2-320/2012 по заявлению Киселева А.В. о признании незаконными решений призывных комиссий отдела Военного комиссариата по Северному округу



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 февраля 2012 года                                                                           г. Оренбург

Дзержинский районный суд г. Оренбурга в составе судьи

Самохиной Л.М.,

при секретаре Спириной С. В.,

с участием представителя заинтересованного лица Военного комиссариата Оренбургской области - Макаровой М.А.,

заинтересованного лица - ведущего специалиста по мобилизационной работе администрации Северного административного округа г. Оренбурга Тарасова Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Киселева А.В. о признании незаконными решений призывных комиссий отдела Военного комиссариата по Северном округу г. Оренбурга, их отмене, восстановлении пропущенного срока на оспаривание решения, обязании вынести заключение о замене военной службы по призыву альтернативной,

УСТАНОВИЛ:

Киселев А.В. обратился в суд с заявлением, указал, что 01.02.2011 г. им в отдел военного комиссариата Оренбургской области по Северному округу г. Оренбурга подано заявление о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу, поскольку военная служба противоречит его убеждениям. Решением призывной комиссии отдела военного комиссариата Оренбургской области по Северному округу г. Оренбурга от 07.11.2011 г. ему было отказано в замене военной службы на альтернативную гражданскую службу, в связи с тем, что 25.04.2011 г. уже было принято решение по его заявлению от 01.02.2011 г. Полагает, что законодательством не предусмотрена подача заявления о замене военной службы на альтернативную гражданскую службу на каждый призыв. В заявлении о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу, а также на заседании комиссии он обосновал свой выбор, изложил причины и обстоятельства, побудившие его отказаться от военной службы в силу имеющихся у него убеждений. ФЗ РФ «Об альтернативной гражданской службе» не содержит норм, обязывающих его доказать наличие этих убеждений. Обоснование утверждения о противоречии военной службы имеющимися у него убеждениями, им осуществлено. Кроме того, в оспариваемом решении призывной комиссии отдела Военного комиссариата Оренбургской области по Северному округу г. Оренбурга не содержатся причины отказа в замене военной службы на альтернативную гражданскую службу, а также доводы, опровергающие его доводы о наличии убеждений. Просит признать решение призывной комиссии отдела Военного комиссариата Оренбургской области по Северному округу г. Оренбурга от 07.11.2011 года об отказе ему в замене военной службы на альтернативную гражданскую службу незаконным и отменить. Обязать призывную комиссию вынести заключение о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу.

В ходе рассмотрения дела Киселев А.В. уточнил заявленные требования, просил восстановить срок для оспаривания решения призывной комиссии отдела военного комиссариата Оренбургской области по Северному округу г. Оренбурга от 01.07.2011 года об отказе ему в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Признать указанное решение незаконным и отменить. Обязать призывную комиссию, осуществляющую призыв граждан Военного комиссариата Оренбургской области по Северному округу г. Оренбурга, с 01.04.2012 года по 15.07.2012 года, вынести заключение о замене ему (заявителю) военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. В остальной части заявленные требования оставил без изменения.

Определениями суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: 20.12.2011 года - Военный комиссариат оренбургской области, 16.01.2012 г. - начальник отдела Военного комиссариата Оренбургской области по Северному округу г. Оренбурга Торубаров В.М., 16.02.2012 г. - Глава Северного округа г. Оренбурга Вадин А.В. и ведущий специалист по мобилизационной работе администрации Северного округа г. Оренбурга Тарасов Ю.А.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Военного комиссариата Оренбургской области Макарова М.А., действующая на основании доверенности от 05.09.2011 г., заявленные требования считала не подлежащими удовлетворению, против их удовлетворения возражала. Указала, что в нарушение установленного срока Киселев А.В. обратился в отдел Военного комиссариата Оренбургской области по Северному округу г. Оренбурга с заявлением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой 04.04.2011 г. им не было представлено достаточных документальных и свидетельских данных, обосновывающих, что несение военной службы противоречит его убеждениям. Документы, приложенные к заявлению содержат только сведения о том, что Киселев А.В. является посвященным и крещённым «Свидетелем Иеговы» и о том, что он активно участвует в деятельности Всемирной религиозной организации «Свидетели Иеговы». В приложенных им документах не отражено, каким образом его посвящение и крещение приводит к невозможности прохождения военной службы. Иные приложенные к заявлению документы также не содержат сведений и доказательств, свидетельствующих о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию. Решения призывных комиссий приняты в соответствии с действующим законодательством об альтернативной гражданской службе. Они не нарушили прав и свобод заявителя, не создали препятствий к осуществлению его прав и свобод.

Заинтересованное лицо - ведущий специалист по мобилизационной работе администрации Северного округа г. Оренбурга Тарасов Ю.А., против удовлетворения заявленных требований возражал. Пояснения Макаровой М.А. поддержал.

Заявитель Киселев А.В., заинтересованные лица - начальник отдела Военного комиссариата Оренбургской области по Северному округу г. Оренбурга Торубаров В.М., Глава Северного округа г. Оренбурга Вадин А.В. в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о времени и месте слушания по делу.

Ранее, в ходе слушания по делу Киселев А. В. указывал, что на заседании призывной комиссии 01.07.2011 года не присутствовал. Решение об отказе ему в замене военной службы на альтернативную было принято без его участия, ему не оглашалось и не вручалось. О данном решении он узнал лишь при рассмотрении дела в суде.

В судебном заседании 16.02.2012 г. начальник отдела Военного комиссариата Оренбургской области по Северному округу г. Оренбурга Торубаров В.М. пояснил, что решением призывной комиссии отдела военного комиссариата Оренбургской области по Северному округу г. Оренбурга от 01.07.2011 года Киселеву А.В. отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Данное решение было оглашено на призывной комиссии в присутствии Киселева А. В. Тот выразил намерение его оспорить. Киселеву А. В. была подготовлена выписка из данного решения, но он за ней в Военный комиссариат не пришёл. На заседании призывной комиссии 07.11.2011 г. Киселевым А.В. было заявлено ходатайство о замене военной службы на альтернативную гражданскую службу в устной форме, данное ходатайство членами призывной комиссии не разрешалось, поскольку в установленный законом срок Киселев А. В. соответствующего письменного заявления не подавал. Кроме того, Киселевым А.В. не представлено свидетельских и документальных доказательств, свидетельствующих о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

Свидетель <ФИО>9 (секретарь заседаний призывных комиссий отдела военного комиссариата Оренбургской области по Северному округу г. Оренбурга) в судебном заседании 16.02.2012 г. указала, что решение призывной комиссии отдела Военного комиссариата Оренбургской области по Северному округу г. Оренбурга от 01.07.2011 г. об отказе заявителю в замене военной службы по призыву альтернативной было оглашено в присутствии Киселева А.В. За выпиской из данного решения заявитель не явился, хотя она была подготовлена. На заседании призывной комиссии отдела Военного комиссариата Оренбургской области по Северному округу г. Оренбурга от 07.11.2011 г. Киселевым А.В. в устной форме было заявлено ходатайство о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Но изложенные им в обоснование этого ходатайства доводы были неубедительными.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив совокупность представленных доказательств, суд приходит к следующему.

В силу п.п. 1, 2 ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несёт военную службу в соответствии с федеральным законом. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену её альтернативной гражданской службой (ст. 56 Конституции РФ).

В силу ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Из листа изучения призывника видно, что он состоит во Всемирной религиозной организации «Свидетели Иеговы». Просит заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой (л.д. 42).

В заявлении Киселева А.В. на имя председателя призывной комиссии отдела Военного комиссариата Оренбургской области по Северному округу г. Оренбурга от 04.04.2011 г. изложено следующее. Так. Он просит заменить военную службу альтернативной гражданской службой. В Библии (книга пророка Михея глава 4 текст 3 и книга пророка Исаии глава 2 текст 4) говорится, что люди, желающие угождать Богу, не будут учиться воевать. Иисус Христос, будучи на земле, сохранял нейтралитет в отношении военных и политических дел любой страны мира (Иоанна глава 6 текст 15 и 17 глава 15-16 тексты). Он, являясь служителем Иеговы, отказывается от прохождения альтернативной гражданской службы, которая связана с военной службой и её поддержкой, каких-либо других военных, исполнительных и правоохранительных органов в качестве гражданского персонала (л.д. 54).

В соответствии с выпиской из книги протоколов заседаний призывной комиссии отдела Военного комиссариата Оренбургской области по Северному округу г. Оренбурга протокол № 31 от 01.07.2011 г., Киселев А.В. призван на военную службу (л.д. 52).

Из выписки из мотивированного решения призывной комиссии Северного округа г. Оренбурга от 01.07.2011 г. следует, что принято решение призывной комиссией Северного округа г. Оренбурга об отказе в замене Киселеву А.В. военной службы по призыву альтернативной гражданской службой и о призыве на военную службу в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». В решении указано, что Киселевым А. В. были нарушены не только сроки подачи заявления о замене военной службы альтернативной, но и на рассмотрение призывной комиссии не было предоставлено достаточных документальных и свидетельских данных, обосновывающих, что несение военной службы по призыву противоречит его убеждениям или вероисповеданию. Не была предоставлена характеристика с места работы и дополнительные материалы (л.д. 50, 51).

Согласно выписки из книги протоколов заседаний призывной комиссии отдела Военного комиссариата Оренбургской области по Северному округу г. Оренбурга протокол № 13 от 07.11.2011 г., Киселев А.В. призван на военную службу (л.д. 53).

В силу ст. 11 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» от 25.07.2002 г. № 113-ФЗ, граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки:

до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года;

до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.

Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после окончания очередного призыва на военную службу, при преждевременном прекращении основания для отсрочки вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой после 1 апреля или после 1 октября в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки.

Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после 1 апреля или после 1 октября, но не позднее срока окончания очередного призыва на военную службу, подают заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой на общих основаниях.

Граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию.

В заявлении о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой гражданин указывает причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать об этом.

К заявлению прилагаются автобиография и характеристика с места работы и (или) учебы гражданина (для работающих (работавших) и (или) учащихся (учившихся)). К заявлению гражданин вправе приложить другие документы.

В заявлении гражданин вправе указать лиц, которые согласны подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

Согласно ст. 12 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», заявление гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой рассматривается на заседании призывной комиссии только в его присутствии. О времени и месте проведения заседания призывной комиссии гражданин извещается заблаговременно. Призывная комиссия рассматривает доводы гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, на основании: выступлений на заседании призывной комиссии гражданина, а также лиц, которые согласились подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; анализа документов, представленных гражданином; анализа дополнительных материалов, полученных призывной комиссией.

По итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене.

Заключение (решение) призывной комиссии должно быть вынесено (принято) в месячный срок со дня окончания срока подачи заявления в военный комиссариат, установленный пунктом 1 статьи 11 настоящего Федерального закона.

При необходимости запроса призывной комиссией дополнительных материалов срок вынесения заключения или принятия решения может быть продлен председателем призывной комиссии, но не более чем на один месяц.

Заключение (решение) выносится (принимается) простым большинством голосов при участии в заседании не менее двух третей членов призывной комиссии и объявляется гражданину, в отношении которого оно принято, с выдачей ему копии заключения (решения).

Гражданину может быть отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:

он нарушил срок и (или) порядок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, определяемые статьей 11 настоящего Федерального закона и положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы; характеризующие его документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; в заявлении гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой и прилагаемых к нему документах указаны заведомо ложные сведения; он дважды вызывался на заседания призывной комиссии и не являлся на них без уважительной причины; ранее ему была предоставлена возможность пройти альтернативную гражданскую службу и он от нее уклонился.

Копия решения призывной комиссии должна быть выдана гражданину в трёхдневный срок со дня принятия решения.

В ходе рассмотрения дела представитель отдела Военного комиссариата Оренбургской области по Северному округу г. Оренбурга Макарова М.А., в качестве основания для отказа в замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу, указала, что на заседании призывной комиссии 01.07.2011 г. Киселевым А.В. не было предоставлено достаточных документальных и свидетельских данных, обосновывающих, что несение военной службы противоречит его убеждениям и вероисповеданию. В связи с этим, члены комиссии пришли к выводу о том, что характеризующие документы не соответствуют доводам Киселева А.В. о том, что несение военной службы по призыву противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

Таким образом, непредоставление достаточных документальных и свидетельских данных, обосновывающих, что несение военной службы противоречит его убеждениям и вероисповеданию, представляет собой несоответствие представленных документов доводам Киселева А.В.

В данном случае под несоответствием не имеется в виду ложность представленных сведений, поскольку это является иным предусмотренным законом основанием для отказа в замене военной службы альтернативной.

В ходе слушания по делу Киселев А.В. ссылался на то, что является посвящённым и крещённым членом религиозной организации «Свидетели Иеговы», однако, не пояснил, как такое посвящение и крещение препятствует прохождению военной службы. В заявлении, представленном призывной комиссии 04.04.2011 года указал, что у него имеется убеждения, основанные на Библии, в связи с которыми он просит заменить ему военную службу по призыву альтернативной гражданской службой. Однако, в заявлении так и не указал, каким именно его убеждениям противоречит прохождение военной службы по призыву. Им лишь цитируется Библия и имеется ссылка на то, что Иисус Христос, будучи на земле, сохранял нейтралитет в отношении военных и политических дел любой страны мира. Люди, желающие угождать Богу, не будут учиться воевать. Но общепринятое понятие нейтралитета не является убеждением, препятствующим гражданину проходить военную службу, так как сохраняет право на военную оборону государства, на что и направлена подготовка граждан при прохождении военной службы.

Кроме того, призывная комиссия верно 01.07.2011 года отказала Киселеву А. В. в удовлетворении заявления о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу и приняла решение о его призыве на военною службу. Так, в соответствии с требованиями ст. 11 ФЗ РФ «Об альтернативной гражданской службе» Киселев А. В. обязан был подать соответствующее заявление в Военный комиссариат в срок до 01.04.2011 года. Этот срок он пропустил и подал заявление 04.04.2011 года, что подтверждается отметкой сотрудника Военного комиссариата на самом заявлении. Данное обстоятельство в соответствии со ст. 12 ФЗ РФ «Об альтернативной гражданской службе» является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

Киселев А. В. также оспаривает и решение призывной комиссии отдела Военного комиссариата Оренбургской области по Северному округу г. Оренбурга о призыве на военную службу от 07.11.2011 года. Основания оспаривания данного решение аналогичны исследованным судом выше. Однако, после рассмотрения его заявления о замене прохождения военной службы по призыву альтернативной гражданской службой 01.07.2011 года, отказе в этой замене, Киселев А. В. более с таким заявлением не обращался. Данный вопрос на призывной комиссии 07.11.2011 года не рассматривался. Следовательно, имелись все основания для призыва Киселева А. В. на военную службу. Уважительных причин пропуска срока для подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой не имеется. Восстановить такой срок Киселев А. В. не просит.

Согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять, в числе прочего, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершённого действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены (п.4 ст. 258 ГПК РФ).

По смыслу вышеуказанной правовой нормы решения призывных комиссий от 01.07.2011 года и 07.11.2011 года могут быть признаны незаконными при наличии совокупности двух условий: их несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя, незаконное возложение на него каких-либо обязанностей. Отсутствие хотя бы одного из указанных условий является основанием для оставления заявленных требований без удовлетворения.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемых решений закону или иному нормативно-правовому акту, законности приятия оспариваемых решений, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемых решений, возлагается на участвующих в деле заинтересованных лиц. Вместе с тем, это не освобождает заявителя от обязанности доказывания факта нарушения оспариваемыми решениями его прав.

Суд установил, что призывные комиссии отдела Военного комиссариата Оренбургской области по Северному округу г. Оренбурга вынесли указанные выше решения от 01.07.2011 года и 07.11.2011 года в соответствии с законом и в пределах предоставленных им полномочий. Доказательств наступления каких-либо неблагоприятных последствий, нарушения оспариваемыми решениями прав, законных интересов заявителя суду не предоставлено.

Изложенные в заявлении доводы Киселева А. В. суд полагает несостоятельными, поскольку они противоречат вышеуказанным правовым нормам и объективно опровергаются собранными по делу доказательствами, которыми в полной мере установлены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения заявленных требований.

При данных обстоятельствах суд отказывает Киселеву А. В. в удовлетворении заявленных требований.

В силу п.1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трёх месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Согласно п. 7 ст. 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в установленный законодательством Российской Федерации срок со дня получения гражданином копии указанного решения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации или в суд. Жалоба гражданина должна быть рассмотрена в пятидневный срок со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации. В этом случае выполнение решения призывной комиссии приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда.

П. 24 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъясняет, что исходя из положения части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днём, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что решение призывной комиссии отдела Военного комиссариата по Северному округу г. Оренбурга от 01.07.2011 г. было оглашено в присутствии Киселева А.В., в последствии данное обстоятельство подтвердил и сам Киселев А. В. Также заявитель указал, что после оглашения призывной комиссии этого решения ему было предложено явиться для получения выписки решения, однако, этого он не сделал.

Таким образом, 01.07.2011 г. Киселев А.В. бесспорно обладал информацией о принятии призывной комиссией оспариваемого решения от 01.07.2011 года, в случае несогласия с которым имел реальную возможность оспорить его в суде. Причин, препятствующих обращению в суд, не имелось.

Срок для оспаривания решение призывной комиссии от 01.07.2011 года суд полагает необходимым исчислять с 01.07.2011 года по 01.10.2011 года. Данное решение было оспорено заявителем в суд 09.02.2012 года, то есть по истечении установленного законом срока. Уважительных причин пропуска данного срока Киселев А. В. не представил. В связи с этим суд заявителю отказывает в удовлетворении требований о его восстановлении.

При данных обстоятельствах суд отказывает Киселеву А.В. в удовлетворении заявленных требований о признании незаконными решений призывных комиссий отдела Военного комиссариата по Северном округу г. Оренбурга от 01.07.2011 года, 07.11.2011 года, их отмене, восстановлении пропущенного срока на оспаривание решения, обязании вынести заключение о замене военной службы по призыву альтернативной.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Киселеву А.В. в удовлетворении требований о признании незаконными решений призывных комиссий отдела Военного комиссариата по Северном округу г. Оренбурга от 01 июля 2011 года, 07 ноября 2011 года, их отмене, восстановлении пропущенного срока на оспаривание решения, обязании вынести заключение о замене военной службы по призыву альтернативной, отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд путём подачи апелляционной жалобы в Дзержинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятии решения суда в окончательной форме.

Судья:

Решение не вступило в законную силу