Решение от 02.03.2011 по делу № 2-222/2011 по иску Нижнетагильского природноохранного прокурора, действующего в интересах РФ к ФГУП `ХЗ `Планта` о возложении обязанности разработать и согласовать проект санитарно-защитной зоны



Решение вступило в законную силу 29.03.2011

Дело № 2-222/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 марта 2011 года

Дзержинский районный суд города Нижнего Тагила Свердловской области в составе: председательствующего судьи Димитровой Т.В.,

при секретаре Заричной С.А.,

с участием представителя истца - помощника Нижнетагильского природоохранного прокурора Куликова Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижнетагильского природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации в лице территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Нижний Тагил и Пригородном районе и неопределенного круга лиц, к Федеральному государственному унитарному предприятию «Химический завод «Планта» о возложении обязанности разработать и согласовать проект санитарно - защитной зоны,

У С Т А Н О В И Л:

Нижнетагильский природоохранный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации в лице территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Нижний Тагил и Пригородном районе и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию «Химический завод «Планта» (далее по тексту – (ФГУП ХЗ «Планта») с требованием о возложении обязанности разработать и согласовать проект санитарно - защитной зоны.

В обоснование своего требования указал, что проведенной Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратурой проверкой установлено, что основным видом деятельности ФГУП «ХЗ «Планта» является производство боеприпасов и их утилизация. При этом предприятие является источником воздействия на окружающую среду обитания и здоровье человека, так как загрязняет атмосферный воздух. Согласно статотчету 2ТП-воздух выброс загрязняющих веществ предприятием только за 2009 год составил более 203 т. Среди выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ бутилацетат, пыль древесная, толуол, оксид азота. Предприятие имеет более 180 источников выбросов. В соответствии с п.п.3.1, 7.1.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-0 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий сооружений и иных объектов», утвержденных главным государственным санитарным врачом РФ 25 сентября 2007 года, зарегистрированных в Минюсте РФ 25 января 2008 года № 10995, производство боеприпасов относится к 1 классу санитарно-защитной зоной 1000 м, для которого в проекте санитарно защитной зоны следует предусматривать санитарно-защитную зону. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов 1-3 класса опасности является обязательной. На момент проверки предприятие не имеет проекта санитарно-защитной зоны, что является нарушением требований ст.ст.34, 44, 52 ФЗ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 16, 30 ФЗ от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст.ст.8,11,12,20 ФЗ от 30 марта 1999 года № 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения», п. 4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования 1 обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», п.п. 2.1,2.3,3.1, 7.1.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Юридические лица, имеющие стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны, согласно п. 4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно-защитных зон на объектах, не имеющих организованной зоны, в соответствии с действующими санитарными правилами. Обеспечивать соблюдение режима санитарно- защитных зон. В соответствии с п. п. 2.1, 2.3 СаНПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования - санитарно- защитная зона, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух. По своему функциональному назначению санитарно - защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Факт нарушения в виде отсутствия на предприятии проекта организации санитарно-защитной зоны подтверждается постановлением о привлечении к административной ответственности предприятия в виде штрафа в размере 10000 рублей, вынесенным заместителем начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора РФ в г. Н.Тагил и Пригородномрайоне,предписаниемглавногогосударственного санитарного врача по г.Н.Тагилу и Пригородному району от 13 сентября 2010 года о необходимости разработки проекта организации санитарно-защитной зоны. Начальник юридического отдела предприятия Ф. в прокуратуре пояснила, что проект санитарно-защитной зоны в стадии разработки, но предстоит большая работа. В связи с чем его разработка и согласование задержатся. ФГУП «ХЗ «Планта», не имея утвержденного проекта санитарно-защитной зоны, в нарушение действующего законодательства осуществляет деятельность, которая оказывает негативное воздействие на здоровье человека, на окружающую среду, чем нарушает гарантированные ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В ходе эксплуатации объекта причиняется вред окружающей среде, создается угроза здоровью неопределенногокруга лиц,нарушаются права граждан на благоприятные условия жизни и здоровья.

Представитель истца Нижнетагильского природоохранного прокурора – помощник прокурора Куликов Е.В. в судебном заседании на исковых требованиях настаивал, подтвердил все обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика ФГУП «ХЗ «Планта» в судебное заседание не явился о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, однако в судебном заседании было принято решение о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчик. Также представителем ответчика Веретенниковой А.В., действующей на основании доверенности № *** от 16 июня 2009 года, направлен отзыв на исковое заявление, в котором указала, что в СанПиН 2.2.1/2.1.1 1200-03 Постановлением Главного Санитарного врача РФ от 09 сентября 2010 года №122, вступившим в силу с 12 ноября 2010 года внесены изменения и дополнения №3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.2739-10, отменившие обязательность разработки санитарно-защитной зоны для действующих предприятий при условии их стабильной работы в течение 5 лет, без увеличения количества источников выбросов и объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, без изменения технологических процессов, при отсутствии жалоб населения на загрязнения, без превышения гигиенических нормативов по уровню шума, вибрации, электромагнитных излучений, что подтверждено разъяснением Роспотребнадзора от 22 ноября 2010 года за № ***. Фактические данные замеров уровней выбросов загрязнений в окружающую среду свидетельствуют о соблюдении заводом на протяжении пяти лет утвержденных в установленном порядке показателей предельно допустимых выбросов как на территории промышленной зоны завода, так и на границе жилой застройки (поселка «Северный»). Следует также отметить, что утверждение истца в исковом заявлении о негативном неблагоприятном воздействии объектов завода на окружающую среду, в частности, по выбросам в атмосферный воздух является, ошибочным. Показатель выброса загрязняющих веществ за 2009 год - 203 тонны, ниже утвержденного показателя, поэтому его оценка, как негативного показателя, является заблуждением. При этом необходимо учитывать, что основным источником выбросов по удельному весу среди всех имеющихся у завода источников является котельная, снабжающая теплом поселок «Северный», фактические выбросы по которой не превышают утвержденных заводу показателей за последние пять лет. Таким образом, завод не допускает неблагоприятного воздействия на атмосферный воздух от котельной, как основного источника выбросов. В настоящее время с учетом норм действующего законодательства разработка проекта санитарно-защитной зоны для действующих предприятий, не имеющих неблагоприятного воздействия на атмосферный воздух и окружающую среду в течении пяти лет, является добровольной. Отсюда, требования об обязании разработать проект санитарно-защитной зоны не основан на законе. На основании изложенного просит суд отказать в заявленных требованиях, и при этом учесть, что завод заключил договор на разработку санитарно-защитной зоны, предоставил на экспертизу ПДВ, однако, в связи с большим объемом работы по разработке и прохождению согласования проекта санитарно-защитной зоны закончить начатую работу, даже до конца 2012 года не представляется возможным.

Выслушав представителя истица, огласив отзыв представителя ответчика, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что основным видом деятельности ФГУП «ХЗ «Планта» является производство боеприпасов и их утилизация; предприятие является источником воздействия на окружающую среду обитания и здоровье человека, так как при его деятельности в атмосферу выбрасываются загрязняющие вещества, такие как бутилацетат, пыль древесная, толуол, оксид азота.

Согласно ст.16 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусматривается установление санитарно - защитных зон в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения. Размеры санитарно - защитных зон определяются на основе рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществв атмосферный воздух и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

В соответствии с п. 1 ст.34 ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Пунктом 3 ст. 44 Закона предусмотрено создание в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений санитарно - защитных зон. Пункт 2 ст.52 Закона содержит требования по созданию санитарно - защитных зон в кварталах городских и сельских поселений с целью охраны жизнедеятельности человека, среды обитания растения, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной деятельности.

На основании ст. 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» оговорено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Выполнять требования санитарного законодательства. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц. Юридические лица, имеющие стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны, согласно п. 4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно- защитных зон на объектах, не имеющих организованной зоны, в соответствии с действующими санитарными правилами. Обеспечивать соблюдение режима санитарно- защитных зон.

В судебном заседании было установлено и не оспорено ответчиком, что предприятие-ответчик не имеет проекта санитарно -защитной зоны.

Факт отсутствия на предприятии проекта организации санитарно-защитной зоны не оспаривается ответчиком, кроме того, зафиксирован в акте поверки от 13 сентября 2010 года, проведенной территориальным отделом Управления Роспотребнадзора РФ в г. Н.Тагил и Пригородном районе. За нарушения санэпиднорм предприятие привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере *** рублей.

Ответчику были выданы предписания от 08 июня 2009 года о необходимости разработки проекта организации санитарно-защитной зоны. До настоящего времени проект не разработан. В предварительном судебном заседании представитель ответчика Веретенникова А.В. пояснила, что в настоящее время предприятие заключило договор о разработке проекта санитарно-защитной зоны. Также ссылалась на то, что разработка проекта санитарно-защитной зоны в соответствии с действующим законодательством включает в себя большой объем работ (инвентаризация источников, замеры, лабораторные исследования, оценка этих исследований, расчеты, утверждения и согласования) с привлечением аккредитованных и аттестованных на тот или иной вид работ организаций, лабораторий, что занимает значительное количество времени. Однако в подтверждение своих доводов представителем ответчика не представлен договор о разработке проекта санитарно - защитной зоны, также не представлено иных доказательств в обоснование своих доводов об увеличения срока для разработки проекта.

При таких обстоятельствах суд находит, что исковые требования о возложении обязанности разработать и согласовать проект санитарно - защитной зоны подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Нижнетагильского природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации в лице территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Нижний Тагил и Пригородном районе и неопределенного круга лиц, к Федеральному государственному унитарному предприятию «Химический завод «Планта» о возложении обязанности разработать и согласовать проект санитарно - защитной зоны – удовлетворить.

Обязать Федеральное государственное унитарное предприятие «Химический завод «Планта» разработать и согласовать в установленном законом порядке проект организации санитарно - защитной зоны в срок до 01.12.2014 года.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Дзержинский районный суд г. Нижнего Тагила в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья:

Мотивированное решение изготовлено 18 марта 2011 года.

Судья: