Решение вступило в законную силу 19.05.2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 апреля 2011 года Дзержинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Душкиной Ю.Е.,
при секретаре Ботовой К.И.,
с участием истца Иванченко В.Н.,
представителя истца Злодеевой Г.В.,
представителя организации ответчика Кармановой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-352 (2011) по иску
Иванченко В.Н. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Дзержинскому району г.Н.Тагил о признании права на получение льгот, возложении обязанности назначить и выплатить дополнительные денежные средства
установил:
Иванченко В.Н. обратился в суд с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Дзержинскому району г.Н.Тагил (далее по тексту ТОИОГВ СО – УСЗН МСЗН СО по Дзержинскому району г.Н.Тагил) о признании права на получение льгот, возложении обязанности назначить и выплатить дополнительные денежные средства.
В соответствии с исковым заявлением истец указал, что он является инвалидом *** группы вследствие заболевания, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, а именно, вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, с 08.11.2010 года он также является ветераном труда.
Ссылаясь на Федеральный закон от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральный закон Российской Федерации №181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», истец указал, что этими правовыми актами за счет средств федерального бюджета предусмотрены меры социальной поддержки, выплачиваемые истцу через пенсионный фонд.
Вместе с тем как ветеран труда он не получает выплаты, предусмотренные действующим законодательством, хотя имеет право на льготы, предоставляемые на условиях и в порядке, установленных ст.22 Федерального закона «О ветеранах». Данный закон содержит отсылочные нормы, в соответствии с которыми определено, что меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Таким правовым актом, по мнению истца, является закон Свердловской области от 25.11.2004 года №190-ФЗ «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области», которым для ветеранов труда установлены следующие меры социальной поддержки:
-ежемесячное пособие на пользование услугами местной телефонной связи, за исключением беспроводной телефонной связи;
-ежемесячное пособие на пользование услугами проводного радиовещания;
-ежемесячное пособие на пользование платными услугами телевизионного вещания;
-ежемесячное пособие на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов в размере, установленном Правительством Свердловской области.
В обоснование своих доводов истец в исковом заявлении также сослался на Постановление Уставного суда Свердловской области от 25.03.2010 года «По делу о соответствии Уставу Свердловской области подпункта 4 пункта 9 Порядка и условий назначения и выплаты, индексации ежемесячного пособия на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского и пассажирского транспортного и автомобильного транспорта общего пользования пригородных маршрутов, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 30.12.2008 года №1428-ПП».
В просительной части искового заявления истец сформулировал требования следующим образом: признать за ним право на получение льгот в соответствии с Областным законом №190-ОЗ от 25.11.2004 года «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области» и в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации №181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; обязать организацию ответчика назначить и выплачивать ему дополнительно денежные средства в соответствии с мерами социальной поддержки указанного закона за пользование услугами местной телефонной связи и ежемесячное пособие на проезд с ноября 2010 года.
В судебном заседании истец Иванченко В.Н. исковые требования, обстоятельства, изложенные в их обоснование, поддержал. Уточнил, что 08.11.2010 года он получил статус ветерана труда, соответственно, с указанного времени приобрел право на дополнительные льготы. Он обратился 16.12.2010 года с заявлением в организацию ответчика, никакие документы к нему не прикладывал. Получил от руководителя организации ответ, который содержит отказ в удовлетворении его заявления.
Представитель истца Иванченко В.Н. Злодеева Г.В., допущенная к участию в гражданском деле на основании устного заявления истца, занесенного в протокол судебного заседания (л.д.17), позицию истца поддержала. В ее обоснование указала на Постановление Уставного суда Свердловской области от 25.03.2010 года, которым было определено, что ветераны труда, получившие право на оплату пособия на проезд и пособия на пользование услугами местной телефонной связи до 25.03.2010 года, не утратили это право, несмотря на то, что в дальнейшем они получили статус инвалидов на основании федерального закона.
Представитель организации ответчика Карманова И.В., действующая на основании доверенности руководителя органа социальной защиты, исковые требования не признала полностью. В обоснование своего мнения пояснила следующее. Иванченко В.Н. является инвалидом ***-ой группы и имеет удостоверение «Ветеран труда».
В связи с введение в действие Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ изменен принцип установления системы мер социальной защиты льготным категориям граждан. Новая система предоставления мер социальной поддержки основана на принципе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ и предусматривает замену льгот в натуральной форме на денежные компенсации при соблюдении условий сохранения ранее достигнутого уровня социальной защиты.
Ссылаясь на п.1 ст.13 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах», представитель Карманова И.В. указала, что социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание. Новая редакция указанной статьи не предусматривает ветеранам такой меры социальной поддержки, как бесплатный проезд в городском и пригородном транспорте.
Пункт 2 статьи 10, статья 22 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» относит меры социальной поддержки ветеранов труда к расходным обязательствами субъекта Российской Федерации, которые определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Федерации.
Вместе с тем статья 22 этого закона не содержит указания на то, какие конкретно меры социальной поддержки должны быть приняты субъектами Федерации. Сославшись на правомерность такого подхода, представитель указала на акты, принятые Конституционным и Верховным судом Российской Федерации.
Действующий в Свердловской области Областной закон от 25.11.2004 № 190-03 «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области» фактически воспроизвел положения статьи 22 Федерального закона «О ветеранах», которой предусмотрен, в том числе, бесплатный проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов.
Законом Свердловской области от 26.12.2008 № 137-03 «О внесении изменений в Закон Свердловской области «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области» (подпункты 22,26 статьи 1) вместо установленного ранее для ветеранов труда бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов с 01 февраля 2009 года было введено ежемесячное пособие на проезд. Его размер, порядок, условия назначения, выплаты и индексации устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Свердловской области.
Во исполнение Закона Свердловской области «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области» (в редакции от 26.12.2008 № 137-03) принято постановление Правительства Свердловской области от 31.12.2008 №1428-ПП, пунктом 1 которого установлен размер ежемесячного пособия на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов в сумме 275 рублей. Пунктом 2 указанного постановления утвержден Порядок и условия назначения и выплаты, индексации ежемесячного пособия на проезд по территории свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов.
Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации», в редакции, действовавшей до 01.01.2005г. инвалидам предоставлялось право бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси (статья 30).
Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ с 01.01.2005 года ряд норм Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в том числе и статья 30 признаны утратившими силу, и дополнена статьей 28.1, предусматривающей ежемесячную денежную выплату.
Таким образом, часть ранее установленных льгот в натуральной форме заменены ежемесячной денежной выплатой, которая включает себя, в том числе выплату на проезд на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси и направлена на сохранение ранее достигнутого уровня их социальной защиты, уравнивая инвалидов независимо от того, как они реализую имеющиеся льготы (пользуется или нет транспортом общего пользования городского и пригородного сообщения).
Поэтому льгота по бесплатному проезду на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси, является мерой социальной поддержки, предоставляемой инвалидам в виде ежемесячной денежной выплаты, аналогична мере социальной поддержки по бесплатному проезду ветеранов труда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), которая Законом Свердловской области от 26.12.2008 № 137-03 заменена ежемесячным пособием.
Ссылаясь на ст. 31 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ, представитель Карманова И.В. отметила что, если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется на основании его выбора: по настоящему Федеральному закону либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты). Аналогичная норма содержится в статье 13 Федерального закона «О ветеранах».
Карманова И.В. также сослалась на п.4 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14.06.2006 года №273-О, которым определено, что ежемесячная денежная выплата по своей правовой природе является элементом механизма восполнения потерь для граждан, ранее являвшихся получателями льгот и гарантий в натуральной форме, и по своему целевому назначению направлена на сохранение ранее достигнутого уровня их социальной защиты.
Таким образом, Иванченко В.Н. как инвалид, включенный в соответствии со статьей 6.4. Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, получает ежемесячную денежную выплату, которая включает в себя, в том числе выплату на проезд на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения. Аналогичная ситуация имеет место быть и по оплате услуг местной телефонной связи. Организация ответчика до 2005 года возмещала Иванченко В.Н. льготу по оплате этой услуги, с 2005 года данную льготу отменили и она заменена ежемесячной денежной выплатой, которая предусмотрена федеральным законодательством. Как ветерану труда такая выплата Иванченко В.Н. не назначалась. Ветераны труда относятся к категории лиц, получающих льготы за счет средств областного бюджета. Инвалиды второй группы относятся к категории лиц, получающих возмещение льгот из федерального бюджета. Соответственно, Иванченко В.Н. не может получать льготы как из одного, так и из другого бюджета, он может выбрать один статус. Отказавшись получать единовременное денежное возмещение как инвалид, он может получать предусмотренные областным законом льготы (выплаты) как ветеран.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Иванченко В.Н. является инвалидом *** группы и получателем трудовой пенсии по старости на льготных основаниях ( «Инвалиды вследствие военной травмы»), назначенной с 15.02.2001 года в размере *** руб. *** коп.; государственной пенсии по инвалидности («Военная травма. ЧАЭС»), назначенной с 25.11.1992 года в размере *** руб. *** коп.; ежемесячной денежной выплаты по категории «Инвалиды второй группы», назначенной с 01.01.2005 года пожизненно в размере *** руб. *** коп.; ежемесячной денежной выплаты по категории «Инвалиды вследствие ЧАЭС», назначенной с 01.01.2005 года пожизненно в размере *** руб. *** коп.. Размеры пенсий и единовременной денежной выплаты указаны с учетом всех индексаций и заявления об отказе в получении набора социальных услуг в части предоставления бесплатных медикаментов по рецептам врача и санаторно-курортной путевки, что следует из справки, представленной Государственным учреждением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Н.Тагиле и Пригородной районе Свердловской области.
Иванченко В.Н., являясь получателем указанных выплат за счет средств федерального бюджета, с 08.11.2010 года является ветераном труда, что подтверждается удостоверением (л.д.4).
16.12.2010 года он обратился с заявлением на имя руководителя управления социальной защиты населения Дзержинского района г.Н.Тагила с просьбой предоставить ему дополнительно льготы как ветерану труда.
На данное заявление им был получен ответ, содержащий разъяснение о том, что в соответствии со ст.14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС» ранее предусматривалось предоставление скидки в размере 50% с установленной платы за пользование телефоном, радио, коллективными телевизионными антеннами и за их установку, бесплатный проезд по территории Российской Федерации с правом первоочередного приобретения билетов по железной дороге или на судах транзитных и местных линий речного флота один раз в год, а в районах, не имеющих железнодорожного сообщения, - воздушным, водным или междугородным автомобильным транспортом.
С 01.01.2005 года ряд норм этого федерального закона претерпели изменения, в том числе статья 14, а закон был дополнен ст.27.1, предусматривающей ежемесячную денежную выплату.
Аналогично претерпел изменения Федеральный закон от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а именно, ст.30 была признана утратившей силу в связи с введением ст.28.1, предусматривающей ежемесячную денежную выплату. Таким образом, законодателем произведена замена натуральных льгот ежемесячными денежными выплатами, носящими компенсационный характер. Таким образом, мера социальной поддержки, предоставляемая в виде ежемесячной денежной выплаты по своему содержанию аналогична мерам социальной поддержки, предоставляемым ветеранам труда в части пользования телефонной радиотрансляционной точкой, бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), которые законодательством Свердловской области заменены ежемесячным пособием на пользованием услугами местной телефонной связи, ежемесячным денежным пособием на пользование услугами проводного радиовещания и ежемесячным пособием на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов, соответственно.
Ссылаясь на ст.13 Федерального закона «О ветеранах» начальник управления в своем ответе Иванченко В.Н. указал, что при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию, по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. На основании Постановления Свердловской области от 30.12.2008 года №1426-ПП в феврале 2009 года истцу была предоставлена дополнительная мера социальной поддержки – ежегодное пособие на проезд на территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов в размере 600 руб. (л.д.3).
Полагая, что он может получать льготы как лицо, относящееся к такой категории по федеральному и по областному закону одновременно, Иванченко В.Н. и его представитель Злодеева Г.В. привели изложенные выше доводы и сослались как документ разрешивший этот спор - на Постановление Уставного суда Свердловской области от 25.03.2010 года.
Данным Постановлением подп.4 п.9 Порядка и условий назначения и выплаты, индексации ежемесячного пособия на проезд на территории Свердловской области на всех видах городского и пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 30.12.2008 года №1428-ПП «О размере, порядке и условиях назначения и выплаты ежемесячного пособия на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов и порядке его индексации» признан несоответствующим Уставу Свердловской области, его статье 61 (п.2).
Из приведенного постановления следует, что анализ содержания и правовой конструкции оспариваемого подп.4 п.9 названного Порядка, показывает, что они не воспроизводят нормы указанных в Постановлении статей федеральных законов. В отличие от федерального регулирования, оспариваемое положение не предусматривает возможности выбора ветераном труда той или иной меры социальной поддержки, а устанавливает прямой запрет на выплату пособия на проезд; прекращение выплаты пособия связывается не с фактическим получением единовременной денежной выплаты, а лишь с приобретением права на нее; из буквального содержания нормы следует, что прекращение выплаты производится только в отношении уже назначенного и получаемого пособия (Постановление Уставного суда Свердловской области от 25.03.2010 года).
Вместе с тем норма, признанная Уставным судом противоречащей Уставу, не определяла право гражданина на меру социальной поддержки, следовательно, изменения условий назначения и выплаты ежемесячного пособия на проезд не произошло.
Анализ Постановления Уставного суда Свердловской области от 25.03.2010 года приводит суд к выводу о том, что этим Постановлением не устанавливается возможность получения одинаковых мер социальной поддержки одновременно. Данное Постановление также не вмешивается в федеральное законодательство, которым определено следующее.
Одним из конституционных прав гражданина Российской Федерации является государственная гарантия на социальное обеспечение по возрасту, по болезни, инвалидности, иных случаях, установленными законом (ст.39 Конституции Российской Федерации).
Правовое регулирование социального обеспечения инвалидов осуществляется на основании Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Правовое регулирование социального обеспечения ветеранов осуществляется на основании Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах». При этом в соответствии со ст.22 указанного закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Таким образом, с указанной даты расходы по социальной поддержке ветеранов, являются расходными обязательствами Свердловской области.
Оба правовых акта содержат единую норму о выборе социально обеспечиваемым лицом мер социальной защиты по принципу предоставления такой защиты по одному из законов или правовых актов.
Данный вывод суда следует из анализа ст.31 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» и из анализа ст.13 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ.
В случаях, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с настоящим Федеральным законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов. Если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты) – норма Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
При наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством – п.3 ст.13 Федерального закона «О ветеранах».
Ранее действующая редакция ч.1 ст.30 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (редакция статьи до 22.08.2004 года) предусматривала пользование инвалидами правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси. Данная мера социальной поддержки претерпела изменения в связи с введением в действие ст.28.1 ч.1 с 01.01.2005 года: введена мера социальной поддержки инвалидов в виде получения ежемесячной денежной выплаты, при этом пунктом 28 ст.63 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» статья 30, устанавливающая вышеуказанную льготу, была признана утратившей силу, тем самым была произведена замена льгот в натуральной форме на денежную компенсацию, в том числе по бесплатному проезду на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, данная компенсация стала составной частью единой денежной выплаты.
В судебном заседании установлено, что Иванченко В.Н. получает такую компенсацию в соответствии с нормой федерального закона. Следовательно, оснований для удовлетворения его требований о назначении и выплате дополнительной компенсации за проезд в соответствии с иным правовым актом из средств областного бюджета не имеется.
Разрешая требования Иванченко В.Н. о возложении обязанности по назначению и выплате ему денежной компенсации за пользование услугами местной телефонной связи, суд руководствуется вышеприведенными положения проанализированных законов и следующими обстоятельствами и доводами.
В судебном заседании установлено, что 14.04.2008 года между ОАО «***» и Иванченко В.Н. заключен договор об оказании услуг электросвязи с выделением абонентского номера *** по тарифу «Абонентский» на неопределенный срок.
Ранее ч.5 ст.28 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» была предусмотрена льгота инвалидам в виде 50% скидки за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой.
Данная норма закона признана утратившей силу в связи с введением в действие Федерального закона от 22.08.2004 года №122-ФЗ, которым введена норма о ежемесячной денежной выплате. Истец получает эту денежную выплату, которая компенсирует ему ранее предоставляемые льготы. То обстоятельство, что истец пользуется услугами связи в соответствии с договором только с 14.04.2008 года, а ежемесячная денежная выплата осуществляется ему с более раннего срока, не влияет на размер получаемой ежемесячной денежной выплаты, так как законодатель предусмотрел замену всех натуральных льгот, ранее содержащихся в законе №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на эту выплату. Таким образом, денежная компенсация по предоставлению услуг местной телефонной связи также входит в состав ежемесячной денежной компенсации как ее составная часть.
Следовательно, требование Иванченко В.Н. о признании за ним права на назначение и выплату дополнительных денежных средств за пользование услугами местной телефонной связи также не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Иванченко В.Н. . к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Дзержинскому району г.Н.Тагил о признании права на получение льгот, возложении обязанности назначить и выплатить дополнительные денежные средства оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд с подачей кассационной жалобы через Дзержинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в течение десяти дней со дня изготовления текста решения в окончательной форме.
Судья-подпись
Текст решения в окончательной форме изготовлен 08 мая 2011 года.
Судья-подпись
Копия верна. Судья-