Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 08 июня 2010 года г. Новосибирск Дзержинский районный суд г. Новосибирска в составе: председательствующего судьи Вегелиной Е.П., при секретаре Недосековой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Батковой Олеси Александровны, действующей за себя и несовершеннолетнюю ФИО1, к мэрии г. Новосибирска, Администрации Дзержинского района г. Новосибирска о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, УСТАНОВИЛ: Истец обратилась в суд с иском к мэрии г. Новосибирска, Администрации Дзержинского района г. Новосибирска о признании права пользования и владения жилым помещением - квартирой ... дома ... по ... в г. Новосибирске, после уточнения требований, на условиях социального найма жилого помещения, мотивируя следующим. Баткова О.А. проходит военную службу по контракту в Управлении Федеральной службы безопасности РФ по Новосибирской области. В июле 2005 г. она была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, решением жилищно-бытовой комиссии УФСБ от 18.11.08 г., истцу, как военнослужащей была предоставлена квартира ... дома ... по ... в г. Новосибирске, общей площадью 38,0 кв.м., которую освободил военнослужащий Управления ФИО2 и члены его семьи, - в порядке повторного заселения. Спорная квартира находится в муниципальной собственности. В феврале 2009 г. у Батковой О.А. родилась дочь - ФИО1 В сентябре 2009 г. истец обратилась в мэрию г. Новосибирска с просьбой принять решение, предусмотренное п. 3, 4 ст. 57 ЖК РФ о предоставлении ей спорной квартиры и заключении договора социального найма, в чем ей было отказано. В судебном заседании истец Баткова О.А. поддержала исковые требования в полном объеме, пояснила, что в спорной квартире они с дочерью зарегистрированы, сама истец с 11.12.2008 г. Предыдущий наниматель ФИО2 с семьей снялся с регистрационного учета 22.01.2009 г. В настоящий момент квартира находится в пользовании истца, она поддерживает квартиру в надлежащем состоянии, производит в ней ремонт, оплату коммунальных платежей, выполняет обязанности нанимателя. В судебное заседание представители ответчиков - Администрации Дзержинского района г. Новосибирска, мэрии г. Новосибирска не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Представитель мэрии г. Новосибирска в письменном отзыве возражал против удовлетворения иска, мотивируя тем, что жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным нуждающимся в жилых помещениях. Мэрия г. Новосибирска не наделена полномочиями по предоставлению военнослужащим жилых помещений муниципального жилищного фонда на основании договоров социального найма. Суд, выслушав истца, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению. Судом установлено, что Баткова О.А. проходит военную службу по контракту в Управлении Федеральной службы безопасности РФ по Новосибирской области, что подтверждается справкой УФСБ л.д. 6). 23.08.2005 г. решением жилищно-бытовой комиссии УФСБ России по Новосибирской области Баткова О.А. признана нуждающейся в получении жилого помещения в г. Новосибирске и поставлена в очередь, что подтверждается выпиской из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии. 18.11.08 г. решением жилищно-бытовой комиссии УФСБ России по Новосибирской области Батковой О.А. на состав семьи 2 человека была предоставлена частично благоустроенная муниципальная квартира ... по ... в г. Новосибирске л.д. 9), с исключением из списка нуждающихся в получении жилых помещений. Согласно выписке из домовой книги в указанной квартире зарегистрирована истец Баткова О.А. и ее несовершеннолетняя дочь ФИО1 Обстоятельства вселения истца в спорную квартиру и проживания в ней, надлежащего содержания квартиры подтверждаются пояснениями самого истца, а также показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей ФИО3, ФИО4 Истцом представлены квитанции об оплате за жилищно-коммунальные услуги. Копией ордера л.д. 10) и выпиской из домовой книги подтверждается, что в спорной квартире ранее проживал военнослужащий Управления ФИО2 и члены его семьи. Руководитель УФСБ России по Новосибирской области обращался в мэрию г. Новосибирска по вопросу предоставления военнослужащим муниципального жилья и заключения с ними договора социального найма, в чем ему было отказано л.д. 8). Так, согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. "О статусе военнослужащих" в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей. Таким образом, за военнослужащими и членами их семей законом закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся за их выездом. При этом реализация данного права не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений, в частности, к муниципальному жилищному фонду. Данная правовая норма является императивной. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не изменил положения Федерального закона "О статусе военнослужащих", закрепляющего право на повторное заселение. Решение вопроса об улучшении жилищных условий истца, как военнослужащего, состоящей на учете в УФСБ России по Новосибирской области было принято по месту ее работы в соответствии с требованиями п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. "О статусе военнослужащих" путем предоставления Батковой О.А. жилого помещения, ранее занимаемого другим военнослужащим и освободившегося за его выездом на другое место жительства. Относительно положений п. 5 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 25 декабря 2003 г. № 453-О отметил следующее. Согласно Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12), в том числе в решении вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью (статья 130, часть 1); органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью (статья 132, часть 1). Конкретизируя на основе Конституции Российской Федерации принцип самостоятельности местного самоуправления и его компетенцию, Федеральный закон "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" такие вопросы местного значения, как содержание и использование муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, относит к ведению муниципальных образований (подпункты 5 и 10 пункта 2 статьи 6). Военная служба, по смыслу статей 59 и 71 (пункт "т") Конституции Российской Федерации, представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обусловливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам. В развитие названных конституционных положений Федеральный закон "О статусе военнослужащих" устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации), в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма жилого помещения. Жилищный фонд социального использования предназначен для удовлетворения потребностей граждан, нуждающихся в жилище. Осуществляя регулирование отношений, связанных с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения объектов жилищного фонда, законодатель, исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности, вправе установить специальный порядок их передачи (заселения) той или иной категории граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащим Это корреспондирует части второй статьи 6 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", согласно которой собственник недвижимости в жилищной сфере либо ее части имеет право в порядке, установленном законодательством, владеть, пользоваться и распоряжаться ею, в том числе сдавать в наем, аренду, отдавать в залог в целом и по частям, продавать, видоизменять, перестраивать или сносить, совершать иные действия, если при этом не нарушаются действующие нормы, жилищные, иные права и свободы других граждан, а также общественные интересы. Возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другим военнослужащим и членам их семей, оспариваемые положения пункта 5 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" - в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, - не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья; при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается. Однако, несмотря на то, что содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное, но и общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления. Разрешение же вопроса о формах участия органов местного самоуправления в обеспечении жильем военнослужащих составляет прерогативу законодателя. Таким образом, введение законодателем специальных условий предоставления военнослужащим жилых помещений само по себе не препятствует реализации права на жилище (ст. 40 Конституции Российской Федерации) и не исключает возможность его осуществления в общем порядке, предусмотренном жилищным законодательством. Суд приходит к выводу, что Баткова О.А. и ее несовершеннолетняя дочь ФИО1 приобрели право пользования спорной квартирой на условиях договора социального найма, поэтому заявленный иск подлежит удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Иск Батковой Олеси Александровны, действующей за себя и несовершеннолетнюю ФИО1, к мэрии г. Новосибирска, Администрации Дзержинского района г. Новосибирска о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, удовлетворить. Признать Баткову Олесю Александровну, ФИО1 приобретшими право пользования квартирой ... дома ... по ... в г. Новосибирске на условиях социального найма. Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 дней, через Дзержинский районный суд г. Новосибирска в течение 10 дней. Судья /подпись/ Е.П.Вегелина . . . .