31 мая 2012 года г. Оренбург Дзержинский районный суд г.Оренбурга Оренбургской области в составе председательствующего судьи Наливкиной Е.А., при секретаре Аминевой Э.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щербакова <ФИО>9 к <ФИО>10 таможне о взыскании заработной платы за работу в ночное время и сверхурочную работу, компенсации за нарушение сроков выплаты заработной платы, возмещении морального вреда, с участием представителя истца - Давлетова <ФИО>11, представителя ответчика - Богородской <ФИО>12, УСТАНОВИЛ: Щербаков А.В. обратился в суд с вышеуказанным иском к <ФИО>13 таможне, указав, что он проходил службу в <ФИО>14 таможне в должности оперуполномоченного оперативно-боевого отделения <Номер обезличен> (<...> области) специального отряда быстрого реагирования службы силового обеспечения <ФИО>15 таможни с 19.01.2000 по 13.01.2012 года. В соответствии с п.1 ст.34 ФЗ-114 «О службе в таможенных органах» от 27.07.1997 года и ст.91 ТК РФ ему полагалась нормальная продолжительность рабочего времени, т.е. 40 часов в неделю. Службу в таможне он проходил по графику сменности: 1 день - 24 часа, 2,3,4 выходные. Также во время между сменами его призывали к мероприятиям по организации работы <ФИО>16 таможни. В указанные периоды рабочее время (смена) в ночное время в соответствии со ст.96 ТК РФ не сокращалось на 1 час, смены шли в таком режиме независимо от нормочасов за месяц (без предоставления отгулов), перерывы для отдыха и питания не устанавливались. Полагал, что в таком режиме невозможно соблюдение нормальной продолжительности служебного времени за учетный период - календарный год. Однако, при увольнении ему не было оплачено ни одного часа сверхурочной работы. В связи с чем, просил взыскать заработную плату за работу сверхурочно за период с 19.01.2000 по 13.01.2012 года <данные изъяты> руб. и за работу в ночное время за указанный период <данные изъяты> руб. Кроме того, просил взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию за задержку выплаты заработной платы в соответствии со ст.236 ТК РФ, которая по его расчетам составила <данные изъяты> руб., а также возместить моральный вред, взыскав в его пользу денежную компенсацию <данные изъяты> руб. Истец, надлежаще извещенный о месте и времени слушания дела, в суд не явился. В письменном обращении к суду просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Его представитель - Давлетов Р.Н., действующий на основании доверенности от 28.08.2012 года, иск Щербакова А.В. поддержал. Просил его удовлетворить и взыскать с ответчика в пользу истца заработную плату за работу сверхурочно за период с 19.01.2000 по день увольнения 13.01.2012 года, за работу в ночное время в этот же период, взыскать компенсацию за задержку выплаты работодателем заработной платы работнику, возместить моральный вред. В части суммы оплаты сверхурочной работы Щербаковым А.В. за период с 01.01.2011 по 31.12.2011 года уточнил требования и, исходя из нормочасов для Щербакова А.В. 1451 ч., фактически отработанных им 1973 часов, его средней заработной платы <данные изъяты> руб., включающей в себя оклад <данные изъяты> руб., оплату за звание <данные изъяты> руб., за выслугу 3 498 руб., ежемесячного денежного поощрения 7 854 и 15% районного коэффициента, просил взыскать заработную плату за сверхурочную работу Щербакова А.В. в 2011 году <данные изъяты> руб. Представитель ответчика <ФИО>18 таможни Богородская Е.А., действующая на основании доверенности № 001 от 10.01.2012 года, иск Щербакова А.В. не признала, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на иск, в которых указано на то, что А.В. Щербаков проходил службу в <ФИО>20 таможне. Приказом <ФИО>19 таможни № 20-лс от 19.01.2000 года он был принят на должность оперуполномоченного оперативно-боевого отделения <Номер обезличен> специального отряда быстрого реагирования стажером с испытательным сроком продолжительностью 6 месяцев, а приказом <Номер обезличен> от 18.07.2000 переведен на службу в таможенных органах Российской Федерации по контракту в соответствии со ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (далее - Закон) и назначен на должность в специальный отряд быстрого реагирования. 13.01.2012 А.В.Щербаков был уволен со службы в таможенных органах (приказ <ФИО>21 таможни от 12.12.2011 <Номер обезличен> в соответствии с п.п.5 п.2 ст.48 Закона о службе в таможенных органах в связи с проведением со организационно-штатных мероприятий. А.В. Щербаков проходил службу в <ФИО>22 таможне в должности оперуполномоченного оперативно-боевого отделения <Номер обезличен> <ФИО>24 специального отряда быстрого реагирования. Согласно приказу <ФИО>23 таможни от 27.12.2006 <Номер обезличен> об утверждении Правил внутреннего распорядка <ФИО>25 таможни (далее-Внутренний распорядок), сотрудники указанного подразделения проходили службу в соответствии с графиками сменности. Пунктом 9 Внутреннего распорядка было установлено, что для сотрудников, исполняющих свои должностные обязанности в соответствии с графиком дежурства (сменности) вводится суммированный учет служебного времени с учетным периодом один год. Аналогичные положения закреплены и во Внутреннем распорядке <ФИО>27 таможни, утвержденном приказом <ФИО>26 таможни от 01.04.2011<Номер обезличен>. Таким образом, срок, в течение которого А.В. Щербаков должен был обратиться в суд с заявлением о взыскании платы за сверхурочную работу, должен составлять три месяца по окончании каждого рабочего года. Из заявления А.В. Щербакова следует, что он просит взыскать с <ФИО>28 таможни невыплаченную заработную плату за сверхурочную работу за период с 19.01.2000 но 13.01.2012 года. С заявлением о восстановлении нарушенных прав заявитель обратился в суд только 22.03.2012 года. Учитывая указанное таможня считает, что требования А.В. Щербакова о взыскании с <ФИО>29 таможни заработной платы за сверхурочную работу за период с 19.01.2000 по 31.12.2010 предъявлены с нарушением срока. Кроме того, как следует из заявления, истец просит взыскать с <ФИО>32 таможни заработную плату за работу в ночное время за период с 19.01.2000 но 13.01.2012 года. Данные требования, по мнению <ФИО>31 таможни, также предъявлены с нарушением установленного срока. Так, согласно п.6.3 Учетной политики таможни, утвержденной приказом <ФИО>30 таможни от 15.04.2011 <Номер обезличен>, заработная плата истцу выплачивалась ежемесячно и также ежемесячно ему выдавались расчетные листки, в которых содержались данные о периоде, за который производятся выплаты, фамилия, имя, отчество, табельный номер должностного лица таможни, количество отработанного времени, виды выплат и удержаний, сумму к перечислению. Таким образом, о предполагаемом нарушении своих прав, связанных с невыплатой ему денежной компенсации за работу в ночное время, истец должен был узнать после получения заработной платы и расчетного листка, из которого следовало, что начисления заработной платы за работу в ночное время не производились. Ответчик полагает, что требования о взыскании с <ФИО>33 таможни заработной платы за работу в ночное время за период с 19.01.2000 по 30.11.2011 г.г., предъявлены с нарушением указанного срока и доказательств уважительности причин пропуска этого срока истцом не представлено. По существу предъявленных требований относительно взыскания с <ФИО>35 таможни невыплаченной заработной платы за работу сверхурочно и в ночное время в пользу А.В. Щербакова, <ФИО>34 таможня указала следующее. Ссылаясь на графики сменности, истец, в нарушение положений ст.ст.55, 67 и 71 ГПК РФ, не представил в суд ни оригиналы указанных документов, ни надлежащим образом заверенные копии этих документов. <ФИО>36 таможня на сегодняшний день также лишена возможности представить в суд графики дежурств (сменности) сотрудников ОБО <Номер обезличен> СОБРа за период с 2000 по 2009 годы, поскольку, исходя из Акта от 12.04.2011 <Номер обезличен> о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению, графики нарядов сотрудников СОБР за 2008- 2009 годы были уничтожены. Кроме того, согласно ст.281 Перечня типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организацией, с указанием сроков хранения, утвержденного руководителем Федеральной архивной службы России 06.10.2000 (действовавшего до 26.08.2010), срок хранения табелей (графиков), журналов учета рабочего времени составляет 1 год. Как следует из Акта <Номер обезличен> о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению, подписанного 26.02.2010, табели учета рабочего времени должностных лиц <ФИО>37 таможни за 2002-2009 г.г. также были уничтожены. При таких обстоятельствах и заявитель, и ответчик лишены возможности представить в суд надлежащие доказательства, подтверждающие факты исполнения заявителем должностных обязанностей за период с 2000 по 2009 год. Как следует из искового заявления, обосновывая предъявленные требования, истец ссылается на положения ст.34 Закона и ст.91 ТК РФ, устанавливающие нормальную продолжительность служебного времени для сотрудника, которая не может превышать 40 часов в неделю, из расчета пятидневной служебной недели. Вместе с тем, вопросы организации службы и оплаты труда сотрудников таможенных органов регулируются положениями специальных норм права, в связи с чем, нормы трудового законодательства в данном случае неприменимы (письмо Минздравсоцразвития России и Федеральной службы по труду и занятости от 21.05.2009 №2667-ТЗ), Порядок прохождения службы в таможенных органах и основы правового положения должностных лиц таможенных органов определены Законом. Статьей 2 Закона установлено, что законодательство Российской Федерации о службе в таможенных органах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из таможенного законодательства, настоящего федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих порядок прохождения службы в таможенных органах. Привлечение сотрудников таможенных органов к исполнению должностных обязанностей сверх установленного служебного времени регулируется статьей 34 Закона и Типовыми правилами внутреннего распорядка таможенных органов Российской Федерации, утвержденными приказом ФТС России от 18.09.2006 № 892 (зарег. Минюстом 10.11.2006 № 8465). Таможня считает, что в соответствии с положениями указанных документов, привлечение сотрудника таможенного органа к исполнению своих должностных обязанностей сверх установленного служебного времени компенсируется предоставлением ему в течение месяца дополнительных дней отдыха. Таким образом, в отличие от ст.152 ТК РФ, предусматривающей два варианта компенсации за сверхурочную работу - повышенный размер оплаты труда либо предоставление дополнительного времени отдыха, п.3 ст.34 Закона устанавливает компенсацию сверхурочной работы только в форме предоставления сотруднику дополнительных дней отдыха. Соответствующие разъяснения по данному вопросу были предоставлены Минздравсоцразвития России (письмо от 25.02.2009 № 3634-17). Кроме того, учитывая особые условия службы сотрудников таможенных органов, Закон не предусматривает компенсацию в виде оплаты работы в ночное время за исполнение сотрудниками таможенных органов своих должностных обязанностей. Данный закон также не содержит и отсылочной нормы, позволяющей производить оплату труда в ночное время в соответствии с ТК РФ. Указала на то, что возложение на <ФИО>38 таможню обязанности по предоставлению дополнительных дней отдыха за работу в ночное время и сверхурочную работу будет невыполнимо, поскольку истец уволен со службы в таможенных органах. По факту исполнения должностных обязанностей А.В. Щербаковым ответчик указал, что А.В.Щербаков проходил службу в <ФИО>40 таможне в должности оперуполномоченного оперативно - боевого отделения <Номер обезличен> (<...>) специального отряда быстрого реагирования. Согласно Внутреннему распорядку, сотрудники указанного подразделения проходили службу в соответствии с графиками сменности. Пунктом 9 Внутреннего распорядка было установлено, что для сотрудников, исполняющих свои должностные обязанности в соответствии с графиком дежурства (сменности) вводится суммированный учет служебного времени с учетным периодом один год. Аналогичные положения закреплены и во Внутреннем распорядке <ФИО>41 таможни, утвержденном приказом <ФИО>39 таможни от 01.04.2011 <Номер обезличен> Особенность суммированного учета рабочего времени заключается в том, что он, в отличие от поденного и понедельного, допускает отклонение продолжительности рабочего времени в сутки и в течение недели от нормы. Но продолжительность рабочего времени за определенный учетный период, в целом, не должна превышать нормального числа рабочих часов. Таким образом, нормальное число рабочих часов устанавливается не за неделю, а за более длительный период (месяц, квартал, год). Под нормой рабочего времени в соответствии со ст.91 ТК РФ понимается то количество часов, которое работник должен отработать в течение определенного календарного периода. Трудовое законодательство не содержит положений, определяющих порядок исчисления нормы рабочего времени. Вместе с тем, в соответствии со ст.91 ТК РФ, порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. На основании этого приказом Минздравсоцразвития России от 13.08.2009 N 588н утвержден Порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды времени (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю (далее-Порядок). В соответствии с указанным Порядком, норма рабочего времени за месяц, год рассчитывается исходя из пятидневной рабочей недели на основании Производственного календаря (по формуле приведенной в данном Порядке). Исчисленная в таком порядке норма рабочего времени распространяется на все режимы труда и отдыха. В соответствии с Внутренним распорядком, для сотрудников СОБР была предусмотрена работа по сменам (по графику), когда они исполняли свои должностные обязанности в режиме 12-часового служебного дня либо суточного режима несения службы, выходя в смену по 24 часа. Согласно п.11 Внутреннего распорядка, начальник структурного подразделения, обязан осуществлять учет служебного времени подчиненных должностных лиц, в том числе сверхурочного времени, фактически отработанного каждым сотрудником. Учет служебного времени, согласно п. 13 Внутреннего распорядка (2011 г.), осуществляется в табеле учета использования служебного времени. Согласно данным табелей учета использования служебного времени сотрудников ОБО <Номер обезличен> СОБРа таможенного поста ЖДПП <ФИО>42 А.В.Щербаковым в 2010 году было отработано 2154 часа, в то время как нормальная продолжительность рабочего времени должна составлять 1987 час. Согласно данным табелей учета использования служебного времени сотрудников ОБО <Номер обезличен> СОБРа таможенного поста ЖДПП Илецк - 1, А.В.Щербаковым в 2011 году было отработано 1973 часа, в то время как нормальная продолжительность рабочего времени должна составлять 1981 час. Таким образом, фактов выполнения работ за пределами нормальной продолжительности рабочего времени за 2011 год со стороны А.В. Щербакова не установлено. В январе 2012 года должностные обязанности в соответствии с графиком сменности А.В. Щербаков не исполнял. Кроме того, согласно п.9 Внутреннего распорядка, в случае привлечения сотрудника к сверхурочной работе ему предоставляется дополнительное время отдыха в течение месяца на основании приказа, в котором указана дата предоставления дополнительного времени отдыха, либо в другое время, но письменному заявлению сотрудника. Таким образом, основанием для предоставления дополнительных дней отдыха является письменное заявление сотрудника. Вместе с тем, считая, что имеют место факты выполнения сверхурочных работ, с заявлением о предоставлении ему дополнительного времени отдыха истец не обращался. Надлежащих доказательств А.В.Щербаков не представил и в судебное заседание. Представленный истцом расчет количества отработанных часов за пределами нормальной продолжительности рабочего времени и в ночное время, также не подтвержден надлежащими доказательствами, в связи с чем, в силу положений ст. 56 ГПК РФ, не может быть принят судом во внимание. Предъявленные истцом требования о взыскании денежной компенсации за невыплаченную в срок заработную плату в размере <данные изъяты> рублей и компенсации морального вреда <данные изъяты> рублей ответчик считает необоснованными, поскольку А.В.Щербаков не приводит доводов и не представил доказательств того, какие именно он испытывал нравственные или физические страдания, и в чем это проявлялось. Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела и, оценив имеющиеся доказательства в совокупности, суд приходит к следующему. В соответствии с п.7 ст.11 Трудового кодекса РФ на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе. Согласно ст.381 ТК РФ индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора. Приказом <ФИО>44 таможни <Номер обезличен> от 19.01.2000 года он был принят на должность оперуполномоченного оперативно-боевого отделения <Номер обезличен> специального отряда быстрого реагирования стажером с испытательным сроком продолжительностью 6 месяцев, а приказом <Номер обезличен> от 18.07.2000 переведен на службу в таможенных органах Российской Федерации по контракту в соответствии со ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (далее - Закон) и назначен на должность в специальный отряд быстрого реагирования. Данным приказом <Номер обезличен> от 18.07.2000 года Щербакову А.В. установлен должностной оклад <данные изъяты> руб., ежемесячная надбавка за сложность, напряженность специальный режим работы в размере 8% должностного оклада. Основанием явился контракт <Номер обезличен> от 18.07.2000 года о службе в таможенных органах Российской Федерации в должности оперуполномоченного оперативно-боевого отделения <Номер обезличен> (<...>) специального отряда быстрого реагирования, заключенный на срок 3 года до 18 июля 2003 года. В последующем контракты с ним продлевались с периодичностью в три года, последний - на срок три года с 21 января 2010 года. 13.01.2012 А.В.Щербаков уволен со службы в таможенных органах (приказ <ФИО>45 таможни от 12.12.2011 <Номер обезличен> в соответствии с п.п.5 п.2 ст.48 Закона о службе в таможенных органах в связи с проведением организационно-штатных мероприятий. В соответствии с ч.1, 2 ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. В силу ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Отношения, связанные с прохождением службы в таможенных органах регулируются положениями Закона о службе в таможенных органах. Согласно ст.34 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О службе в таможенных органах Российской Федерации" продолжительность еженедельного служебного времени сотрудников таможенных органов не должна превышать продолжительности еженедельного рабочего времени, установленной законодательством Российской Федерации о труде. 2. Для сотрудников таможенных органов правилами внутреннего распорядка устанавливаются пятидневная или шестидневная рабочая неделя, а также продолжительность ежедневного служебного времени. Порядок учета служебного времени определяется руководителем Федеральной таможенной службы. 3. Для исполнения неотложных или непредвиденных обязанностей по службе сотрудник таможенного органа может привлекаться к исполнению своих должностных обязанностей сверх установленного служебного времени, а также в выходные и праздничные дни на основании приказа начальника таможенного органа. Привлечение указанного сотрудника к исполнению должностных обязанностей сверх установленного служебного времени компенсируется предоставлением ему в течение месяца дополнительных дней отдыха. 4. Для сотрудников таможенных органов, исполняющих свои должностные обязанности во вредных условиях, устанавливается сокращенная продолжительность служебного времени. Перечень должностей указанных сотрудников и продолжительность сокращенного служебного времени устанавливаются Правительством Российской Федерации. В соответствии со ст.91 ТК РФ рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником. Приказом <ФИО>46 таможни <Номер обезличен> от 27.12.2006 года были утверждены правила внутреннего распорядка <ФИО>47 таможни, согласно которым нормальная продолжительность служебного времени в Оренбургской таможне не должна превышать 40 часов в неделю. Для сотрудников таможни установлена пятидневная рабочая неделя. Начало служебного времени - 8 часов 30 мин. Окончание служебного времени с понедельника по четверг - 17 часов 30 мин, в пятницу - 16 часов 30 мин. При пятидневной рабочей неделе продолжительность ежедневного служебного времени составляет 8 часов. В предпраздничные дни продолжительность служебного времени сокращается на 1 час. Для сотрудников, исполняющих должностные обязанности по графику дежурства (сменности) согласно установленного перечня подразделений (Приложение) устанавливается суммированный учет служебного времени с учетным периодом один год, начало и окончание служебного времени определяется правилами внутреннего распорядка и графиками дежурства (сменности) (п.9). Начальник структурного подразделения таможни обязан организовать учет служебного времени подчиненных сотрудников, в том числе сверхурочного времени, фактически отработанного каждым сотрудником (п.11). Приказом <ФИО>48 таможни <Номер обезличен> от 01 апреля 2011 года утверждены правила внутреннего трудового распорядка оренбургской таможни в п.8 которых содержится положение о том, что для сотрудников, исполняющих должностные обязанности по графику дежурства (сменности) согласно установленного перечня подразделений (приложение), устанавливается суммированный учет служебного времени с учетным периодом один год. Начало и окончание служебного времени определяются графиками дежурства (сменности), которые утверждаются начальником таможни и доводятся до сотрудников не позднее, чем за месяц до введения его в действие. Согласно Приложения к указанным правилам специальный отряд быстрого реагирования (СОБР) в составе которого проходил службу истец, включен в перечень структурных подразделений и таможенных постов <ФИО>49 таможни, осуществляющих служебную деятельность по графикам дежурства (сменности). Дежурная смена у данных служащих по графику - в режиме 12-часового служебного дня, суточный режим несения службы. В соответствии со ст. 104 ТК РФ, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать одного года. При этом нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени. В соответствии со ст.99 ТК РФ сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. В соответствии со ст. 152 ТК РФ сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Проверяя соответствие фактически отработанного времени истца нормальному количеству рабочих часов за период с 2000 по 13.01.2012 года, судом по ходатайству представителя истца, в целях оказания истцу содействия в собирании доказательств, - из <ФИО>50 таможни были истребованы графики работы, а также табели учета рабочего времени сотрудников ОБО <Номер обезличен> СОБРа (<...>) за период с 2000 год по 2012 год включительно. Согласно акта от 12.04.2011 г. о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению <Номер обезличен>, утвержденного начальником таможни и принятого на основании приказа ФТС Росии от 18.10.2044 года <Номер обезличен> «О Типовой инструкции по делопроизводству и работе архива в таможенных органах», Перечня документов, образующихся в деятельности учреждений, организаций, предприятий» М.1989, «Перечня типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения» М.2000, приказа ГТК России от 01.11.2002 года <Номер обезличен> «Примерная номенклатура дел таможни», сводной номенклатуры дел таможни отобраны к уничтожению как не имеющие научно-исторической ценности и утратившие практическое значение документы фонда <ФИО>51 таможни, в том числе графики таможенных нарядов отрядов за период с 01.01.2008 по 30.12.2009 г.г. (п.1974 Акта). В соответствии с типовой инструкцией по делопроизводству и работе архива в таможенных органах, утвержденной приказом ФТС <Номер обезличен> от 18.10.2004 г. передача документов в архив включает в себя работу по выделению документов, подлежащих уничтожению. В соответствии с утвержденной номенклатурой - журнал учета приема-передачи смен (55-77) подлежит хранению 1 год. Изучение приведенных выше документов и нормативных актов, - позволяет суду сделать вывод о том, что графики сменности и табели учета рабочего времени сотрудников ОБО <Номер обезличен> СОБРа (<...>) за период с 2000 по 2009 г.г. включительно, представлены суду быть не могут, в связи с их уничтожением. Иных доказательств, свидетельствующих о работе истцов сверхурочно и в ночные смены, - без соответствующей оплаты суду предоставлено не было. В соответствие со ст.56 ГПК РФ стороны должны доказать обстоятельства на которые они ссылаются как на обоснование своих требований и возражений. Анализируя приведенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что факт сверхурочного рабочего времени за период с 2000 по 2009 г.г. включительно истцом не доказан. Согласно табелям учета использования рабочего времени и расчета заработной платы за 2010 г. Щербаков А.В. фактически отработал 2 154 часа, в то время как нормальная продолжительность рабочего времени за указанный период согласно производственному календарю составляет 1987 часов. Таким образом, сопоставляя нормальное количество рабочих часов с фактически отработанным временем в 2010 году, установлен факт исполнения Щербаковым А.В. должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности рабочего времени в 2010 году. Согласно табелям учета использования рабочего времени и расчета заработной платы за 2011 г. Щербаков А.В. отработал 1973 часа, в то время как нормальная продолжительность рабочего времени за указанный период согласно производственному календарю составляет 1981 часов. Однако суд не соглашается с доводами ответчика о том, что факт работы Щербакова А.В. в 2011 году сверхурочно не имел места, поскольку он в период с 10.08 по 18.09.2011 года (28 дн.) находился в очередном трудовом отпуске, с 25 по 31.05 (5 рабочих дней), с 11 по 20.07 (8 р.дн.), с 21 по 30.09 (8 р.дн.), с 01 по 11.10 (7 р.дн.), а всего 28 рабочих дней = 224 часа он находился на листке нетрудоспособности. Т.е., для Щербакова А.В. норма рабочих часов в 2011 году составила 1533 часа (1981 ч. - (224 ч. + 224 ч.) = 1533 ч.). Таким образом, сопоставляя нормальное количество рабочих часов с фактически отработанным временем в 2011 году, установлен факт исполнения Щербаковым А.В. должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности рабочего времени в 2011 году. При этом суд учитывает, что в соответствии со ст.96 ТК РФ ночное время - время с 22 часов до 6 часов. Продолжительность работы (смены) в ночное время сокращается на один час без последующей отработки. Не сокращается продолжительность работы (смены) в ночное время для работников, которым установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, а также для работников, принятых специально для работы в ночное время, если иное не предусмотрено коллективным договором. Довод представителя истца о том, что фактически отработанные часы истца в 2011 году должны быть уменьшены на 82 часа (в 2011 году Щербаковым А.В. отработано 82 смены, следовательно они должны быть сокращены на 1 час = 82 часа) не основан на законе, т.к. указанное время включено в общее количество фактически отработанных истцом за 12 месяцев часов. Рассматривая заявление ответчика о пропуске истцом срока обращения в суд за защитой нарушенного права, суд принимает во внимание следующее. Согласно ст.1 и ст.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О службе в таможенных органах Российской Федерации", служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации (далее - граждане), осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации. Правовую основу службы в таможенных органах составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок прохождения службы в таможенных органах. Поскольку названным законом не предусматривается срок, в течение которого стороны контракта имеют право обратиться за судебной защитой, суд применяет в этой части положения трудового кодекса РФ. Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» с изменениями (с изменениями от 28 декабря 2006 г., 28 сентября 2010 г.), если ответчиком сделано заявление о пропуске истцом срока обращения в суд или срока на обжалование решения комиссии по трудовым спорам после назначения дела к судебному разбирательству, оно рассматривается судом в ходе судебного разбирательства. В соответствии со ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. При определении начала течения срока обращения с исковым требованием о взыскании оплаты за сверхурочную работу суд принимает во внимание положения ст. 99 ТК РФ о суммированном учете рабочего времени сверх нормального числа рабочих часов за учетный период и установленный п.19 Служебного распорядка Оренбургской таможни учетный период в один год. В связи с этим суд определяет начало течения срока обращения в суд о взыскании платы за сверхурочную работу - три месяца по окончании каждого рабочего года. Истец обратился с исковым заявлением в <ФИО>52 районный суд <...> за защитой нарушенных прав 22 марта 2012 года (согласно штемпелю почтового отделения об отправке искового заявления с приложением в адрес суда). Учитывая, что спорный период, указываемый истцом, составляет с 2000 по 13.01.2012 года, срок обращения в суд за разрешением спора о выплатах за сверхурочную работу по 2010 год включительно истекает 31.03.2011 г. Анализируя обстоятельства, приведенные выше, суд приходит к выводу о том, что истцом нарушен срок, в течение которого он мог обраться за судебной защитой своих прав за период по 31.12.2010г. с требованием о взыскании платы за сверхурочную работу. Между тем, при пропуске по уважительным причинам установленных сроков, они могут быть восстановлены судом в соответствие с ч. 3 статьи 392 ТК РФ). В силу п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи). С ходатайством о восстановлении процессуального срока для обращения в суд с заявлением в защиту нарушенных прав истцы не обращались, доказательств уважительности пропуска указанного срока суду не представили. Судом было установлено, что истец выходил на работу, не был болен в течение длительного времени. Доказательств, препятствующих обращению за судебной защитой предполагаемого права в спорный период, истцом представлено не было, из чего суд делает вывод о том, что установленный законом срок им был нарушен без уважительных причин. Заблуждение относительно правильности оплаты труда, в том числе, и в результате получения разъяснений от работодателя, суд не может принять во внимание в качестве уважительной причины, поскольку данное обстоятельство не является препятствием к обращению в суд. Суд также не может принять во внимание доводы представителя истца о том, что отношения по выплате заработной платы являются длящимися. Как следует из разъяснений, указанных в п.56 приведенного выше Постановления Пленума Верховного Суда РФ, длящийся характер носят только те обязательства работодателя по выплате заработной платы, которая была уже начислена работнику. Между тем исковые требования истца состоят во взыскании сумм за работу в ночное время, за сверхурочную работу, которые ему начислены не были. Оплата труда за эту работу является предметом спора по настоящему гражданскому делу. На основе анализа доказательств, приведенных выше суд приходит к выводу о том, что иск Щербакова А.В. в части взыскания в его пользу оплаты за сверхурочные работы за период по 2009 год включительно как по основаниям отсутствия доказательств данному факту, так и в связи с пропуском срока обращения в суд за защитой предполагаемого права удовлетворению не подлежит. Требования в части оплаты сверхурочных работ в 2010 году не подлежат удовлетворению в связи с пропуском срока обращения в суд. Поскольку судом отказано в удовлетворении иска о взыскании платы за сверхурочные работы в целом за период по 2010 год, то не подлежат удовлетворению и требования истца в части взыскания в его пользу компенсации за задержку выплаты заработной платы и морального вреда за данный период. Учитывая, что количество часов, отработанных Щербаковым А.В. в 2011 году на 440 часов (1973 ч. минус 1533 ч.) превышает нормальное число рабочих часов за указанный период, суд находит требования истца в части взыскания заработной платы за сверхурочную работу, выполненную в период с 01.01.2011 г. по 31.12.2011 г., - обоснованными. В 2012 году факта работы сверхурочно у истца не установлено. В силу ст.149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе сверхурочной работы и работы в ночное время, работодатель обязан произвести работнику соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Руководствуясь указанной нормой закона, суд считает необходимым взыскать с <ФИО>53 таможни в пользу Щербакова А.В. оплату за 440 часов сверхурочной работы. При подсчете платы за сверхурочную работу в 2011 году суд руководствуется ст.129 ТК РФ, согласно которой заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Из материалов дела следует, что заработная плата Щербакова А.В. в спорный период состояла из должностного оклада - <данные изъяты> руб., выплаты за звание <данные изъяты> руб., за выслугу лет <данные изъяты> руб., ежемесячного денежного поощрения <данные изъяты> руб., районного коэффициента 15%. При расчете оплаты за сверхурочную работу суд принимает оклад истца, установленный ему в спорном периоде, и не принимает довод представителя истца о применении в расчете средней заработной платы истца, поскольку в силу статьи 149 Трудового кодекса Российской Федерации сверхурочная работа является частным случаем выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, которая должна быть оплачена в повышенном размере. При этом в статье 152 Трудового кодекса РФ не указано, что оплата сверхурочной работы осуществляется в повышенном размере от средней заработной платы работника, а в статье 153 ТК РФ оплата за работу в выходные и праздничные дни предусмотрена в зависимости от ее выполнения в пределах или за пределами нормальной продолжительности рабочего времени и в размерах, определяемых от дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы). Кроме того, в <ФИО>54 таможне действует Инструкция № 263 от 30.04.2004 года, которая предусматривает, что оплата сверхурочных работ производится в повышенном размере от должностного оклада. Таким образом, исходя из общего смысла статей 129,149,152,153 ТК РФ, суд приходит к выводу о том, что для исчисления истцу оплаты за сверхурочную работу среднедневной заработок подлежит определению, исходя из должностного оклада. 1981 ч. : 12 мес. = 165,08 ч. - среднемесячное количество рабочих часов при нормальной продолжительности рабочего времени за 12 месяцев 2011 года; <данные изъяты> руб. - среднедневной заработок; <данные изъяты> руб. - оплата за первые два часа сверхурочной работы в полуторном размере; <данные изъяты> руб. - оплата за последующие часы сверхурочной работы в двойном размере; <данные изъяты> руб. - итого. Судом рассмотрен довод ответчика о неприменении к рассматриваемым правоотношениям норм Трудового кодекса РФ в связи с их регулированием специальными нормами права (письмо Минздравсоцразвития России и Федеральной службы по труду и занятости от 21.05.2009 года № 2667-ТЗ), а также мотивировка в отказу в удовлетворении иска в этой части в связи с отсутствием письменного заявления Щербакова А.В. работодателю о предоставлении дополнительных дней отдыха, невозможность их предоставления в настоящее время по причине увольнения истца и найден несостоятельным, поскольку в соответствии со ст.4 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" трудовые отношения работников таможенных органов регулируются законодательством Российской Федерации о труде. В соответствии со ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя. Задержка выплаты заработной платы истцов за сверхурочную работу с 01.01.2012 г. по 31.05.2012 г. (день принятия настоящего решения) составила: 150 дн. Годовая ставка рефинансирования Банка России на дату вынесения решения - 8 %. Следовательно, сумма процентов за задержку заработной платы за сверхурочную работу Щербакову А.В. составила: <данные изъяты>. Указанную сумму суд также взыскивает с ответчика в пользу истца. Согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. С учетом требований разумности и справедливости, обстоятельств дела, степени нравственных страданий истца, вызванных нарушением его трудовых прав, суд считает требования о компенсации морального вреда обоснованными. В соответствие со ст.151 ч.2 ГК РФ при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред. Разрешая требования о компенсации морального вреда, суд исходя из доказанности факта невыплаты ответчиком заработной платы <ФИО>7 в полном размере, учитывая длительность нарушения прав истца, в соответствии с положениями статьи 237 ТК РФ, разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, содержащимися в пункте 63 Постановления «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ», с учетом требований разумности и справедливости, определил ко взысканию с Оренбургской таможни компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей. Рассматривая требования истца о взыскании заработной платы за работу в ночное время за указанный им период с момента трудоустройства по день увольнения суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 96 ТК РФ, ночным временем считается время с 22 часов до 6 часов. При этом продолжительность работы (смены) в ночное время сокращается на один час без последующей отработки. В соответствии со ст.154 ТК РФ каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором. Как видно из Приложения к правилам внутреннего трудового распорядка от 01.04.2011г. № 164-ах, для дежурной смены специального отряда быстрого реагирования (СОБР) установлен суточный режим несения службы. В судебном заседании установлено, что графики сменности и табели учета использования рабочего времени за 2008-2009г.г. уничтожены в связи с истечением срока их хранения. Представитель ответчика не признавал факты неоплаты истцу работы в ночные смены в 2008-2009г.г. В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, истец не предоставил в суд доказательства, подтверждающие неоплату его работы в ночные смены в 2008-2009г.г. При данных обстоятельствах, и при отсутствии доказательств иного, суд приходит к выводу о недоказанности истцом требования о взыскании с ответчика оплаты за работу в ночное время в 2008-2009г.г. Истец не возражает против количества фактически отработанных им в ночное время заявленных периодов работы. Не согласен с расчетом оплаты за них. Расчетными листками за 2010 г. подтверждается факт оплаты истцу 646 часов работы в ночное время, отработанных им в 2010 и 2011 г.г. Включение указанных сумм в заработную плату истцами не оспаривается и следует из расчетных листов по заработной плате. Суд полностью соглашается с формулой расчета оплаты работы Щербакова А.В. в ночное время, поскольку она основана на нормах действующего законодательства и учитывает все необходимые параметры его работы. При данных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заработная плата за работу в ночное время за период с 01.01.2010 г. по 13.01.2012 г. выплачивалась истцу в полном объеме. Поэтому основания для удовлетворения требования Щербакова А.В. о взыскании оплаты за работу в ночное время за исковой период у суда отсутствуют. Как следствие, у суда нет оснований для удовлетворения требования истца о взыскании компенсации за задержку оплаты за работу в ночное время и компенсации морального вреда в данной части. При этом суд учитывает, что истцами без уважительных причин пропущен срок обращения в суд за защитой предполагаемого права. Как видно из требований истца, они состоят во взыскании заработной платы за выполнение трудовых обязанностей в ночное время за период с 2000 по 13.01.2012 года. Между тем истец ежемесячно после получения заработной платы без выплат, на которые он рассчитывал, не обратился в суд за защитой предполагаемого права. Учитывая установленный законом срок 3 месяца для обращения за судебной защитой, суд считает, что по требованиям о взыскании платы за работу в ночное время срок за последний расчетный месяц истекает 13.04.2012 года, а за предыдущие периоды ранее. Поскольку исковое заявление Щербакова А.В. поступило на рассмотрение 22.03.2012 г. суд приходит к выводу о том, что срок обращения для разрешения трудового спора по требованиям, возникшим до 22.12.2011 г., истек. Отказывая в иске о взыскании заработной платы за выполнение трудовых обязанностей в ночное время, суд не входит в обсуждение позиции истца о том, что расчет оплаты за работу в ночное время должен производиться, исходя из 4 окладов, поскольку в иске отказано в связи с недоказанностью самого факта неоплаты ночных смен. В силу ст.103 части первой ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается в соответствующий бюджет только с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. <ФИО>55 таможня входит в систему государственных таможенных органов и в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ, освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями. Руководствуясь ст. ст.103, 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Щербакова <ФИО>56 к <ФИО>57 таможне о взыскании заработной платы за работу в ночное время и сверхурочную работу, компенсации за нарушение сроков выплаты заработной платы, возмещении морального вреда удовлетворить частично. Взыскать с <ФИО>58 таможни в пользу Щербакова <ФИО>59 заработную плату за сверхурочную работу за период с 01 января 2011 года по 31 декабря 2011 года <данные изъяты> руб., компенсацию за задержку выплаты заработной платы в размере <данные изъяты> руб., компенсацию морального вреда <данные изъяты> руб., а всего <данные изъяты> В остальной части иска отказать. Решение может быть обжаловано в <ФИО>60 областной суд через Дзержинский районный суд <...> в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения. Судья: Мотивированное решение составлено: 04.06.2012 года.