Решение вступило в законную силу 30.08.2011 дело № 2-889/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11 августа 2011 года Дзержинский районный суд города Нижнего Тагила Свердловской области в составе: председательствующего судьи Каракаш М. С., при секретаре Решетниковой К. А., с участием помощника прокурора Дзержинского района Мазырина А. А., представителя ответчика ОАО «НПК «Уралвагонзавод им Ф. Э. Дзержинского» Иванова М. С., действующего на основании доверенности № ** от **.**.**** сроком по **.**.****, представителя третьего лица ведущего инспектора юридического отдела Государственного учреждения занятости населения свердловской области «Нижнетагильский центр занятости» Мартюшевой И. В., действующей на основании доверенности № ** от **.**.**** сроком по **.**.****, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод имени Ф. Э. Дзержинского» о возложении обязанности выполнения квоты по трудоустройству инвалидов и о возложении обязанности по созданию специальных рабочих мест для инвалидов, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Дзержинского района города Нижний Тагил Свердловской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод им. Ф. Э. Дзержинского» о возложении обязанности выполнения квоты по трудоустройству инвалидов и возложении обязанности по созданию специальных рабочих мест для инвалидов. В обоснование исковых требований указал, что в прокуратуру Дзержинского района города Нижний Тагил Свердловской области из ГУ «Нижнетагильский центр занятости» поступила информация о нарушении ответчиком требований Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов». В ходе проведенной проверки установлено, что ответчик нарушает требования законодательства, предусмотренного Постановлением Правительства Свердловской области № 246-ПП от 31.03.2005 «Об установлении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области» и Постановлением Правительства Свердловской области № 1406-ПП от 27.09.2010 «Об установлении минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в организация, расположенных на территории Свердловской области», что выражается в отсутствии специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Приказом № 44 Департамента государственной службы занятости населения Свердловской области от 16.02.2011 установлено минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов на **** год для ОАО «НПК «Уралвагонзавод» в количестве не менее *** единиц. По состоянию на **.**.**** среднесписочная численность работников составляет *** человек. При этом установленный размер специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов составляет *** человека. По состоянию на *** года в ОАО «НПК «Уралвагонзавод» указанные рабочие места не созданы. Кроме того, прокурор указал, что в ходе проведенной проверке ответчиком допущены нарушения п. 1 Постановления Правительства Свердловской области № 246-ПП от 31.03.2005 «Об установлении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области», которые выразились в нетрудоустройстве в счет установленной квоты *** человек, имеющих статус инвалидов. Среднесписочная численность работников ОАО «НПК «Уралвагонзавод» составляет *** человек. Квота приема инвалидов для ответчика составляет 3 %, то есть на предприятии должно быть создано *** рабочее место для инвалида. Однако по состоянию на **.**.**** в ОАО «НПК «Уралвагонзавод» трудоустроено *** инвалида. В судебном заседании прокурора поддержал заявленные исковые требования. Представитель ответчика ОАО «НПК «Уралвагонзавод» Иванов М. С. возражал против заявленных требований, считает их необоснованными, поскольку в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области № 246-ПП от 31.03.2005 «Об установлении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области» ответчиком установлена квота для приема инвалидов в размере 3% от среднесписочной численности работников. Организациям, в которых по результатам аттестации всех рабочих мест по условиям труда более 50% признаны условно аттестованными, а условия труда противопоказанными для трудоустройства инвалидов, установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 2% от среднесписочной численности работников. Согласно данным, представленным из ГУ «Нижнетагильский центр занятости» среднесписочная численность общества составляет *** человек из них *** человека - инвалиды. При этом в цифре, указывающей на численность инвалида, не учтены инвалиды, работающие в Волчанском механическом заводе - филиале ответчика, численность которых составляет *** человека. Таким образом, количество работающих в обществе инвалидов составляет *** человек, что на *** человек больше чем размер установленной квоты. Факт нарушения, выраженный в нетрудоустройстве в счет установленной квоты *** инвалидов, не установлен. Каких либо документов, подтверждающих отказ в трудоустройстве *** инвалидов, обративших в отдел кадра общества, не представлено. Действующее законодательство не устанавливает обязанность юридических лиц по поиску инвалидов для их дальнейшего трудоустройства. От Нижнетагильского центра занятости в адрес общества не поступало каких-либо рекомендаций, предложений по трудоустройству инвалидов, не предлагались и не направлялись кандидатуры для трудоустройства. Кроме того, ежегодно между обществом и Нижнетагильским центром занятости заключается договор на организацию временного трудоустройства инвалидов, испытывающих трудности в поиске работы. С **.**.**** по данному договору принято *** инвалида. В настоящее время рассматривается вопрос возможности трудоустройства инвалидов по слуху на рабочие месте в количестве *** человек. Заявленные требования прокурора считает необоснованными, и просит отказать в их удовлетворении. Представитель третьего лица ГУ «Нижнетагильский Центр занятости» не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне истца - Мартюшева И. В. поддержала заявленные прокурором требования. Выслушав прокурора, представителя ответчика, представителя третьего лица, изучив представленные суду письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приёма на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). Исходя из этого установление квоты для приёма на работу инвалидов имеет целью обеспечения им дополнительных гарантий права на труд и социальную защиту от безработицы. Под квотированием рабочих мест понимается резервирование рабочих мест в организациях всех форм собственности для приёма на работу инвалидов. Согласно п. 1 Постановления Правительства Свердловской области от 31.03.2005 № 246-П «Об установлении квот для приёма на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области» организациям, численность которых составляет более 100 человек, установлена квота для приёма на работу инвалидов в размере 3% от среднесписочной численности работников. Организациям, в которых по результатам аттестации всех рабочих мест по условиям труда более 50 % признаны условно аттестованными, а условия труда - противопоказанными для трудоустройства инвалидов, установить квоту для приема на работу инвалидов в размере 2 % от среднесписочной численности работников. Исходя из ст. 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на работодателей возлагается обязанность создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов. Согласно Уставу (л.д. 22-38), и свидетельств о государственной регистрации (л.д. 40, 41) ОАО «НПК «Уралвагонзавод» является предприятием, расположенным на территории Свердловской области. Как следует из материалов дела, ОАО «НПК «Уралвагонзавод» ежемесячно подает информацию о выполнении квоты приема на работу инвалидов Нижнетагильскому центру занятости населения. При этом, как следует из листков об информации, сообщается о среднесписочной численности работников на предприятии, об установленной квоте, о количестве работающих в счет квоты и о свободных квотированных местах. Так в судебном заседании было установлено, что среднесписочная численность работников ОАО «НПК «Уралвагонзавод» за *** года составила *** человек, в том числе в счет квоты *** человека, размер установленный квоты составил *** человек (л.д. 7). Вместе с тем при проведении проверки прокуратурой не было учтены инвалиды, работающие на Волчанском механическом заводе - филиале ОАО «НПК «Уралвагонзавод», который расположен на территории Свердловской области, численность которых составляет *** человека (л.д. 42-44). В материалах дела имеется справка начальника отдела кадров ОАО «НПК «Уралвагонзавод» К., об инвалидах, работающих в ОАО «НПК «Уралвагонзавод» в городе Нижний Тагил, численность которых составляет *** человек. Таким образом, количество работающих в ОАО «НПК «Уралвагонзавод» инвалидов составляет *** человек, что на 6 человек больше чем размер установленной законодательством квоты. Представителем ответчика суду была представлена справка начальника управления № ** ОАО «НПК «Уралвагонзавод» об условиях труда в ОАО «НПК «Уралвагонзавод» от**.**.****, согласно которой на **.**.**** общее количество рабочих мест по обществу составляет ***, из них аттестованных по факторам производственной среды и трудового процесса с классами 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 (вредные условия труда) - *** рабочее место - условно аттестованные рабочие места, то есть 54,5%. На основании указанного выше п. 1 Постановления Правительства Свердловской области от 31.03.2005 № 246-П «Об установлении квот для приёма на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области» при таком количестве условно аттестованных рабочих мест размер квоты для приема на работу инвалидов составляет 2%. Таким образом, численность работающих на ОАО «НПК «Уралвагонзавод» инвалидов превышает квоту на *** человек. Из указанной справки начальника управления № ** также следует, что конкретное рабочее место инвалида в обществе определяется исходя из медицинского заключения инвалида, необходимые условия труда инвалидам обеспечиваются с учетом индивидуальных программ реабилитации (л.д. 64-65). Тот факт, что на ОАО «НПК «Уралвагонзавод» работают *** человек, имеющих статус инвалидов, свидетельствует о том, что им созданы специальные рабочие места, отвечающие их медицинским заключениям и программам реабилитации. Тот факт, что ** человек, имеющих статус инвалида, не были трудоустроены в ОАО «НПК «Уралвагонзавод» в счет установленной законом квоты, что является нарушением требований действующего законодательства, в судебном заседании подтвержден не был. При таких обстоятельствах суд находит иск прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил не подлежащим удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: В иске прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод имени Ф. Э. Дзержинского» о возложении обязанности выполнения квоты по трудоустройству инвалидов в размере 3% от среднесписочной численности работников предприятия и о возложении обязанности по созданию *** специальных рабочих мест для инвалидов отказать. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Дзержинский районный суд города Нижний Тагил в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме. Судья: подпись Мотивированное решение изготовлено 18.08.2011 Судья: подпись