Решение от 07.04.2011 по делу № 2-387/2011 по иску Катаевой Р. М., Аникиной В. М. к Иванченко Н. Н. о признании права собственности в порядке наследования по закону



Решение вступило в законную силу 19.04.2011

КОПИЯДело № 2-387/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 апреля 2011 годагород Нижний Тагил

Дзержинский районный суд города Нижнего Тагила Свердловской области в составе: председательствующего судьи Филатьевой Т.А.,

с участием истца Катаевой Р.М.,

ответчика Иванченко Н.Н.,

при секретаре Панченко Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Катаевой Р.М., Аникиной В.М. к Иванченко Н.Н. о признании права собственности в порядке наследования по закону,

УСТАНОВИЛ:

Катаева Р.М., Аникина В.М. обратились в Дзержинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области с исковым заявлением к Иванченко Н.Н. о признании права собственности в порядке наследования по закону. В обоснование требований указали, что после смерти Ф., последовавшей **.**.****, открылось наследство в виде денежных вкладов, компенсации на оплату ритуальных услуг, ячейки № *** в овощехранилище «***» и ячейку № *** в овощехранилище «***». Наследниками после смерти Ф. являлись истцы и его супруга Л.

В шестимесячный срок наследники к нотариусу не обратились с заявлением о принятии наследства, однако, фактически приняли наследство, открывшееся после его смерти. После смерти Л., последовавшей **.**.****, открылось наследство в виде права собственности на *** доли ячеек № *** в овощехранилище «***» и № *** в овощехранилище «***», денежные средства на вкладах в Нижнетагильском отделении № 232 ОАО СБ РФ, компенсации на ритуальные услуги. Наследниками после смерти Л. являются истцы и ответчица.

Катаева Р.М. и Иванченко Н.Н. в шестимесячный срок обратились к нотариусу с заявлением о принятии наследства, а Аникина В.М. не обратилась, но фактически приняла наследство. Решением суда от 24.09.2010 за истцами признано право собственности в порядке наследования после смерти Ф. и Л. Просят включить в состав наследственного имущества, оставшегося после смерти Ф. *** долю в праве собственности на ячейки № *** в овощехранилище «***», *** долю в праве собственности на ячейку № *** в овощехранилище «***», *** долю денежных вкладов, находящихся на лицевых счетах на имя Л. в Нижнетагильском отделении № 232 СБ РФ. Включить в наследственное имущество, оставшееся после смерти Л. на *** доли в праве собственности на ячейку в овощехранилище «***», *** доли в праве собственности на ячейку № *** в овощехранилище «***», на *** доли в праве собственности на денежные средства, находящиеся на вкладах в ОАО СБ РФ на имя Ф., ? долю в компенсации на ритуальные услуги после смерти Ф. Признать за Катаевой Р.М. право собственности в порядке наследования по закону на *** долю ячеек № *** в овощехранилище «***» и № *** в овощехранилище «***», *** долю денежных вкладов, *** долю компенсации на ритуальные услуги в Нижнетагильском филиале № 232 ОАО СБ РФ после смерти Ф.; на *** доли в праве собственности на ячейку № *** в овощехранилище «***-2», *** в праве собственности на ячейку № *** в овощехранилище «***», *** доли на денежные вклады в Нижнетагильском филиале № 232 ОАО СБ РФ, *** долю компенсации за ритуальные услуги после смерти Л. и *** доли компенсации за ритуальные услуги после смерти Ф. Признать за Аникиной В.М. право собственности в порядке наследования по закону на *** доли в праве собственности на ячейку № *** в овощехранилище «***», *** долю в праве собственности на ячейку № *** в овощехранилище «***», *** доли вкладов в Нижнетагильском филиале № 232 ОАО СБ РФ, 1/3 долю компенсации за ритуальные услуги после смерти Л. и *** долю компенсации за ритуальные услуги после смерти Ф.

В судебном заседании принят отказ истца Катаевой Р.М., действующей от своего имени и от имени Аникиной В.М. на основании доверенности от 22.04.2010 (л.д.24) от исковых требований к Иванченко Н.Н. о включении в наследственную массу доли матери Л. на *** доли в праве собственности на ячейку в овощехранилище «***», *** доли в праве собственности на ячейку № *** в овощехранилище «***», поскольку решением Дзержинского районного суда от 03.09.2010, ячейка № *** в кооперативном овощехранилище «***» и ячейка под № *** в кооперативном овощехранилище «***» уже включены в наследственную массу после смерти Л., тем самым спор между сторонами в этой части судом уже был разрешен. В остальной части на исковых требованиях настаивала.

Истец Аникина В.М. в судебное заседание не явилась, направила в суд заявление с просьбой рассмотреть дело без ее участия.

Ответчик Иванченко Н.Н. исковые требования признала полностью.

Судом ответчику разъяснены последствия признания иска и принятия его судом, предусмотренные ст.173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Последствия принятия судом признания иска ответчику понятны.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, направил ходатайство рассмотрении дела в его отсутствие.

Третье лицо нотариус нотариального округа города Нижний Тагил и Пригородного района Свердловской области Кручинина Я.Ю. в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом, направила ходатайство рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель третьего лица Нижнетагильского отделения № 232 ОАО Сберегательного банка РФ в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомил.

Представитель третьего лица Кооперативного хранилища «***» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомил.

Представитель третьего лица Кооперативного хранилища № *** «***» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомил.

В соответствии с положениями ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск.

Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Суд считает возможным принять признание ответчиком Иванченко Н.Н исковых требований Катаевой Р.М., Аникиной В.М. о признании права собственности в порядке наследования по закону, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы третьих лиц.

Решением Дзержинского районного суда г.Нижний Тагил от 13.08.2010 по иску Катаевой Р.М., Аникиной В.М. к Иванченко Н.Н. о признании права собственности в порядке наследования установлено, что Ф. и Л. (добрачная фамилия – ***) состояли в браке с **.**.**** по день смерти Ф. После смерти Ф., последовавшей **.**.****, наследниками первой очереди, принявшими наследство, являются Л. и Катаева Р.М.

Из справки председателя кооператива овощехранилищ «***» от 27.03.2011 следует, что Л. являлась владельцем ячейки № *** в данном овощехранилище.Согласно членскому билету, Л. вступила в члены кооператива в 1990 году.

Из справки председателя кооперативного овощехранилища «***» от **.**.**** следует, что ФИО28 являлась владельцем ячейки № *** в данном овощехранилище.

В соответствии с п. 4 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.

Согласно ст. 256 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 34 Семейного кодекса Российской Федерации, имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. Общим имуществом супругов являются приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства. Согласно ст. 33 Семейного кодекса Российской Федерации законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности.

Поскольку ответчик Иванченко Н.Н. признала факт приобретения вышеуказанных ячеек в овощехранилище Л. в период брака Ф., суд считает данный факт установленным, а поскольку доли супругов Ф. в совместно нажитом имуществе признаются равными, требование о включении *** доли в праве собственности на ячейку № *** в овощехранилище «***», *** доли ячейки № *** в овощехранилище «***» в наследственную массу после смерти Ф., подлежит удовлетворению.

Таким образом, после смерти Ф. принадлежащую ему *** долю в праве собственности на вышеуказанные ячейки в овощехранилищах унаследовали в равных долях Л. (у которой стало *** доли в праве собственности на каждую из ячеек) и Катаева Р.М. (по *** доли).

После смерти Л. наследниками первой очереди являются ее дочери Аникина В.М., Катаева Р.М. и внучка Иванченко Н.Н., наследующая по праву представления после смерти своего отца Ш. Данное обстоятельство установлено решением Дзержинского районного суда г.Нижний Тагил от 13.08.2010 по иску Катаевой Р.М., Аникиной В.М. к Иванченко Н.Н. о признании права собственности в порядке наследования по закону.

В связи с изложенным признание ответчиком Иванченко Н.Н. требований Катаевой Р.М. о признании за ней права собственности на *** доли в праве собственности на вышеуказанные ячейки в порядке наследования по закону после смерти своего отца матери и *** долей после смерти своей матери, а также требования Аникиной В.М. о признании за ней права собственности на *** доли в праве собственности на вышеуказанные ячейки в овощехранилищах после смерти своей матери не противоречит требованиям ч.4 ст.218, ч.1 ст.1142 Гражданского кодекса, ст.33 Семейного кодекса, не нарушает права и интересы привлеченных к участию в деле третьих лиц и может быть принято судом.

Факт наличия денежных средств, хранящихся на счетах ОАО Уральского банка Сбербанка России, открытых на имя Л., подтверждается сообщением банка от 16.03.2011 (л.д.96).

Таким образом, требование Катаевой Р.М. о включении в наследственную массу после смерти Ф. половины сумм, хранящихся на данных счетах (на основании ст.33 Семейного кодекса Российской Федерации), а также требование о включении в наследственную массу после смерти Л. *** доли от суммы денежных средств, хранящихся на счете, открытом на имя Ф. также подлежит удовлетворению.

В связи с изложенным, доли наследников будут таковыми:

за Катаевой Р.М. подлежит признанию право собственности в порядке наследования по закону после смерти Ф. на *** доли денежных вкладов на счетах, открытых на имя Л.:

по счету № *** в сумме *** рублей *** копеек,

по счету № *** в сумме *** копеек,

по счету № *** в сумме *** рублей *** копейки,

по счету № *** в сумме *** рубля *** копеек.

за Катаевой Р.М. подлежит признанию право собственности в порядке наследования после смерти Л. на *** доли денежных вкладов на счете № ***, открытом на имя Ф., в сумме *** рубль *** копейки;

за Аникиной В.М. подлежит признанию право собственности в порядке наследования по закону после смерти Л. на *** доли денежных вкладов на счете № ***, открытом на имя Ф., в сумме *** рубль *** копейки;

Требования истцов о включении в наследственную массу после смерти Л. *** доли компенсации за ритуальные услуги после смерти Ф., а также требования о признании за ними права собственности в порядке наследования по закону после смерти Ф. и Л. доли в денежной компенсации на оплату ритуальных услуг не подлежат удовлетворению, поскольку противоречат действующему законодательству.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.12.2009 N 1092 (ред. от 28.12.2010) "О порядке осуществления в 2010 - 2011 годах компенсационных выплат гражданам Российской Федерации по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации" (вместе с "Правилами осуществления в 2010 - 2011 годах компенсационных выплат гражданам Российской Федерации по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации, являющимся гарантированными сбережениями в соответствии с Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации")) в случае смерти в 2001 - 2011 годах владельца вкладов, являвшегося на день смерти гражданином Российской Федерации, выплата компенсации на оплату ритуальных услуг осуществляется по месту нахождения вкладов наследникам при предъявлении документов, подтверждающих их право на наследство, либо физическим лицам, осуществившим оплату ритуальных услуг, по предъявлении ими постановления нотариуса (до истечения 6 месяцев со дня открытия наследства) или их представителям на основании указанных документов и доверенности, выданной в установленном порядке, а также при предъявлении паспорта, свидетельства о смерти владельца вкладов и заявления наследника либо заявления физического лица, осуществившего оплату ритуальных услуг.

Из смысла данных норм следует, что правом на получение денежных средств на оплату ритуальных услуг обладают только наследники владельца вклада, сам владелец вклада при жизни не мог бы получить такой компенсации. При этом основанием к получению компенсации является не наследование имущества после смерти владельца вклада, а произведенные лицом расходы по погребению.

Между тем требование о включении в наследственную массу после смерти Л. *** доли на компенсацию на ритуальные услуги после смерти Ф., подлежат удовлетворению, поскольку, как следует из пояснений сторон, Л. произвела расходы по погребению своего супруга и при жизни имела бы право на получение компенсации по произведенным расходам.

Таким образом, за Катаевой Р.М. и Аникиной В.М. подлежит признанию право собственности в порядке наследования по закону после смерти их матери Л. по *** доли за каждой (в сумме *** рублей) компенсации на оплату ритуальных услуг после смерти Ф.

Руководствуясь ст.ст. 196-199, 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Катаевой Р.М., Аникиной В.М. к Иванченко Н.Н. о признании права собственности в порядке наследования по закону удовлетворить частично

Включить в наследственную массу, оставшуюся после смерти Ф., умершего **.**.****, ? доли в праве собственности на ячейку № ***, расположенную в кооперативном овощехранилище «***» по ул.***, *** в городе Нижний Тагил; *** доли в праве собственности на ячейку № ***, расположенную в кооперативном овощехранилище «***» по ул.*** в городе Нижний Тагил; *** долю денежных вкладов, хранящихся на счетах, открытых на имя Л. в Нижнетагильском отделении №232 Сберегательного Банка Российской Федерации.

Включить в наследственную массу, оставшуюся после смерти Л., умершей **.**.****, ? доли денежного вклада, хранящегося на счете, открытом на имя Ф. в Уральском Банке Сберегательного Банка России; *** доли на компенсацию на ритуальные услуги, причитающиеся к выплате наследникам после смерти Ф..

Признать за Катаевой Р.М. право собственности в порядке наследования по закону после смерти Ф. на *** долю в праве собственности на ячейку № ***, расположенную в кооперативном овощехранилище «***» по ул.***, *** в городе Нижний Тагил.

Признать за Катаевой Р.М. право собственности в порядке наследования по закону после смерти Ф. на *** долю в праве собственности на ячейку № ***, расположенную в кооперативном овощехранилище «***» по ул.*** в городе Нижний Тагил.

Признать за Катаевой Р.М. право собственности в порядке наследования по закону после смерти Л. на *** доли в праве собственности на ячейку № ***, расположенную в кооперативном овощехранилище «***» по ул.***, *** в городе Нижний Тагил.

Признать за Катаевой Р.М. право собственности в порядке наследования по закону после смерти Л. на *** доли в праве собственности на ячейку № ***, расположенную в кооперативном овощехранилище «***» по ул.*** в городе Нижний Тагил.

Признать за Аникиной В.М. право собственности в порядке наследования по закону после смерти Л. на *** доли в праве собственности на ячейку № ***, расположенную в кооперативном овощехранилище «***» по ул.***, *** в городе Нижний Тагил.

Признать за Аникиной В.М. право собственности в порядке наследования по закону после смерти Л. на *** доли в праве собственности на ячейку № ***, расположенную в кооперативном овощехранилище «***» по ул.*** в городе Нижний Тагил.

Признать за Катаевой Р.М. право собственности в порядке наследования по закону после смерти Ф. на *** доли денежных вкладов на счетах, открытых в Уральском Банке Сбербанка России на имя Л.:

по счету № *** в сумме *** рублей *** копеек,

по счету № *** в сумме *** копеек,

по счету № *** в сумме *** рублей *** копейки,

по счету № *** в сумме *** рубля *** копеек.

Признать за Катаевой Р.М. право собственности в порядке наследования по закону после смерти Л. на *** доли денежных вкладов на счете № ***, открытом в Уральском Банке Сбербанка России на имя Ф. в сумме *** рубль *** копейки.

Признать за Аникиной В.М. право собственности в порядке наследования по закону после смерти Л. на *** доли денежных вкладов на счете № ***, открытом в Уральском Банке Сбербанка России на имя Ф. в сумме *** рубль *** копейки.

Признать за Катаевой Р.М. право собственности в порядке наследования по закону после смерти Л. на *** долю компенсации на ритуальные услуги, причитающиеся к выплате наследникам после смерти Ф. в сумме *** рублей.

Признать за Аникиной В.М. право собственности в порядке наследования по закону после смерти Л на *** долю компенсации на ритуальные услуги, причитающиеся к выплате наследникам после смерти Ф. в сумме *** рублей.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Дзержинский районный суд г. Нижнего Тагила в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья: подпись

КОПИЯ ВЕРНА: СУДЬЯ:Т.А.ФИЛАТЬЕВА