Постановление от 30.06.2010 по делу № 5-53/2010 в отношении юридического лицы – МУЗ «Детская городская больница № 1»



П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

30 июня 2010 годагород Нижний Тагил

Дзержинский районный суд города Нижний Тагил в составе: председательствующего судьи Филатьевой Т.А.,

с участием представителя лица, привлекающегося к административной ответственности – МУЗ «Детская городская больница №1» Сало Е.А., действующей на основании Устава и приказа о назначении на должность директора, представителей Афанасьевой О.Ю, Переваловой Л.А., действующих на основании доверенностей от 29.06.2010,

с участием специалиста - государственного инспектора по пожарному надзору отдела государственного пожарного надзора г.Н.Тагил ГУ МЧС России по Свердловской области Кемпф Е.В.

при секретаре Свинаковой А.М.,

рассмотрев на основании ч.2 ст.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Муниципального учреждения здравоохранения «Детская городская больница № 1», юридический адрес: г.Нижний Тагил Свердловской области ул.Коминтерна, дом № 54,

права, предусмотренные ст.25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, представителю Муниципального учреждения здравоохранения «Детская городская больница № 1», разъяснены

У С Т А Н О В И Л:

На основании распоряжения №144 от 19.05.2010 главного государственного инспектора города Нижнего Тагила по пожарному надзору, сотрудниками отдела проведена проверка выполнения Муниципального учреждения здравоохранения «Детская городская больница № 1» соблюдения требований пожарной безопасности, по адресам : г.Нижний Тагил, ул.Коминтерна, д.54, ул.Советская, д.33, ул.Окунева, д.32, проспект Дзержинского, д.52, ул.Пихтовая, д.4Б, ул.Максарева, д.5А, ул.Коминтерна, д.53 А, ул.Зари, д.13.

По результатам проверки в целях устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности Главному врачу МУЗ «ДГБ №1» Сало Е.А. вынесено предписание N 144/101/101 от 03.06.2010.

Протоколом об административном правонарушении, составленном 18 июня 2010 года государственным инспектором г.Н.Тагил по пожарному надзору Кемпф Е.В., зафиксирован факт нарушения МУЗ «ДГБ №1» при эксплуатации здания стационара по ул.Коминтерна, д.54 требований пожарной безопасности, установленные стандартами, нормами и правилами – ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» (утверждены Приказом МЧС РФ № 313 от 18 июня 2003 года, Строительных норм и правил СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений (приняты и ведены в действие с 01 января 1998 года постановлением Минстроя России от 13 февраля 1997 года № 18-7, а именно:

- не оборудовано здание и помещение согласно проектному решению установкой автоматической пожарной сигнализации (ППБ 01-03 п.3, НПБ 110-03 п.9);

- не оборудованы помещения стационара системой оповещения людей о пожаре (ППБ – 01-03 п.16.3, НПБ 104-03);

- не предусмотрено аварийное и эвакуационное освещение (ППБ 01-03 п. 3; ВСН 59-88 п.п. 2.2; 2.3),

- не все двери лестничных клеток оборудованы устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах (ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97 п. 6.18; ППБО 07-91 п. 2.2.1)

- не предусмотрены для покрытия пола в общих коридорах, холлах материалы с пожарной опасностью не более В2, РП2, Д3, Т2 (ППБ-01-03 п.3, СНиП 21-01-97 п. 6.25);

- не предусмотрены для отделки стен в общих коридорах, холлах материалы с пожарной опасностью не более Г2, В2, Д3, Т3 или Г2, В3, Д2, Т2 (ППБ-01-03 п. 3, СНиП 21.01-97 п. 6.25);

- отопительное оборудование на площадках лестниц между этажами, выступающие из плоскости стен, расположено на высоте менее 2, 2 м. от поверхности площадки (ППБ-01-03 п. 3; СНиП 21-01-97 п. 6.32);

- не проведены эксплуатационные испытания наружных пожарных лестниц и ограждений на крышах здания (ППБ 01-03 п. 41);

- не обеспечен требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения согласно СНиП 2.04.01-85 п. 9.1, п. 11.07, а именно не предусмотрена на обводной линии задвижка с электроприводом при установке прибора учета холодной воды на вводе (ППБ 01-03 п. 89);

- помещение вентиляционной камеры не отделено от складских помещений ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (ППБ 01-03 п.3; СНиП 21-01-97 п. 7.4.);

- не обработаны огнезащитным составом деревянные конструкции чердачных помещений (ППБ 01-03 п.36);

- двери материальных кладовых в отделениях не выполнены противопожарными с пределом огнестойкости 0,5 часа в соответствии СНиП 2.08.02-89 п. 1.82 (ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97 табл. 2 п. 5.14);

- не заделаны строительным раствором или другими негорючими материалами отверстия и зазоры, образовавшиеся в местах пересечения противопожарных стен, перекрытий и ограждающих конструкций инженерными и технологическими коммуникациями (ППБ 01-03 п. 37);

- ограждающие конструкции шахты подъемника не соответствуют требованиям, предъявляемым к противопожарным перегородкам 1-го типа и перекрытиям 3-го типа (ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97 п. 7.22).

Данное обстоятельство квалифицировано лицом, составившим протокол, как правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

Часть 1 ст. 20.4 Кодекса об административных правонарушениях устанавливает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса РФ об административных правонарушениях, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Определением государственного инспектора г. Нижний Тагил по пожарному надзору Кемпф Е.В. от 18.06.2010 материалы настоящего административного дела переданы для рассмотрения по подведомственности в Дзержинский районный суд г.Н.Тагила.

В настоящем судебном заседании законный представитель МУЗ «Детская городская больница №1» Сало Е.А., не оспаривая фактов, изложенных в протоколе об административном правонарушении, вину учреждения в совершении вменяемого административного правонарушения не признала, пояснив, что муниципальным учреждением здравоохранения приняты все необходимые меры для недопущения требований пожарной безопасности. МУЗ «ДГБ №1» является бюджетным учреждением и находится в ведении Управления здравоохранения Администрации города Нижний Тагил. Предписания отдела Государственного пожарного надзора от 28.11.2006 и 03.06.2010 не выполнены по причине отсутствия необходимого финансирования, при этом до сведения главного распорядителя бюджетных средств – Управления здравоохранения города Нижний Тагил информация о необходимости устранения предписаний доводилась своевременно и неоднократно. Необходимая сумма для исполнения пунктов 2,3,4 предписания составляет 650 000 рублей, собственными средствами в такой сумме учреждение не располагает.

Представители МУЗ «ДГБ №1» Афанасьева О.Ю. и Перевалова Л.А. поддержали доводы главного врача учреждения.

Выслушав представителей МУЗ «ЦГБ №1», специалиста государственного инспектора по пожарному надзору отдела государственного пожарного надзора г.Н.Тагил ГУ МЧС России по Свердловской области Кемпф Е.В., изучив представленные суду письменные доказательства, суд считает доказанным совершение МУЗ «Детская городская больница №1» административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что предприятия обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий.

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения, установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 (далее - Правила).

Пунктом 3 Правил предусмотрено, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

Согласно п. 4 ППБ 01-03 руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.

В соответствии с пунктами 16, 102 ППБ 01-03, в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должна быть предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре. Системы оповещения о пожаре должны обеспечивать в соответствии с планами эвакуации передачу сигналов оповещения одновременно по всему зданию (сооружению) или выборочно в отдельные его части (этажи, секции и т.п.).

В силу ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Пунктом 10 ППБ 01-03 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Факт нарушения МУЗ «ДГБ №1» п. 3, 16, 41 Правил пожарной безопасности, п. п. 6.25, 6.32, 7.4, 5.14, 7.22 СНиП 21-01-97* подтверждается материалами дела об административном правонарушении и признается представителем МУЗ «ДГБ №1».

Протокол об административном правонарушении в отношении МУЗ «ДГБ №1» от 18.06.2010 составлен государственным инспектором г. Нижний Тагил по пожарному надзору в соответствии с полномочиями, установленными ст.23.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и отвечает требованиям ст.28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При составлении протокола представителю МУЗ «Детская городская больница №1» разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст.25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и вручена копия протокола, о чем в протоколе имеется его подпись.

Допрошенная в качестве специалиста государственный инспектор г.Нижний Тагил по пожарному надзору Кемпф Е.В. подтвердила изложенные в протоколе обстоятельства, пояснила, что ранее в адрес МУЗ «ДГБ №1» уже направлялись соответствующие предписания, однако на момент проводимой проверки установлено, что предписания инспекции не исполнены, нарушения имеются.. Пояснила, что одним из самых существенных нарушений, выявленных в помещении больницы является отсутствие надлежащей системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей при пожаре. Также подтвердила доводы представителя МУЗ «ДГБ №1» о том, что часть нарушений на сегодняшний день устранена, а именно: двери лестничных клеток оборудованы устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах, обеспечен требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения, и заделаны имевшиеся отверстия в местах пересечения противопожарных стен, перекрытий и ограждающих конструкций инженерными коммуникациями. Остальные нарушения не устранены.

Довод представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении об отсутствии его вины в совершении административного правонарушения ввиду недостаточного финансирования судом не принимается по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическое или юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В судебном заседании исследован устав муниципального учреждения здравоохранения «Детская городская больница №1», из которого следует, что МУЗ «ДГБ №1» учреждено и находится в ведении Управления здравоохранения городской администрации, имеет в оперативном управлении имущество, в том числе здание больницы в г.Нижнем Тагиле по ул.Коминтерна, д.54. Учреждение является некоммерческой организацией, созданной с целью удовлетворения потребности населения в медицинском обслуживании, может заниматься предпринимательской деятельностью – оказанием платных медицинских и сервисных услуг (п.1.1-1.6 Устава).

Как следует из представленной суду переписки между МУЗ «ДГБ №1» и руководством Управления здравоохранения администрации города «Нижний Тагил», Главой города Нижний Тагил, руководителем учреждения здравоохранения действительно были предприняты меры к получению финансирования для устранения нарушений – направлены письма с соответствующими приложениями начальнику управления здравоохранения, главе города Нижний Тагил, однако учредителем МУЗ «ДГБ №1» - Управлением здравоохранения МО «город Нижний Тагил» финансирования в необходимом объеме не произведено, в 2010 году финансирования не было вообще.

Из представленного в материалы дела копии исполнительного листа, выданного в октябре 2009 по гражданскому делу по иску прокурора к МУЗ «ЦГБ №1», Управлению здравоохранения администрации города «Нижний Тагил», следует, что МУЗ «Детская городская больница №1» было обязано устранить нарушения требований пожарной безопасности, предусмотренных предписанием от 24.11.2006 года. Таким образом, нарушения в сфере пожарной безопасности имеют место в детском учреждении здравоохранения длительное время, однако проектно-сметная документация на монтаж охранно-пожарной сигнализации в здании стационара МУЗ ДГБ №1 по адресу ул.Коминтерна, 54 была оплачена лишь 23.06.2010, что следует из платежного поручения №1684 от 23.06.2010. В настоящее время проектно-сметная документация находится в стадии разработки, таким образом, смета распорядителем денежных средств на соответствующие расходы не утверждена, без чего невозможно и бюджетное финансирование.

Между тем, как следует из устава и пояснений представителя медицинского учреждение Сало Е.А., МУЗ «ДГБ №1» имеет собственный источник дохода от оказания платных медицинских услуг, в связи с чем при имеющихся серьезных нарушениях требований пожарной безопасности учреждение должно было изыскать денежные средства для изготовления проектно-сметной документации на монтаж пожарно-охранной сигнализации, чего сделано не было. Отсутствие у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств само по себе нельзя расценивать как принятие им всех мер для надлежащего исполнения вынесенных в его адрес предписаний.

Также из пояснений представителя МУЗ «ДГБ №1» и представленной суду переписки следует, что ранее, при имеющейся утвержденной смете, и включении данной статьи расходов в бюджет на соответствующий финансовый год, учредителем МУЗ «ДГБ №1» финансирование в необходимом размере не осуществлялось, что свидетельствует о неисполнении учредителем учреждения здравоохранения взятых на себя обязательств.

Как установлено судом и подтверждается исследованными в суде документами, часть нарушений, выявленных инспектором пожарного надзора, уже устранена.

Однако имеющиеся в настоящее время нарушения требований пожарной безопасности являются существенными, в том числе, непосредственно влияющими на возможность возникновения пожара, его дальнейшее распространение по помещению медицинского учреждения, в случае возникновения пожара эти нарушения также могут повлечь за собой затруднения вынужденной эвакуации людей, влияют на время обнаружения пожара, оповещения о нем, время начала эвакуации людей, а также возможность его тушения в начальной стадии, отравление людей продуктами горения, невозможность надлежащего тушения пожара и проведение спасательных работ подразделениями пожарной охраны в целях предотвращения распространения и развития пожара и гибели людей.

Из пояснений законного представителя юридического лица следует, что МУЗ «ДГБ №1» имеет два отделения городского значения: неврологическое на 30 койко-мест и гастроэнтерологическое на 20 койко-мест, в условиях круглосуточного стационара в больнице одновременно пребывает около 60 человек, с учетом дневного стационара и оказываемых платных медицинских услуг в дневное время учреждение одновременно посещают порядка 100 человек, при этом, поскольку медицинское учреждение является детским, большая часть постоянно пребывающих в учреждении – дети, в том числе малолетние.

Учитывая, что в отсутствие надлежащей системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре эксплуатация здания стационара по адресу г.Нижний Тагил, ул.Коминтерна, д.54 создает угрозу жизни и здоровью людей, в том числе и детей, суд считает невозможным применить к МУЗ «Детская городская больница №1» более мягкий вид наказания, предусмотренный ч.1 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а считает необходимым в целях предупреждения возможных значительных последствий в случае возникновения пожара в указанном здании, принять решение о приостановлении деятельности МУЗ «Детская городская больница №1» связанной с эксплуатацией здания стационарного отделения по адресу: ул.Коминтерна, 54. При этом суд учитывает, что нарушение правил пожарной безопасности имеются в данном учреждении здравоохранения длительное время, ранее принятые органами пожарного надзора меры (вынесение предписаний), а также удовлетворение иска прокурора в гражданско-правовом порядке не изменили позитивно ситуацию в больнице.

Данное решение суд считает соразмерным с безопасностью жизни и здоровья людей. Само по себе приостановление деятельности в виде прекращения эксплуатации здания медицинского учреждения, несмотря на то, что затронуты права граждан на получение гарантированной государством медицинской помощи, не может повлечь за собой более существенных последствий, нежели возможные последствия от несоблюдения требований пожарной безопасности, поскольку при дальнейшей эксплуатация здания стационара создается реальная угроза для жизни и здоровья находящихся на лечении пациентов и медперсонала в случае возникновения пожара.

Смягчающих либо отягчающих административную ответственность обстоятельств судом не установлено.

Руководствуясь ст.ст.4.1, 3.12, 29.7, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Юридическое лицо – МУЗ «Детская городская больница №1» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статья 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуть наказанию в виде прекращения эксплуатации здания, расположенного по адресу: город Нижний Тагил», ул.Коминтерна, д.54 на срок 45 (сорок пять) суток.

Исполнение постановления в части прекращения эксплуатации здания по адресу: город Нижний Тагил, ул.Коминтерна, д.54, возложить на Дзержинский отдел Главного управления Федеральной службы Судебных приставов России по Свердловской области.

Постановление может быть обжаловано в течение ДЕСЯТИ суток со дня вручения или получения копии постановления в Свердловский областной суд с подачей жалобы через Дзержинский районный суд г.Н.Тагила.

Судья: