№ 2-2960/11 по иску Луневой Л. Н. к Сидориной Н. Н., Синькову А. Н., Администрации г. Оренбурга о признании права собственности, по встречному иску Сидориной Н.Н. к Луневой Л. Н., Синькову А. Н. о признании права собственности



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 октября 2011 года                                                                                           г. Оренбург

              Дзержинский районный суд г. Оренбурга в составе председательствующего судьи Федотовой Е. В., при секретаре Раменской Н. А., с участием истца Луневой Л. Н., представителя истца Поповой Н. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Луневой <ФИО>13 к Сидориной <ФИО>14, Синькову <ФИО>15, Администрации г. Оренбурга о признании права собственности, по встречному иску Сидориной <ФИО>16 к Луневой <ФИО>17, Синькову <ФИО>18 о признании права собственности,

УСТАНОВИЛ:

       Лунева Л. Н. обратилась в суд с иском к Сидориной Н. Н., Синькову А. Н., указав, что 11.12.2009 года умерла ее мать <ФИО>1, <Дата обезличена> года рождения. После ее смерти открылось наследство, состоящее из жилого <...> ключи <...>. Наследниками по закону после смерти ее матери являются она и ответчики Синьков А. Н., Сидорина Н. Н.. Ее брат <ФИО>7 <Дата обезличена> умер, у него остался сын <ФИО>8 При жизни мама оставила завещание, согласно которому жилой <...> в <...> ключи <...> она завещала ей (истице). Оформить домовладение в собственность в порядке наследования не представляется возможным, поскольку отсутствуют правоустанавливающие документы на спорный дом, право собственности на спорный жилой дом за <ФИО>1 зарегистрировано не было. Жилой <...> ключи <...> санитарно-эпидемиологическим и пожарным нормам и правилам, что подтверждается заключениями. На момент смерти <ФИО>1 Сидорина Н. Н. являлась пенсионеркой, в связи, с чем имеет право на обязательную долю в наследстве. Обязательная доля в наследстве Сидориной Н.Н. составляет 1/8 долю. В связи, с чем просит суд включить в состав наследственной массы жилой дом литер АА1, одноэтажный, общей площадью 39,10 кв.м., в том числе жилой площадью 30,3 кв.м., смешанной конструкции, расположенный по адресу: <...> ключи <...> после смерти <ФИО>1, умершей <Дата обезличена>; признать за ней право собственности по праву наследования по завещанию на 5/6 долей жилого дома АА1, одноэтажного, полезной площадью 39,10 кв.м., в том числе жилой площадью 30,3 кв.м., смешанной конструкции, расположенный по адресу: <...> ключи <...>.

В ходе рассмотрения дела истец представила уточненное исковое заявление, в котором обратилась к Сидориной Н. Н., Синькову А. Н., Администрации г. Оренбурга, просила признать за ней право собственности по праву наследования по завещанию на 7/8 долей жилого дома АА1, одноэтажного, полезной площадью 39,10 кв.м., в том числе жилой площадью 30,3 кв.м., смешанной конструкции, расположенный по адресу: <...> ключи <...>.

Сидорина Н. Н. обратилась к Луневой Л. Н., Синькову А. Н. со встречным исковым заявлением, указав, что на <Дата обезличена>, т.е. на день смерти <ФИО>1, она достигла пенсионного возраста, в связи, с чем имела право на обязательную долю в наследстве. Наследниками по закону первой очереди после смерти <ФИО>1являются: она (Сидорина Н. Н.), ее сестра Лунева Л.Н. брат Синьков А.Н., племянник <ФИО>8 (сын умершего брата <ФИО>7). В связи с чем, просит суд признать за ней право собственности по праву наследования по закону на 1/8 долю жилого дома АА1, одноэтажного, полезной площадью 39,10 кв.м., в том числе жилой площадью 30,3 кв.м., смешанной конструкции, расположенный по адресу: <...> ключи <...>.

В судебном заседании истец Лунева Л. Н. уточненные требования поддержала в полном объеме на указанных основаниях, встречные исковые требования Сидориной Н. Н. о признании за ней права собственности по праву наследования по закону на 1/8 долю жилого дома АА1, одноэтажного, полезной площадью 39,10 кв.м., в том числе жилой площадью 30,3 кв.м., смешанной конструкции, расположенный по адресу: <...> ключи <...> признала.

Представитель истца Попова Н. А. (доверенность от 01.09.2011 года) в судебном заседании уточненные исковые требования своей доверительницы поддержала на изложенных в иске основаниях, против удовлетворения встречного искового заявления Сидориной Н. Н. не возражала.

Ответчики Сидорина Н. Н., Синьков А. Н. в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

            Представитель ответчика Администрации г. Оренбурга, третье лицо Синьков В. Г. в судебное заседание также не явились, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом, просили о рассмотрении дела без личного присутствия.

Выслушав истца, представителя истца, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

            В соответствии с ч. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой признается жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных норм и правил.

          Согласно ч. 3 ст. 222 ГПК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

              Представленная в материалы дела выписка из похозяйственной книги от <Дата обезличена> подтверждает, что <ФИО>1 принадлежит на праве пользования земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, предназначенный для размещения индивидуальной застройки, общей площадью 419 кв. м., расположенный по адресу: <...> ключи, <...>, (л. д. 19).

             Согласно техническому паспорту ГУП Оренбургской области «Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости» от <Дата обезличена> правообладателем дома № <...> <...> является <ФИО>1 на основании выписки из похозяйственной книги от <Дата обезличена>. Жилой <...> ключи <...> учтен в 1973 году, разрешительная документация на строительство и ввод в эксплуатацию не предъявлена (л. д. 28-31).

            Из справки администрации <...> от <Дата обезличена> усматривается, что <...> принадлежит на праве частной собственности <ФИО>1 Справка выдана на основании похозяйственнной книги <Номер обезличен> (л. д. 35).

            Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей <ФИО>10, <ФИО>11 суду показали, что истица является их матерью, знают, что <ФИО>1 с мужем строили <...> <...>, дом добротный, деревянный, в нем есть газ, вода, электричество, указанный дом угрозы никому не представляет, жалоб от соседей по поводу него не поступало.

           В соответствии с заключением санитарно - эпидемиологической экспертизы объекта от <Дата обезличена> жилой дом Литер АА1 по адресу <...> соответствует государственным санитарным правилам СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (л. д. 20).

           Согласно градостроительному заключению от <Дата обезличена> <Номер обезличен> индивидуальный жилой дом литер АА1 по адресу <...> <...> расположен в соответствии с требованиями п. 5.3.4 СП 30-102-99 (л. д. 39).

Из кадастрового паспорта здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от <Дата обезличена> усматривается, что жилой <...> <...> <...> одноэтажный, литер АА1, общей площадью 39,10 кв.м., в том числе жилой площадью 30, 3 кв.м., смешанной конструкции(л. д. 26).

          Оценив вышеприведенную совокупность доказательств, суд считает возможным признать право собственности на жилой <...> <...> одноэтажный, литер АА1, общей площадью 39,10 кв.м., в том числе жилой площадью 30, 3 кв.м. по адресу: <...> <...>, <...> за <ФИО>1 При этом суд также учитывает открытость и добросовестность владения <ФИО>1 указанным недвижимым имуществом.

<Дата обезличена> <ФИО>1 умерла (свидетельство о смерти серия I-PA <Номер обезличен> от <Дата обезличена>) (л. д. 5).

            Учитывая, что самовольная постройка не является имуществом, принадлежащим наследодателю на законных основаниях, она не может быть включена в наследственную массу. Вместе с тем это обстоятельство не лишает наследников, принявших наследство, права требовать признания за ними права собственности на самовольную постройку. Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №10/22 от 29 апреля 2010 года.

Согласно ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

            В силу ст. 1113 ГК РФ наследство <ФИО>1 открылось в день ее смерти <Дата обезличена>.

          Наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных ГК РФ (ст.1111 ГК РФ).

           В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

При наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное (ч. 1 ст. 1110 ГК РФ).

           Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя (ч. 1 ст. 1142 ГК РФ).

          Из наследственного дела, заведенного после смерти <ФИО>1 следует, что наследниками первой очереди после смерти <ФИО>1 являются Сидорина Н. Н., Лунева Л.Н. Синьков А.Н., <ФИО>8

         Суд установил, что <Дата обезличена> <ФИО>1 было составлено завещание на все ее имущество, какое ко дню ее смерти окажется ей принадлежащим, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось, в том числе жилой дом, находящийся в поселке <...> <...> под номером <Номер обезличен> в пользу Луневой Л. Н. (л. д. 10).

              К моменту открытия наследства после смерти <ФИО>1 Сидорина Н. Н., <Дата обезличена> года рождения, являлась нетрудоспособной.

         Согласно ст.1149 Гражданского Кодекса РФ несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя, его нетрудоспособные супруг и родители, а также нетрудоспособные иждивенцы наследодателя, подлежащие призванию к наследованию на основании п.1 и 2 ст.1148 настоящего Кодекса, наследуют независимо от содержания завещания не менее половины доли, которая причитались бы каждому из них при наследовании по закону( обязательная доля).Право на обязательную долю в наследстве удовлетворяется из оставшейся незавещанной части наследственного имущества, даже если это приведет к уменьшению прав других наследников по закону на эту часть имущества. А при недостаточности не завещанной части имущества для осуществления права на обязательную долю - из той части имущества, которая завещана.

Так, поскольку наследниками по закону после смерти <ФИО>1 являются Лунева Л.Н. Синьков А.Н., <ФИО>8 и Сидорина Н. Н., которая является нетрудоспособной и имеет право на обязательную долю в наследстве, размер обязательной доли в наследстве составляет 1/8 часть от всего завещанного имущества, в том числе 1/8 доля в праве собственности на жилой дом Литер АА1, одноэтажный, полезной площадью 39,10 кв.м., в том числе жилой площадью 30,3 кв.м., смешанной конструкции, расположенный по адресу: <...> <...> <...>.

            В соответствии с ч. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право полежит государственной регистрации.     

Таким образом, поскольку к Сидориной Н. Н., как к наследнику, имеющему право на обязательную долю в наследстве, и к Луневой Л. Н., как к наследнику по завещанию, от наследодателя <ФИО>1 перешли соответственно 1/8 доля и 7/8 долей в праве собственности на жилой дом Литер АА1, одноэтажный, полезной площадью 39,10 кв.м., в том числе жилой площадью 30,3 кв.м., смешанной конструкции, расположенный по адресу: <...> <...>, <...>, суд приходит что рассматриваемый иск Луневой Л. н.и встречное исковое заявление Сидориной Н. Н. обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

      

           Исковые требования Луневой <ФИО>19 к Сидориной <ФИО>20, Синькову <ФИО>21, Администрации г. Оренбурга о признании права собственности - удовлетворить.

Признать за Луневой <ФИО>22, <Дата обезличена> года рождения, право собственности по праву наследования после смерти <ФИО>1, умершей <Дата обезличена>, на 7/8 долей в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <...> <...> <...>, полезной площадью 39,10 кв.м., в том числе жилой площадью 30,3 кв.м.

Встречные исковые требования Сидориной <ФИО>23 к Луневой <ФИО>24, Синькову <ФИО>25 о признании права собственности - удовлетворить.

Признать за Сидориной <ФИО>26, <Дата обезличена> года рождения, право собственности по праву наследования после смерти <ФИО>1, умершей <Дата обезличена>, на 1/8 долю в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <...> <...>, <...>, полезной площадью 39,10 кв.м., в том числе жилой площадью 30,3 кв.м.

На решение может быть подана жалоба в Оренбургский областной суд через Дзержинский районный суд г. Оренбурга в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения.

Судья:                            Е. В. Федотова

Мотивированное решение составлено 31.10.2011 года.