№ 2-2684/10 по заявлению Ананьева И. С. о признании незаконным отказа в выкупе земельного участка



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 ноября 2010 года г. Оренбург

Дзержинский районный суд г. Оренбурга в составе судьи

Самохиной Л. М.,

при секретаре Кодоркиной Л. Н.,

с участием представителя заявителя - Карабановой Г. Н.,

представителей заинтересованного лица администрации г. Оренбурга – Степановой А. В., Чукариной Ю. В.,

представителя Управления землепользования и развития пригородного хозяйства администрации г. Оренбурга – Чукариной Ю. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ананьева И. С. о признании незаконным отказа в выкупе земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Ананьев И.С. обратился в суд с заявлением, указав, что на его заявление о выкупе земельного участка по адресу: <...> <...>, Управление землепользования и развития пригородного хозяйства администрации г. Оренбурга ответило отказом, пояснив, что заявленный к выкупу участок имеет площадь 1284 кв.м., в то время, как по сведениям ГУП «Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости» по состоянию на 22.09.2009 г. площадь земельного участка фактическая - 1306 кв.м., а по документам – 659 кв.м., то есть земельный участок площадью 1284 кв.м. используется им без законных оснований. Для выкупа земельного участка ему было предложено обратиться в Комитет по градостроительству и архитектуре с заявлением о разделе земельного участка в соответствии с действующим законодательством. С указанным отказом не согласен, считает его незаконным, нарушающим его права. Фактически, в своем письме Управление землепользования и развития пригородного хозяйства администрации г. Оренбурга, помимо установленных в законе документов, требует от него документы, подтверждающие его права на земельный участок. Однако, именно для оформления прав на земельный участок он и обратился в Управление землепользования и развития пригородного хозяйства администрации г. Оренбурга. Согласно кадастровому паспорту от 18.08.2010 г., земельный участок с местоположением: <...>, кадастровый номер № имеет площадь 1295 кв.м., предназначен для размещения индивидуальной жилой застройки, на участке расположено здание – жилой дом №. Указанный документ является подтверждением того, что земельный участок сформирован, поставлен на кадастровый учет, согласно которому местоположение границ участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Просит признать незаконными действия Управления землепользования и развития пригородного хозяйства администрации г. Оренбурга, выраженные в выкупе земельного участка, расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер № площадью 1295 кв.м., предназначенного для размещения индивидуальной жилой застройки, на участке расположено здание – жилой дом №; обязать Управление землепользования и развития пригородного хозяйства администрации г. Оренбурга продать указанный земельный участок в собственность, устранить нарушение его прав путем заключения договора купли-продажи вышеуказанного земельного участка.

Ананьев И.С. в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие. Его представитель - Карабанова Г.Н., действующая на основании доверенности от 02.10.2010 г., заявленные требования поддержала на указанных выше основаниях, на возмещении расходов по оплате госпошлины не настаивала, пояснила, что не оспаривает, что у заявителя правоустанавливающих документов на спорный земельный участок не имеется. Предоставленный в материалы дела договор дарения от 29.11.1995 года дома <...>, заключённый между Ананьевой В. И., Ананьевым А. С. и <ФИО>4 таковым не является, несмотря на то, что в нём указано, что подаренный дом «расположен на земельном участке мерой 659 кв.м.». Так, предметом данного договора являлся дом, который дарился, а не земельный участок.

Представитель администрации г. Оренбурга и Управления землепользования и развития пригородного хозяйства администрации г. Оренбурга - Чукарина Ю.В., действующая на основании доверенностей от 18.10.2010 г. и 12.03.2010 года в судебном заседании требования не признала, полагает, что отказ в заключении договора обоснован, так как жилой дом расположен на земельном участке мерой 659 кв.м., что следует из договора дарения дома от 29.11.1995 года. Оставшаяся площадь земельного участка занята посадками и постройками, фактическая площадь составляет 1306 кв.м., весь земельный участок можно выкупить только на торгах, документов об отводе земельного участка не имеется. Фактически используемый заявителем земельный участок разделен на два: площадью 820 кв.м. под размещение жилого дома и дополнительный земельный участок площадью 445 кв.м. Ананьев И.С. 02.03.2010 г. обращался в Комитет по градостроительству и архитектуре администрации г. Оренбурга с целью формирования земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, примерной площадью 541 кв.м., на что получил заключение о том, что предоставление земельного участка для указанных целей невозможно, так как данная территория предназначена под размещение индивидуальной жилой застройки. Использование земельного участка в настоящее время осуществляется без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, плата за пользование земельным участком не вносится. Полагает, что Ананьев И. С. должен обратиться в Управление землепользования и развития пригородного хозяйства администрации г. Оренбурга с заявлением о разделе спорного участка на два. Второй участок должен быть выставлен на торги, где заявитель не будет лишён возможности его выкупить. Не оспаривала, что договор дарения дома <...> от 29.11.1995 года не является правоустанавливающим документом на земельный участок. Считает, что отказ Управления землепользования и развития пригородного хозяйства администрации г. Оренбурга в заключение договора купли-продажи земельного участка является законным и обоснованным, просит в удовлетворении заявления отказать.

Представитель администрации г. Оренбурга - Степанова А.В., действующая на основании доверенности, поддержала доводы Чукариной Ю. В. об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив совокупность представленных доказательств, суд приходит к следующему.

В силу ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

29.11.1995 г. <ФИО>6 и <ФИО>7 подарили Ананьеву И.С. принадлежащий им на праве собственности по 1/2 доли каждому дом №, находящийся по адресу: <...>. Указанный жилой дом каркасно – засыпной, полезной площадью 65,1 кв.м., жилой площадью 50,1 кв.м., расположен на земельном участке мерой 659 кв.м., что подтверждается договором дарения. Договор удостоверен государственным нотариусом <ФИО>8 (л.д. 7).

Указанный жилой дом принадлежал <ФИО>6 и <ФИО>7 на основании свидетельства о праве на наследстве по закону от 03.11.1995 г., согласно которому он расположен на земельном участке мерой 659 кв.м.

На основании постановления Главы г. Оренбурга № 4506-п от 01.12.2006 г. утверждены результаты инвентаризации земельных участков в кадастровом квартале №. Установлены фактические границы и площади земельных участков в данном кадастровом квартале. п. 2.9 установлены фактические границы и площадь 1284 кв.м. земельного участка с местоположением, установленным относительно ориентира: жилой дом, расположенный в границах участка, почтовый адрес ориентира: <...>, разрешенное использование: размещение индивидуальной жилой застройки, категория земель: земли поселений (л.д. 9).

Постановлением Главы г. Оренбурга № 1921П от 26.03.2009 г. в указанное постановление внесены изменения, данный пункт изложен в следующей редакции: земельный участок площадью 1295 кв.м. с местоположением: <...>; на земельном участке расположено здание – жилой дом №; разрешенное использование: для размещения домов индивидуальной жилой застройки, жилой дом; категория земель: земли населенный пунктов (л.д. 8).

02.09.2010 г. Ананьев И.С. обратился в Управление землепользования и развития пригородного хозяйства администрации г. Оренбурга с заявлением о заключении договора купли-продажи спорного земельного участка. Данный факт участниками процесса не оспаривался.

Согласно ответу Управления землепользования и развития пригородного хозяйства от 27.09.2010 г., Ананьеву И.С. отказано в заключение договора купли-продажи указанного земельного участка по тем основаниям, что он занимает его без законных оснований. Так, согласно сведениям ГУП «Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости» площадь участка по документам – 659 кв.м., фактическая – 1306 кв.м. Земельный участок разделен на два: площадью 820 кв.м. под размещение жилого дома и дополнительный земельный участок площадью 445 кв.м. 02.03.2010 г. Ананьев И.С. обращался в Комитет по градостроительству и архитектуре администрации г. Оренбурга с целью формировании земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, примерной площадью 541 кв.м., на что получил заключение о том, что предоставление земельного участка для указанных целей невозможно, так как данная территория предназначена под строительство индивидуального жилого дома. В соответствии со ст. 30 ЗК РФ данный участок может быть выставлен на торги (л.д. 10).

В материалы дела предоставлен кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером № площадью 1295 кв.м., расположенного по адресу: <...>, на земельном участке расположено здание – жилой дом №, разрешенное использование: для размещения домов индивидуальной жилой застройки, жилой дом. Участок находится в государственной собственности. Основанием постановки спорного участка на кадастровый учёт послужили указанные выше постановления Главы г. Оренбурга от 26.03.2009 года и 01.12.2006 года (л.д. 11, 12).

Как следует из сообщений Управления Росреестра по Оренбургской области от 29.06.2010 г., 26.10.2010 года, сведения о правах на объекты недвижимого имущества: земельный участок, площадью 1295 кв.м. кадастровый номер №, адрес: <...>, а также на жилой дом по данному адресу, в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют (л.д. 13, 14, 18).

В материалы дела так же предоставлено утвержденное 23.04.2010 г. главным архитектором г. Оренбурга комитета по градостроительству и архитектуре администрации г. Оренбурга градостроительное заключение о функциональном назначении спорного земельного участка. Так, земельный участок примерной площадью 541 кв. м., расположенный на территории Северного административного округа <...>, в районе жилого дома № в настоящее время используется для ведения личного подсобного хозяйства, отсутствует градостроительное зонирование, планировка, межевание. На земельный участок устанавливается обременение – охранная зона инженерных сетей. Индивидуальная (усадебная) жилая застройка соответствует территориальному планированию согласно генеральному плану. Предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства невозможно, так как согласно генеральному плану г. Оренбурга данная территория предназначена для размещения индивидуальной (усадебной) жилой постройки. Вышеуказанный участок пригоден для строительства индивидуального жилого дома и, в соответствии со ст. 30 ЗК РФ, может быть сформирован и выставлен на торги (л.д. 37).

23.06.2010 г. Управлением землепользования и развития пригородного хозяйства администрации г. Оренбурга была проведена проверка соблюдения земельного законодательства, по результатам которой был составлен акт № 55/48. В ходе проверки установлено: земельный участок площадью 1295 кв.м. кадастровый №, расположен по адресу: <...>, разрешенное использование: для размещения домов индивидуальной жилой застройки. Постановлением Главы г. Оренбурга № 4506 от 01.12.2006 г. данному земельному участку по инвентаризации были утверждены границы. Согласно договору дарения от 29.11.1995 г. строение принадлежит Ананьеву И.С. На момент проверки на земельном участке размещается жилой дом. Земельный участок используется с 1965 г., имеет инвентарно-металлическое ограждение, правоустанавливающие документы на земельный участок не предоставлены (л.д. 36).

В соответствии с п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" в соответствии со статьей46 Конституции Российской Федерации и главой25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Согласно п. 28 указанного Постановления Пленума, исходя из положений статьи258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Ананьев И.С. является собственником жилого дома № по адресу: <...>, на основании договора дарения. Дом расположен на земельном участке площадью 1295 кв.м., кадастровый номер №, который заявитель просит предоставить ему по договору купли-продажи. Земельный участок используется Ананьевым И.С в соответствии с его функциональным назначением.

В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане… имеющие в собственности… здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 30.10.2007г.№370 утвержден перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения.

Согласно указанному перечню, к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (далее - заявление), прилагаются следующие документы:

1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом;

4) выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);

5) выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте4 настоящего перечня, к заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

6) кадастровый паспорт земельного участка;

7) копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.

Вышеизложенными доказательствами подтверждается наличие у Ананьева И.С. всех вышеперечисленных документов и факт его обращения в уполномоченный орган исполнительной власти - Управление землепользования и развития пригородного хозяйства администрации г. Оренбурга с заявлением о заключении с ним договора купли-продажи спорного земельного участка. Доводы представителя администрации г. Оренбурга и Управления землепользования и развития пригородного хозяйства администрации г. Оренбурга о возможности предоставления земельного участка заявителю только посредством проведения торгов суд полагает несостоятельными, поскольку они противоречат положениям ст. 36 Земельного кодекса РФ. Материалами дела подтверждается соблюдение Ананьевым И.С. предусмотренного ст. 34 Земельного кодекса РФ порядка предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. В соответствии с п. 5 указанной статьи, Управление землепользования и развития пригородного хозяйства администрации г. Оренбурга должно было в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принять решение о предоставлении этого земельного участка в собственность заявителя за плату или бесплатно, и заключить в недельный срок со дня принятия указанного решения договор купли-продажи земельного участка.

Требование заинтересованных лиц к заявителю об обращении с заявлением о разделе спорного участка на два также противоречит действующему законодательству. Так, исследованными выше материалами дела подтверждается, что постановлением Главы г. Оренбурга утверждены результаты инвентаризации земельных участков в кадастровом квартале №, в котором расположен и участок истца, установлены фактические границы и площади земельных участков в данном кадастровом квартале, в том числе и фактические границы спорного земельного участка, который на основании этих постановлений поставлен на кадастровый учёт, ему присвоен кадастровый номер №. В судебном заседании установлено, что на данном земельном участке расположен дом №, принадлежащий на праве собственности Ананьеву И. С., доказательств, подтверждающих разделение данного участка на два не имеется. Участники процесса не оспаривали, что указанный выше договор дарения дома правоустанавливающим документом на земельный участок не является, с чем суд соглашается. При данных обстоятельствах заявитель имеет исключительное право на предоставление ему данного земельного участка по договору купли-продажи без проведения торгов, а указанным выше отказом были нарушены права заявителя на предоставление земельного участка в собственность.

Как указал представитель заинтересованных лиц, при наличии правоустанавливающих документов на землю, спорный земельный участок мог быть предоставлен заявителю в собственность - за плату или бесплатно, при отсутствии таковых документов и соблюдении всех предусмотренных законодательством условий – на условиях договора купли-продажи с торгов.

Из запрошенных из архива нотариальной палаты Оренбургской области документов видно, что спорный земельный участок площадью 659 кв.м. принадлежал на праве собственности <ФИО>6 и <ФИО>7 по ? доли каждому и был увеличен на 559 кв.м. по разрешению администрации г. Оренбурга, по данным последней инвентаризации составил 1211 кв.м. Представитель заявителя не настаивал в связи с этим на безвозмездном предоставлении в собственность спорного земельного участка заявителю, настаивая на рассмотрении дела по имеющимся в деле доказательствам и заявленным требованиям, поскольку интересы администрации в данном случае ущемлены не будут.

На основании изложенного, суд признаёт отказ Управления землепользования и развития пригородного хозяйства администрации г. Оренбурга Ананьеву И. С. в выкупе спорного земельного участка незаконным.

Как следует из п. 4.1.2 положения об Управлении землепользования и развития пригородного хозяйства администрации г. Оренбурга, утвержденного Постановлением Оренбургского городского совета от 26.01.2005 г. № 10, управление имеет право, в числе прочего, заключать договоры купли-продажи земельных участков в соответствии с действующим законодательством. Основной задачей управления является, в том числе, и осуществление прав собственника в отношении муниципальной собственности на землю от имени муниципального образования «город Оренбург», выступает продавцом земельных участков с соответствии с компетенцией Управления, вступает для реализации своих функций в договорные отношения с юридическими и физическими лицами (п.п. 2, 3.7, 4.1.8 положения).

Согласно п. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Существо заявленных Ананьевым И. С. требований сводится к обязанию предоставить ему спорный земельный участок по договору купли-продажи без проведения торгов.

Установлено, что Управление землепользования и развития пригородного хозяйства обладает статусом юридического лица и осуществляет от имени администрации г. Оренбурга вышеуказанные функции по заключению договоров, в том числе и купли-продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. Поскольку отказ в предоставлении Ананьеву И. С. земельного участка с кадастровым номером № признан незаконным, суд обязывает Управление землепользования и развития пригородного хозяйства администрации г. Оренбурга предоставить Ананьеву И. С. спорный земельный участок площадью 1295 кв.м. по договору купли-продажи без проведения торгов.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Ананьева И. С. о признании незаконным отказа Управления землепользования и развития пригородного хозяйства администрации г. Оренбурга в выкупе им земельного участка, имеющего кадастровый номер № местоположение – <...> (на земельном участке расположен жилой дом <...> удовлетворить.

Обязать Управление землепользования и развития пригородного хозяйства администрации г. Оренбурга предоставить Ананьеву И. С. земельный участок с кадастровым номером № местоположение – <...> (на земельном участке расположен жилой дом №), площадью 1295 кв.м. по договору купли-продажи без проведения торгов.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Дзержинский районный суд г. Оренбурга в течение 10 дней после изготовления мотивированного решения.

Судья: