Решение вступило в законную силу 28.06.2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 24 мая 2011 года Дзержинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Душкиной Ю. Е., при секретаре Ботовой К. И., с участием прокурора - старшего помощника прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свининой О. В., представителей организации ответчика Лебедевой Л. М., Бородкиной Ю. В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-610/2010 по иску прокурора Ленинского района города Нижний Тагил в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Государственному учреждению здравоохранения Свердловской области «Кожно-венерологический диспансер № 3» о возложении обязанностей по соблюдению санитарно-эпидемиологического законодательства УСТАНОВИЛ: Прокурор Ленинского района города Нижний Тагил в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд к Государственному учреждению здравоохранения Свердловской области «Кожно-венерологический диспансер № 3» (далее по тексту - ГУЗ СО «Кожно-венерологический диспансер № 3») о признании незаконными действий по обращению опасными медицинскими отходами, возложении обязанности предоставить помещение для временного хранения опасных медицинских отходов и обеспечить допуск к работам, связанным со сбором, временным хранением и транспортированием отходов лиц, прошедших предварительное обучение. В соответствии с исковым заявлением указал следующее. **.**.**** прокуратура Ленинского района города Нижний Тагил с участием специалистов: ведущего специалиста-эксперта НТО Управления Роспотребнадзора по СО Б., инспектора отделения надзорной деятельности ОНД города Нижний Тагил В., на основании ст. 22 Закона «О прокуратуре» в связи с поручением прокуратуры Свердловской области о проверке соблюдения законодательства об обращении с медицинскими отходами и содержания помещений медицинских учреждений, произвела проверку соблюдения требований к обращению с медицинскими отходами в поликлинике № 1 ГУЗ СО «Кожно-венерологический диспансер № 3». Проверкой выявлены нарушения правил и норм СанПиН 2.1.7.728-99 «Правил сбора, хранения, удаления отходов лечебно-профилактических учреждений». Приказом о назначении лица, ответственного за охрану окружающей среды и обращение с медицинскими отходами по диспансеру № ** от **.**.**** имеется, ответственной назначена *** Л., ответственной за сбор отходов класса Б.В. - *** К., которая была ознакомлена с приказом под роспись, однако только *** Л. представила удостоверение о краткосрочном повышении квалификации № ** от **** года по организации сбора и утилизации отходов медицинских учреждений, у *** К. такой документ отсутствует в нарушение п. 4.5 СанПиН 2.1.7.728-99 «Правил сбора, хранения, удаления отходов лечебно-профилактических учреждений», а именно: к работам, связанным со сборам, временным хранением и транспортированием отходов, не допускается привлечение лиц, не прошедших предварительного обучения. Помещение для временного хранения отходов класса «Б» находится в холодном пристрое на первом этаже, имеет отдельный выход во двор здания. Данное помещение в нарушение п. 7.7 СанПиН 2.1.7.728-99 не оборудовано бактерицидной лампой, водостойкой отделкой поверхностей стен и потолков, умывальной раковиной, вентиляцией, керамической плиткой на полу. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду. В соответствии с классификацией отходы кожно-венерологического диспансера № 3 являются опасными и отнесены к классу «Б». Статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. Далее, ссылаясь на положения норм Федеральных законов Российской Федерации «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Конституции Российской Федерации, прокурор Ленинского района города Нижний Тагил изложил свои требования следующим образом: признать незаконными действия Областного государственного учреждения здравоохранения по хранению чрезвычайно опасных отходов в нарушение СанПиН 2.1.7.728-99 «Правил сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений», а именно: по хранению таких отходов в подсобном помещении, не оборудованном бактерицидной лампой и поверхности которого не являются влагозащищенными, а также допуск к работам, связанным с временным хранением и транспортированием по заданию поликлиники № 1 медицинских отходов класса «Б» *** К.; возложить на ГУЗ СО «Кожно-венерологический диспансер №3» обязанность по обеспечению в соответствии с п. 7.7 СанПиН 2.1.7.728-99 помещения для временного хранения опасных медицинских отходов в поликлинике № 1 по проспекту ***, д. ** в г. Нижний Тагил, оборудовав его бактерицидной лампой, водостойкой отделкой поверхностей стен и потолков, умывальной раковиной, вентиляцией, керамической плиткой на полу; обеспечить допуск к работам, связанным со сбором, временным хранением и транспортированием отходов в поликлинике № 1 только лиц, прошедших предварительное обучение. Прокурор Ленинского района города Нижний Тагил Свинина О. В. в судебном заседании доводы искового заявления подержала в части возложения на организацию ответчика обязанностей по обеспечению соответствия п. 7.7 СаН ПиН 2.1.7.728-99 помещения для временного хранения опасных медицинских отходов в поликлинике № 1 по пр. ***, д. ** в городе Нижний Тагил, путем оборудования его бактерицидной лампой, водостойкой отделкой поверхностей стен и потолков, умывальной раковиной, вентиляцией, керамической плиткой на полу. В части возложения обязанностей по обеспечению допуска к работам, связанным с сбором, временным ранением и транспортированием отходов в поликлинике № 1 только лиц, прошедших предварительное обучение, требования не поддержала в связи с изменениями Санитарных норм и правил, которыми руководствовался прокурор при проведении проверки. Представитель ответчика Бородкина Ю. В., действующая на основании доверенности № ** от **.**.****, исковые требования признала частично, суду пояснила следующее. Поликлиническое отделение № 1, расположенное по адресу: город Нижний Тагил, пр. ***, д. ** является подразделением ГУЗ СО «Кожно-венерологический диспансер № 3». Здание поликлиники № 1 используется учреждением на основании договора безвозмездного пользования нежилым помещением № ** от **.**.****, заключенного между собственником здания ООО «***» и ГУЗ СО «Кожно-венерологический диспансер № 3». По результатам проверки соблюдения правил содержания помещений медицинских учреждений и обращения с медицинскими отходами, проведенной в *** года прокуратурой Ленинского района города Нижний Тагил в указанном подразделении, были выявлены нарушения санитарных правил и норм СанПиН 2.1.728-99 «Правил сбора, хранения, удаления отходов лечебно-профилактических учреждений». Выявление нарушения являются следствием дефицита площадей для размещения вспомогательных служб, в том числе, отдельного помещения для временного хранения отходов класса «Б», используемое в настоящее время помещение - холодный пристрой к зданию, невозможно привести в соответствие с требованиями санитарных норм, а именно: установка централизованного водоснабжения, канализации, приточно-вытяжной вентиляции, бактерицидной лампы по техническим причинам. Также, в соответствии с п. 4.2.4 договора безвозмездного пользования № ** ссудополучатель - ГУЗ СО «Кожно-венерологический диспансер № 3» не имеет права производить перепланировку и переоборудование помещений без разрешения ссудодателя - собственника здания. В связи с данными обстоятельствами и в целях обеспечения соответствия санитарным правилам и нормам помещения для временного хранения медицинских отходов учреждением в настоящее время проводятся мероприятия по изменению схемы перемещения отходов по зданию и выделения необходимых площадей для временного хранения отходов с соответствующей отделкой, оснащением и оборудованием. Согласно п. 2.2 СанПиН 2.1.7.728-99 обязательному обучению в специализированном центре по обращению с отходами с получением свидетельства (сертификата) на право организации работ по обращению с отходами подлежат ответственные специалисты учреждения (эпидемиолог, главная медицинская сестра, заместитель главного врача по техническим вопросам). На основании данного положения в учреждении прошли обучение с получением удостоверения *** Л. и *** М. В настоящее время СанПиН 2.1.7.728-99 утратил силу в связи с введением в действие нового документа - СанПиН-2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами». В соответствии с положениями указанного документа обучение ответственных специалистов в специализированных центрах не предусмотрено. В соответствии с п. 3.5 и п. 4.3 указанных Санитарных правил и норм к работе по обращению с медицинскими отходами допускаются лица, прошедшие предварительный инструктаж при приеме на работу и далее один раз в год. Аналогичные положения содержатся в разделе 6.3. Методических рекомендаций МР 3.1.6.001-2010 «Организация обращения с опасными медицинскими отходами в лечебно-профилактических учреждениях Свердловской области с применением высокотемпературных методов уничтожения», утвержденных совместным приказом Минздрава Свердловской области и Управления Роспотребнадзора по Свердловской области № 771-п/01-01-01-01/389 от 13.08.2010. Таким образом, *** № 1 К. не подлежит прохождению обязательного обучения в специализированном центре с получением свидетельства (сертификата). Данная категория работников проходит ежегодное внутреннее обучение, проводимое лицом, имеющим сертификат и назначенное приказом руководителя учреждения. Обучение медицинского персонала поликлиник № 1 проводилось *** Л. **.**.****. При проведении проверки прокуратурой Ленинского района города Нижний Тагил данные документы истребованы не были. Предписаний по устранению выявленных прокуратурой Ленинского района города Нижний Тагил нарушений в установленный срок в адрес учреждения до настоящего времени не поступало. Представитель ответчика Лебедева Л. М., действующая на основании доверенности № ** от **.**.****, суду дала аналогичные показания. Дополнительно пояснила, что привести помещение для временного хранения опасных отходов в то состояние, в которое просит прокурор возможно, однако, их медицинское учреждение не имеет участка по обработке отходов. Опасные отходы вывозятся в соответствии с графиком и договором с организацией, временное их хранение обеспечено в помещении, которое было предметом проверки. Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы потребления подлежат сбору, хранению, транспортировке, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. В судебном заседании установлено, что **.**.**** прокуратурой Ленинского района города Нижний Тагил была проведена проверка по соблюдению требований к обращению с медицинскими отходами в поликлинике № 1 ГУЗ СО «Кожно-венерологический диспансер № 3», расположенной по адресу: город Нижний Тагил, пр. ***, д. **. В ходе проведенной проверки прокурором указано на нарушения правил и норм по соблюдению учреждением требований к обращению с медицинскими отходами, при этом прокурор ссылается в исковом заявлении на нарушение ответчиком положений СанПиН 2.1.7.728-99 «Правил сбора, хранения, удаления отходов лечебно-профилактических учреждений». В настоящее время вышеуказанный документ утратил силу в связи с введением в действие нового документа - СанПиН 2.1.7.2790-10, утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.12.2010 № 163 в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.03.2011 № 18. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду. В соответствии с классификацией отходы кожно-венерологического диспансера № 3 являются опасными и отнесены к классу «Б». В соответствии с п. 3.1. «Санитарно-эпидемиологических требований к обращению с медицинскими отходами» система сбора, временного хранения и транспортирования медицинских отходов должна включать следующие этапы: - сбор отходов внутри организаций, осуществляющих медицинскую и/или фармацевтическую деятельность; - перемещение отходов из подразделений и временное хранение отходов на территории организации, образующей отходы; - обеззараживание/обезвреживание; - транспортирование отходов с территории организации, образующей отходы; - захоронение или уничтожение медицинских отходов. Руководителем организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, утверждается инструкция, в которой определены ответственные сотрудники и процедура обращения с медицинскими отходами в данной организации (п. 3.2). Согласно п. 4.10 этих же правил отходы класса Б подлежат обязательному обеззараживанию (дезинфекции)/обезвреживанию. Выбор метода обеззараживания/обезвреживания определяется возможностями организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, и выполняется при разработке схемы обращения с медицинскими отходами. В случае отсутствия в организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, участка по обеззараживанию/обезвреживанию отходов класса Б или централизованной системы обезвреживания медицинских отходов, принятой на административной территории, отходы класса Б обеззараживаются персоналом данной организации в местах их образования химическими/физическими методами. Выбор методов безопасного обеззараживания и/или обезвреживания отходов классов Б зависит от мощности и профиля медицинской организации, наличия установок по обеззараживанию/ обезвреживанию отходов, способа обезвреживания/уничтожения отходов, принятого на административной территории (сжигание, вывоз на полигоны, утилизация) - п. 5.1 цитируемых Санитарных Правил. Обеззараживание/обезвреживание отходов классов Б может осуществляться централизованным или децентрализованным способами. При децентрализованном способе участок по обращению с отходами располагается в пределах территории организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность. При централизованном способе участок по обращению с медицинскими отходами располагается за пределами территории организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, при этом организуется транспортирование отходов - п. 5.2 Санитарных Правил. Как установлено в судебном заседании поликлиника № 1 не имеет участка по обращению с отходами. Требования к условиям временно хранения (накопления) медицинских отходов содержатся в разделе шестом «Санитарно-эпидемиологических требований к обращению с медицинскими отходами» - СанПиН 2.1.7 2790-10, из которого следует, что сбор отходов в местах их образования осуществляется в течение рабочей смены. При использовании одноразовых контейнеров для острого инструментария допускается их заполнение в течение 3-х суток (п. 6.1). Одноразовые пакеты, используемые для сбора отходов классов Б и В должны обеспечивать возможность безопасного сбора в них не более 10 кг. отходов (п. 6.3). Накопление и временное хранение необеззараженных отходов классов Б и В осуществляется раздельно от отходов других классов в специальных помещениях, исключающих доступ посторонних лиц. В небольших медицинских организациях (здравпункты, кабинеты, фельдшерско-акушерские пункты и так далее) допускается временное хранение и накопление отходов классов Б и В в емкостях, размещенных в подсобных помещениях (при хранении более 24-х часов используется холодильное оборудование). Применение холодильного оборудования, предназначенного для накопления отходов, для других целей не допускается (п. 6.4). Отдельно Санитарные нормы содержат требования в отношении организации участка по обращению с медицинскими отходами классов Б и В - раздел 10. Анализ данного раздела показывает, что участок по обращению с отходами класса Б и В является структурным подразделением организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, или самостоятельной специализированной организацией (далее - участок). Участок располагается в специально оборудованных помещениях медицинской организации или на самостоятельной территории и осуществляет сбор, накопление, аппаратное обеззараживание/обезвреживание, утилизацию отходов классов Б и В. Размещение участка в составе медицинских подразделений не допускается (кроме помещений для обеззараживания в лабораториях, осуществляющих работы с возбудителями 1 - 4 групп патогенности). Состав и минимальные площади помещений участка представлены в приложении 1 к настоящим санитарным правилам. Далее Правила излагают требования к участку в части его расположения, оснащенности канализацией, водопроводом, электричеством, отоплением и автономной вентиляцией, разделению участка на зоны, к содержанию инвентаря. В судебном заседании установлено, что такого структурного подразделения как участок по обращению с медицинскими отходами классов Б и В медицинское учреждение не имеет. Следовательно, система обращения с медицинскими отходами класса Б в данном медицинском учреждении должна быть организована в соответствии с требованиями разделов пятым, шестым. В материалах дела имеется договор безвозмездного пользования № ** от **.**.**** (копия договора на л.д. 22-23), соответствии с п. 4.2.4 которого ссудополучатель - ГУЗ СО «Кожно-венерологический диспансер №3» не имеет права производить перепланировку и переоборудование помещений без разрешения ссудодателя - собственника здания. В связи с данными обстоятельствами и в целях обеспечения соответствия санитарным правилам и нормам помещения для временного хранения медицинских отходов учреждением в настоящее время проводятся мероприятия по изменению схемы перемещения отходов по зданию и выделения необходимых площадей для временного хранения отходов с соответствующей отделкой, оснащением и оборудованием, что также подтверждается письменным ответом председателя комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Нижний Тагил Х. на имя главного врача ГУЗ СО «Кожно-венерологический диспансер № 3» Т. за № ** от **.**.**** о невозможности предоставления в настоящее время отдельно стоящего здания с целью переезда поликлиники в связи с отсутствием таких зданий в центральной части города, Ленинском и Тагилстроевском районах города. Как уже отмечено выше, те санитарные нормы и правила, на основании которых проводилась проверка утратили свою законную силу. Согласно п. 2.2 СанПиН 2.1.7.728-99 обязательному обучению в специализированном центре по обращению с отходами с получением свидетельства (сертификата) на право организации работ по обращению с отходами подлежат ответственные специалисты учреждения (эпидемиолог, главная медицинская сестра, заместитель главного врача по техническим вопросам). На основании данного положения в учреждении прошли обучение с получением удостоверения *** Л. и *** М. Поскольку документ СанПиН 2.1.7.728-99 утратил силу в связи с введением в действие СанПиН-2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», ссылка прокурора на данные нормы не состоятельна, а в соответствии с положениями нового документа обучение ответственных специалистов в специализированных центрах не предусмотрено. В соответствии с п. 3.5 и п. 4.3 указанных Санитарных правил и норм к работе по обращению с медицинскими отходами допускаются лица, прошедшие предварительный инструктаж при приеме на работу и далее один раз в год. Аналогичные положения содержатся в разделе 6.3. Методических рекомендаций МР 3.1.6.001-2010 «Организация обращения с опасными медицинскими отходами в лечебно-профилактических учреждениях Свердловской области с применением высокотемпературных методов уничтожения», утвержденных совместным приказом Минздрава Свердловской области и Управления Роспотребнадзора по Свердловской области № 771-п/01-01-01-01/389 от 13.08.2010. Таким образом, *** К. не подлежит прохождению обязательного обучения в специализированном центре с получением свидетельства (сертификата). Данная категория работников проходит ежегодное внутреннее обучение, проводимое лицом, имеющим сертификат и назначенное приказом руководителя учреждения. Обучение медицинского персонала поликлиник № 1 проводилось *** Л. **.**.****. При таких обстоятельствах права неопределенного круга лиц в настоящее время не нарушаются, угрозы нарушения прав неопределенного круга лиц в действиях ГУЗ СО «Кожно-венерологический диспансер № 3» суд также не усматривает, в связи с чем в удовлетворении требований прокурора Ленинского района города Нижний Тагил к о возложении обязанностей по соблюдению санитарно-эпидемиологического законодательства надлежит отказать. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Ленинского района города Нижний Тагил в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Государственному учреждению здравоохранения Свердловской области «Кожно-венерологический диспансер № 3» о возложении обязанностей по соблюдению санитарно-эпидемиологического законодательства оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней со дня изготовления текста решения в окончательной форме с подачей кассационной жалобы через Дзержинский районный суд города Нижний Тагил. Судья-подпись Текст решения в окончательной форме изготовлен 17.06.2011 Судья- подпись