№ 2- 433/11 по иску Оренбургского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Оренбургской таможне о признании приказа незаконным



РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

24 февраля 2011 года г. Оренбург

Дзержинский районный суд г. Оренбурга в составе судьи Федотовой Е.В., при секретаре Шилкиной Н.А., с участием представителя истца - старшего помощника Оренбургского транспортного прокурора - Горнике Н.В., представителя ответчика Низамееве К.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Оренбургского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Оренбургской таможне о признании приказа незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Оренбургский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ответчику в интересах неопределенного круга лиц, ссылаясь на то, что приказом и.о. начальника Оренбургской таможни <ФИО>4 № от 16.11.2009 года «О создании постоянных зон таможенного контроля на станции Илецк-1», согласно которому создаются постоянные зоны таможенного контроля на автомобильном пункте пропуска «Илек» и определяются пределы и места пересечения лицами, товарами и транспортными средствами границ зон таможенного контроля, согласно плана размещения постоянных зон таможенного контроля. Считает данный приказ незаконным, поскольку Таможенный кодекс РФ устанавливает исчерпывающий перечень случаев, когда таможенными органами могут создаваться зоны таможенного контроля. В соответствии со ст.69 ТК РФ прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ допускается в пунктах пропуска через государственную границу РФ, установленных в соответствии с законодательством РФ, а также в иных местах в соответствии с законодательством РФ о государственной границе РФ. Проверка товаров может осуществляться только в зонах таможенного контроля и пунктах пропуска через государственную границу РФ. Зоны таможенного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу создаются в порядке, определенном Правительством РФ. Согласно постановлению Правительства РФ № 26 от 25.01.2008 года «О порядке создания зон таможенного контроля через Государственную границу РФ» установлено, что решение о создании постоянных зон таможенного контроля оформляется правовым актом ФТС. в соответствии с порядком, утвержденным ФТС России по согласованию с ФСБРФ, Минтранспорта РФ, Федеральным агентством по обустройству государственной границы. В нарушение указанного постановления-оспариваемый приказ был издан и.о. начальником Оренбургской таможни. В связи с чем, просил признать незаконным и отменить приказ и.о. начальника Оренбургской таможни <ФИО>4 № от 16.11.2009 года « О создании постоянных зон таможенного контроля на станции Илецк-1».

В судебном заседании представитель истца - старший помощник Оренбургского транспортного прокурора Горнике Н.В. исковые требования поддержал.

Представитель ответчика Низамеев К.Р.( доверенность от <Дата обезличена>) с исковыми требованиями не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приход к следующему.

Согласно приказа ФТС №-к от <Дата обезличена> исполняющим обязанности начальника Оренбургской таможни в период с 1.11.2009 года по 31.01.2010 года назначен первый заместитель начальника Оренбургской таможни по таможенному контролю - <ФИО>4.

Приказом и.о.начальника Оренбургской таможни Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы <ФИО>5 <ФИО>4 № от <Дата обезличена> «О создании постоянных зон таможенного контроля на станции Илецк-1» созданы постоянные зоны таможенного контроля на станции Илецк-1 и определены пределы и места пересечения границ зон таможенного контроля согласно плана( приложение).

С 01.09.2010 года на основании приказа ФТС №-к от <Дата обезличена> <ФИО>4 в порядке перевода назначен на должность начальника Котовского таможенного поста Нижегородской таможни.

С позицией, указанной стороной ответчика в письменном отзыве, суд не может согласиться по следующим основаниям.

Таможенный кодекс Российской Федерации устанавливает исчерпывающий перечень случаев, когда таможенными органами могут создаваться зоны таможенного контроля. Кодексом определены цели, для которых создаются зоны таможенного контроля, а также места, в которых такие зоны могут создаваться.

В соответствии с пунктом 1 статьи 362 Таможенного кодекса Российской Федерации зоны таможенного контроля создаются для целей проведения таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением.

При этом зоны таможенного контроля могут быть созданы вдоль таможенной границы, в местах производства таможенного оформления, совершения таможенных операций, в местах перегрузки товаров, их осмотра и досмотра, в местах временного хранения, стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары, и в иных местах, определенных в соответствии с настоящим Кодексом.

Постоянные зоны таможенного контроля могут создаваться для целей, предусмотренных пунктом 1 статьи 362 Таможенного кодекса Российской Федерации, на территории пунктов пропуска через Государственную границу РФ в соответствии с пунктом 3 указанной статьи, согласно которому зоны таможенного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации создаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 26 от 25 января 2008 года «О порядке создания зон таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» установлено, что в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации создаются постоянные зоны таможенного контроля.

Решение о создании указанных зон оформляется правовым актом Федеральной таможенной службы в соответствии с порядком, утвержденным Федеральной таможенной службой по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации и Федеральным агентством по обустройству государственной границы Российской Федерации.

Вместе с тем, оспариваемый приказ № от <Дата обезличена> «О создании постоянных зон таможенного контроля на станции Илецк-1» издан не в соответствии с указанным Постановлением Правительства Российской Федерации.

Ссылку представителя ответчика на то, что при издании вышеуказанного приказа сторона ответчика руководствовалась рекомендациями ФТС, согласно письма № от <Дата обезличена>, суд находит необоснованной.

Так, из указанного письма следует, что порядок, предусмотренный Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2008 года № 26, будет применяться только при создании зон таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ, установленных и открытых в соответствии с законодательством РФ, в отношении которых завершено нормативно- правовое оформление их статуса.

Железнодорожный пункт пропуска- Илецк-1 установлен на основании Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, зоны таможенного контроля на данном пункте пропуска могли быть открыты только в соответствии с действующим Постановлением Правительства РФ № 26 от 25.01.2008 года и разрабатываемым на тот момент порядком создания зон таможенного контроля.

Согласно Постановлению Правительства РФ № 482 от 26.06.2008 года, которым утверждены Правила установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через границу РФ, пункты пропуска устанавливаются международными договорами или актами Правительства Российской Федерации. Пунктом 12 указанного Постановления установлено, что подготовка проектов международных договоров, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о международных договорах.

То есть данный пункт пропуска был установлен на основании соглашения с Республикой Казахстан, но в соответствии с действующим Российским законодательством и на него также распространятся положения постановлений Правительства Российской Федерации.

Также суд не признает состоятельной ссылку стороны ответчика на абзац 2 письма ФТС № от <Дата обезличена>, поскольку данный абзац имеет отношение к созданию зон таможенного контроля в местах( вокзалы, станции, порты), в которых пункты пропуска не установлены или не открыты и именно в данном случае могут применяться положения приказа ГТК РФ № от <Дата обезличена>, которым начальники таможен наделялись полномочиями по созданию постоянной зоны таможенного контроля.

При таких обстоятельствах решение вопроса о создании зон таможенного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу РФ отнесено к компетенции ФТС России и оформляется правовым актом Федеральной таможенной службы в соответствии с порядком, утвержденным Федеральной таможенной службой по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации. Министерством транспорта Российской Федерации и Федеральным агентством по обустройству государственной границы Российской Федерации.

Оспариваемый приказ, изданный Оренбургской таможней, вышеуказанным требованиям не отвечает и не может служить основанием создания постоянной зоны таможенного контроля в связи с чем исковые требования Оренбургского транспортного прокурора являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Оренбургского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Оренбургской таможне о признании приказа незаконным удовлетворить.

Признать приказ исполняющего обязанности начальника Оренбургской таможни <ФИО>4 № от <Дата обезличена> год « О создании постоянных зон таможенного контроля на станции Илецк-1» незаконным и отменить его.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Дзержинский районный суд г. Оренбурга в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Судья: Е.В. Федотова

Мотивированное решение составлено 03.03.2011 года