Решение вступило в законную силу 30.09.2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 05 сентября 2011 года Дзержинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Душкиной Ю. Е., при секретаре Ботовой К. И. с участием прокурора - помощника прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил Кривошеевой А. М., представителя организации ответчика МБДОУ № 64 для детей раннего возраста - Гололобова А. А., представителя организации ответчика МО «город Нижний Тагил» - Кузьменковой Ю. А., представителя организации третьего лица Шешуковой Н. А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-933 (2011) по иску прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Управлению образования Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил», муниципальному образованию «город Нижний Тагил» о возложении обязанности осуществить финансирование мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности; к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 64 для детей раннего возраста о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности, установил: Прокурор Дзержинского района города Нижний Тагил, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Управлению образования администрации МО «города Нижний Тагил», муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 64 для детей раннего возраста, в котором указал на следующие обстоятельства. **.**.**** в МДОУ детский сад № 64 сотрудниками Отдела Государственного пожарного надзора ГУ МЧС по Свердловской области в городе Нижний Тагил проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности, по результатам которой заведующей МДОУ детский сад № 64 выданы акт № ** от **.**.**** и предписание об устранении нарушений и предоставлен срок для устранения нарушений до **.**.****. **.**.**** сотрудниками Отдела Государственного пожарного надзора ГУ МЧС по Свердловской области в городе Нижний Тагил проведено внеплановое мероприятия по контролю исполнения предписания, в ходе которого установлено, что в дошкольной организации не выполнена часть рекомендованных мероприятий, а именно, в здании не предусмотрен второй эвакуационный выход из спален двух торцевых групп на втором этаже. В ходе проведения внеплановой проверки **.**.**** дополнительно выявлено, что косоуры лестничного марша ступени внутренней лестничной клетки не обработаны противопожарными составами второго типа с пределом огнестойкости не менее R-45; деревянные конструкции чердака не обработаны огнезащитным составом. По данным нарушениям государственным инспектором по пожарному надзору города Нижний Тагил было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанное дело рассмотрено, заведующая МДОУ детский сад № 64 привлечена к административной ответственности. Вместе с тем, мероприятия по обеспечению требований Федерального закона «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994 до настоящего времени не выполнены, администрацией учреждения не принято достаточных мер к устранению нарушений. В ходе судебного разбирательства гражданского дела выполнены следующие процессуальные действия и процессуальные уточнения. По ходатайству прокурора определен статус органа пожарного надзора, точное наименование которого с 01.01.2011 - отдел надзорной деятельности города Нижний Тагил Главного управления Министерства по чрезвычайным ситуациям по Свердловской области (далее по тексту отдел надзорной деятельности г.Н.Тагила ГУ МЧС России по Свердловской области) - в качестве третьего лица. Определением суда от 10.08.2011 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Муниципальное образование «город Нижний Тагил». В связи с представлением представителем муниципального образования «город Нижний Тагил» постановления № 1492 от 28.07.2011 «О переименовании и внесении изменений в Устав Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 64 для детей раннего возраста», уточнено наименовании организации ответчика - муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 64 для детей раннего возраста (далее по тексту МБДОУ детский сад № 64) В судебном заседании помощник прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил Кривошеева А. М. поддержала требования частично. В связи с тем, что представитель детского учреждения представил документы об обработке косоуров лестничных маршей огнестойким составом, а также по распределению детей в спальных комнатах до 10 человек, Кривошеева А. М. не поддержала требования о возложении обязанности на детское учреждение устранить нарушение требований пожарной безопасности, предусмотренное п. 1 и 2 предписания № ** от **.**.****. Требование о возложении обязанности по обработке деревянных конструкций чердака огнезащитным составом поддержала, уточнив срок для возложения такой обязанности до **.**.****. Требование о возложении обязанности на Управление образования Администрации МО «город Нижний Тагил» и на МО «город Нижний Тагил» осуществить финансирование мероприятий по устранению детским учреждением нарушений требований пожарной безопасности, предусмотренных п. 3 предписания, было поддержано прокурором и даны пояснения о том, что сметой на выполнение такого вида работ прокурор не располагает. Поскольку руководителем детского учреждения представлена примерная смета на *** руб. на выполнение этого вида работ, то она полагает, что в этой сумме и необходимо профинансировать учреждение. Представитель ответчика МБДОУ детский сад № 64 Гололобов А. А., действующий на основании доверенности руководителя учреждения от **.**.**** (л.д. 25 срок доверенности по **.**.****) в судебном заседании исковые требования не признал. Высказал сомнения относительно достоверности проведенной прокурором проверки, так как ответчик не извещался о проведении какой-либо проверки, с его участием она не проводилась, в материалах дела отсутствует акт о проверке. По мнению представителя в данном случае нарушены права ответчика, предусмотренные Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», результаты проверки при таких обстоятельствах должны быть отменены судом. Представитель возражал против возможности рассмотрения настоящего гражданского дела по иску прокурора, так как прокурор мотивирует свое обращение в отношении неопределенного круга лиц. Между тем, круг лиц, чьи права нарушаются невыполнением требований пожарной безопасности, определен с точностью до человека, о чем в материалах дела имеется справка. В данном случае, по мнению представителя ответчика, права и интересы конкретных лиц (работники детского сада, воспитанники, их родители) могут быть защищены путем личного обращения в суд самих граждан или законных представителей несовершеннолетних. Дополнительным доводом непризнательной позиции стороны было указание на то, что российское законодательство предусматривает возможность привлечения к административной ответственности за неисполнение законного предписания государственного органа, в данном случае органа пожарного надзора, с назначением наказания вплоть до административного приостановления деятельности. Соответственно, гражданский процесс по настоящему делу не должен подменять такого рода ответственность. В связи с чем, представитель Гололобов А. А. указал, что производство по делу подлежит прекращению. По существу представителем было сообщено, что кровля детского сада нуждается в ремонте. Этот ремонт будет связан в том числе с заменой деревянных конструкций, которые в свою очередь также нужно будет обрабатывать этим составом. Следовательно, выполнить данное мероприятие целесообразно после выполнения работ по ремонту крыши. Представитель организации ответчика - МО «город Нижний Тагил» Кузьменкова Ю. А., действующая на основании доверенности № ** от **.**.**** (срок доверенности три года) в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила следующее. В соответствии с Постановлением Администрации города Нижний Тагил от 28.07.2011 № 1481 МБДОУ детский сад № 64 является муниципальным бюджетным учреждением. Согласно п. 2 ст. 120 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. В соответствии с п. 12 ст. 33 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» положения о субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения применяются к правоотношениям, возникшим до 01.01.2011. Таким образом, МО «город Нижний Тагил» в силу закона не несет субсидиарной ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. В соответствии со ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественный и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В МО «город Нижний Тагил» органом местного самоуправления, которое выступает от имени муниципального образования, является Администрация МО «Город Нижний Тагил». К полномочиям Администрации МО «город Нижний Тагил» согласно ст. 29 Устава города Нижний Тагил относится лишь исполнение местного бюджета утвержденного Нижнетагильской городской Думой. Обеспечение дополнительного финансирования по существу означает внесение изменений в утвержденные статьи расходов местного бюджета на основании измененных лимитов бюджетных обязательств. Главным распорядителем бюджетных средств по отношению к образовательным учреждениям города Нижний Тагил является Управление образования Администрации МО «город Нижний Тагил». В соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям главного распорядителя бюджетных средств относится внесение предложений по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств. Администрация МО «город Нижний Тагил» и МО «город Нижний Тагил» не являются главными распорядителями бюджетных средств по статье расходов «содержание образовательных учреждений», следовательно, не вправе внести в Нижнетагильскую городскую Думу предложения по изменению лимитов бюджетных обязательств в рамках статьи расходов «содержание образовательных учреждений». В связи с этим, по требования прокурора об обеспечении дополнительного финансирования по исполнению требований предписания Администрация МО «город Нижний Тагил» и МО «город Нижний Тагил» являются ненадлежащими ответчиками. Кроме того, прокурором не указано, какие виды работ и в каком объеме должны быть профинансированы. От объема работ и суммы финансирования будет зависеть порядок заключения договора на выполнение работ. В случае если потребуется проведение конкурсных процедур, то требование прокурора о проведении работ в короткий срок не может быть выполнено. Также предписания государственных надзорных органов обязательны для исполнения и без вынесения судебных решений. За неисполнение предписаний установлена административная ответственность. Контроль над соблюдением норм и правил пожарной безопасности возложен на государственную противопожарную службу и суд не вправе подменять собой уполномоченные государственные органы. Представитель ответчика Управления образования Администрации города Нижний Тагил в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом. Суду направлены возражения на иск с просьбой рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя организации ответчика. Из письменных возражений следует, что сторона не признает исковые требования по следующим основаниям. МБДОУ детский сад № 64 является самостоятельным юридическим лицом. В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. В соответствии с п. 1 Положения об управлении образования Администрации города Нижний Тагил, утвержденного Постановлением Администрации города Нижний Тагил от 30.01.2009 № 53 «О переименовании Департамента образования администрации города Нижний Тагил и утверждении положения об Управлении образования Администрации города Нижний Тагил», Управление образования Администрации города Нижний Тагил является уполномоченным отраслевым органом Администрации города Нижний Тагил в сфере образования. Оно контролирует, корректирует и координирует деятельность образовательных учреждений. Управление образования не является собственником имущества Учреждения и не осуществляет его финансирование. В соответствии с п. 6.1. Устава Учреждения его финансирование осуществляется из бюджета города Нижний Тагил на основании сметы доходов и расходов. Управлением образования направляются заявки на выделение денежных средств на финансирование мероприятий по устранению нарушения норм пожарной безопасности из бюджета. В соответствии с п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением. Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность несет собственник его имущества. Ссылаясь на пункт 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения Арбитражными судами споров с государственными и муниципальными учреждениями, связанных с применением ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации», представитель ответчика указал, что при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно. Разрешая такие споры, судам необходимо иметь в виду, что на основании п. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Представитель третьего лица - отдела надзорной деятельности города Нижний Тагил ГУ МЧС по Свердловской области Шешукова Н. А., в судебном заседании поддержала доводы прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил, изложенные в исковом заявлении, а также позицию государственного органа, высказанную в предварительном судебном заседании. Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что в отношении МБДОУ детский сад № 64 для детей раннего возраста, чей юридический статус подтверждается выпиской из единого государственного реестра юридических лиц, уставом (л.д. 46-58), было проведено две проверки на соответствие состояния детского сада требованиям пожарной безопасности: **.**.**** (л.д. 13-14) и **.**.**** (л.д. 8). После проверки **** года органом надзорной деятельности выдано предписание, которым рекомендовано провести мероприятия по обеспечению помещений спален с одновременным пребыванием более 10 человек эвакуационным выходом из помещений - двух торцевых групп на втором этаже (л.д. 11). Данное мероприятие не было выполнено к моменту второй проверки. Вместе с тем в ходе рассмотрения гражданского дела установлено, что на основании приказа заведующей детским садом от **.**.**** «О мероприятиях по профилактике пожарной безопасности» в спальных комнатах двух торцевых групп № 2 и 3 приказано установить не более 10 кроватей (л.д. 39). Покрытие косоуров лестничного марша также выполнено, о чем представлен акт. Прокурором указанные требования не поддержаны, отказ от иска в части не заявлен, однако, данное требование не подлежит удовлетворению в связи с добровольным исполнением. Как указано выше, осталось невыполненным мероприятие по обработке деревянных конструкций чердака огнезащитным составом. Прокурор требует возложить обязанность на учреждение устранить это нарушение в срок до **.**.**** и обязать профинансировать это мероприятие из средств местного бюджета. В соответствии со ст. 32 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств; привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств; предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самооценки деятельности образовательного учреждения (самообследования). В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Как следует из ст. 38 указанного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; должностные лица в пределах их компетенции. Гражданско-правовая ответственность муниципального бюджетного учреждения вытекает из его полномочий, установленных Гражданским и бюджетным кодексами Российской Федерации. В соответствии со ст. 41 Федерального закона «Об образовании» финансовое обеспечение деятельности образовательного учреждения осуществляется в соответствии с законодательством. Финансовое обеспечение образовательной деятельности государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений - на основе региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе. Органами местного самоуправления могут быть установлены нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов. Образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц (п. 8 цитируемой статьи). Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования определены в ст. 31 Федерального закона «Об образовании», в круг этих полномочий входит организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (п. 1 статьи). Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом (п. 2 статьи). Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя (п. 3 статьи). Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки (п. 6 статьи). Порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются в отношении муниципальных бюджетных учреждений местной администрацией (п. 8 статьи). Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование (п. 9 статьи). В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в круг полномочий муниципального образования в том числе входит создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа. В силу п. 2 ст. 18 указанного закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В соответствии со ст. 28 Устава города Нижний Тагил, утвержденного Решением Нижнетагильской городской Думы от 24.11.2005 № 80, Администрация города - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органами местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области. К полномочиям Администрации города Нижний Тагил согласно ст. 29 Устава города Нижний Тагил относится формирование и исполнение местного бюджета, утвержденного Нижнетагильской городской Думой. В соответствии с Положением «Об Управлении образования Администрации города Нижний Тагил», утвержденном Постановлением Администрации города Нижний Тагил № 53 от 30.01.2009 Управление образования является уполномоченным отраслевым органом Администрации города в сфере образования. Управление образования осуществляет свою деятельность на территории города Нижний Тагил непосредственно и через подведомственные учреждения, в том числе муниципальные дошкольные образовательные учреждения и является главным распорядителем бюджетных средств по подведомственным учреждениям (ст. 8 и 9 Положения). В соответствии с п. 46 и 47 ст. 14 Положения Управление образования осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств в отрасли «Образование» города Нижний Тагил, установленные бюджетным законодательством и классификацией расходов бюджета города Нижний Тагил в соответствии с действующим законодательством. Участвует в формировании бюджета города Нижний Тагил в части расходов на образование; составляет и утверждает сводные заявки закупок по отрасли на очередной финансовый год в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и внебюджетными источниками финансирования; Как установлено в судебном заседании МБДОУ детский сад № 64 является бюджетным учреждением, финансовое обеспечение которого, осуществляется за счет средств местного бюджета на основе бюджетной сметы. Как следует из объяснений представителя ответчика МБДОУ детский сад № 64, устранить нарушения требований пожарной безопасности после вынесения представления в **** году не представлялось возможным ввиду отсутствия денежных средств, а также необходимости ремонта кровли детского сада. В соответствии со ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание исковых требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Выступая в защиту неопределенного круга лиц, прокурор обязан представить доказательства финансовой несостоятельности муниципального бюджетного учреждения для выполнения требуемого мероприятия. В настоящем судебном заседании доказательств отсутствия у учреждения денежных средств на выполнение требований пожарной безопасности суду не представлено. Представителем МО «город Нижний Тагил» к материалам гражданского дела приобщено письмо начальника Управления образования Администрации города Нижний Тагил на имя Главы города от **.**.****, из которого следует, что управлению образования выделены средства в сумме *** тыс. руб. на мероприятия, связанные с соблюдением требований пожарной безопасности. По итогам проверок образовательных учреждений в **** годах пожарным надзором выписаны предписания на сумму более *** млн. руб. Как следует далее из письма Управление образования считает эффективным выделить *** тыс. руб. на выполнение предписаний пожарного надзора, что позволит выполнить часть первоочередных мер по пожарной безопасности. Из письма начальника Финансового управления Администрации города Нижний Тагил от **.**.**** следует, что по муниципальной целевой программе «Обеспечение первичных мер пожарной безопасности на территории города Нижний Тагил (**** годы» в управлении образования нераспределенные ассигнования составляют *** руб. (документ приобщен к материалам гражданского дела в судебном заседании **.**.****). Анализ указанных документов показывает, что управление образования располагает денежными средствами для выделения их на нужды бюджетных учреждений по целевой программе мер пожарной безопасности, рассчитанной до **** года. С учетом того обстоятельства, что прокурор просит устранить нарушения и профинансировать мероприятие в срок до **.**.****, суд отмечает, что в соответствии с п. 16 ст. 33 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ в переходный период законом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления устанавливается: форма финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, муниципальных бюджетных учреждений в переходный период (путем предоставления субсидий в соответствии с п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации или на основании бюджетной сметы с учетом особенностей, установленных п. 3 настоящей части или ч. 19 статьи цитируемого закона. В соответствии со ст. 78.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ). Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели. Порядок определения объема и условия предоставления указанных субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией. В соответствии со ст. 69.2. Бюджетного кодекса Российской Федерации показатели государственного (муниципального) задания используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), составлении бюджетной сметы казенного учреждения, а также для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением. В силу ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи. В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная смета - документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств. В силу ст. 18 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (п. 1). Определение принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации, которые в соответствии с настоящим Кодексом являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляются Министерством финансов Российской Федерации. В соответствии со ст. 23.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации код классификации операций сектора государственного управления состоит из кода группы, статьи и подстатьи операций сектора государственного управления (п. 1). Единый для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации перечень подстатей операций сектора государственного управления устанавливается Министерством финансов Российской Федерации (п. 3 статьи). Порядок применения классификации операций сектора государственного управления устанавливается Министерством финансов Российской Федерации (п. 4). Данный порядок определен Приказом Минфина Российской Федерации от 28.12.2010 № 190н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации». В соответствии с п. 2 этого Приказа Положения настоящего Приказа в части, касающейся казенных учреждений, распространяются на бюджетные учреждения, которые являются получателями бюджетных средств. Указанный Приказ вступил в силу с 01.01.2011. Таким образом, показатели бюджетной сметы формируются в разрезе кодов Классификации расходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации с детализацией кодов статей (подстатей) Классификации операций сектора государственного управления. Такой сметы на **** год не представлено, а при формировании бюджетной сметы на **** года муниципальное дошкольное учреждение вправе при составлении бюджетной сметы учесть необходимые для выполнения мероприятия по пожарной безопасности расходы и представить их на утверждение главного распорядителю. В настоящий момент при рассмотрении гражданского дела суд не усматривает нарушения прав муниципального учреждения в части недофинансирования мероприятий, следовательно, требования прокурора к Управлению образования Администрации города Нижний Тагил, муниципальному образованию «город Нижний Тагил» в лице Администрации города удовлетворению не подлежат. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил в интересах неопределенного круга лиц к управлению образования Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил», муниципальному образованию «город Нижний Тагил» о возложении обязанности осуществить финансирование мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности; к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 64 для детей раннего возраста о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности удовлетворить частично. Возложить на муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 64 для детей раннего возраста обязанность устранить нарушение требований пожарной безопасности, установленное п. 3 предписания № ** от **.**.****, выданного отделом надзорной деятельности города Нижний Тагил Главного управления МЧС России по Свердловской области по обработке деревянных конструкций чердака огнезащитным составом в срок до **.**.****. В удовлетворении исковых требований прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил в интересах неопределенного круга лиц к управлению образования Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил», муниципальному образованию «город Нижний Тагил» о возложении обязанности осуществить финансирование мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности; к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 64 для детей раннего возраста о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности, установленные п. 1, 2 предписания № ** от **.**.**** отказать. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд с подачей кассационной жалобы через Дзержинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в течение десяти дней со дня изготовления текста решения в окончательной форме. Судья Текст решения в окончательной форме изготовлен 20.09.2011 Судья