РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 ноября 2010 года Дзержинский районный суд г. Оренбурга в составе председательствующего судьи Лапаевой Н.В., при секретаре Котенковой З.В., рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело по иску Баранова Евгения Михайловича к Обществу с ограниченной ответственностью «Вектор-Терминал» о признании отношений трудовыми, о признании несчастного случая на производстве, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Баранов Е.М. обратился в суд с вышеназванным иском к ООО «Вектор-Терминал», указав, что с сентября 2009 года он был принята на работу к ответчику. Однако при трудоустройстве надлежащим образом трудовые отношения оформлены не были, трудовой договор с ним не заключался, с приказом о приеме на работу его не знакомили, он был фактически допущен к работе. 02.03.2010 года, осуществляя свою трудовую деятельность в боксе, расположенном на территории ООО «Вектор-Терминал» по адресу: г.Оренбург, ул. Меновинская, 11, по причине разрыва отрезного круга угло-шлифованной машинки «болгарка» и попадания осколка в левый глаз, получил травму, был госпитализирован в ММУЗ МГКБ СМП №1. По причине отсутствия надлежащего оформления трудовых отношений не имел страхового полиса обязательного медицинского страхования граждан. Обратившись к руководителю ООО «Вектор-Терминал» Бузмакову М.А., ему был выдан вышеуказанный документ с отметкой «страхователь» - «Вектор-Треминал». Ответчиком больничный лист не оплачен, акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1 не составлен. Просит установить факт несчастного случая на производстве, произошедшего с ним 02.03.2010 года при исполнении трудовых обязанностей в ООО «Вектор-Терминал»; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 125000 рублей.
В ходе рассмотрения дела Баранов Е.М. неоднократно уточнял исковые требования в части периода его нахождения с ответчиком в трудовых отношениях. Окончательно просит признать, что в период с сентября 2009г. по 14.05.2010г. находился в трудовых отношениях с ООО «Вектор-Терминал»; установить факт несчастного случая, произошедшего на производстве 02.03.2010 года; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 125000 рублей.
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования, суду пояснил, что в сентябре 2009 года по устной договоренности устроился на работу в ООО «Вектор-Терминал» с ежемесячной выплатой заработной платы 15000 рублей. Каких-либо документов, подтверждающих трудовые отношения не подписывал, страховой полис не получал. 02.03.2010 в цеху ООО «Вектор-Терминал» рабочие готовили металлическую лестницу для сварочной работы. Некий Виктор работал с углошлифованной машиной, раздался резкий звук, он, обернулся, чтобы узнать что произошло, ему в глаз попал осколок металла. Как выяснилось потом, произошел разрыв шлифовального круга и осколки металла разлетелись, один из которых попал в глаз. Его увезли на скорой медицинской помощи, сделали операцию. В настоящий момент глаз не видит, глазное яблоко не подлежит восстановлению. Денежная компенсация морального вреда в размере 125000 рублей обусловлена стоимостью операции, которую он желает сделать с целью восстановления внешнего вида глаза. Каких-либо выплат, кроме заработной платы, работодатель не произвел. Поскольку в больнице ему был необходим страховой медицинский полис, работодатель оформил его. Обратившись к руководству ООО «Вектор-Терминал» с просьбой возместить ущерб, получил отказ.
Представитель ответчика ООО «Вектор-Терминал» в судебное заседание не прибыл, надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства извещался по последнему известному месту нахождения. В материалах дела имеется акт, согласно которому по месту регистрации (г. Оренбург, ул. Меновинская, 11) организация отсутствует.
Представитель Государственной инспекции труда в Оренбургской области, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причине неявки суду не известно.
Представитель ГУ Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Скажутина И.А., действующая на основании доверенности от 06.05.2010 года, указала, что не возражает против удовлетворения требований истца в случае наличия достаточных доказательств.
Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, оценив совокупность представленных доказательств, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и необходимости их удовлетворения.
Принимая решение, суд исходит из следующего.
В соответствие со ст. 16 ч.1 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на обоснование своих требований и возражений.
В обоснование своих требований о наличии трудовых отношений с ответчиком, - истцом представлены следующие доказательства.
Страховой медицинский полис серия СОВ21 № 912631 (далее ОМС), выданный 05.02.2010 года на имя Баранова Е.М., страхователем которого является ООО «Вектор-Терминал» (л.д. ). В страховом полисе ОМС, выданном ОАО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» указано: место работы истца «с указанием данных ООО «Вектор-Терминал», ф.и.о. Баранов Евгений Михайлович, 11.05.1983 года рождения, социальное положение – работающий. Адрес постоянного места проживания: Оренбургская обл. ст. Каргала, ул. Восточная д. 16 кв.1. Полис подписан со стороны ООО «Вектор-Терминал» директором Бузмаковым М.А., подпись должностного лица заверена печатью ответчика.
Кроме того, имеет место договор ОМС № 10769 от 05.03.2010 года, заключенный между ОАО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» и ООО «Вектор-Терминал» в лице директора Бузмакова М.А., в списке застрахованных по вышеуказанному договору значится работник ООО «Вектор-Терминал» Баранов Е.М. (л.д. ).
Согласно выписки из единого государственного реестра юридических лиц от 24.08.2010 года директором ООО «Вектор-Терминал» является Воронцов В.В. (л.д. ).
В материалах дела имеются сведения о том, что ранее полномочиями директора ООО «Вектор-Терминал» обладал Бузмаков М.А., однако в марте 2010 года продал общество Воронцову В.В., о чем свидетельствуют акт приема-передачи документов ООО «Вектор-Терминал» от 12.04.2010г., приказ о назначении директора, акт сдачи-приемки документации от 28.03.2010г. (л.д. ).
Допрошенный в судебном заседании Бузмаков М.А. пояснил, что ранее являлся директором ООО «Вектор-Терминал», указал, что знаком с Барановым Е.М., подтвердил тот факт, что истец с период с октября 2010г. состоял с обществом в трудовых отношениях, был рабочим по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, его оклад составлял 8000 рублей, ежемесячная заработная плата - около 15000 рублей. У организации имелась вся надлежаще оформленная документация по приему Баранова Е.М. на работу, несвоевременное оформление страховых полисов на работников произошло не по его вине. Согласился с тем, что 02.03.2010г. с Барановым Е.М. на производстве произошел несчастный случай, а именно: его отправили в цех отнести лестницу, но по каким-то причинам он еще задержался в цеху. В тот момент у одного из рабочих разорвался круг от «болгарки» и отлетевший осколок металла попал Баранову Е.М. в глаз. Работодателем был составлен соответствующий акт, комиссией произведено расследование по факту произошедшего случая, в состав которой входили работники ООО «Вектор-Терминал» и он лично. Однако все указанные документы были переданы при продаже организации новому директору. Он предлагал истцу денежную компенсацию морального вреда, на что последний ответил отказом.
Допрошенный в ходе рассмотрения дела свидетель Выдриков А.Т. показал, что знаком с Барановым Е.М. с декабря 2008 года, совместно работали на объекте «Космос». В сентябре 2009года вместе начали работать на объекте «Плодовоовощная база Меновинская». Он осуществлял функции газоэлектросварщика, ежемесячная заработная плата составляла 15000 – 18000 рублей. Баранов Е.М. был разнорабочим. Надлежащим образом документы о приеме на работу оформлены не были, заработную плату выдавали стабильно, но на руки. Интересуясь, почему не оформляют должным образом документы о приеме на работу, получил ответ, что в случае несогласия с чем- либо может уволиться. Указал, что был свидетелем несчастного случая, произошедшего с Барановым Е.М. 02.03.2010г. он, Баранов Е.М. и некий Виктор работали в цеху. Последний держал в руках углошлифовальную машинку. После резкого громкого шума раздался крик Баранова Е.М., который держался за левый глаз и оседал на пол, вся левая сторона его лица была залита кровью. После чего его увезли на машине скорой медицинской помощи. После этого несчастного случая начальство ООО «Вектор-Терминал» стало заключать с такими работниками как они задним числом договоры сроком на один месяц, т.е. вначале месяца заключали договор, в конце месяца расторгали его и так ежемесячно. Сами договоры и полисы на руки не выдавались.
Свидетель Хвостов В.М. пояснил, что работал совместно с Барановым Е.М. на объекте «Космос», «Плодовоовощная база Меновинская». Никогда не слышал самого названия ООО «Вектор-Терминал», но знал руководителя организации Бузмакова М.А., который пояснял, что документы о приеме на работу будут оформляться позже, поскольку человек, занимающийся этим, в тот момент был занят. Знает обстоятельства несчастного случая, произошедшего с истцом, а именно: он и Баранов Е.М. выполняли работу по изготовлению лестницы, в 5-6 метрах от них с «болгаркой» в руках находился некий Виктор Афанасьевич. Считает, что по вине последнего от «болгарки» отлетел отрезной круг, кусок метала попал в глаз к Баранову Е.М., который схватился за лицо и упал. После произошедшего руководство организации стало заключать с работниками договоры сроком на один месяц ежемесячно, договоры оставались в организации, на руки второй стороне не выдавались, стали проводить инструктажи по технике безопасности. Суду указал, что Баранов Е.М. выполнял функции разнорабочего (л.д. ).
В соответствии со ст.15 ТК РФ трудовые отношения – отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Как видно из материалов дела и пояснений истца, свидетелей, а также других доказательств перечисленные выше признаки,- выполнение им трудовой функции с подчинением правилам трудового распорядка, выплата вознаграждения за труд, обеспечение работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством – нашли свое подтверждение. В связи с изложенным, суд считает необходимым признать наличие трудовых отношения между ООО «Вектор-Терминал» и Барановым Е.М. с 13 октября 2009 года, при этом дата возникновения трудовых отношений судом исчисляется с момента внесения Общества в Единый государственный реестр юридических лиц.
Что касается требования об установлении факта несчастного случая произошедшего на производстве, суд приходит к следующему.
Ст. 184 ТК РФ указывает, что при повреждении здоровья или в случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания работнику (его семье) возмещаются его утраченный заработок (доход), а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию либо соответствующие расходы в связи со смертью работника.
Несчастный случай на производстве определяется как событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.
Связь повреждения здоровья работника с исполнением трудовых обязанностей подтверждается оформленным в установленном порядке актом о несчастном случае на производстве (акт по форме Н-1).
Среди представленных истцом письменных доказательств отсутствует акт о несчастном случае на производстве формы Н-1, составленный ООО «Вектор-Терминал». Однако, имеющиеся в материалах дела сведения, указывают на то, что 02.03.2010г. при исполнении Барановым Е.М. трудовых обязанностей разнорабочего на территории ООО «Вектор-Терминал», с ним произошел несчастный случай. Указанное находит свое подтверждение в объяснениях Выдрикова А.Т., Хвостова В.М. (л.д. ). Кроме того, имеется медицинское заключение МУЗ МГКБ СМП №1, согласно которому 02.03.2010 года разнорабочий ООО «Вектор-Терминал» Баранов Е.М. получил на производстве повреждение здоровья тяжелой степени, а именно: проникающее ранение с выпадением оболочек, резаная рана нижнего века левого глаза (л.д. ).
В больничном листе нетрудоспособности ММУЗ МГКБ СМП №1 от 19.03.2010 года серии ВЦ2832508, выданном на имя Баранова Е.М., указана причина нетрудоспособности – несчастный случай на производстве. Истец с 02.03.2010г. по 19.03.2010г. находился на стационарном лечении, по 14.05.2010 – на амбулаторном лечении (л.д. ).
В соответствии со ст.21 ТК РФ работник имеет право, в числе других, указанных в данной норме, на возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном настоящим ТК РФ, иными федеральными законами.
Ст.237 ТК РФ: моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
Как установлено в судебном заседании, со стороны ООО «Вектор-Терминал» отсутствовал надлежащий контроль за соблюдением техники безопасности, проведением соответствующих инструктажей. В результате чего на производстве произошел исследуемый несчастный случай, повлекший у истца травму, относящуюся к категории «тяжелая».
Требования Баранова Е.М. о возмещении морального вреда подлежат частичному удовлетворению в размере 70 000 рублей. При определении размера компенсации морального вреда суд исходит из характера причиненных Баранову Е.М. физических и нравственных страданий, оценивая их с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, индивидуальных особенностей потерпевшего, степени вины ООО «Вектор-Терминал», а также учитывает требования разумности и справедливости.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Баранова Евгения Михайловича к Обществу с ограниченной ответственностью «Вектор-Терминал» о признании отношений трудовыми, о признании несчастного случая на производстве, компенсации морального вреда, удовлетворить.
Признать, что в период с 13 октября 2009г. по 14 мая 2010г. Баранов Евгений Михайлович находился в трудовых отношениях с Обществом с ограниченной ответственностью «Вектор-Терминал».
Признать, что 02 марта 2010 года с рабочим по комплексному обслуживанию и ремонту зданий Барановым Евгением Михайловичем в момент его нахождения в трудовым отношениях с Обществом с ограниченной ответственностью «Вектор-Терминал» произошел несчастный случай на производстве.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Вектор-Терминал» в пользу Баранова Евгения Михайловича компенсацию морального вреда в размере 70000 рублей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Оренбургский областной суд через Дзержинский районный суд г. Оренбурга в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Судья
Мотивированное решение изготовлено 16.11.2010 г.