РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Оренбург 10 февраля 2011 года
Дзержинский районный суд г. Оренбурга в составе председательствующего судьи Лапаевой Н.В., при секретаре Листопадовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Открытого акционерного общества «БАНК УРАЛСИБ» к Дейчлендер А.Р. о взыскании денежной суммы по кредитному договору,
УСТАНОВИЛ:
ОАО «БАНК УРАЛСИБ» (ОАО «УРАЛСИБ») обратился в суд с иском к Дейчлендер А.Р. о взыскании денежной суммы по кредитному договору, указав, что <Дата обезличена> между ОАО «БАНК УРАЛСИБ» и Дейчлендер Т.А. был заключен кредитный договор №, по которому Банком был предоставлен заемщику Дейчлендер Т.А. кредит в сумме <данные изъяты> рублей, путем выдачи денежных средств наличными из кассы Банка на основании заявления Дейчлендер Т.А. <Дата обезличена>. Процентная ставка за пользование данным кредитом составила 21% годовых ежемесячно. В течение действия кредитного договора Дейчлендер Т.А. неоднократно нарушались сроки возврата кредита и уплаты процентов за пользование заемными средствами. <Дата обезличена> Дейчлендер Т.А. умерла. На момент ее смерти осталась непогашенной задолженность по кредитному договору в размере <данные изъяты>, из которых задолженность по кредиту <данные изъяты>, задолженность по процентам <данные изъяты> коп. Поскольку наследником после смерти заемщика Дейчлендер Т.А. является ее супруг Дейчлендер А.Р., просит суд взыскать с ответчика в свою пользу указанную денежную сумму, а также - расходы по госпошлине <данные изъяты>.
Представитель истца, действующий на основании доверенности № от <Дата обезличена>, Фомина О.В., ответчик Дейчлендер А.Р. в судебное заседание не явились. О времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. Просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель ответчика, действующий на основании нотариальной доверенности от <Дата обезличена>, Сайфулина Р.Я. исковые требования признала частично и пояснила, что, действительно, ее доверитель принял наследство, открывшееся после смерти супруги Дейчлендер Т.А. Ответчик согласен нести ответственность по кредитному обязательству перед ОАО «БАНК УРАЛСИБ», однако она, как представитель ответчика, не согласна с размером долга, исчисленным банком. В частности, как следует из расчета иска, после смерти Дейчлендер Т.А. истцом доначислены проценты по обязательству. Кроме того, ее доверитель после смерти супруги в добровольном порядке исполнял обязательства по погашению кредита, выплатив истцу <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена> по <данные изъяты> рублей, на общую сумму <данные изъяты> рублей. Несмотря на то, что обязательства прекращаются смертью должника, так же как и поручительство, ОАО «БАНК УРАЛСИБ» оплату ответчиком <Дата обезличена> приняло в качестве погашения кредита, зачислив часть денежной суммы в счет погашения основного долга, а часть - в счет погашения процентов по договору. Просит суд удовлетворить требования истца частично, и не возражает против взыскания с Дейчлендера А.Р. в пользу ОАО «БАНК УРАЛСИБ» по обязательствам наследодателя <данные изъяты>, расходов по госпошлине пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, и, оценив добытые доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 418 ГК РФ обязательство прекращается смертью должника, если исполнение не может быть произведено без личного участия должника либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника.
Согласно ч. 1 ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (ст. 1112 ГК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 1175 ГК РФ наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно (статья 323).
Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
Как установлено в судебном заседании, <Дата обезличена> между ОАО «БАНК УРАЛСИБ» и Дейчлендер Т.А. был заключен кредитный договор № на предоставление кредита в размере <данные изъяты> рублей сроком на 18 месяцев с ежемесячной выплатой 21% годовых (л.д. ), и в эту же дату Дейчлендер Т.А. получила по мемориальному ордеру № указанную денежную сумму (л.д. ).
<Дата обезличена> Дечлендер Т.А. умерла. Данный факт подтвержден свидетельством о смерти серии №, выданным <Дата обезличена>, запись акта о смерти № (л.д. ).
<Дата обезличена> Дейчлендер А.Р. обратился к нотариусу Кирьяковой О.Н. с заявлением о принятии наследства, открывшегося после смерти супруги Дейчлендер Т.А., состоящего из автомобиля и полуприцепа (л.д. ).
Наследственное дело № от <Дата обезличена>, копию которого в адрес суда направил нотариус Кирьякова О.Н., содержит вышеуказанное заявление, а также подтверждение, что супруги Дейчлендер вступили в зарегистрированный брак <Дата обезличена>. <Дата обезличена> по договорам купли-продажи супруги приобрели автомобиль и полуприцеп, договоры зарегистрировали в органах ГИБДД. Паспорта транспортных средств и свидетельства о регистрации транспортных средств выданы на имя Дейчлендер Т.А. Кроме того, в рамках наследственного дела проведена оценка имущества, входящего в наследственную массу, а именно: рыночная стоимость транспортного средства - полуприцепа фургона рефрижератора SCHMITZSKO 241, с государственным регистрационным знаком №, составляет <данные изъяты> рублей; рыночная стоимость транспортного средства - автомобиль DAF 95 XF 380, с государственным регистрационным номером № составляет <данные изъяты> рублей. Оценка наследственного имущества подтверждена отчетами (экспертными заключениями) ООО «Эксперт» №, № от <Дата обезличена> соответственно (л.д. ).
Итого стоимость имущества, входящего в наследственную массу равна 1005940 рублей (<данные изъяты>. + <данные изъяты>. = <данные изъяты>.).
Вместе с тем, в силу ст. 1150 ГК РФ, принадлежащее пережившему супругу наследодателя в силу завещания или закона право наследования не умаляет его права на часть имущества, нажитого во время брака с наследодателем и являющегося их совместной собственностью. Доля умершего супруга в этом имуществе, определяемая в соответствии со статьей 256 настоящего Кодекса, входит в состав наследства и переходит к наследникам в соответствии с правилами, установленными настоящим Кодексом.
Согласно ч. 3 ст. 256 ГК РФ по обязательствам одного из супругов взыскание может быть обращено лишь на имущество, находящееся в его собственности, а также на его долю в общем имуществе супругов, которая причиталась бы ему при разделе этого имущества.
В свою очередь, при разделе общего имущества супругов и определении долей в этом имуществе доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами (ч. 1 ст. 39 СК РФ).
Анализ вышеуказанных статей закона позволяет суду сделать вывод, что ответчик по данному делу обязан отвечать по долгам наследодателя в размере половины стоимости принятого к наследованию имущества, то есть в размере <данные изъяты> рублей (<данные изъяты> = <данные изъяты> руб.).
При этом, суд учитывает, что решением Центрального районного суда г. Оренбурга от <Дата обезличена> с Дейчлендер А.Р. как с наследника Дейчлендер Т.А. взыскано в пользу ОАО Коммерческий банк «Оренбург» <данные изъяты> (л.д. ).
Решением Дзержинского районного суда г. Оренбурга от <Дата обезличена> с Дейчлендер А.Р. как наследника взыскано в пользу АКБ «Банк Москвы» (ОАО) <данные изъяты> (л.д. ).
Таким образом, всего взыскано <данные изъяты> (<данные изъяты> + <данные изъяты> = <данные изъяты>).
Поэтому, принимая во внимание доводы представителя ответчика, суд определяет размер взыскания следующим образом.
Исходя из расчета искового требования по кредитному договору, представленного истцом (л.д. ), усматривается, что на <Дата обезличена> задолженность Дейчлендер Т.А. по кредитным обязательствам состояла из основного долга по договору - <данные изъяты> и процентов - <данные изъяты> коп, а всего <данные изъяты>, то есть это денежная сумма является неисполненным обязательством Дейчлендер Т.А. на день смерти.
Далее из расчета следует, что ответчик выплатил банку в погашение задолженности по кредиту умершей Дейчлендер Т.А. <Дата обезличена> <данные изъяты> рублей, <Дата обезличена> <данные изъяты> рублей, <Дата обезличена> <данные изъяты> рублей, <Дата обезличена> <данные изъяты> рублей, а всего <данные изъяты> рублей.
Отсюда, денежная сумма, подлежащая взысканию с ответчика как наследника равна <данные изъяты> (<данные изъяты> - <данные изъяты> = <данные изъяты>).
Итак, исковые требования ОАО «БАНК УРАЛСИБ» удовлетворяются частично.
Кроме того, с ответчика в пользу истца, в порядке ст. ст. 88, 98 ГПК РФ, подлежат взысканию расходы по государственной пошлине <данные изъяты>.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Открытого акционерного общества «БАНК УРАЛСИБ» удовлетворить.
Взыскать с Дейчлендер А.Р. в пользу Открытого акционерного общества «БАНК УРАЛСИБ» денежную сумму по кредитному договору № от <Дата обезличена> <данные изъяты>, расходы на оплату государственной пошлины <данные изъяты>, а всего <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Оренбургский областной суд через Дзержинский районный суд г. Оренбурга в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Судья: Н.В.Лапаева
Мотивированное решение составлено 15.02.2011 года.