Решение от 22.11.2011 по делу № 2-1264/2011 по иску Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах РФ и неопределенного круга лиц к ОАО «Нижнетагильский хлебокомбинат» о возложении обязанности разработать и согласовать проект



Решение вступило в законную силу 03.12.2011

       Дело № 2-1264/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 ноября 2011 года

Дзержинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе: председательствующего судьи Шустовой Т. А.,

с участием помощника Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора Краузе О. В.,

представителя ответчика ОАО «Нижнетагильскийхлебокомбинат» Гавриловой Г. Л., действующей на основании доверенности № ** от **.**.****,

при секретаре Софиевой Э. И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Нижнетагильский хлебокомбинат» о возложении обязанности разработать и согласовать в установленном законом порядке проект организации санитарно-защитной зоны,

У С Т А Н О В И Л:

Нижнетагильский природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в Дзержинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области с иском к Открытому акционерному обществу «Нижнетагильский хлебокомбинат» (далее по тексту - ОАО «Нижнетагильский хлебокомбинат») о возложении обязанности разработать и согласовать в установленном законом порядке проект организации санитарно-защитной зоны.

В обоснование искового заявления указал, что проведенной Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратурой проверкой установлено, что основной целью деятельности ОАО «Нижнетагильский хлебокомбинат» является производство пищевой продукции, в том числе хлебобулочных, кондитерских, макаронных изделий, полуфабрикатов для их изготовления. Основные загрязняющие вещества, выбрасываемые в атмосферный воздух: железа окись, метан, натрия гидроокись, оксид азота и другие. Количество источников загрязнения на конец года 35 единиц, из них организованных 11. Согласно статотчета по форме 2-ТП (воздух) за **** год, предприятием выброшено *** т. загрязняющих веществ. ОАО «Нижнетагильский хлебокомбинат» является источником воздействия на окружающую среду обитания и здоровье человека, так как загрязняет атмосферный воздух и оказывает неблагоприятное воздействие физическим факторами. В соответствии с п.п. 2.1, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитныезоны и санитарнаяклассификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 25.09.2007, зарегистрированных в Минюсте Российской Федерации 25.01.2008 № 10995, в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия насреду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. В соответствии с санитарной классификацией, в проекте санитарно-защитной зоны, следует предусматривать санитарно-защитную зону. На момент проверки предприятие не имело проекта санитарно-защитной зоны, что является нарушением требований ст.ст. 34, 44, 52 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 16, 30 Федерального закона от 04. 05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст.ст. 8, 11, 12, 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 4.2.1, 5.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», п.п. 2.1,5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», п. 2.6 СП 1.1.1058-01 организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Пунктом 3 ст. 44 закона предусмотрено создание в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений санитарно-защитных зон. Пункт 2 ст.52 закона содержит требования по созданию санитарно-защитных зон в кварталах городских и сельских поселений с целью охраны жизнедеятельности человека, среды обитания растения, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной деятельности. Статья 16 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» предусматривает установление санитарно-защитных зон в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения. Размеры санитарно-защитных зон определяются на основе рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и в соответствии с санитарной классификацией организаций. В ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» оговорено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Выполнять требования санитарного законодательства. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц. Юридические лица, имеющие стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны, согласно п. 4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно- защитных зон на объектах, не имеющих организованной зоны, в соответствии с действующими санитарными правилами. Обеспечивать соблюдение режима санитарно- защитных зон. В соответствии с п. п. 2.1, 2.3 СаНПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования - санитарно-защитная зона, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Инженер по охране окружающей среды ОАО «Нижнетагильский хлебокомбинат» Гаврилова Г. Л. пояснила, что на **.**.**** проект СЗЗ не разработан. ОАО «Нижнетагильский хлебокомбинат», не имея утвержденного проекта санитарно-защитной зоны, в нарушение действующего законодательства осуществляет деятельность, которая оказывает негативное воздействие на здоровье человека, на окружающую среду, чем нарушает гарантированные ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» права каждого гражданина на благополучную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В ходе эксплуатации объекта причиняется вред окружающей среде, создается угроза здоровью неопределенного круга лиц, нарушаются права граждан на благоприятные условия жизни и здоровья. Прокурор согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вправе обратиться в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, чьи права нарушены действиями ОАО «Нижнетагильский хлебокомбинат». На основании изложенного просит суд обязать ОАО «Нижнетагильский хлебокомбинат» разработать и согласовать в установленном законом порядке проект организации санитарно-защитной зоны в срок до **.**.****.

Помощник Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора Краузе О. В. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала, подтвердила обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика ОАО «Нижнетагильский хлебокомбинат» Гаврилова Г. Л., действующая на основании доверенности № ** от **.**.**** сроком до **.**.****, исковые требования признала в полном объеме.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца - Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, Территориального отдела в городе Нижний Тагил и Пригородному району в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем имеется уведомление. Согласно письма главного государственного санитарного врача по городу Нижний Тагил и Пригородному району Бармина Ю. Я. от **.**.**** Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Н.Тагил и Пригородном районе поддерживает исковое заявление Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора к ОАО «Нижнетагильский хлебокомбинат» (л.д. 24).

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дел, приходит к следующему.

В соответствии с положениями ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск.

Судом представителю ответчика разъяснены последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а именно, что при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Суд принимает признание иска представителями ответчика, так как оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

На основании ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 333.20 и п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового Кодекса Российской Федерации с ответчика в доход федерального бюджета Российской Федерации подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден в силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации, в размере *** рублей.

Руководствуясь статьями 39, 173, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Нижнетагильский хлебокомбинат» о возложении обязанности разработать и согласовать в установленном законом порядке проект организации санитарно-защитной зоны удовлетворить.

Обязать Открытое акционерное общество «Нижнетагильский хлебокомбинат» разработать и согласовать в установленном законом порядке проект организации санитарно-защитной зоны в срок до **.**.****.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Нижнетагильский хлебокомбинат» в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в размере *** рублей (***).

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней через Дзержинский районный суд города Нижний Тагил со дня вынесения.

Судья: