П О С Т А Н О В Л Е Н И Е г. Оренбург 3 ноября 2011 года Судья Дзержинского районного суда г. Оренбурга: Щербакова Е.К., с участием представителя МОУ «СОШ №95»: <ФИО>7 представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области: <ФИО>8 действующей на основании доверенности №47 от 27.09.2011 года при секретаре: Борзенко М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело в отношении Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №95» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ. У С Т А Н О В И Л: МОУ «Средняя общеобразовательная школа №95» привлекается Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ за нарушение требований ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года, а также нарушение требований СанПин 2.4.1.2660-10 «санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», выразившиеся в следующем: 1. Отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, помещений для осуществления образовательной деятельности; отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, помещений для осуществления медицинской деятельности. Исходя из ст. 40 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», обязательным условием для осуществления образовательной и медицинской деятельности является наличие лицензии и санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые используются для осуществления указанных видов деятельности. 2. В нарушение требований п. 4.10 СанПиН 2.4.1.2660-10 площади помещений групповой ячейки, имеющей в своём составе игровую площадью 43,0 кв.м., (1,7кв. м. на 1 ребёнка при норме 2,5 кв.м), буфетная отсутствует, раздевальную площадью 11,9 кв.м (при норме не менее 18 кв.м); туалетную комнату 5кв.м (при норме не менее12 кв.м.) не соответствуют требованиям. В силу п. 4.10 СанПин 2.4.1.2660-10, площади помещений групповой ячейки должны соответствовать следующим требованиям: - раздевальная - площадью не менее 18 кв. м; - групповая (для игр, занятий и приема пищи детьми) - площадью из расчета не менее 2,5 кв. м на 1 ребенка в группах для детей младенческого и раннего возраста, не менее 2,0 кв. м на 1 ребенка в дошкольных группах; - буфетная - площадью не менее 3,0 кв. м; - спальня - площадью из расчета не менее 1,8 кв. м на 1 ребенка в группах для детей младенческого и раннего возраста, не менее 2,0 кв. м на 1 ребенка в дошкольных группах, без учета расстояния от наружных стен при расстановке кроватей (расстановка кроватей регламентируется п. 6.14 настоящих санитарных правил); - туалетная - площадью не менее 16 кв. м для дошкольных групп и не менее 12 кв. м для групп для детей младенческого и раннего возраста. 3. В нарушение требований п. 3.9 СанПиН 2.4.1.2660-10 на территории групповой площадки не оборудован теневой навес, отвечающий требованиям санитарных правил и нормативов. В соответствии с указанным пунктом санитарных правил, для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 2 кв. м на одного ребенка. Для групп с численностью менее 15 человек площадь теневого навеса должна быть не менее 30 кв. м. 4. Не созданы безопасные условия для работы пищеблока: не отвечает санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам набор помещений пищеблока, работающего на сырье, отсутствуют мясо-рыбный цех, цех обработки овощей, моечная кухонной и столовой посуды совмещены, что является нарушением п. 4.24 СанПиН 2.4.1.2660-10. 5. В нарушение требований п. 14.2 СанПиН 2.4.1.2660-10 обработка сырой и готовой продукции проводится в одном помещении, производственное и технологическое оборудование расставлено не по поточности, в результате не исключена возможность контакта пищевого сырья и готовых к употреблению продуктов. 6. В нарушение требований п. 14.1, приложения 4 СанПиН 2.4.1.2660-10 отсутствуют отдельные производственные столы для разделки сырых мяса-рыбы и обработки овощей, моечные ванны для обработки сырой мясо-рыбной продукции и овощей, протирочно-резательная машина для готовой продукции, овощерезка для готовой продукции. 7. Неисправно технологическое оборудование на пищеблоке (электромясорубка для с.п.) нарушен п. 14.1 приложен.4 СанПиН 2.4.1.2660-10. 8. В нарушение требований п. 14.4 СанПиН 2.4.1.2660-10 не оборудована локальной вытяжной системой вентиляции электроплита на пищеблоке (источник повышенного выделения тепла). 9. Отсутствуют воздушные разрывы в месте присоединения производственной ванны к канализационной сети, что является нарушением п. 14.9 СанПиН 2.4.1.2660-10. 10. Не оборудован сливным трапом производственный цех на пищеблоке, что является нарушением п. 5.5 СанПиН 2.4.1.2660-10. 11. В нарушение требований п. 4.24, 15.8 СанПиН 2.4.1.2660-10, не соблюдаются условия хранения овощей: овощи хранятся на полу и на стеллажах непосредственно у входа на пищеблок в загрузочной при неконтролируемой температуре (согласно требованиям санитарных правил овощи должны быть храниться в сухом, темном помещении на отдельных стеллажах при контроле температурного режима). 12. В нарушение требований п. 4.20 СанПиН 2.4.1.2660-10 приложен.1 табл.2 СанПиН 2.4.1.2660-10, отсутствуют медицинские помещения, туалет для персонала. 13. Не предусмотрены душевые поддоны для проведения гигиенических процедур детям в туалетной разновозрастной группы вследствие недостаточных площадей помещений, что является нарушением п. 6.18, 6.19 СанПиН 2.4.1.2660-10. 14. Недостаточно санитарно-технического оборудования: умывальных раковин, унитазов в туалетной разновозрастной группы, оборудованы 2 унитаза и 2 раковины на 25 детей, при норме: 1 раковина на 5 детей, 1 унитаз на 5 детей, что является нарушением п. 6.18.2, п. 6.18.3 СанПиН 2.4.1.2660-10. В ходе судебного заседания представитель МОУ «СОШ №95» <ФИО>9. вину по ст.6.3 КоАП РФ не признала, пояснила, что в настоящее время устранены практически все недостатки, не связанные с технической реконструкцией здания. Просила исключить из обвинения указание на нарушение ч.2 ст.40 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», поскольку ответственность за это предусмотрена иной статьей. Просила квалифицировать действия юридического лица по ст.6.7 КоАП РФ. Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области <ФИО>5 просила привлечь МОУ «СОШ №95» к административной ответственности по ст.6.3 КоАП РФ, полагая, что в действиях юридического лица имеется состав административного правонарушения, поскольку в данном учреждении помимо детей, работают и взрослые, некоторые нарушения относятся только к персоналу учреждения, куда дети доступа не имеют. Представитель Финансового управления администрации г. Оренбурга в судебное заседание не явился, извещен, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступило. Заслушав участников процесса и, проверив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со 6.3 КоАП РФ за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения предусмотрена административная ответственность. Согласно ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы - это нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. Согласно ст.11 названного Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. В силу ч.1 ст.28 Закона в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по оренбургской области от 12.04.2011 года №07-69-П в отношении МОУ «Средняя общеобразовательная школ №95» была проведена выездная проверка по соблюдению обязательных требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в ходе которой были выявлены допущенные учреждением по состоянию на 31.05.2011 года нарушения требований СанПин 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». А именно были выявлены нарушения пунктов 4.10, 3.8, 4.24, 14.2, 14.4, 14.9, 5.5, 15.8, 4.20, 6.18, 6.19, 6.18.2, 6.18.3 указанного СанПина, отраженные в протоколе об административном правонарушении, а также ч.2 ст.40 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999 года. Вина МОУ «Средняя общеобразовательная школа №95» подтверждается также актом проверки от 31.05.2011 года (л.д. 11-30), предписанием №07-69-П от 31.05.2011 года об устранении выявленных нарушений (л.д.52 - 54), объяснениями директора школы <ФИО>10. (л.д. 9 - 10). Управлением Роспотребнадзора действия МОУ «СОШ №95» были квалифицированы по ст.6.3 КоАП РФ. Однако несоблюдение требований СанПин 2.4.1.5660-10 образуют событие правонарушения, предусмотренного ст.6.7 КоАП РФ. Статья 6.7 КоАП РФ является специальной нормой о отношению к ст.6.3 КоАП РФ и устанавливает ответственность за правонарушения, посягающие на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, прежде всего детей и подростков. В тех случаях, когда административная ответственность за нарушение санитарных правил и норм помимо общих норм, содержащихся в ст.6.3 КоАП РФ, установлена другими статьями КоАП РФ, действия лица подлежат квалификации по специальной норме. По смыслу закона если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения. Статьи 6.3 и 6.7 КоАП РФ имеют единый родовой объект, санкция ст.6.7 менее строгая по сравнению с санкцией ст.6.3 КоАП РФ, в связи с чем суд квалифицирует действия МОУ «Средняя общеобразовательная школа №95» по ст.6.7 КоАП РФ - нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции. Доводы представителя Роспотребнадзора о том, что в действиях юридического лица имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ, поскольку нарушены и санитарно-эпидемиологические нормы, посягающие на благополучие взрослого населения, суд находит несостоятельными. Согласно приложения к Уставу МОУ «СОШ №95» детский сад является дошкольным учреждением общеразвивающего вида и обеспечивает воспитанникам прохождение первой ступени образовательного процесса. Детский сад осуществляет свою образовательную и хозяйственную деятельность в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении. Деятельность детского сада направлена на реализацию основных задач дошкольного образования. То обстоятельство, что дети не имеют доступа к пищеблоку и иным помещениям, не свидетельствует о том, что нарушением СанПин норм в этой части посягает на благополучие взрослого населения. Вина учреждения в совершении административного правонарушения установлена административным органом, поскольку у него имелась возможность по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения, однако все необходимы меры для их соблюдения им не были приняты. Государственная защита прав несовершеннолетних на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду гарантируется Конституцией Российской Федерации, поэтому недостаточное финансирование из средств местного бюджета, равно как и иные причины, препятствующие соблюдению требований санитарного законодательства не могут служить обстоятельствами, исключающими вину учреждения в совершении указанного правонарушения. Однако суд считает необходимым исключить из предъявленного обвинения указание на нарушение МОУ «СОШ №95» ч.2 ст.40 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999 года, поскольку ответственность за данные нарушения предусмотрена иной статьей КоАП РФ и не может квалифицироваться ни по ст.6.3, ни по ст.6.7 КоАП РФ. При назначении наказания суд учитывает характер правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. В качестве обстоятельств, смягчающих ответственность, суд признает частичное устранение недостатков, указанных в предписании. Обстоятельств, отягчающих ответственность, судом не установлено. С учетом смягчающих наказание обстоятельств, нулевого показателя в графе «иные расходы» сметы расходов на 2011 год, суд считает возможным назначить МОУ «Средняя общеобразовательная школа №95» минимальный размер штрафа, предусмотренный санкцией ст.6.7 КоАП РФ. Руководствуясь ст.29.9, 29.10 КоАП РФ, судья П О С Т А Н О В И Л: Признать Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №95» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.7 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей. Административный штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: УФК МФ РФ по Оренбургской области, <данные изъяты> Исключить из предъявленного обвинения нарушения, предусмотренные ч.2 ст.40 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999 года. Постановление может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления через суд Дзержинского района г. Оренбурга. СУДЬЯ: Е.К. ЩЕРБАКОВА