РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <Дата обезличена> <...> Дзержинский районный суд <...> в составе судьи Трифоновой О. М., при секретаре <ФИО>5, при участии истца <ФИО>11, представителей ответчика <ФИО>6, <ФИО>7, представителя третьего лица <ФИО>8, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <ФИО>13 <ФИО>19 <ФИО>4 к Управлению социальной защиты населения <...> об обязании произвести перерасчет суммы льготы, взыскании суммы, компенсации морального вреда, УСТАНОВИЛ: <ФИО>11 обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения <...>, указав, что с <Дата обезличена> является реабилитированным лицом. Согласно Федеральному закону от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О реабилитации жертв политических репрессий» она и совместно проживающие с ней муж и сын пользовались льготами по оплате жилищно - коммунальных услуг (50% скидка). С <Дата обезличена> указанные льготы были заменены выплатой ежемесячной денежной компенсации (ЕДК) в размере 1947, 58 рублей на всех членов семьи (на трех человек). С <Дата обезличена> сумма компенсации была уменьшена на 650, 00 рублей, поскольку из расчета был исключен ее сын <ФИО>2, и размер ЕДК стал составлять 1297, 58 рублей. Полагает, что ЕДК должна распространяться на нее и всех членов ее семьи, поскольку в перечне льгот для реабилитированных граждан указано, что снижение размеров оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 50% распространяется на реабилитированных лиц и совместно с ними проживающих членов их семьи. Согласно Гражданскому кодексу РФ и Жилищному кодексу РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Просила суд обязать Управление социальной защиты населения <...> произвести перерасчет суммы льготы по жилищно - коммунальным услугам с учетом изменений по оплате за текущий 2011 год; обязать ответчика применять льготу на оплату жилищно - коммунальных услуг на всех членов семьи, а именно <ФИО>11, мужа <ФИО>3, сына <ФИО>2; обязать ответчика выплатить недоначисленную сумму льготы по оплате жилищно - коммунальных услуг с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в размере 11 632, 34 рублей. В ходе рассмотрения дела истец <ФИО>11 исковые требования уточнила в части, просила обязать ответчика произвести выплату недоначисленной суммы льготы по оплате жилищно - коммунальных услуг за период с <Дата обезличена> по ноябрь 2011 года в размере <данные изъяты> рублей, а также взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей и расходы по уплате государственной пошлины. Исковые требования в остальной части оставила без изменений. Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Министерство социального развития <...>, Министерство финансов <...> (определение от <Дата обезличена>), Управление социальной защиты населения администрации <...>, <ФИО>2 (определение от <Дата обезличена>), <ФИО>3, <ФИО>12 (определение от <Дата обезличена>). В судебном заседании истец <ФИО>11 исковые требования поддержала с учетом уточнений на указанных в исковом заявлении основаниях. Представители ответчика Управления социальной защиты населения <...> <ФИО>6, действующий на основании доверенности от <Дата обезличена>, <ФИО>7, действующая на основании доверенности от <Дата обезличена>, против удовлетворения исковых требований возражали, ссылаясь на их необоснованность по основаниям, указанным в письменных возражениях на иск. Представитель третьего лица Министерства социального развития <...> <ФИО>8, действующая на основании доверенности от <Дата обезличена>, в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать, поддержала письменные возражения на иск. Представители третьих лиц Управления социальной защиты населения администрации <...>, Министерства финансов <...>, третьи лица <ФИО>3, <ФИО>2, <ФИО>12 в судебном заседании не присутствовали, о времени и месте судебного разбирательства были извещены надлежащим образом. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 16 Закона РФ от <Дата обезличена> «О реабилитации жертв политических репрессий» реабилитированные лица и лица, пострадавшие от политических репрессий», обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами Российской Федерации. <ФИО>1 обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий исходя из фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год. <...> от <Дата обезличена> «О наделении органов местного самоуправления <...> отдельными государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки граждан в соответствии с законами <...>» органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов наделены государственными полномочиями <...> по предоставлению мер социальной поддержки реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, установленных <...> от <Дата обезличена> «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» (ч. 1 ст. 3 Закона от <Дата обезличена>). Правовые гарантии социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в порядке и на условиях, определенных <...> от <Дата обезличена> «О реабилитации жертв политических репрессий», на территории <...> устанавливает <...> от <Дата обезличена> «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий». В соответствии со ст. <...> «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» лица, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные, имеют право, в том числе, на оплату в размере 50% занимаемой общей жилой площади жилых помещений для реабилитированных лиц и совместно с ними проживающих членов их семей исходя из нормы не более 18 кв. метров общей жилой площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв. метра - на семью из двух человек, 33 кв. метра - на одиноко проживающих граждан; оплату в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг); для реабилитированных лиц и совместно с ними проживающих членов их семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива (пункты «в», «г» ст. 2 Закона). Указанные меры социальной поддержки распространяются на лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий. Форма предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно - коммунальных услуг устанавливается <...>. Постановлением <...> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> - п «О форме предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилищно - коммунальных услуг» на территории <...> установлена денежная форма предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в виде выплаты ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг с <Дата обезличена>. Приложением к постановлению <...> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> - п является Порядок предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в <...> (далее Порядок), который устанавливает, что ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляется гражданам, имеющим право на указанные меры социальной поддержки в соответствии с <...> от <Дата обезличена> «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» (п. 1 Порядка). Согласно п. 3 Порядка размер ежемесячной денежной компенсации определяется в процентном отношении от величины регионального стандарта стоимости жилого помещения и коммунальных услуг, ежегодно утверждаемого <...> с учетом количества членов семьи и вида занимаемого жилого помещения, применяемого для расчета субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Процентное отношение от величины регионального стандарта стоимости жилого помещения и коммунальных услуг устанавливается в следующих размерах: 50 процентов - лицам, которым в соответствии с законодательством установлены меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 50 процентов; 15 процентов - лицам, которым в соответствии с законодательством установлены меры социальной поддержки по оплате жилья в размере 50 процентов; 21 процент - лицам, которым в соответствии с законодательством установлены меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в размере 30 процентов (п. 3 Порядка). Постановлением <...> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> - п «О региональных стандартах, применяемых для расчета субсидий и ежемесячных денежных компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» был установлен региональный стандарт на одного члена семьи, состоящей из трех человек с <Дата обезличена> в размере 1297, 58 рублей. Постановлением <...> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> - п «О региональных стандартах, применяемых для расчета субсидий и ежемесячных денежных компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг установлен региональный стандарт для гражданина, проживающего в многоквартирном доме в <...>, в размере 1458, 41 рублей. Согласно п. 1.1 Положения об Управлении социальной защиты населения <...> социальной защиты населения <...> (далее УСЗН) является территориальным подразделением Управления социальной защиты населения администрации <...>, обеспечивающим в пределах своей компетенции проведение единой жилищной политики по решению вопросов социальной защиты жителей <...>. УСЗН является самостоятельным юридическим лицом (п. 1.6 Положения). В соответствии с п. 2.1 Положения об УСЗН к одной из основных задач УСЗН отнесено осуществление отдельных государственных полномочий <...> по предоставлению мер социальной поддержки реабилитированным лицам. Из свидетельства Р <Номер обезличен>, выданного Управлением социальной защиты населения <...> <Дата обезличена>, следует, что <ФИО>11 имеет право на льготы, установленные ст. 16 Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» (л. д. 10). Согласно свидетельству о государственной регистрации права <...> от <Дата обезличена> <ФИО>11 является собственником трехкомнатной <...>, расположенной в <...> по п<...> (л. д. 12). Из справки <ФИО>14 следует, что в <...> по п<...> зарегистрированы по месту жительства <ФИО>3, <ФИО>11 (истец), <ФИО>2, 1981 года рождения (л. д. 9). Согласно свидетельству о рождении III - РЖ <Номер обезличен> родителями <ФИО>2, <Дата обезличена> года рождения, являются <ФИО>3, <ФИО>11 (л. д. 11). На основании пояснений представителей ответчика в судебном заседании установлено, что с <Дата обезличена> <ФИО>11, как получателю льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленной <...> «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», производится выплата ежемесячной денежной компенсации (далее ЕДК) на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с учетом количества членов семьи два человека - <ФИО>11 и ее супруга <ФИО>3, на сына <ФИО>2 выплата ЕДК не производится, в связи с тем, что <ФИО>2, хотя и является сыном <ФИО>11 и совместно с ней проживает в жилом помещении, однако достиг того возраста, с которого он утрачивает статус члена семьи реабилитированного лица. Свои возражения представители ответчика основывают на письме заместителя директора департамента - начальника управления организации социальных выплат и анализа Министерства социального развития <...> <ФИО>9 «Об определении состава семьи отдельных категорий граждан, имеющих право на меры соцподдержки по оплате ЖКУ» от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, из которого следует, что к составу семьи носителя льгот относятся супруг (супруга), родители и дети, не достигшие возраста 18 лет (ст. 2 Семейного кодекса РФ), а также учащиеся по очной форме дети до окончания среднего или высшего учебного заведения, но до достижения ими 23 - летнего возраста (п. 2 ст. 21 ФЗ «О ветеранах» от <Дата обезличена>). Внуки, правнуки, бывший или гражданский супруг, сожитель, брат старше 18 лет - к членам семьи не относятся. Из содержания <...> «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» следует, что данный нормативно - правовой акт для целей его применения не вводит понятие члена семьи реабилитированных лиц и лиц, подвергшихся политическим репрессиям, в связи с чем, для определения данного понятия следует обратиться к законодательству Российской Федерации. Учитывая, что установление понятия «член семьи» необходимо для решения вопроса об объеме льготы, получаемой реабилитированным лицом по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, суд считает необходимым руководствоваться положениями Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ). В соответствии со ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. Согласно ч. 3 ст. 30 собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения. В соответствии с ч. 3 ст. 31 ЖК РФ дееспособные члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам. Вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. В силу ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, дети, а также родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность (ч. 2 ст. 31 ЖК РФ). Таким образом, на основании указанных норм жилищного законодательства РФ суд приходит к выводу о том, что для признания членом семьи <ФИО>11 ее сына <ФИО>2 для целей обеспечения ее мерами социальной поддержки в виде выплаты ЕДК расходов на оплату жилья и коммунальных услуг достаточно установления одновременно двух обстоятельств - наличия родства между матерью <ФИО>11 и сыном <ФИО>2, а также их совместное проживание в одном жилом помещении, при этом возраст сына юридического значения в спорных правоотношениях не имеет. При этом доводы представителя ответчика о том, что для определения понятия «член семьи» в настоящем деле необходимо руководствоваться Семейным кодексом РФ и Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», Федеральным законом «О ветеранах» суд находит несостоятельными, поскольку указанные нормативно - правовые акты обязанность собственника жилого помещения оплачивать жилое помещение и коммунальные услуги не устанавливают и регулируют иные правоотношения. Кроме того, в судебном заседании на основании пояснений установлено, что <ФИО>11 и ее сын <ФИО>2 ведут совместное хозяйство, несут совместно расходы по оплате жилья и коммунальных услуг, в связи с чем, выплата ЕДК без учета сына <ФИО>2 прямо влияет на расходы <ФИО>11, в связи с чем, распространение льготы в виде снижения на 50 процентов размеров оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на членов семьи реабилитированного лица следует рассматривать в объеме прав, предоставленных законодателем самим реабилитированным лицам. На основании изложенного суд считает, что <ФИО>11 должна выплачиваться ЕДК расходов на оплату жилья и коммунальных услуг с учетом совместно с ней проживающих членов семьи - <ФИО>3 и <ФИО>2 и требования истца об обязании ответчика произвести перерасчет суммы ЕДК является обоснованным. Ответчиком не оспаривалось, что ЕДК по оплате жилого помещения и коммунальных услуг <ФИО>11 без учета ее сына <ФИО>2 выплачивается с <Дата обезличена>. Как указывалось выше, размер ЕДК с <Дата обезличена> по декабрь 2010 года составлял <данные изъяты> рублей на одного члена семьи, с <Дата обезличена> по настоящее время в размере 1 431, 58 рублей. Следует произвести следующий расчет: (<данные изъяты> (ЕДК) х 50% х 8 (количество месяцев) = <данные изъяты> рублей (за 2010 год). (<данные изъяты> х 50%) х 11 (количество месяцев) = <данные изъяты> рублей (за 2011 год). Итого <данные изъяты> + <данные изъяты> = <данные изъяты> рублей. Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию сумма <данные изъяты> рублей с учетом пределов иска. Разрешая исковые требования <ФИО>11 о компенсации морального вреда, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. В силу ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда: вред причинен жизни и здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию; в иных случаях, предусмотренных законом. Из материалов дела следует, что действиями ответчика нарушено имущественное право истца на получение льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Специальным законом право истца на компенсацию морального вреда в связи с нарушением его прав действиями ответчика не предусмотрено. Восстановление права истца в настоящем деле достигается обязанием ответчика производить выплату ЕДК в соответствии с законодательством и взысканием недоплаченной суммы льготы. На основании изложенного требования истца о компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат. Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования <ФИО>13 <ФИО>15 <ФИО>4 к Управлению социальной защиты населения <...> об обязании произвести перерасчет суммы льготы, взыскании суммы, компенсации морального вреда - удовлетворить частично. Обязать Управление социальной защиты населения <...> произвести перерасчет суммы льготы, предоставленной <ФИО>13 <ФИО>16 <ФИО>4 в виде ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг с <Дата обезличена> с учетом всех совместно проживающих с ней членов семьи: <ФИО>3, <ФИО>2. Взыскать с Управления социальной защиты населения <...> в пользу <ФИО>13 <ФИО>17 <ФИО>4 <данные изъяты> копеек - - недоначисленную сумму льготы в виде ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг с <Дата обезличена> по ноябрь 2011 года. Обязать Управление социальной защиты населения <...> применять льготу в виде ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении <ФИО>13 Иды <ФИО>4 с учетом всех совместно проживающих членов ее семьи: <ФИО>3 и <ФИО>2. В удовлетворении исковых требований в остальной части <ФИО>13 <ФИО>18 <ФИО>4 отказать. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Оренбургский областной суд через Дзержинский районный суд <...> в течение месяца со дня составления мотивированного решения. Судья: Трифонова О. М. Мотивированное решение составлено <Дата обезличена>.