решение вступило в законную силу 01.03.2011
копияДело № 2-5/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 февраля 2011 года
Дзержинский районный суд города Нижнего Тагила Свердловской области в составе: председательствующего судьи Димитровой Т.В.,
с участием истцов Шевырева В.Г., Шевырева Д.Г.,
ответчика Ольховской Н.П., представителя ответчика Епифановой Е.Л.,
при секретаре Заричной С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шевырева В.Г., Шевырева Д.Г. к Ольховской Н.П. о признании недействительным завещания,
У С Т А Н О В И Л:
Шевыревы В.Г. и Д.Г. обратились в суд с иском к Ольховской Н.П. о признании недействительным завещания, составленного Ш. в пользу Ольховской Н.П., удостоверенного нотариусом нотариального округа г.Нижний Тагил и Пригородного района 10 февраля 2010 года, зарегистрированного в реестре за № ***.
В обоснование своих требований указали, что28 февраля 2010 года умер их отец, Ш. Единственными наследниками первой очереди после его смерти являются истцы. 10 февраля 2010 года Ш. было составлено завещание, согласно которому собственником квартиры по ул. ...,***-***, принадлежащей на праве собственности Ш., стала Ольховская Н.П. Истцы считают, что данное завещание является недействительным, так как текст в завещании «Ш.» и его подпись выполнены не рукой наследодателя. В связи с чем просят признать указанное завещание недействительным.
В судебном заседании истец Шевырев Д.Г. на исковых требованиях настаивал, суду пояснил, что при жизни отец про завещание ничего не сказал. При обращении к нотариусу после смерти отца, нотариус им сообщила, что умерший не оставил завещания, сказала им собирать документы, предоставила памятку. Они оплатили ей деньги в размере 1 700 рублей. Кроме того, нотариус Лукиных М. П. сделала запрос в Сбербанк России о наличии денежных средств на имя Ш. и запрос о предоставлении выписки из ЕГРП, хотя заведомо знала о наличии завещания. 23 мая 2010 года, когда они вновь обратились к нотариусу Лукиных М.П., та им сообщила, что их отец оставил завещание, которым все имущество завещал Ольховской Н.П. Истец считает, что подпись в завещании выполнена не его отцом.
Истец Шевырев В.Г. настаивал на исковых требованиях, подтвердил доводы, изложенные в исковом заявлении, и пояснения Шевырева Д.Г.
Ответчик Ольховская Н.П. исковые требования не признала и пояснила, что с братом у нее были хорошие отношения. Она ухаживала за братом перед его смертью. Вся пенсия Ш. уходила на лекарства для него. Она, Ольховская Н.П., была вынуждена взять отпуск, чтобы ухаживать за братом. Младший сын посещал отца и украл у него сотовый телефон и деньги. После этого случая Ш. сказал, что свое имущество завещает ей. Вместе они ездили к нотариусу для оформления завещания.
Представитель ответчика Епифанова Е.Л. поддержала позицию своего доверителя.
Третье лицо на стороне ответчика, не заявляющее самостоятельных требований, Лукиных М.П. в судебное заседание не явилась, хотя была извещена о дне и месте слушания дела надлежащим образом.
Суд, выслушав истцов, ответчика, представителя ответчика, свидетелей Т., Ж., О., Л., изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
В силу положений ст.1118 Гражданского кодекса Российской Федерации завещание является способом распоряжения имуществом на случай смерти. Завещание может быть совершено гражданином, обладающим в момент его совершения дееспособностью в полном объеме. Завещание должно быть совершено лично. Совершение завещания через представителя не допускается. Завещание является односторонней сделкой, которая создает права и обязанности после открытия наследства.
Статья 1119 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает свободу завещания, указывая, что завещатель вправе по своему усмотрению завещать имущество любым лицам, любым образом определить доли наследников в наследстве, лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения, а также включить в завещание иные распоряжения, предусмотренные правилами настоящего Кодекса о наследовании, отменить или изменить совершенное завещание. Свобода завещания ограничивается правилами об обязательной доле в наследстве (статья 1149).
В соответствии со ст. 1124 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей общие правила, касающиеся формы и порядка совершения завещания, завещание должно быть составлено в письменной форме и удостоверено нотариусом. Несоблюдение установленных настоящим Кодексом правил о письменной форме завещания и его удостоверении влечет за собой недействительность завещания. На завещании должны быть указаны место и дата его удостоверения.
Нотариально удостоверенное завещание на основании статьи 1125 Гражданского кодекса Российской Федерации должно быть написано завещателем или записано с его слов нотариусом. При написании или записи завещания могут быть использованы технические средства (электронно-вычислительная машина, пишущая машинка и другие). Завещание должно быть собственноручно подписано завещателем. Если завещатель в силу физических недостатков, тяжелой болезни или неграмотности не может собственноручно подписать завещание, оно по его просьбе может быть подписано другим гражданином в присутствии нотариуса. В завещании должны быть указаны причины, по которым завещатель не мог подписать завещание собственноручно, а также фамилия, имя, отчество и место жительства гражданина, подписавшего завещание по просьбе завещателя, в соответствии с документом, удостоверяющим личность этого гражданина. При удостоверении завещания нотариус обязан разъяснить завещателю содержание статьи 1149 настоящего Кодекса и сделать об этом на завещании соответствующую надпись.
В соответствии со ст.1131 Гражданского кодекса Российской Федерации при нарушении положений настоящего Кодекса, влекущих за собой недействительность завещания, в зависимости от основания недействительности, завещание является недействительным в силу признания его таковым судом (оспоримое завещание) или независимо от такого признания (ничтожное завещание). Завещание может быть признано судом недействительным по иску лица, права или законные интересы которого нарушены этим завещанием. Оспаривание завещания до открытия наследства не допускается. Недействительным может быть как завещание в целом, так и отдельные содержащиеся в нем завещательные распоряжения. Недействительность отдельных распоряжений, содержащихся в завещании, не затрагивает остальной части завещания, если можно предположить, что она была бы включена в завещание и при отсутствии распоряжений, являющихся недействительными. Недействительность завещания не лишает лиц, указанных в нем в качестве наследников или отказополучателей, права наследовать по закону или на основании другого, действительного, завещания.
В судебном заседании установлено, что 10 февраля 2010 года Ш. от своего имени оформил завещание, которым все свое имущество, которое ко дню его смерти окажется ему принадлежащим, в том числе – квартиру под № *** в доме № *** по ул. ... в городе Нижнем Тагиле, завещал Ольховской Н.П.. Данное завещание было удостоверено этого же числа нотариусом Нижнетагильского нотариального округа Лукиных М.П. и зарегистрировано в реестре за № ***. Из текста завещания следует, что содержание ст.1149 ГК РФ Ш. было разъяснено. Текст завещания был написан нотариусом с его слов и до его подписания оглашен для него нотариусом вслух (л.д.53).
Доводы истцов о том, что завещание подписано не самим наследодателем Ш. не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
При этом суд исходит из следующего.
В тексте завещания имеется указание, что настоящее завещание было подписано собственноручно завещателем – Ш. – в присутствии нотариуса, которым личность завещателя установлена, дееспособность проверена, о чем имеется запись в тексте завещания.
Ответчик Ольховская Н.П. подтверждала в судебном заседании, что она вместе с наследодателем ездила 10.02.2010 года к нотариусу Лукиных М.П., где Ш. составлял завещание.
Свидетели Ж. и Л. в судебном заседании подтвердили доводы ответчика, указав, что им, со слов Ш., было известно, что он намеревался составить завещание в пользу Ольховской Н.П.
Определением суда от 16.09.2010 года по ходатайству истцов была назначена судебно-почерковедческая экспертиза, на разрешение которой был поставлен вопрос о том, выполнена ли подпись в завещании от 10.02.2010 года Ш. или другим лицом.
Экспертиза была проведена 24 декабря 2010 года ***. Изучив материалы гражданского дела, исследовав тексты завещания и представленные на исследование свободные образцы подписи и почерка наследодателя, эксперы пришли к выводу, что удостоверительная рукописная запись: «Ш.» и подпись от его имени, расположенные в завещании *** № *** от 10 февраля 2010 г. от имени Ш. в пользу Ольховской Н.П., удостоверенное нотариусом г. Нижнего Тагила и Пригородного района Свердловской области Лукиных М.П., зарегистрированное в реестре за № *** - выполнены самим Ш. под влиянием «сбивающих» факторов, обусловленных возрастными изменениями.
Заключение дано квалифицированным специалистом в области исследования почерка и подписи, имеющим стаж экспертной работы с 2000 года, на основании совокупного исследования представленных документов, содержащим подписи и почерк завещателя, и материалов гражданского дела. Заключение надлежащим образом мотивированно, обоснованно, участвующими в деле лицами не опровергнуто, заинтересованности эксперта в исходе настоящего дела не установлено. Заключение согласуется с показаниями ответчика Ольховской Н.П., свидетелей Ж., Л., О. и с письменными материалами гражданского дела, в связи с чем данное заключение экспертов у суда сомнений не вызывает.
В соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд находит, что истцами не представлено суду доказательств, дающих суду основания сомневаться в том, завещание от 10 февраля 2010 года было подписано не самим завещателем Ш.
Каких-либо иных нарушений положений Гражданского кодекса Российской Федерации, влекущих за собой недействительность завещания, судом не установлено.
Данное завещание Ш. в последствие не изменялось и не отменялось.
Таким образом, суд находит установленным, что при удостоверении завещания Ш. были соблюдены все правила, касающиеся формы и порядка совершения завещания, закрепленные в ст. 1124 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем суд не видит оснований для признания его недействительным. Доказательств иного истцами суду не представлено.
На основании изложенного, исходя из совокупности всех исследованных в судебном заседании доказательств, суд полагает, что в удовлетворении исковых требований ШевыревыхВ.Г. и Д.Г. к Ольховской Н.П. о признании недействительным завещания надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Шевырева В.Г., Шевырева Д.Г. к Ольховской Н.П. о признании недействительным завещания, составленного Ш. в пользу Ольховской Н.П., удостоверенного нотариусом нотариального округа г.Нижний Тагил и Пригородного района 10 февраля 2010 года, зарегистрированного в реестре за № ***, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Дзержинский районный суд в течение 10 дней.
Судья: подпись.
Копия верна: Судья:Т.В.Димитрова