Решение от 07.02.2011 по делу № 2-165/2011 по иску Нижнетагильского природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации в лице териториального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей



Решение вступило в

законную силу 25.02.2011

копияДело № 2-165/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 февраля 2011 года

Дзержинский районный суд города Нижнего Тагила Свердловской области в составе: председательствующего судьи Димитровой Т.В.,

при секретаре Пыко Л.В.,

с участием представителя истца - помощника Нижнетагильского природоохранного прокурора Куликова Е.В.,

представителя ответчика Николаевой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижнетагильского природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации в лице территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Нижний Тагил и Пригородном районе и неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Тагильский огнеупорный завод» о возложении обязанности разработать и согласовать проект санитарно - защитной зоны,

У С Т А Н О В И Л:

Нижнетагильский природоохранный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации в лице территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Нижний Тагил и Пригородном районе и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Тагильский огнеупорный завод» (далее по тексту – ООО «Тагильский огнеупорный завод») с требованием о возложении обязанности разработать и согласовать проект санитарно - защитной зоны.

В обоснование своего требования указал, что проведенной прокуратурой проверкой установлено, что ООО «Тагильскийогнеупорныйзавод» является источником воздействия на окружающую среду обитания и здоровье человека. При деятельности предприятия в атмосферу выбрасываются загрязняющие вещества, такие как оксид кальция, оксид азота, пыль неорганическая, карбонат кальция, керосин, оксид углерода и др. Согласно данных предприятия, имеются источники выбросов в атмосферу загрязняющих веществ: печи, сварочный пост, оборудование для дробления, обжига, помола, гараж с автотранспортом и др. На момент проверки предприятие не имело проекта санитарно -защитной зоны, что является нарушением требований ст.ст.34, 44, 52 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 16, 30 ФЗ от 04. 05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст.ст.8,11,12,20 ФЗ от 30.03.1999 № 52- ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», п. 4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», п.п. 2.1,2.3,3.1,7.1.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Факт отсутствия на предприятии проекта организации санитарно-защитной зоны зафиксирован в акте поверки от 07.04.2010, проведенной территориальным отделом Управления Роспотребнадзора РФ в г. Н.Тагил и Пригородном районе. За нарушения санэпиднорм предприятие привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере *** рублей. Штраф оплачен. Выданы предписания от 30.09.2009,от 04.09.2010 о необходимости разработки проекта организации санитарно-защитной зоны. До настоящего времени проект не разработан. На основании изложенного просит суд обязать 000 «Тагильский огнеупорный завод» разработать и согласовать в установленном законом порядке проект организации санитарно - защитной зоны в срок до 01.12.2011года.

Представитель истца Нижнетагильского природоохранного прокурора – помощник прокурора Куликов Е.В. в судебном заседании на исковых требованиях настаивал, подтвердил все обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика ООО «Тагильский огнеупорный завод» Николаевой С.А., действующей на основании доверенности № *** от 04.02.2011 года, в судебном заседании исковые требования признала частично, согласившись с возложением на ответчика обязанности разработать и согласовать проект санитарно - защитной зоны, но не согласившейся с предложенным прокурором сроком для его изготовления – до 01.12.2011 года, указав, что данный срок является нереальным для поставленной задачи. При этом представитель ответчика пояснила, что 22 декабря 2009 года между ООО «Тагильский огнеупорный завод» и ООО *** «***» был заключен договор, на основании которого ответчик поручил второй стороне разработать проект санитарно - защитной зоны. Срок договора был установлен до 01.01.2014 года. Для составления проекта необходимо выполнение предподготовки, состоящей из нескольких этапов: 1.Инвентаризация источников шума. Ранее они не проводили инвентаризацию. У них 7 цехов, и инвентаризация требует времени. 2.Оценка воздействия неблагоприятных физических факторов (шум, вибрация, ЭМИ и т.д:). 3.Оценка химического фактора воздействия (воздействие на загрязнение атмосферного воздуха). Оценка риска здоровью населения. Все производится расчетным путем, на основании лабораторных исследований. Производятся замеры выбросов. Сроки были урегулированы санитарными правилами, 2.2.1 2.1.2.1 «1200-03» утверждены главным санитарным врачом в 1999 году. Указано, что необходимо производить контроль стационарных источников в количестве 50 измерений от одной точки, согласно графику, который согласовывается в ростехнадзоре. Замеры необходимо проводить в течении трех лет, разработчикам необходима статотчетность за три года. Следовательно, замеры должны быть произведены в течение трех лет - с 2010 по 2012 год. 4. Подготовка предложений по размеру расчетной санитарно-защитной зоны. Разработка программы производственною контроля на границе расчетной зоны. По тем веществам, которые они выпускают, они были по 1, 2 классу опасности. То есть санитарно-защитная зона должна быть около 500 метров -1 километра. Нужно произвести расчеты, чтобы можно было уменьшить санитарно-защитную зону. Влияние на третьих лиц будет меньше. Организация проведения производственного лабораторного контроля на границе расчетной санитарно-зашитной зоны. 5. Подготовка предложений по установлению ориентировочной СЗЗ для предприятия. Зонирование территории СЗЗ, определение режима ее использования. Организация согласований и утверждений ориентировочной СЗЗ. Санитарные правила «1200-03» полностью обуславливали перечень документов, которые необходимы для составления указанного проекта санитарно-защитной зоны. Но были приняты изменения в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция", исходя из которых, относительно их предприятия указанные нормы не применяются, поскольку в изменениях исключили слово «из действующих предприятий». А предприятие-ответчик является действующим. Новые нормы, содержащие требования к разработке проекта, не приняты. В связи с принятыми изменениями разработчики проекта не знают, что должно входить в проект, с кем нужно согласовывать. Несмотря на то, что оснований, устанавливающих обязательное проведения замеров в настоящее время нет, ответчик намерен их делать, так как вблизи предприятия имеются жилые застройки, и выяснение воздействия неблагоприятных физических и химических факторов необходимо. После получения в течение трех лет замеров им необходимо будет получить все протоколы, расчет произвести по итогам замеров. Расчет будет производиться около года. Возможно, что будут еще изменения в законодательстве. Поэтому, по мнению представителя ответчика, разумный срок для изготовления проекта санитарно-защитной зоны составляет не ранее 01.12.2013 года.

Выслушав представителя истица, представителя ответчика, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что ООО «Тагильскийогнеупорныйзавод» осуществляет деятельность по производству шамота, глины, обожженной извести, дунита, брусита и цемента; являетсяисточником воздействия на окружающую среду обитания и здоровье человека, так как при его деятельности, в том числе при работе помольно-обжигового участка, автотранспортного цеха, ремонтного участка в атмосферу выбрасываются загрязняющие вещества, такие как оксид кальция, оксид азота, пыль неорганическая, карбонат кальция, керосин, оксид углерода и др.

Обосновывая свои требования о необходимости разработки проекта санитарно-защитной зоны, истец сослался на п.п.3.1, 7.1.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных главным государственным санитарным врачом РФ 25.09.2007, зарегистрированных в Минюсте РФ 25.01.2008 № 10995.

Однако Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от **.**.**** N 122 были утверждены СанПиН 2.2.1/2.1.1.2739-10 "Изменения и дополнения N 3 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция", которыми исключено распространение указанного акта на действующие предприятия, следовательно, и на предприятие – ответчик.

Между тем, несмотря на то, что указанные нормы, прямо предписывающие обязанность по разработке проекта санитарно-защитной зоны, в отношении ответчика не подлежат применению, суд находит, что ответчик не освобождается от обязанности по разработке проекта, поскольку обязанность объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, по созданию санитарно - защитных зон возлагается на них другим действующим законодательством.

Так, согласно ст.16 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусматривается установление санитарно - защитных зон в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения. Размеры санитарно - защитных зон определяются на основе рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществв атмосферный воздух и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

В соответствии с п. 1 ст.34 ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Пунктом 3 ст. 44 Закона предусмотрено создание в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений санитарно - защитных зон. Пункт 2 ст.52 закона содержит требования по созданию санитарно - защитных зон в кварталах городских и сельских поселений с целью охраны жизнедеятельности человека, среды обитания растения, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной деятельности.

На основании ст. 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» оговорено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Выполнять требования санитарного законодательства. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц. Юридические лица, имеющие стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны, согласно п. 4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно- защитных зон на объектах, не имеющих организованной зоны, в соответствии с действующими санитарными правилами. Обеспечивать соблюдение режима санитарно- защитных зон.

В судебном заседании было установлено и не оспорено ответчиком, что предприятие-ответчик не имеет проекта санитарно -защитной зоны.

Факт отсутствия на предприятии проекта организации санитарно-защитной зоны не оспаривается ответчиком, кроме того, зафиксирован в акте поверки от 07.04.2010, проведенной территориальным отделом Управления Роспотребнадзора РФ в г. Н.Тагил и Пригородном районе. За нарушения санэпиднорм предприятие привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере *** рублей.

Ответчику были выданы предписания от 30.09.2009,от 04.09.2010 о необходимости разработки проекта организации санитарно-защитной зоны. До настоящего времени проект не разработан.

При таких обстоятельствах суд находит, что исковые требования о возложении обязанности разработать и согласовать проект санитарно - защитной зоны подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, суд находит, что предложенный истцом срок для выполнения работ по разработке проекта является неразумным, то есть не обеспечивающим реальную возможность для выполнения всех необходимых условий и работ, требующихся для составления соответствующего проекта санитарно-защитной зоны.

При этом суд исходит из следующего.

Разработка проекта санитарно-защитной зоны в соответствии с действующим законодательством включает в себя большой объем работ (инвентаризация источников, замеры, лабораторные исследования, оценка этих исследований, расчеты, утверждения и согласования) с привлечением аккредитованных и аттестованных на тот или иной вид работ организаций, лабораторий, что занимает значительное количество времени.

Ответчиком был представлен договор № *** от 22 декабря 2009 года, заключенный между ООО «Тагильский огнеупорный завод» и ООО *** «***», на основании которого ответчик поручил Исполнителю разработать проект санитарно - защитной зоны для основной производственной площадки предприятия. Содержание и сроки выполнения этапов работы определяются календарным планом, составляющим неотъемлемую часть настоящего договора (приложение № 1). Срок договора установлен с 25.12.2009 до 01.01.2014 года.

Приложение № 1 к договору содержит календарный план разработки ориентировочной СЗЗ. Согласно условиям договора, разработка проекта должна осуществляться в несколько этапов:

1.Инвентаризация источников шума, срок выполнения – октябрь 2010 года. В судебном заседании представитель ответчика указала, что данный этап работ уже выполнен.

2.Оценка воздействия неблагоприятных физических факторов (шум, вибрация, ЭМИ и т.д.), срок выполнения – с октября 2010 по март 2011 года.

3.Оценка химического фактора воздействия (воздействие на загрязнение атмосферного воздуха). Оценка риска здоровью населения, срок выполнения – с апреля 2011 по декабрь 2011 года.

В подтверждение выполнения работ по указанным пунктам представителем ответчика были представлены протоколы лабораторных испытаний атмосферного воздуха (подфакельные исследования) от 22.09.2010, от 07.12.2010 г.

4. Подготовка предложений по размеру расчетной санитарно-защитной зоны (СЗЗ). Разработка программы производственною контроля на границе расчетной С33. Организация проведения производственного лабораторного контроля на границе расчетной санитарно-зашитной зоны (СЗЗ), срок выполнения – с января 2012 по декабрь 2013 года.

5. Подготовка предложений по установлению ориентировочной СЗЗ для предприятия. Зонирование территории СЗЗ. определение режима ее использования. Организация согласований и утверждений ориентировочной СЗЗ, срок выполнения – в течение 2014 года.

На сведения, содержащиеся в указанном выше договоре и приложении к нему, представитель ответчик в судебном заседании ссылалась в качестве своих возражений против предложенного истцом срока выполнения проекта. При этом представитель ответчика привела подробные доводы, которые содержатся выше в показаниях представителя ответчика.

Суд находит приведенные доводы представителя ответчика логичными, подтверждающимися представленными доказательствами, и заслуживающими внимание.

Представителем истца не представлено суду каких-либо возражений относительно позиции представителя ответчика.

Исходя из изложенного, учитывая, что в договоре № *** от 22 декабря 2009 года имеется указание, что срок действия договора совпадает со сроком выполнения работы, суд считает необходимым установить срок для выполнения обязанности по разработке и согласованию проекта санитарно - защитной зоны в соответствии со сроками, определенными договором, то есть – до 01.01.2014 года.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Нижнетагильского природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации в лице территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Нижний Тагил и Пригородном районе и неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Тагильский огнеупорный завод» о возложении обязанности разработать и согласовать проект санитарно - защитной зоны – удовлетворить частично.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Тагильский огнеупорный завод» разработать и согласовать в установленном законом порядке проект организации санитарно - защитной зоны в срок до 01.01.2014 года.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Дзержинский районный суд г. Нижнего Тагила в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: подпись.

Мотивированное решение изготовлено 14 февраля 2011 года.

Судья: подпись.

Копия верна: Судья:Т.В.Димитрова