Решение от 23.05.2011 по делу № 2-713/2011 по заявлению Саратова С. А. об оспаривании решения призывной комиссии



Решение вступило в законную силу 10.06.2011

Дело 2-713/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 мая 2011 года

Дзержинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области

в составе: председательствующего судьи Шустовой Т. А.,

с участием заявителя Саратова С. А.,

при секретаре Софиевой Э. И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Саратова С. А. об оспаривании решения призывной комиссии,

У С Т А Н О В И Л:

Саратов С. А. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения призывной комиссии города Нижнего Тагила и Пригородного района о призыве на военную службу в составе Сухопутных войск Вооруженных сил России.

В обоснование заявления указал, что **.**.**** призывная комиссия города Нижнего Тагила и Пригородного района приняла решение о призыве его - Саратова С. А. на военную службу в составе рядовых Сухопутных войск Вооруженных сил России, тем самым нарушила его право на присвоение воинского звания, соответствующего его специальному званию сотрудника ***. С **.**.**** он являлся *** работником ***, а с **.**.**** является сотрудником ***. Приказом *** Б. от **.**.**** № ** ему - Саратову С. А. был присвоен классный чин юриста 3 класса. В соответствии с ч. 5 ст. 45 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» с **.**.**** он считается состоящим в специальном звании лейтенанта юстиции. **.**.**** приказом *** З. он был назначен на должность ***. Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» был установлен перечень соответствия специальных званий сотрудников Следственного комитета Российской Федерации классным чинам прокурорских работников органов прокуратуры Российской Федерации и воинским званиям. Согласно этому перечню специальному званию лейтенанта юстиции соответствует воинское звание лейтенанта. Таким образом, в случае призыва на военную службу ему должно быть присвоено воинское звание лейтенанта. Однако призывная комиссия проигнорировала норму означенного указа Президента Российской Федерации. Указанное решение призывной комиссии расценивает как грубое вмешательство в его процессуальную деятельность, препятствующее расследованию находящихся у него в производстве уголовных дел.

В судебном заседании заявитель Саратов С. А. уточнил заявленные требования, указав, что просит признать незаконным решение призывной комиссии города Нижний Тагил о призыве его на военную службу в составе рядовых Сухопутных войск Вооруженных сил России, данное решение обжалует в части призыва в составе рядовых, полагает, что в случае призыва ему должно быть присвоено воинское звание лейтенанта. Считает, что по указанному им основанию должно быть признано незаконным решение призывной комиссии города Нижний Тагил о призыве его на военную службу в целом, в связи с чем просит его отменить, при этом не желает, чтобы суд возлагал на призывную комиссию города Нижний Тагил обязанность по устранению допущенного нарушения путем призыва его на военную службу в воинском звании лейтенанта Сухопутных войск Вооруженных сил России. Указом Президента Российской Федерации от 16.09.1999 № 1237 «Вопросы прохождения военной службы» в п. 7 ст. 21 «Положения о порядке прохождения военной службы» предусмотрено, что при поступлении на военную службу гражданина, проходящего или проходившего службу в органах внутренних дел Российской Федерации, иных правоохранительных органах или в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и имеющего специальное звание, ему может быть присвоено воинское звание, равное его специальному званию. Поскольку в приведенной статье не названы сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, полагает, что имеет место пробел в законодательстве, который возможно компенсировать, применив аналогию закона. Обжалуемое решение призывной комиссии города Нижний Тагил расценивает, как вмешательство в его процессуальную деятельность ***, поскольку ***, а призыв его на военную службу вызовет необходимость ***.

Представитель органа, решение которого обжалуется, с надлежаще подтвержденными полномочиями в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежаще.

Выслушав заявителя Саратова С. А., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что приказом № ** от **.**.**** *** С. Саратов С. А. был принят на федеральную государственную службу в *** и назначен на должность *** с **.**.****. Согласно соглашения об изменении условий трудового договора от **.**.**** *** работник Саратов С. А. назначен на федеральную государственную службу в *** на государственную должность ***. Приказом № ** от **.**.**** *** Б. Саратову С. А. присвоен классный чин юриста 3 класса (л.д. 8). Приказом *** З. № ** от **.**.**** Саратов С. А. назначен на должность *** (л.д. 10).

Согласно ч. 5 ст. 45 Федерального закона от 28.10.2010 № 403-ФЗ «О следственном комитете Российской Федерации» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть с 15.01.2011 (ч. 1 ст. 46 настоящего Федерального закона) сотрудники Следственного комитета считаются состоящими в специальных званиях, соответствующих ранее присвоенным классным чинам прокурорских работников Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, согласно перечню соответствия специальных званий сотрудников Следственного комитета Российской Федерации классным чинам прокурорских работников органов прокуратуры Российской Федерации и воинским званиям без издания дополнительных актов о присвоении специальных званий.

Указом Президента Российской Федерации № 38 от 14.01.2011 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» в исполнение вышеназванного закона утвержден перечень соответствия специальных званий сотрудников Следственного комитета Российской Федерации классным чинам прокурорских работников органов прокуратуры Российской Федерации и воинским званиям, согласно которому специальное звание сотрудников Следственного комитета Российской Федерации - лейтенант юстиции соответствует классному чину прокурорских работников органов прокуратуры Российской Федерации - юрист 3 класса и воинскому званию - лейтенант.

Таким образом, с 15.01.2011 года Саратов С. А. считается состоящим в специальном звании лейтенанта юстиции.

Согласно выписки из книги протоколов № ** от **.**.**** отдела военного комиссариата Свердловской области по городу Нижний Тагил и Пригородному району призывной комиссией в отношении Саратова С. А. принято решение о призыве на военную службу с предназначением в СВ (л.д. 5).

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред.от 28.12.2010 ) «О воинской обязанности и военной службе» прохождение военной службы осуществляется гражданами - по призыву и в добровольном порядке ( по контракту).

Согласно ч. 1 ст. 26 указанного Федерального закона, п. 3 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 № 663, призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

В силу ст. 28 этого же Федерального закона при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности, в том числе по принятию в отношении их решений о призыве на военную службу.

Таким образом, решение о призыве Саратова С. А. на военную службу было принято полномочным на то органом - призывной комиссией города Нижний Тагил.

В соответствии с п. 7 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «О воинской обязанности и военной службе» решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином…в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации или в суд.

Оспаривая решение призывной комиссии, заявитель Саратов С. А. ссылается на безусловное присвоение ему при призыве на военную службу воинского звания лейтенант, исходя из соответствия согласно Перечню, утвержденному Указом Президента Российской Федерации № 38 от 14.01.2011 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации», имеющемуся у него специальному званию сотрудника Следственного комитета Российской Федерации - лейтенант юстиции.

Вместе с тем, на момент принятия призывной комиссией города Нижний Тагил решения о призыве Саратова С. А. на военную службу вышеназванный Указ Президента Российской Федерации действовал в редакции от 06.05.2011.

Согласно п. 23 Указа Президента Российской Федерации № 38 от 14.01.2011 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» (в редакции от 06.05.2011) к присвоению первого специального звания лейтенанта юстиции представляются сотрудники Следственного комитета, имеющие высшее образование, прошедшие аттестацию и имеющие стаж службы в Следственном комитете не менее шести месяцев.

В соответствии с п. 26 того же Указа Президента Российской Федерации гражданам, ранее проходившим военную службу, службу в органах прокуратуры или правоохранительных органов и имеющим воинское (специальное) звание или классный чин прокурорского работника, при назначении на должность в Следственном комитете после прохождения аттестации может быть присвоено в порядке, определяемом Председателем Следственного комитета, соответствующее имеющемуся у них воинскому (специальному) званию или классному чину прокурорского работника специальное звание до полковника юстиции включительно, но не выше специального звания, предусмотренного должностью, на которую они назначаются.

Таким образом, в деятельности Следственного комитета Российской Федерации при присвоении первого специального звания лейтенант юстиции предусмотрены условия - наличие высшего образования, прохождение аттестации и стаж службы не менее шести месяцев. При назначении на должность в Следственном комитете лиц, проходившим военную службу, службу в органах прокуратуры или правоохранительных органов и имеющим воинское (специальное) звание или классный чин прокурорского работника, может быть, а не в обязательном порядке, присвоено соответствующее имеющемуся у них воинскому (специальному) званию или классному чину прокурорского работника специальное звание до полковника юстиции включительно, но также при наличии условий - прохождение аттестации и не выше специального звания, предусмотренного должностью, на которую назначаются.

Более того, заявитель основывает свою позицию при оспаривании решения призывной комиссии на положениях нормативных документов, регулирующих деятельность Следственного комитета Российской Федерации, а не призывных комиссий.

В силу ч. 4 ст. 26 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред.от 28.12.2010) «О воинской обязанности и военной службе» порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 5 ст. 5 указанного Федерального закона призывная комиссия принимает соответствующие решения на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов, Положения о призыве на военную службу и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 28 того же Федерального закона при принятии решения о призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, призывная комиссия определяет вид и род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых указанные граждане будут проходить военную службу.

На основании п. 15 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 за № 663, решение призывной комиссии в отношении каждого призывника в тот же день заносится в протокол заседания призывной комиссии, подписываемый председателем призывной комиссии и её членами.

Указанные требования названных Федерального закона и Положения призывной комиссией в отношении Саратова С. А. соблюдены. Оспариваемое решение призывной комиссии содержит предназначение Саратова С. А. в Сухопутные Войска Вооруженных Сил Российской Федерации, занесено в книгу протоколов заседания призывной комиссии № ** от **.**.**** (л.д. 5).

Из представленной суду выписки из книги протоколов № ** от **.**.**** не следует, что призывной комиссией города Нижний Тагил было принято решение о призыве Саратова С. А. на военную службу в составе рядовых.

Согласно п. 31 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 за № 663, до убытия граждан, призванных на военную службу, со сборного пункта к месту прохождения военной службы приказом военного комиссара субъекта Российской Федерации им присваивается воинское звание рядового. О присвоении воинского звания и о дате убытия со сборного пункта в документах персонального учета этих граждан (военном билете и учетно-послужной карточке) делаются соответствующие записи. Все записи заверяются подписью военного комиссара субъекта Российской Федерации (его заместителя) и печатью военного комиссариата субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 ст. 47 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ (в ред. от 28.12.2010) «О воинской обязанности и военной службе» при поступлении на военную службу гражданина, проходящего либо проходившего службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы или иных правоохранительных органах и имеющего специальное звание, воинское звание ему присваивается в порядке, определенном Положением о порядке прохождения военной службы.

В силу п. 7 «Положения о порядке прохождения военной службы», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.09.1999 № 1237 (в ред.от 21.03.2011) при поступлении на военную службу гражданина, проходящего или проходившего службу в органах внутренних дел Российской Федерации, иных правоохранительных органах или в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и имеющего специальное звание, ему может быть присвоено воинское звание, равное его специальному званию, в порядке переаттестации, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

Из приведенного следует, что в полномочия призывной комиссии не входит присвоение воинского звания гражданам, призванным на военную службу. Как усматривается из выписки из книги протоколов № ** от **.**.****, в отношении Саратова С. А. решение призывной комиссии о присвоении воинского звания не принималось.

Более того, из изложенных выше правовых норм усматривается, что, действительно, гражданам, призванным на военную службу, до убытия со сборного пункта к месту прохождения военной службы приказом военного комиссара субъекта Российской Федерации присваивается воинское звание рядового. Присвоение воинского звания, равного специальному званию, при поступлении на военную службу гражданина, проходящего или проходившего службу, в том числе в иных правоохранительных органах, а, следовательно, и в Следственном комитете Российской Федерации, возможно, а не обязательно, причем в порядке переаттестации, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

Каких-либо доказательств вмешательства в процессуальную деятельность *** Саратова С. А. посредством принятия призывной комиссией города Нижний Тагил **.**.**** решения о призыве последнего на военную службу, заявителем суду не представлено.

По иным основаниям законность решения призывной комиссии города Нижний Тагил от **.**.**** о призыве Саратова С. А. на военную службу заявителем не оспаривалась.

Таким образом, нарушений требований закона при принятии призывной комиссией города Нижний Тагил решения о призыве Саратова С. А. на военную службу не установлено, права и свободы заявителя данным решением призывной комиссии города Нижний Тагил не нарушены.

Исходя из изложенного, суд находит, что оснований для удовлетворения заявления Саратова С. А. о признании незаконным решения призывной комиссии города Нижний Тагил от **.**.**** о призыве его на военную службу отсутствуют, в связи с чем в удовлетворении указанного заявления надлежит отказать.

Руководствуясь ст. 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Саратова С. А. о признании незаконным решения призывной комиссии города Нижний Тагил от **.**.**** о призыве его на военную службу в составе Сухопутных войск Вооруженных сил России отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Дзержинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения суда.

Судья: подпис.

Мотивированное решение составлено 30.05.2011

Судья: подпись