Решение от 02.08.2011 по делу № 2-866/2011 по иску прокурора Дзержинского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО `Завод железобетонных изделий № 2` о возложении обязанности создания или выеделения рабочих мест для трудоустройства инвалидов



Решение вступило в законную силу 02.09.2011

        Дело № 2-866/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 августа 2011 года

Дзержинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе: председательствующего судьи Шустовой Т. А.,

c участием помощника прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил Свердловской области Ищенко А. В.,

представителя ответчика ООО «Завод железобетонных изделий № 2» - исполнительного директора Соловьева В. А.,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца - ведущего инспектора юридического отдела Государственного учреждения занятости населения Свердловской области «Нижнетагильский центр занятости» Мартюшевой И. В., действующей на основании доверенности № ** от **.**.**** сроком по **.**.****,

при секретаре Кулешовой Е. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Завод железобетонных изделий № 2» о возложении обязанности создания или выделения рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с квотой в размере 3% от среднесписочного количества работников предприятия и создания специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов,

У С Т А Н О В И Л:

30.06.2011 прокурор Дзержинского района города Нижний Тагил Свердловской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Завод железобетонных изделий № 2» о возложении обязанности выполнения квоты в размере 3 % от среднесписочной численности работников для приема на работу инвалидов. В обоснование исковых требований указал, что в прокуратуру Дзержинского района города Нижний Тагил из ГУ «Нижнетагильский центр занятости» поступила информация о нарушении ответчиком требований Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов». В ходе проведенной проверки установлено, что ответчик в нарушение требований законодательства, предусмотренных Законом Российской Федерации № 1032-1 от 19.04.1991 «О занятости населения», Постановлением Правительства Свердловской области № 246-ПП от 31.03.2005 «Об установлении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области» не выполняет квоту в размере 3 % от среднесписочной численности работников для приема на работу инвалидов, а именно: в связи со среднесписочной численностью работников ответчика, составляющей *** человек, на предприятии должно быть создано не менее *** рабочих мест для инвалидов. По состоянию на май 2011 года в ООО «Завод железобетонных изделий № 2» трудоустроен *** инвалид. Таким образом, ответчик не выполняет установленную законодательством квоту для приема на работу граждан из числа инвалидов в количестве *** человек.

Также 30.06.2011 прокурор Дзержинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Завод железобетонных изделий № 2» о выполнении требований по созданию специальных рабочих мест для инвалидов, обосновывая свои требования вышеуказанными нормативными актами, кроме того, ссылаясь на Постановление Правительства Свердловской области от 27.09.2010 № 1406-ПП «Об установлении минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области», согласно которому установлено минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 10 % от квоты приема на работу инвалидов, однако ответчиком рабочие места для инвалидов не созданы, в связи с чем прокурор просит обязать ответчика выполнить требования, установленные законодательством по созданию специальных рабочих мест для инвалидов.

04.07.2011 исковые заявления приняты к производству суда для совместного рассмотрения, возбуждено гражданское дело.

05.07.2011 определением Дзержинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечено Государственное учреждение «Нижнетагильский центр занятости».

12.07.2011 в предварительном судебном заседании старший помощник прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил Борисова Н. В. уточнила исковые требования, просила возложить на ООО «Завод железобетонных изделий № 2» обязанность в срок до **.**.**** создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с квотой 3 % от среднесписочного количества работников предприятия и возложить на ООО «Завод железобетонных изделий № 2» обязанность в срок до **.**.**** создать специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с требованиями, установленными законодательством, в количестве *** единицы.

15.07.2011 судом принято уточненное исковое заявление Прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил Свердловской области к ООО «Завод железобетонных изделий № 2» о возложении обязанности в срок до **.**.**** создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с квотой 3 % от среднесписочного количества работников предприятия и возложении обязанности в срок до **.**.**** создать специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с требованиями, установленными законодательством, в количестве *** единицы.

02.08.2011 в судебном заседании помощник прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил Ищенко А. В. поддержал исковые требования и доводы, изложенные в исковых и уточненном заявлениях, уточнив, что просит обязать ответчика создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с квотой 3 % от среднесписочного количества работников предприятия в срок до **.**.**** и создать специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с требованиями, установленными законодательством, в количестве *** единицы в срок до **.**.****.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Государственного учреждения занятости населения Свердловской области «Нижнетагильский центр занятости» Мартюшева И. В. исковые требования прокурора поддержала.

Представитель ответчика ООО «Завод железобетонных изделий № 2» исполнительный директор Соловьев В.А. исковые требования не признал, пояснив, что на предприятии работает один инвалид, учитывая специфику производства ООО «Завода железобетонных изделий № 2», предполагающую тяжелые и вредные условия труда, выполнить квоту по трудоустройству инвалидов в размере 3 % от среднесписочного количества работников предприятия, то есть трудоустроить инвалидов в общем количестве *** человек, не представляется возможным. Обществом из Центра занятости населения был запрошен список специальностей, на которые возможно трудоустройство инвалидов, в связи с чем получен ответ за исх. № ** от **.**.****, содержащий список специальностей, не связанных с основным производством, однако такие рабочие места в обществе заняты, вакансий нет. Создание новых рабочих мест, в том числе специальных, для трудоустройства инвалидов очень убыточно для общества.

Выслушав прокурора, представителя третьего лица, представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приёма на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Исходя из этого, установление квоты для приёма на работу инвалидов имеет целью обеспечения им дополнительных гарантий права на труд и социальную защиту от безработицы. Под квотированием рабочих мест понимается резервирование рабочих мест в организациях всех форм собственности для приёма на работу инвалидов.

Согласно п. 1 Постановления Правительства Свердловской области от 31.03.2005 № 246-П «Об установлении квот для приёма на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области» организациям, численность которых составляет более 100 человек, установлена квота для приёма на работу инвалидов в размере 3 % от среднесписочной численности работников.

Как следует из копии Устава ООО «Завод железобетонных изделий № 2», выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, копий свидетельств о государственной регистрации юридических лиц и постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации, ООО «Завод железобетонных изделий № 2» является предприятием, расположенным на территории Свердловской области.

Согласно последней информации, имеющейся в материалах гражданского дела, представленной за май 2011 ООО «Завод железобетонных изделий № 2» ГУ «Нижнетагильскому центру занятости», среднесписочная численность работников общества составляет *** человека, что согласуется со штатным расписанием общества с **.**.****, копия которого представлена суду представителем ответчика.

На основании изложенного квота для приема на работу инвалидов для ООО «Завод железобетонных изделий № 2» составляет 3 %, в связи с чем на предприятии должно быть создано или выделено не менее 9 рабочих мест для инвалидов.

Исходя из ст. 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», на работодателей возлагается обязанность создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Согласно п. 3 ст. 25 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов, а также информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Как установлено в судебном заседании из предоставляемой ГУ «Нижнетагильскому центру занятости» информации о выполнении установленной квоты для приема на работу инвалидов и объяснений представителя ответчика, ООО «Завод железобетонных изделий № 2» установленную законом 3-процентную квоту для приема на работу граждан из числа инвалидов не выполняет, поскольку фактически на предприятии работает *** инвалид.

Доводы представителя ответчика о невозможности выполнить квоту для приёма на работу инвалидов в указанном размере в связи с тяжелыми и вредными условиями труда на производстве суд принять не может, поскольку согласно копии штатного расписания общества с **.**.****, утвержденного исполнительным директором С. **.**.****, кроме основного и вспомогательного производства в обществе имеются профессии (должности) по непромышленной группе и Управлению. Ссылка представителя ответчика об отсутствии вакансий по профессиям (должностям), на которые возможно трудоустройство в обществе инвалидов, и убыточность для общества создания новых рабочих мест для трудоустройства инвалидов также не может быть принята судом, так как указанные обстоятельства не освобождают ответчика от установленной законом обязанности выполнять квоту по трудоустройству инвалидов.

При таких обстоятельствах суд считает исковые требования Прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил к ООО «Завод железобетонных изделий № 2» о возложении обязанности создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с квотой 3% от среднесписочного количества работников предприятия обоснованными.

В порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Круг лиц, имеющих статус инвалидов, чьи права в данном случае нарушаются ответчиком, не представляется возможным определить в виду его изменения.

Срок, предложенный прокурором, для выполнения ответчиком обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с квотой 3% от среднесписочного количества работников предприятия до **.**.**** суд находит разумным и достаточным.

На основании изложенного исковые требования Прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил к ООО «Завод железобетонных изделий № 2» о возложении обязанности создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с квотой 3 % от среднесписочного количества работников предприятия подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований Прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил к ООО «Завод железобетонных изделий № 2» о возложении обязанности создать специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с требованиями, установленными законодательством, в количестве *** единицы в срок до **.**.****, поскольку данное требование прокурора не конкретизировано: не уточнено, каким именно критериям должно отвечать специальное рабочее место для трудоустройства инвалида; не определено, на наличие какого заболевания либо ограничения физических возможностей должно быть рассчитано; из объяснений участников процесса установлено, что на настоящий момент кандидатуры для трудоустройства на указанное специальное рабочее место не имеется, нуждаемость в создании специального рабочего места для трудоустройства определенной категории инвалидов, позволяющей определить критерии специального рабочего места, не подтверждена.

Поэтому в удовлетворении исковых требований прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил к ООО «Завод железобетонных изделий № 2» о возложении обязанности создать специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с требованиями, установленными законодательством, в количестве *** единицы в срок до **.**.**** следует отказать.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 333.20 и п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового Кодекса Российской Федерации с ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере *** рублей.

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Завод железобетонных изделий № 2» о возложении обязанности создания или выделения рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с квотой 3% от среднесписочного количества работников предприятия в срок до **.**.**** удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Завод железобетонных изделий № 2» создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с квотой 3 % от среднесписочного количества работников предприятия в срок до **.**.****.

В удовлетворении исковых требований Прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Завод железобетонных изделий № 2» о возложении обязанности создать специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с требованиями, установленными законодательством, в количестве *** единицы в срок до **.**.**** отказать.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Завод железобетонных изделий № 2» в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в размере *** рублей (***).

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Дзержинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения суда.

Судья

Мотивированное решение составлено 22.08.2011

Судья