Решение от 22.02.2011 по делу № 2-151/2011 по иску Нижнетагильского природоохранного прокурора, действующего в интересах РФ в лице территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по СО



Решение вступило в законную силу 05.03.2011

Копия

Дело № 2-151/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 февраля 2011 года

Дзержинский районный суд города Нижнего Тагила Свердловской области в составе: председательствующего судьи Каракаш М.С.,

при секретаре Пыко Л.В.,

представителей ответчика Иванова М.С. и Калганова А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижнетагильского природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации в лице территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Нижний Тагил и Пригородном районе и неопределенного круга лиц, к Открытому акционерному обществу «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод имени Ф.Э.Дзержинского» о возложении обязанности разработать и согласовать проект санитарно - защитной зоны,

У С Т А Н О В И Л:

Нижнетагильский природоохранный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации в лице территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Нижний Тагил и Пригородном районе и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Открытому акционерному обществу «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод имени Ф.Э.Дзержинского» (далее по тексту – ОАО «НПК «Уралвагонзавод») с требованием о возложении обязанности разработать и согласовать проект санитарно - защитной зоны.

В обоснование своего требования указал, что проведенной прокуратурой проверкой установлено, что ОАО «НПК «Уралвагонзавод» является источником воздействия на окружающую среду обитания и здоровье человека. При деятельности предприятия в атмосферу выбрасываются загрязняющие вещества, такие как окись железа, оксид азота, ксилол, ацетон, бутилацетат, керосин, пыль неорганическая и др. Предприятие имеются более 800 источников выбросов в атмосферу загрязняющих веществ. На момент проверки предприятие не имело проекта санитарно -защитной зоны, что является нарушением требований ст.ст.34, 44, 52 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 16, 30 ФЗ от 04. 05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст.ст.8,11,12,20 ФЗ от 30.03.1999 № 52- ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», п. 4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», п.п. 2.1,2.3,3.1,7.1.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Факт отсутствия на предприятии проекта организации санитарно-защитной зоны зафиксирован в акте поверки от 02.03.2010, проведенной территориальным отделом Управления Роспотребнадзора РФ в г. Н.Тагил и Пригородном районе. Выдано предписание от 15.02.2010 о необходимости разработки проекта организации санитарно-защитной зоны. До настоящего времени проект не разработан. На основании изложенного просит суд обязать ОАО «НПК «Уралвагонзавод» разработать и согласовать в установленном законом порядке проект организации санитарно - защитной зоны в срок до 01.12.2011года.

Представитель истца Нижнетагильского природоохранного прокурора в судебное заседание не явился, о слушании дела был извещен надлежащим образом, в представленном в суд заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель истца территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Нижний Тагил и Пригородном районе в судебное заседание не явился, о слушании дела был извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика ОАО «НПК «Уралвагонзавод» Калганов А.Н., действующей на основании доверенности № *** от 19.01.2011 года, в судебном заседании исковые требования признал частично, согласившись с возложением на ответчика обязанности разработать и согласовать проект санитарно - защитной зоны, и не согласившись с предложенным прокурором сроком для его изготовления – до 01.12.2011 года, указав, что данный срок является нереальным для поставленной задачи. При этом представитель ответчика пояснила, что 10 мая 2008 года между ОАО «НПК «Уралвагонзавод» и ООО «***» был заключен договор, на основании которого ответчик поручил второй стороне разработать проект санитарно - защитной зоны. В настоящее время выполнены следующие работы: натурные обследования и описание современного состояния компонентов окружающей среды (обследование объектов техногенного воздействия, описание эколого-градостроительной ситуации); определены санитарно-гигиенические и экологические ограничения; проведены расчеты рассеивания загрязняющих веществ; разработан этап по фактору химического загрязнения атмосферного воздуха; определены уровни звуковой мощности источников шума по характеристикам оборудования (общие данные, порядок проведения акустического расчета, технологические характеристики предприятия как источника шума, определение допустимых уровней шума для расчетной территории, результаты расчета уровней шума на территории, программа измерений шума по установлению границ санитарно-защитной зоны). Подготовлены исходные данные для разработки последнего этапа по благоустройству и озеленению. ОАО «НПК «Уралвагонзавод» в соответствии с требованиями СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 отнесено ко 2 классу опасности, в связи с чем, «санитарно-защитная зона для действующих производств 1 и 2 класса опасности устанавливается с оценкой риска здоровью населения». Для продолжения работ по оценке риска для здоровья населения при обосновании санитарно-защитной 16.04.2010 был заключен договор № *** от 25.03.2010 для выполнения работ по оценке риска для здоровья населения при обосновании санитарно-защитной зоны. Выполнен этап по идентификации опасности и оценке зависимости «доза-ответ» в составе следующих работ: определение источников загрязнения атмосферы;проведение анализа информации о показателях опасности химических канцерогенов и неканцерогенов; ранжирование химических соединений и выбор приоритетных для исследования химических веществ. После окончательной разработки, проект нормативной санитарно-защитной зоны основной промплощадки ОАО «НПК «Уралвагонзавод» будет представлен в установленном порядке в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (Роспотребнадзор) для прохождения процедуры санитарной экспертизы. ОАО «НПК «Уралвагонзавод» имеет утвержденный и согласованный в Межрегиональном Территориальном Управлении проект предельно-допустимых выбросов. Срок действия до 01.08.2013 года. Мониторинг за воздействием предприятия в санитарно-защитной зоне осуществляется в полном объеме аккредитованной лабораторией, превышений по контролируемым веществам не обнаружено.

Представитель ответчика Иванов М.С., действующий на основании доверенности от 31.12.2010 сроком по 31.12.2011, поддержал позицию представителя Калганова А.В. Дополнительно суду пояснил, что в настоящее время готовая часть проекта санитарно-защитной зоны представлена главному санитарному врачу Свердловской области на экспертизу. Работы над оставшейся частью проекта продолжаются. В связи с тем, что предприятие имеет очень большую площадь из-за которой возникают сложности с разработкой проекта санитарно-защитной зоны, то просят установить срок для разработки проекта до 01.03.2012 года.

Выслушав представителей ответчика, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что ОАО «НПК «Уралвагонзавод» осуществляет деятельность по производству стали мартеновским и электросталеплавильным способом, производство вагонов с литейными и покрасочными цехами, производство вагонов с литейными и покрасочными цехами, производство по вторичной переработке цветных металлов, производство асфальтобетона, перегрузка и хранение мазута и других вязких нефтепродуктов, производство стальных конструкций, имеет свалку неутилизированных твердых промышленных отходов (шлакоотвал металлургического производства); является источником воздействия на окружающую среду обитания и здоровье человека, так как при его деятельности, в атмосферу выбрасываются загрязняющие вещества, такие как окись железа, оксид азота, ксилол, ацетон, бутилацетат, керосин, пыль неорганическая и др.

Обосновывая свои требования о необходимости разработки проекта санитарно-защитной зоны, истец сослался на п.п.3.1, 7.1.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных главным государственным санитарным врачом РФ 25.09.2007, зарегистрированных в Минюсте РФ 25.01.2008 № 10995.

Однако Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.09.2010 № 122 были утверждены СанПиН 2.2.1/2.1.1.2739-10 «Изменения и дополнения № 3 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция», которыми исключено распространение указанного акта на действующие предприятия, следовательно, и на предприятие – ответчик.

Между тем, несмотря на то, что указанные нормы, прямо предписывающие обязанность по разработке проекта санитарно-защитной зоны, в отношении ответчика не подлежат применению, суд находит, что ответчик не освобождается от обязанности по разработке проекта, поскольку обязанность объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, по созданию санитарно - защитных зон возлагается на них другим действующим законодательством.

Так, согласно ст.16 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусматривается установление санитарно - защитных зон в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения. Размеры санитарно- защитных зон определяются на основе рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществв атмосферный воздух и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

В соответствии с п. 1 ст.34 ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Пунктом 3 ст. 44 Закона предусмотрено создание в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений санитарно-защитных зон. Пункт 2 ст.52 закона содержит требования по созданию санитарно-защитных зон в кварталах городских и сельских поселений с целью охраны жизнедеятельности человека, среды обитания растения, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной деятельности.

На основании ст. 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» оговорено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Выполнять требования санитарного законодательства. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц. Юридические лица, имеющие стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны, согласно п. 4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно- защитных зон на объектах, не имеющих организованной зоны, в соответствии с действующими санитарными правилами. Обеспечивать соблюдение режима санитарно- защитных зон.

В судебном заседании было установлено и не оспорено ответчиком, что предприятие-ответчик не имеет проекта санитарно-защитной зоны.

Факт отсутствия на предприятии проекта организации санитарно-защитной зоны не оспаривается ответчиком, кроме того, зафиксирован в акте поверки от 02.03.2010, проведенной территориальным отделом Управления Роспотребнадзора РФ в г. Н.Тагил и Пригородном районе. За нарушения санэпиднорм предприятие 30.04.2010 привлечено к административной ответственности в виде предупреждения.

Ответчику было выдано предписание от 01.10.2010 о необходимости разработки проекта организации санитарно-защитной зоны. До настоящего времени проект не разработан.

При таких обстоятельствах суд находит, что исковые требования о возложении обязанности разработать и согласовать проект санитарно-защитной зоны подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, суд находит, что предложенный истцом срок для выполнения работ по разработке проекта является неразумным, то есть не обеспечивающим реальную возможность для выполнения всех необходимых условий и работ, требующихся для составления соответствующего проекта санитарно-защитной зоны.

При этом суд исходит из следующего.

Разработка проекта санитарно-защитной зоны в соответствии с действующим законодательством включает в себя большой объем работ (инвентаризация источников, замеры, лабораторные исследования, оценка этих исследований, расчеты, утверждения и согласования) с привлечением аккредитованных и аттестованных на тот или иной вид работ организаций, лабораторий, что занимает значительное количество времени.

Ответчиком был представлен договор № *** от 10 января 2008 года, заключенный между ОАО «НПК «Уралвагонзавод» и ООО ***», на основании которого ответчик поручил Исполнителю разработать проект санитарно-защитной зоны для основной производственной площадки предприятия. 25 марта 2010 года между ОАО «НПК «Уралвагонзавод» и ООО ***» заключен договор № ***, на основании которого ответчик поручил исполнителю произвести оценку риска для здоровья населения при обосновании санитарно-защитной зоны ОАО «НПК «Уралвагонзавод». Содержание и сроки выполнения этапов работы определяются календарным планом, составляющим неотъемлемую часть последнего договора (приложение № ***). Срок последнего договора установлен до 31.12.2010 года.

Приложение № *** к договору содержит календарный план разработки ориентировочной СЗЗ. Согласно условиям договора, разработка проекта должна осуществляться в несколько этапов.

Однако до настоящего времени работы по указанным договорам не завершены по независящим от ОАО «НПК «Уралвагонзавод» причинам.

На сведения, содержащиеся в указанном выше договоре и приложении к нему, представитель ответчика в судебном заседании ссылался в качестве своих возражений против предложенного истцом срока выполнения проекта. При этом представитель ответчика привела подробные доводы, которые содержатся выше в показаниях представителей ответчика.

Суд находит приведенные доводы представителей ответчика логичными, подтверждающимися представленными доказательствами, и заслуживающими внимание.

Представителем истца не представлено суду каких-либо возражений относительно позиции представителя ответчика.

Исходя из изложенного, суд считает необходимым установить срок для выполнения обязанности по разработке и согласованию проекта санитарно-защитной зоны в соответствии с предложением представителя ответчика, то есть – до 01.03.2012 года.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Нижнетагильского природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации в лице территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Нижний Тагил и Пригородном районе и неопределенного круга лиц, к Открытому акционерному обществу «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод имени Ф.Э.Дзержинского» о возложении обязанности разработать и согласовать проект санитарно - защитной зоны – удовлетворить частично.

Обязать Открытое акционерное общество «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод имени Ф.Э.Дзержинского» разработать и согласовать в установленном законом порядке проект организации санитарно-защитной зоны в срок до 01.03.2012 года.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Дзержинский районный суд г. Нижнего Тагила в течение 10 дней со дня вынесения.

Судья: подпись.

Копия верна. Судья:М.С.Каракаш