№ 2-2771/11 по иску Гайсиной З. И. к Администрации г. Оренбурга о признании права собственности



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

      05 октября 2011 года                                                                                           г. Оренбург

            Дзержинский районный суд г. Оренбурга в составе судьи Федотовой Е. В., при секретаре Раменской Н. А., при участии истца Гайсиной З. И., представителя истца Туватовой Э. В., третьего лица Абдульманова А. А.,

            рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гайсиной <ФИО>16 к Администрации г. Оренбурга о признании права собственности,

У С Т А Н О В И Л:

           Гайсина З. И. обратилась в суд с иском к Администрации г. Оренбурга, указав, что является наследницей по закону своей матери <ФИО>2, умершей <Дата обезличена>. <ФИО>2 принадлежал жилой дом <ФИО>13 на основании решения Бердинского п/с от <Дата обезличена> . Жилой дом <ФИО>13 был снесен, вместо него в 1998 году было построено домовладение <ФИО>13 <...>, общей площадью 97, 4 кв. м., жилой площадью 54, 9 кв. м., 1 этажный с мансардой по адресу: <...>. Данное самовольное строение соответствует государственным санитарным правилам, не противоречит нормам и правилам пожарной безопасности, соответствует строительным нормам. Просит суд включить в состав наследства жилой дом по адресу: <...> <...>, 1998 года постройки, общей площадью 97, 4 кв. м., жилая площадь 54, 9 кв. м., 1 этажный с мансардой; признать за ней право собственности на жилой дом по адресу: <...> <...>, 1998 года постройки, общей площадью 97, 4 кв. м., жилая площадь 54, 9 кв. м., 1 этажный с мансардой, прекратить право собственности за <ФИО>2 на жилой дом по адресу: <...>, <ФИО>13, 1932 года постройки, общей площадью 25,50 кв. м.

              В судебном заседании истец Гайсина З. И. исковые требования о включении в состав наследственной массы после смерти <ФИО>2, умершей <Дата обезличена>, жилого дома <...>, общей площадью 97, 4 кв. м., жилой площадью 54, 9 кв. м., 1998 года постройки, по адресу: <...>, признании за ней право собственности на вышеуказанный жилой дом в порядке наследования, о прекращении права собственности за <ФИО>2 на жилой дом по адресу: <...>, <ФИО>13, 1932 года постройки, общей площадью 25,50 кв. м. поддержала, суду пояснила, что в 1998 году был построен дом <ФИО>13 <...> на месте старого дома, никому из соседей он не мешает, соответствует государственным санитарным, строительным, противопожарным нормам и правилам.

Представитель истца Туватова Э. Ф., действующая в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, требования своей доверительницы поддержала.

Третье лицо Абдульманов А. А. в судебном заседании против удовлетворения искового заявления не возражал.

Третьи лица Назирова Г. И., Баширова С. И., Залилов Р. И., Андриянова А. И. в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

          Представитель ответчика - Администрации г. Оренбурга - в судебное заседание не явился, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

           Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, специалиста, обозрев инвентарное дело, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

          В соответствии с ч. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой признается жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных норм и правил.

          Согласно ч. 3 ст. 222 ГПК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

          В материалы дела истцом представлен дубликат удостоверения, выданного Оренбургским инвентаризационно-техническим бюро <Дата обезличена> о том, что все домовладение по <...> зарегистрировано по праву частной собственности за <ФИО>2 на основании решения Бердинского п/с от <Дата обезличена> и записано в реестровую книгу ч. 18 стр. 108 .

          Из справки ГУП Оренбургской области «Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости» от <Дата обезличена> следует, что распорядительные документы о вводе в эксплуатацию на жилой дом <...>, расположенный по адресу: <...>, не предъявлены, ранее на земельном участке располагался законный дом <ФИО>13, который находился в собственности <ФИО>2 на основании решения Бердинского п/с от <Дата обезличена> с выдачей удостоверения от <Дата обезличена> (выдан дубликат <Дата обезличена>). Законный дом снесен. Сведениями об исключении из реестра жилищного фонда и прекращении права собственности на снесенный дом предприятие не располагает (л. д. 32).

          Таким образом, суд приходит к выводу, что домовладение по <...> <...> возведено без получения на это необходимых разрешений.

          Согласно ч. 6 ст. 50 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.

           В силу ч. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку не может быть признано за лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Согласно проведенного обследования жилого дома <...>, расположенного по адресу: <...> общее техническое состояние несущих и ограждающих строительных конструкций обследуемого строения оценивается как работоспособное и удовлетворяет требованиям строительных норм и правил; обследуемое строение обладает необходимой степенью эксплуатационной надежности и пригодно к нормальным условиям эксплуатации; прочность, устойчивость и долговечность конструкций обеспечена; обследуемое строение не создает угрозы для жизни и здоровья граждан (л. д.58-71).

В письме от <Дата обезличена> отдел надзорной деятельности по г. Оренбургу ГУ МЧС по Оренбургской области сообщает, что при проверке жилого дома <...>, общей площадью 97, 4 кв. м., расположенного по адресу: состояние жилого дома <ФИО>13, расположенного по адресу: <...>, нарушений требований пожарной безопасности не выявлено (л. д. 57).

             В соответствии с заключением санитарно - эпидемиологической экспертизы объекта от <Дата обезличена> жилой дом <...> (общая площадь 97, 4 кв. м., жилая площадь - 54, 9 кв. м.), по адресу <...> соответствует государственным санитарным правилам СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (л. д. 56).

            Допрошенный в судебном заседании свидетель <ФИО>11 суду пояснил, что <...> <...> <...> возвела мать истицы в 1998 году на выделенном ей земельном участке вместо снесенного дома. Построенный дом никому из соседей не мешает, угрозу жизни и здоровью окружающих не создает.

              Специалист ГУП Оренбургской области «Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости» <ФИО>12 в судебном заседании показала, что на сегодняшний день домовладение по адресу: <...> представлено жилым домом <...>, смешанной конструкции, одноэтажный с мансардой в части <ФИО>132, общей площадью 97, 4 кв. м., жилой площадью 54, 9 кв. м. <ФИО>13 построен в 1961 году, <ФИО>131 переоборудован из сеней в 2000 году, <ФИО>132 построен в 1998 году, на месте старого дома, 1932 года постройки, площадью 23, 77 кв. м.

На основании изложенного суд полагает, что в силу ч. 1 ст. 36 ЗК РФ к наследодателю перешло право на земельный участок, на котором был расположен законный дом <ФИО>13, 1932 года постройки, расположенный по адресу: <...> и в границах которого возведено новое спорное строение <...>, общей площадью 97, 4 кв. м., жилой площадью 54, 9 кв. м., 1998 года постройки, по адресу: <...>.

Согласно свидетельству о смерти серия I-РА от <Дата обезличена> <ФИО>2 умерла <Дата обезличена> (л. д. 10).

           Для приобретения наследства наследник должен его принять (ст.1152 ГК РФ).

          Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства (ч. 1 ст. 1154 ГК РФ).

           Согласно ст.1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.

Согласно ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Как усматривается из копии наследственного дела, заведенного после смерти <ФИО>2, Гайсина З. И. является наследницей первой очереди и приняла наследство, в чем бы оно ни заключалось и где бы ни находилось после смерти <Дата обезличена> матери <ФИО>2 (л. д. 73-84).

              Учитывая, что самовольная постройка не является имуществом, принадлежащим наследодателю на законных основаниях, она не может быть включена в наследственную массу. Вместе с тем это обстоятельство не лишает наследников, принявших наследство, права требовать признания за ними права собственности на самовольную постройку. Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №10/22 от 29 апреля 2010 года.

Таким образом, с учетом указанной позиции ВС РФ и ВАС РФ, поскольку Гайсина З. И., согласно наследственного дела является единственным наследником после смерти матери в силу ст. 1142 ГК РФ, а остальные дети умершей, являющиеся третьими лицами по делу, не возражали против удовлетворения требований истца, в силу того, что требования ст. 222 ГК РФ соблюдены, суд приходит к выводу о возможности удовлетворения требований истца о признании за ней права собственности в порядке наследования на спорный жилой дом АА1А2, общей площадью 97, 4 кв. м., жилой площадью 54, 9 кв. м., 1998 года постройки, по адресу: <...>.

С учетом того, что старый дом <ФИО>13, 1932 года постройки по адресу: <...>, снесен, суд полагает возможным прекратить на него право собственности <ФИО>2

             Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

            Исковые требования Гайсиной <ФИО>17 к Администрации г. Оренбурга о признании права собственности - удовлетворить.

            Признать за Гайсиной <ФИО>18 право собственности в порядке наследования на жилой дом <...>, общей площадью 97, 4 кв. м., жилой площадью 54, 9 кв. м., 1998 года постройки, по адресу: <...>.

Прекратить право собственности <ФИО>2, умершей <Дата обезличена>, на жилой дом <ФИО>13, 1932 года постройки, расположенный по адресу: <...>.

            Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Дзержинский районный суд г. Оренбурга в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения.

Судья:                                                                                                                  Е. В. Федотова

Мотивированное решение составлено 10.10.2011 года.