора Дзержинского района г.Н.Тагила Ищенко А.В. в данном случае Бенсон Л.А. и Е.Ф. имеют право на получение свидетельств о праве на наследство после смерти своей дочери.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы гражданского дела, материалы наследственного дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Бенсон Л.А. и Бенсон Е.Ф. являются родителями Р., имевшей добрачную фамилию Бенсон, что подтверждается справкой о рождении Р., **.**.**** года рождения, копией свидетельства о рождении (л.д.22,61) и копией выписки из книги регистрации браков Австрийкой Республики, согласно которой **.**.**** Р. вступила в зарегистрированный брак с Х., после чего ей была присвоена фамилия Р. (л.д.23).
23.11.1995 года Р. приобрела в собственность квартиру *** в доме *** по ул. ... в г.Н.Тагиле (л.д.27).
Смерть наследодателя последовала **.**.**** в городе *** Австрии (л.д.18).
В установленный законом срок 05.06.2009 года Бенсон Е.Ф., Бенсон Л.А. обратились к нотариусу Завьяловой Т.С. с заявлениями о принятии наследства после смерти дочери (л.д.15), указав в заявлении супруга Р. как наследника Х..
Бенсон Я.Е. также обратилась с таким заявлением, с указанием, что является наследником по завещанию, однако, Бенсон Я.Е. документа, подтверждающего волю наследодателя, не представила, а опрошенная в судебном заседании 04-05.07.2010 года подтвердила его отсутствие и указала на то, что имущественных притязаний она не имеет.
Х. обозначил свое правовое положение как наследник Р., направив нотариусу сообщение о смерти своей супруги и указав, что в России по его сведениям имеется имущество – квартира и мотоцикл (л.д.31). В этом же сообщении от 22.07.2009 года (дата получения нотариусом) Х. указал, что процедура наследования в Австрии не закончена, по ее окончании он свяжется с нотариусом и направит документы от австрийского нотариуса.
В ноябре 2009 года Бенсон Е.Ф. и Бенсон Л.А. обратились к нотариусу с заявлениями, в которых указали, что Х. требует от них отказа от наследства Р., находящегося в Австрии, ссылаясь на обременения, которые имеет данный наследодатель (л.д.68,70). Заявители просили дать нотариуса ответ относительно наследования имущества ими.
Одновременно Бенсон обратились с жалобой к прокурору Дзержинского района г.Н.Тагила. Из ответа от 27.11.2009 года на запрос прокурора Дзержинского района г.Н.Тагила, данного временно исполняющей обязанности нотариуса Завьяловой Т.С. Сариковой С.В. следует, что наследодатель Р. на день смерти постоянно проживала в иностранном государстве, отношения по наследованию (круг наследников, основания наследования) должны определяться по праву той страны, где Р. имела постоянное место жительства, т.е. по праву Австрии. Свидетельство о праве на наследство будет выдано тому кругу наследников, который определит компетентный орган Австрии (л.д.74).
В материалах наследственного дела имеется разъяснение доктора *** официального нотариуса в ***, адресованное Х., из которого следует, что согласно параграфу 106 норм юрисдикции, процедура оформления наследства и производство относительно недвижимости, которая находится в Австрии и относительно движимого имущества, которое находится в стране, подлежит австрийской юрисдикции в том случае, если умерший являлся гражданином Австрии. Подсудность австрийским судам относительно движимого имущества, находящегося за границей, имеет место в том случае, когда умерший последнее время являлся гражданином Австрии и его постоянное место жительства было в стране. Тем самым констатируется, что на основании вывода от противного, наследственное производство относительно недвижимости за границей не входит в компетенцию австрийских судов (л.д.76).
17.02.2010 года исполняющая обязанности нотариуса Завьяловой Т.С. Сарикова С.В. направила Х. сообщение о том, что в соответствии со ст.1115 Гражданского кодекса Российской Федерации местом открытия наследства является последнее место жительства наследодателя. При этом имевшее место гражданства наследодателя юридического значения для оформления наследства не имеет (л.д.208).
Из материалов наследственного дела следует, что 03.06.2010 года временно исполняющей нотариуса Завьяловой Т.С. Сариковой С.В. официальному нотариусу в *** доктору *** был направлен запрос о том, что для выдачи свидетельства о праве на наследство наследникам после смерти Р. ей необходим документ, содержащий сведения о лицах, призываемых к наследованию и их долях в наследственном имуществе. Соответствующий документ нотариус просила направить ей (л.д.218). Данный запрос был направлен нотариусом через нотариальную палату Свердловской области для направления его в Главное Управление юстиции по Свердловской области (л.д.220). Запрос был перенаправлен в Департамент международного права и сотрудничества Министерства юстиции Российской Федерации (л.д.221).
Из дальнейшей переписки временно исполняющей обязанности нотариуса Сариковой С.В. с Бенсон Л.А. и Бенсон Е.Ф. следует, что 01.11.2010 года Бенсон Л.А. и Бенсон Е.Ф. обращались к нотариусу с просьбой сообщить на каком этапе продвижения находится запрос в компетентные органы Австрии о круге наследников (л.д.231), на что 09.11.2010 года Сариковой С.В. был дан ответ о том, что 29.06.2010 года ей стало известно о перенаправлении запроса (л.д.233). Иных сведений в материалах наследственного дела не имеется.
Согласно ст.1224 Гражданского кодекса Российской Федерации отношения по наследованию определяются по праву той страны, где наследодатель имел последнее место жительства. Наследование движимого имущества определяется по праву страны, где находится это имущество, а наследование недвижимого имущества, внесенного в государственный реестр Российской Федерации, - по российскому праву.
В связи с тем, что последнее место жительства наследодателя Р. – Австрия, отношения по наследованию должны применяться в соответствии с законодательством Австрии. Компетентные органы Австрии, наделенные правом оформления наследства, определяют нормы права, подлежащие применению, основания наследования, круг наследников, которые призываются к наследованию, выдают документ, подтверждающий права наследников на недвижимое имущество, находящееся на территории Австрии, а также любое движимое имущество, независимо от его места нахождения (акции, вклады, транспортные средства и пр.). Свидетельство о праве на наследство на недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации должно выдаваться нотариусом Российской Федерации по месту нахождения недвижимости. Настоящее свидетельство может быть выдано исключительно при наличии документа, поступившего от компетентного органа Австрии, содержащего сведения о лицах, призываемых к наследованию и их долях в наследственном имуществе, в соответствии с действующим законодательством Австрии.
В настоящее время нотариусом предприняты действия, направленные на получение такого документа, сведений по нему не получено. Следовательно, признавать действия нотариуса незаконными и возлагать не него обязанность по выдаче свидетельств на момент рассмотрения гражданского дела представляется преждевременным.
Таким образом, требования прокурора Дзержинского района г.Н.Тагила в интересах Бенсон Е.Ф. и Бенсон Л.А. об оспаривании действий нотариуса и возложении обязанности выдать свидетельства удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении требований прокурора Дзержинского района г.Н.Тагила в интересах Бенсон Л.А., Бенсон Е.Ф. об обжаловании действий временно исполняющей обязанности нотариуса нотариального округа г.Н.Тагила и Пригородного района Свердловской области Завьяловой Т.С. Сариковой С.В., выразившихся в отказе выдать свидетельства о праве на наследство и возложении обязанности выдать Бенсон Е.Ф. и Бенсон Л.А. свидетельства отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней со дня изготовления текста решения в окончательной форме с подачей кассационной жалобы через Дзержинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.
Судья –
Текст решения в окончательной форме изготовлен в совещательной комнате.
Судья-