Решение от 08.07.2011



Дело № 2-2190/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 июля 2011 г.                                                           г. Новосибирск

Дзержинский районный суд г. Новосибирска в составе:

председательствующего судьи                          Вегелиной Е.П.,

при секретаре                                                  Ярыга Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Перунова Дмитрия Александровича к Новосибирской таможне об отмене приказа Новосибирской таможни от 18.04.2011 г. № 222 «Об организационно-штатных мероприятиях в Новосибирской таможне»,

У С Т А Н О В И Л:

Перунов Д.А. обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что проходит государственную гражданскую службу в должности государственного таможенного инспектора отдела таможенного досмотра Новосибирского восточного таможенного поста. В настоящее время свою трудовую деятельность осуществляет в соответствии со служебным контрактов от 11.08.2008 г., заключенному на неопределенный срок.

24.04.2011 г. и 03.05.2011 г. истцом были получены уведомления о сокращении должности государственного таможенного инспектора отдела таможенного досмотра Новосибирского восточного таможенного поста и об увольнении 29.06.2011 г. с гражданской службы в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями согласно приказам ФТС России от 13.04.2011 г. № 777 «Об организационно-штатных мероприятиях в таможенных органах, расположенных на российско-белорусской и российско-казахстанской государственной границе» Новосибирской таможни и от 18.04.2011 г. № 222 «Об организационно-штатных мероприятиях в Новосибирской таможне».

Включение в приложение к приказу № 222 должности государственного таможенного инспектора отдела таможенного досмотра Новосибирского восточного таможенного поста, а также уведомление Перунова Д.А. от 24.04.2011 г. и 03.05.2011 г. о сокращении вышеуказанной должности, считает необоснованными и незаконными в связи с тем, что приказ ФТС от 13.04.2011 г. № 777 устанавливает проведение организационно-штатных мероприятий в таможенных органах, расположенных на российско-белорусской и российско-казахстанской государственной границе. Приложением № 2 на основании п. 2 данного приказа сокращению подлежат 47 государственных гражданских служащих и 4 сотрудника.

По мнению истца, в регионе деятельности Новосибирской таможни отсутствуют таможенные органы, расположенные на российско-белорусской государственной границе.

Таможенным органом, расположенным на российско-казахстанской границе является Карасукский таможенный пост. Как указал истец, Новосибирский восточный таможенный пост, в котором он проходит службу, не является таможенным органом, расположенным на российско-казахстанской границе, поскольку его адресом является Новосибирская область, Новосибирский район, Станционный сельсовет, Пашинский переезд, ул. Восточное шоссе, д. 2. Начальник таможенного органа не имеет права самостоятельно изменять установленную численность таможенного органа. Количество исключаемых (включаемых) в штатное расписание с учетом перераспределения единиц в приложении к приказу от 18.04.2011 г. № 222 не соответствует приказу ФТС России от 13.04.2011 г. № 777.

Истец просит отменить приказ Новосибирской таможни от 18.04.2011 г. № 222 «Об организационно-штатных мероприятиях в Новосибирской таможне» в части сокращения должности государственного таможенного инспектора отдела таможенного досмотра Новосибирского восточного таможенного поста, а также отменить уведомления Перунова Д.А. от 24.04.2011 г. и 03.05.2011 г. о сокращении его должности.

В судебном заседании Перунов Д.А. исковые требования поддержал в полном объеме. Считает, что приказ ФТС России от 13.04.2011 г. № 777 - фикция, с помощью которого руководитель таможни решил с ним личные негативные отношения.

Представители Новосибирской таможни Дементьева О.Н., Вишнякова Ю.С., Дюба О.Е. иск не признали.

Представитель Дюба О.Е. пояснила в судебном заседании, что, приказом ФТС России от 11.02.2009 № 153 «О таможенных постах Новосибирской таможни» Калининский таможенный пост Новосибирской таможни переименован в Новосибирский восточный таможенный пост этой же таможни. Действительно, был издан приказ ФТС от 13.04.2011 г. № 777, устанавливающий проведение организационно-штатных мероприятий в таможенных органах, который не правильно был понят истцом. В п. 1 приказа указано, какие посты ликвидируются, в числе постов Карасукского таможенного поста нет. В п. 2 указано: сократить численность должностных лиц и работников таможенных органов, то есть речь идет о Новосибирской таможне в целом, а не о таможенных постах в отдельности. Подлежит сокращению не пост, а Новосибирская таможня. Руководитель Новосибирской таможни решает вопрос о сокращении с разрешения Федеральной таможенной службы, а не по своему усмотрению. Относительно направления в адрес истца уведомления о возможном сокращении пояснила, что такое уведомление является следствием изданного приказа, а также требованием п. 5 ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».

Суд, выслушав истца, представителей ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Как следует из материалов дела, 13.04.2011 г. ФТС России был издан приказ от № 777 «Об организационно-штатных мероприятиях в таможенных органах, расположенных на российско-белорусской и российско-казахстанской государственной границе», в п. 2 которого предусмотрено сокращение численности должностных лиц и работников таможенных органов в соответствии с приложениями № 1-№ 6 к данному приказу. Приложением № 2 к указанному приказу установлены должности, исключаемые из штатных расписаний таможенных органов, расположенных в Сибирской Федеральном Округе, в число которых вошли должности Новосибирской таможни, всего 51 должность, из них 4 должности сотрудников и 47 – государственных гражданских служащих.

18.04.2011 г. Новосибирской таможней издан приказ № 222 «Об организационно-штатных мероприятиях в Новосибирской таможне», которым внесены изменения в штатное расписание Новосибирской таможни. В число должностей государственных гражданских служащих, подлежащих исключению из штатного расписания Новосибирской таможни, включена одна должность государственного таможенного инспектора отдела таможенного досмотра Новосибирского восточного таможенного поста (л.д. 6). Указанную должность замещал Перунов Д.А., что подтвердили стороны.

Как указал представитель, 11.08.2008 с государственным гражданским служащим Перуновым Д.А. был заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации, данный факт не отрицал истец.

22.04.2011 г. Перунов А.Д. был предупрежден о возможном увольнении со службы в таможенных органах с 29.06.2011 г., о чем он ознакомлен лично.

29.04.2011 г. Перунов А.Д. уведомлен о его увольнении 29.06.2011 г. в связи с проведением организационно-штатных мероприятий в Новосибирской таможни.

Суд соглашается с доводами ответчика о том, что приказом Новосибирской таможни от 18.04.2011 № 222 «Об организационно-штатных мероприятиях в Новосибирской таможне» проводятся лишь организационно-штатные мероприятия, правовых последствий в виде прекращения трудовых отношений с Перуновым Д.А. данный приказ не несет, так как прекращение действия служебного контракта наступает после издания другого приказа, предусмотренного Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Организационно-штатные мероприятия в Новосибирской таможне проводятся во исполнение приказа ФТС России от 13.04.2011 № 777 «Об организационно-штатных мероприятиях в таможенных органах, расположенных на российско-белорусской и российско-казахстанской государственной границе».

В соответствии с п. п. 1, 5 Общего положения о таможне, утвержденного приказом ФТС России от 12.01.2005 № 7, таможня является таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности таможни в пределах компетенции, определенной настоящим положением.

Таможня осуществляет руководство деятельностью подчиненных таможенных постов и является по отношению к ним вышестоящим таможенным органом.

Как пояснил представитель ответчика, Новосибирская таможня осуществляет руководство деятельностью 6 таможенных постов, в том числе Новосибирского восточного таможенного поста. Таможенным органом, расположенным на российско-казахстанской границе, является Новосибирская таможня, поэтому доводы о том, что сокращение должностей происходит именно в Новосибирской таможне, как в таможенном органе (государственном органе) в целом, а не в отдельном таможенном посту, являются обоснованными.

В п.п. 1, 2 раздела I Положения о таможенном посте, утвержденного приказом ФТС России от 13.08.2007 № 965, предусмотрено, что таможенный пост, не имеющий статуса юридического лица, является таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации, компетенция которого ограничивается отдельными правомочиями для совершения таможенных операций. Регион деятельности таможенного поста входит в состав региона деятельности таможни.

Согласно п.п. 9, 10 Положения о таможенном посте, таможенный пост осуществляет свою деятельность под общим руководством ФТС России, регионального таможенного управления и непосредственным руководством таможни. Организацию, контроль и координацию деятельности таможенного поста осуществляет таможня. Должностные лица таможенного поста, без статуса юридического лица, назначаются на должность и освобождаются от должности приказом таможни, в регионе деятельности которой находится таможенный пост. Следовательно, доводы ответчика о том, таможенные посты, находящиеся в подчинении Новосибирской таможни, являются подразделениями таможни, согласуются с указанными нормами. В связи с этим и принято решение в п. 1 приказа ФТС от 13.04.2011 г. № 777 ликвидировать посты, поименованные в данном пункте, в числе которых отсутствует Карасукский таможенный пост, однако в п. 2 приказа указано: сократить численность должностных лиц и работников таможенных органов Новосибирской таможни, как в юридическом лице в целом.

На основании пп. 1 п. 18 Приказа ФТС России от 18.10.2005 г. № 970 «Об утверждении Положения об организационно-штатной работе в таможенных органах Российской Федерации…» начальник таможенного органа в пределах утвержденной штатной численности и фонда оплаты труда должностных лиц и работников вправе:

1) изменять штатную численность структурных подразделений путем перераспределения численности между ними, создавать или сокращать структурные подразделения или отдельные должности в соответствии с типовыми структурами таможенных органов, изменять должности сотрудников, государственных гражданских служащих и работников в соответствии с нормативными и иными правовыми актами Российской Федерации и нормативами;

2) изменять    штатную численность подчиненных таможенных постов путем перераспределения численности между ними, а также штатную численность структурных подразделений таможни путем передачи ее на таможенные посты.

Как видно видно из приказа Новосибирской таможни от 18.04.2011 № 222 начальником таможни принято решение как о сокращении в Новосибирской таможне штатных единиц, так и об изменении штатной численности путем создания отдельных должностей. Сокращение штатной численности произошло в пределах утвержденной штатной численности таможенного органа и фонда оплаты труда.

Таким образом, приказ Новосибирской таможни от 18.04.2011 № 222 «Об организационно-штатных мероприятиях в Новосибирской таможне» издан в соответствии с требованиями приказа ФТС России от 13.04.2011 № 777, и соответствует требованиям действующего законодательства - Положению об организационно-штатной работе в таможенных органах в части создания отдельных должностей и направлен на рациональное и эффективное использование штатной численности и финансовых средств, выделяемых таможенному органу.

Как поясняла представитель ответчика, решение о сокращении должности государственного таможенного инспектора отдела таможенного досмотра Новосибирского восточного таможенного поста было принято на заседании Рабочей группы по организационно-структурной работе Новосибирской таможни под председательством начальника таможни. Данное решение было принято исходя из наименьшей загруженности Новосибирского восточного таможенного поста, в частности отдела таможенного досмотра, что нашло отражение в Протоколе № 2 от 15.04.2011 г., который имеется в материалах дела.

Также суд не может согласиться с доводами Перунова Д.А. о том, что приказ Новосибирской таможни от 18.04.2011 № 222 издан с нарушением п. 20 Положения об организационно-штатной работе в таможенных органах Российской Федерации, утв. приказом ФТС России от 18.10.2005 № 970, а именно, что начальником Новосибирской таможни самостоятельно была изменена установленная численность таможни.

    Так, п. 20 Положения об организационно-штатной работе в таможенных органах предусмотрено, что начальник таможенного органа не имеет права самостоятельно изменять установленную численность таможенного органа и утвержденный фонд оплаты труда должностных лиц и работников.

Согласно пп. 1, 2, 7 п. 13 раздела 1 «Полномочия и функции ФТС России» Положения об организационно-штатной работе в таможенных органах, ФТС России осуществляет организационно-штатную политику в таможенных органах; разрабатывает и утверждает штатную численность и фонд оплаты труда должностных лиц и работников таможенных органов; готовит приказы об утверждении типовых структур, создании, ликвидации, реорганизации и изменении штатной численности таможенных органов, о внесении изменений в их типовые структуры, а также об изменении окладов должностных лиц и работников, надбавок к должностным окладам и других выплат.

В данном случае, ФТС России был издан приказ от 13.04.2011 № 777 «Об организационно-штатных мероприятиях в таможенных органах, расположенных на российско-белорусской и российско-казахстанской государственной границе», п. 2 которого предусмотрено сокращение численности должностных лиц и работников таможенных органов в соответствии с приложениями № 1-6 к данному приказу.

Приложением 2 к приказу ФТС России от 13.04.2011 № 777 установлены должности, исключаемые из штатных расписаний таможенных органов, расположенных в Сибирском федеральном округе, в число которых вошли должности Новосибирской таможни.

Согласно приложению 2 к приказу ФТС России от 13.04.2011 № 777 из штатного расписания Новосибирской таможни подлежит сокращению 4 должности сотрудников и 47 должностей государственных гражданских служащих, всего подлежит сокращению 51 должность.

Отсюда следует, что именно ФТС России была изменена штатная численность Новосибирской таможни путем исключения из штатного расписания Новосибирской таможни 51 должности, а приказ Новосибирской таможни от 18.04.2011 № 222 был издан во исполнение приказа ФТС России от 13.04.2011 № 777, следовательно, начальник таможни не принимал самостоятельного решения об изменении численности Новосибирской таможни.

Что касается оспариваемых уведомлений, то п. 5 ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено: при сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим.

Сам факт уведомления гражданского служащего о проводимых организационно-штатных мероприятиях, о возможном сокращении замещаемой им должности, а также о возможном увольнении с гражданской службы не нарушает его прав, свобод либо законных интересов, поскольку не порождает правовых последствий.

Правовые последствия для государственного гражданского служащего наступают лишь после издания приказа об его увольнении с гражданской службы

Таким образом, уведомление гражданского служащего об организационно-штатных мероприятиях является прямой обязанностью представителя нанимателя, предусмотренной вышеназванными положениями закона.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Перунова Дмитрия Александровича к Новосибирской таможне об отмене приказа Новосибирской таможни от 18.04.2011 г. № 222 «Об организационно-штатных мероприятиях в Новосибирской таможне», оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в течение 10 дней в Новосибирский областной суд, через Дзержинский районный суд г. Новосибирска.

Судья                              /подпись/                    Е.П.Вегелина

.

.

.

.