Решение от 01.06.2011 по делу № 2-579/2011 по иску Чарушиной Г. А. к Товариществу собственников жилья «Кедр» о возложении обязанности о внесении изменений в учредительные документы



Определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 08.09.2011 решение Дзержинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 01.06.2011 отменено, принято по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Чарушиной Г. А. к Товариществу собственников жилья «Кедр» о возложении обязанности о внесении изменений в учредительные документы, а именно: исключить дом № ** по ул. *** в городе Нижний Тагил из состава ТСЖ «Кедр» - отказано.

Решение вступило в законную силу 08.09.2011

       Дело № 2-579/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 июня 2011 года                                                                            город Нижний Тагил

Дзержинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Димитровой Т. В.,

с участием истца Чарушиной Г. А., ее представителя Пайцевой О. В.,

представителей ответчика ТСЖ «Кедр» Зинченко Г. А., Отливан Н. С.,

при секретаре Ерохиной Т. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело в зале суда по иску Чарушиной Г. А. к Товариществу собственников жилья «Кедр» о возложении обязанности о внесении изменений в учредительные документы,

У С Т А Н О В И Л:

Чарушина Г. А. обратилась в суд с иском к председателю Товарищества собственников жилья «Кедр» (далее по тексту - ТСЖ «Кедр») Зинченко Г. А. о возложении обязанности о внесении изменений в учредительные документы.

В обоснование требований указала, что **.**.**** на базе нескольких многоквартирных домов, в число которых входил дом № ** по ул. ***, было создано Товарищество собственников жилья «Кедр». Собственники многоквартирного дома по ул. ***, **, не участвовали во внеочередном общем собрании при создании ТСЖ «Кедр» и по многочисленным жалобам считают его незаконно созданным. Собственники многоквартирного дома по ул. ***, **, в городе Нижний Тагил на внеочередном общем собрании проведенного в форме заочного голосования на повестку дня вынесли вопрос о выходе из состава ТСЖ «Кедр» и **.**.**** большинством голосов 51,98 % собственники проголосовали «за» выход из состава ТСЖ «Кедр», и выбора способа управления - управляющую организацию ООО УК «Жилищно-коммунальное управление». Почтовым отправлением **.**.**** председателю ТСЖ «Кедр» Зинченко Г. А. направлялось уведомление о принятых решениях собственников по итогам голосования и копия протокола № 1 от **.**.**** внеочередного общего собрания собственников многоквартирного дома по адресу: улица ***, дом № **. Данное уведомление председателем Зинченко Г. А. проигнорировано, изменения до настоящего времени не внесены. **.**.**** в почтовые ящики дома № ** по ул. ***, были вложены уведомления правления ТСЖ «Кедр» о заключении договора управления с ООО «Жилсервис» **.**.****. Многоквартирный дом № ** по ул. *** обслуживается по договору управления от **.**.**** ООО УК «Жилищно-коммунальное управление» и согласно ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федераци многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией. На основании изложенного, руководствуясь ч. 3, ч. 9 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 19 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» просит суд обязать председателя ТСЖ «Кедр» Зинченко Г. А., внести изменения в учредительные документы ТСЖ, а именно исключить дома № ** по ул. *** из состава ТСЖ «Кедр», возместить затраты по уплате государственной пошлины в размере *** рублей.

Определением суда от 23.05.2011 по ходатайству представителя истца был заменен ненадлежащий ответчик Зинченко Г. А. на надлежащего ответчика ТСЖ «Кедр».

В судебном заседании истец Чарушина Г. А. и ее представитель Пайцева О. В. на исковых требованиях настаивали, подтвердили обстоятельства и основания иска, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика ТСЖ «Кедр» председатель Зинченко Г. А. исковые требования не признала, доверила высказать свою позицию второму представителю.

Представитель ответчика ТСЖ «Кедр» Отливан Н. С. исковые требования не признала по следующим основаниям. Требования о внесении изменений в учредительные документы ТСЖ «Кедр» направленное истцом уведомление не содержит и ТСЖ «Кедр» не отказывалось вносить изменения в учредительные документы. Истцом не указано, какое именно её право или право, представляемых ею лиц, нарушено в данном случае ТСЖ «Кедр». Каким образом отсутствие изменений в учредительных документах ТСЖ «Кедр» нарушает права истца, ею в исковом заявлении не указано. Представителем ответчика Зинченко Г. А. на данный момент не производится никаких действий по исключению дома № ** по ул.*** из состава ТСЖ «Кедр» и соответственно внесению изменений в учредительные документы товарищества, поскольку результаты общего собрания собственников помещений в доме № ** по ул.***, отраженные в Протоколе № 1 от **.**.**** являются недействительными. Основанием для признания решений указанных в Протоколе № 1 недействительными, в том числе и о выходе из ТСЖ «Кедр», является отсутствие кворума для принятия решения на проведенном собрании. Из Протокола № 1 от **.**.**** следует, что собрание проводилось в заочной форме, то есть собственниками заполнялись бюллетени голосования, которые были предоставлены ответчику представителем истца для ознакомления, в рамках данного судебного разбирательства. В бюллетенях указаны площадь жилого помещения и доля в праве общей собственности на данное помещение. Иных сведений, позволяющих определить метод подсчета голосов, бюллетени не содержат. Обычно голоса на общих собраниях собственников подсчитываются из расчета 1 кв.м жилого помещения, находящийся в собственности гражданина соответствует 1 голосу при голосовании на общем собрании. Бюллетени из квартиры ** они посчитали недействительными, поскольку они содержат противоречивые, т.е. недостоверные данные. Тем самым, из голосования должно быть исключено 58,2 голосов соответствующих площади квартиры № **. То есть из вышеуказанного следует, при общем числе голосов, как указано в Протоколе № 1 от **.**.****, равном 5321,3 в голосовании приняли участие только 1836,18 голосов и данное количество голосов соответствует 34,5 % от общего числа голосов собственников в указанном доме. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме имеет кворум, а, следовательно, правомочно, если в голосовании приняли участие более 50 % собственников. В данном собрании большинство собственников не принимали участие в голосовании, а значит, его результаты не могут быть признаны действительными и обязательными к исполнению. На основании вышеизложенного, исковые требования Чарушиной Л. А., считает не подлежащими удовлетворению.

Выслушав истца и ее представителя, представителей ответчика, изучив материалы гражданского дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 291 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственники квартир для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома, пользования квартирами и их общим имуществом образуют товарищества собственников квартир (жилья).

В соответствии с положениями ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

В соответствии с ч. 2 ст. 136 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья может быть создано при объединении нескольких многоквартирных домов, помещения в которых принадлежат различным (не менее чем двум) собственникам помещений в многоквартирном доме, а также нескольких расположенных близко зданий, строений или сооружений - жилых домов.

Как следует из материалов дела, **.**.**** общим собранием собственников путем заочного голосования на базе нескольких многоквартирных домов, в том числе и доме № ** по ул. *** в городе Нижний Тагил, создано Товарищество собственников жилья «Кедр». **.**.**** межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 16 по Свердловской области зарегистрировано Товарищество собственников жилья «Кедр» (ИНН **), о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за № ** (выписка из реестра на л.д. 77).

Согласно п. 3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом может быть выбран и изменен в любое время по решению общего собрания собственников.

Из анализа приведенной нормы, ч. 2 ст. 30 Конституции Российской Федерации и Жилищного кодекса Российской Федерации в целом следует, что выход жильцов одного многоквартирного дома из состава ТСЖ соответствует требованиям закона, поскольку данное решение является реализацией права на выбор способа управления многоквартирным домом.

В соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации выбор способа управления относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, если собственники помещений одного дома приняли решение выйти из состава ТСЖ, объединяющего несколько жилых домов, и создать отдельное товарищество, согласие на это членов ТСЖ, проживающих в других домах, входящих в состав ТСЖ, не требуется, поскольку изменение способа управления многоквартирным домом является исключительным правом жителей этого дома. Реорганизации товарищества здесь не происходит, так как нового юридического лица не возникает.

Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может быть принято без проведения собрания (совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование) путем проведения заочного голосования - передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование (ч. 1 ст.47 Жилищного кодекса Российской Федерации). При этом в решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, должны быть указаны сведения о лице, участвующем в голосовании, сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме, решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками «за», «против» или «воздержался».

Как следует из ч. 3 ст. 48 Жилищного кодекса Российской Федерации количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.

Как установлено в судебном заседании, истец Чарушина Г. А. и члены инициативной группы Б. и Н. являются собственниками жилых помещений в доме № ** по ул.*** в городе Нижний Тагил, о чем истцы предоставили соответствующие доказательства (л.д. 23, 29, 31).

Истцу Чарушиной Г. А. принадлежит 1/3 доли в праве собственности на квартиру № ** в доме № ** по улице *** в г.Нижнем Тагиле (свидетельство о праве собственности на л.д. 23).

Таким образом, истец, как собственник жилого помещения, имеет полномочия по владению и распоряжению принадлежащим ему имуществом, соответственно, вправе принимать участие на общем собрании собственников в многоквартирном доме и выражать свое мнение по вопросу управления общим имуществом и создания товарищества собственников жилья в многоквартирном доме.

В силу положений ст. 45 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязан сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.

Как было установлено из показаний истца, **.**.**** было проведено собрание, на котором было сообщено о намерении о выходе из состава ТСЖ «Кедр», были розданы бюллетени голосования, развешаны объявления на подъездах.

На внеочередном общем собрании, проведенном в форме заочного голосования, собственники многоквартирного дома по ул. ***, **, в городе Нижний Тагил на повестку дня вынесли вопрос о выходе из состава ТСЖ «Кедр» и выборе способа управления - ООО УК «ЖКУ».

В соответствии с ч. 4 ст. 146 Жилищного кодекса Российской Федерации решения общего собрания членов ТСЖ по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания, принимаются большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов товарищества или их представителей.

Из протокола общего собрания собственников помещений от **.**.**** большинством голосов - 51,98 % - собственники проголосовали «за» выход из состава ТСЖ «Кедр», и выборе способа управления - ООО УК «ЖКУ» (л.д. 6-8). Таким образом, кворум, необходимый для принятия решения по поставленным на повестку дня вопросам, в данном случае - о выходе из состава ТСЖ, был соблюден.

Указанный протокол общего собрания от **.**.**** никем до настоящего времени в установленном законом порядке не оспорен.

Доводы представителя ответчика Отливан Н. С. о том, что отсутствовал кворум для принятия решения на проведенном собрании, поскольку бюллетени жильцов квартиры № ** являются недействительными, суд во внимание не принимает. Ответчик ссылается на то, что эти два бюллетеня содержат противоречивую информацию относительно размера собственности - у Б. - 1/2 доля, у Ч. - 1/3 доля. Между тем, представитель ответчика не смог пояснить суду, в чем именно выразились противоречия содержащейся в бюллетене информации.

Судом обозревались указанные бюллетени голосования жильцов кв. ** дома ** по ул.*** Б. и Ч. (л.д. 57-58), никаких оснований для признания их неправомочными судом не установлено.

Из материалов дела следует, что почтовым отправлением **.**.**** председателю ТСЖ «Кедр» Зинченко Г. А. направлялось уведомление о принятых решениях собственников по итогам голосования и копия протокола № 1 от **.**.**** внеочередного общего собрания собственников многоквартирного дома по адресу: улица ***, дом № **.

Однако, как было установлено судом, изменения в учредительные документы о выводе дома из состава ТСЖ до настоящего времени не внесены.

Конституцией Российской Федерации гарантировано право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ст. 35 Конституции).

Возможность выбора способа управления является реализацией права гражданина на управление общим имуществом многоквартирного дома.

При таких обстоятельствах судом установлено наличие нарушения прав Чарушиной Г. А., как собственника жилого помещения, которая принимала участие в голосовании за выход дома № ** по ул.***, и по итогам которого был составлен протокол общего собрания собственников помещений от **.**.****, но данный вопрос до настоящего времени не решен ТСЖ «Кедр». Данное нарушение является существенным, поскольку привело к нарушению прав данного собственника, гарантированных ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного суд находит, что исковые требования Чарушиной Г. А. о возложении обязанности на ТСЖ «Кедр» внести изменения в учредительные документы ТСЖ, а именно исключить дом № ** по ул. *** из состава ТСЖ «Кедр».

Товарищество собственников жилья, как и все прочие виды юридических лиц, приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами (см. п. 1 ст. 53 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Среди органов управления товарищества собственников жилья ст. 144 Кодекса называет общее собрание членов товарищества и правление товарищества.

В ст. 149 Жилищного кодекса Российской Федерации определен статус председателя правления, который является единоличным исполнительным органом товарищества, обладающим собственной управленческой компетенцией и действующим одновременно с коллегиальным исполнительным органом - правлением товарищества.

Председатель правления в пределах своей компетенции без доверенности действует от имени товарищества в соответствии с законодательством и уставом товарищества, подписывает платежные документы и совершает сделки, которые в соответствии с законодательством и уставом товарищества не требуют обязательного одобрения правлением товарищества или общим собранием членов товарищества, разрабатывает и выносит на утверждение общего собрания членов товарищества правила внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входит обслуживание многоквартирного дома, положение об оплате их труда (ч. 2 ст. 149 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В связи с изложенным суд считает необходимым назначить исполнение данного обязательства по внесению изменений в учредительные документы на председателя ТСЖ «Кедр», установив для этого срок - в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Истцом было заявлено о взыскании с ответчика в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере *** рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Согласно чеку-ордеру представителем истца, действующей по доверенности (л.д.5), была оплачена госпошлина в размере *** рублей (л.д. 4), которые подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Чарушиной Г. А. к Товариществу собственников жилья «Кедр» о возложении обязанности о внесении изменений в учредительные документы удовлетворить

Обязать Товарищество собственников жилья «Кедр» в лице Председателя внести изменения в учредительные документы ТСЖ «Кедр», а именно: исключить дом № ** по улице *** в городе Нижнем Тагиле из состава Товарищества собственников жилья «Кедр».

Установить срок исполнения указанной обязанности - в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Товарищества собственников жилья «Кедр» в пользу Чарушиной Г. А. государственную пошлину в размере *** (***) рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Дзержинский районный суд города Нижний Тагил в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного текста решения в окончательной форме.

Судья

Мотивированный текст решения изготовлен судом 23.06.2011

Судья