2-3326/11 по иску Ганиной А.Г. к администрации г. Оренбурга об определении долей в праве собственности на жилое помещение, включении доли в состав наследственной массы



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 ноября 2011 года                                                                                   г.Оренбург

Дзержинский районный суд г.Оренбурга в составе председательствующего судьи Наливкина Е.А. при секретаре Люлиной О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ганиной <ФИО>6 к администрации <ФИО>7 об определении долей в праве собственности на жилое помещение, включении доли в состав наследственной массы

У С Т А Н О В И Л :

    Ганина А.Г. обратилась в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что 27.01.1993 г. ей была передана в частную собственность <...>. Однако при передаче квартиры в договоре была допущена ошибка, а именно не было учтено, что помимо неё в квартире проживали и должны были участвовать в приватизации её мать Харченко О.Н. и муж Ганин В.С. В договоре была указана только она.

    Её мать Харченко О.Н. умерла 07.09.1995 г., муж умер 07.01.2003 г. Так как в правоустанавливающих документах на квартиру не были определены доли, принадлежащие умершим, они не вошли в наследственную массу после их смерти. В 2011 г. она обратилась в УФРС, чтобы зарегистрировать право собственности на квартиру, однако были выявлены допущенные нарушения.

    После смерти мамы и мужа она является единственной наследницей их имущества. Проживает в указанной квартире с 17.10.1987 г., несет все необходимые расходы на содержание квартиры.

    Просила признать договор <Номер обезличен> на передачу квартиры в собственность граждан от 27.01.1993 г. недействительным в части тех положений, где она указана как единственное лицо, получившее право собственности на указанную квартиру. Установить факт, что квартира передавалась в частную долевую собственность по 1/3 доле ей, Харченко О.Н., Ганину В.С. Включить в наследственную массу, оставшуюся после смерти Харченко О.Н. и Ганина В.С. 2/3 доли указанной квартиры. Установить факт принятия ею наследства после смерти Харченко О.Н. и Ганина В.С.

    В судебном заседании истица уточнила исковые требования и просила определить доли в праве собственности на квартиру по 1/3 доли каждому: ей, Харченко О.Н., Ганину В.С. Признать, что Харченко О.Н., Ганину В.С. принадлежали по 1/3 доли каждому, включить доли умерших Харченко О.Н., Ганина В.С. в состав наследственной массы, после их смерти. Признать право собственности по праву наследования по закону после смерти Харченко О.Н., Ганина В.С. на 2/3 доли квартиры за ней.

    Представитель ответчика - администрации г.Оренбурга в суд не явился. Извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. В письменном заявлении просил рассмотреть дело в своё отсутствие. Указал, что исковые требования Ганиной А.Г. об определении долей в совместной собственности на <...> признаёт.

    Представитель третьего лица Росреестра в судебное заседание не явился. О времени и месте извещен надлежащим образом. В заявлении, адресованном суду, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, а также указал, что не имеет заинтересованности в исходе данного дела.

    Выслушав истца, исследовав материалы дела и оценив совокупность представленных доказательств, суд приходит к следующему.

    В соответствии со ст. 2 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 15 до 18 лет приобрести помещение в собственность. Жилые помещения передаются в общую собственность, либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

    В соответствии с п.5 ст.244 ГК РФ по соглашению участников совместной собственности, а при не достижении ими согласия по решению суда на общее имущество может быть установлена долевая собственность этих лиц.

    Раздел общего имущества между участниками совместной собственности, а также выдел доли одного из них могут быть осуществлены после предварительного определения доли каждого из участников в праве на общее имущество.

    При разделе общего имущества и выделе из него доли, если иное не предусмотрено законом или соглашением участников, их доли признаются равными (ст.254 ГК РФ).

    Согласно Договору на передачу и продажу квартиры в собственность граждан <Номер обезличен> от 27.01.1993 г., квартира <...> была передана в собственность Ганиной <ФИО>9 с учетом количества членов семьи три человека.

Основанием к заключению договора приватизации послужило заявление Харченко О.Н., в котором она совместно с проживающими членами семьи: Ганиным <ФИО>11, Ганиной <ФИО>10, выразили свое согласие на приобретение данной квартиры в собственность.

Как следует из копии лицевого счета, на момент приватизации квартиры <...>, в ней были зарегистрированы: Харченко О.Н., Ганин В.С., Ганина А.Г.

Харченко О.Н. умерла 07.09.1995 г., Ганин В.С. умер 07.01.2003 г.

Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что квартира была передана в собственность Харченко О.Н., Ганина В.С., Ганиной А.Г., которые на момент заключения договора имели равные права пользования жилым помещением, при этом они выразили свое согласие на приватизацию, следовательно, доли каждого из них должны быть признаны равными и составлять по 1/3 доли имущества.

Поскольку Харченко О.Н., Ганин В.С. умерли, размер их доли в праве собственности на квартиру определен после смерти, имеется необходимость включить их доли в наследственную массу.

Согласно ч.2 ст.218 ГК РФ, в случае смерти гражданина, право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Так, в соответствии с ст.1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

    Со стороны ответчика не поступило никаких возражений относительно признания права собственности по праву наследования по закону на имущество, оставшееся после смерти матери истицы - Харченко О.Н. и мужа - Ганина В.С. за Ганиной А.Г., которая осталась проживать в спорной квартире, несет бремя ее содержания.

Судом установлено, что за наследством после смерти Харченко О.Н. и Ганина В.С. Ганина А.Г. к нотариусу с заявлением о принятии наследства не обращалась. Наследственные дела у нотариуса не заводились.

                Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ

РЕШИЛ :

Исковые требования Ганиной <ФИО>12 к администрации <ФИО>13 об определении долей в праве собственности на жилое помещение, включении доли в состав наследственной массы удовлетворить.

Определить Ганиной <ФИО>14, Харченко <ФИО>15, умершей 07 сентября 1995 г., Ганину <ФИО>16, умершему 07 января 2003 г., по 1/3 доли каждому в совместной собственности на квартиру <...>.

Признать, что Харченко <ФИО>17, умершей 07 сентября 1995 г., Ганину <ФИО>18, умершему 07 января 2003 г., принадлежали по 1/3 доли каждому в квартире <...>.

Включить 1/3 долю в совместной собственности на квартиру <...>, Харченко <ФИО>19, умершей 07.09.1995 г., и 1/3 долю в совместной собственности на квартиру <...> Ганина <ФИО>20, умершего 07.01.2003 г., в состав наследственной массы после их смерти.

Признать за Ганиной <ФИО>21 право собственности на 2/3 доли в квартире <...> по праву наследования после Харченко <ФИО>22, умершей 07.09.1995 г. и Ганиным <ФИО>23, умершего 07.01.2003 г.

Решение может быть обжаловано в Оренбургском областном суде через Дзержинский районный суд г.Оренбурга в течение 10 дней.

Судья: