Решение от 29.09.2011



Дело №2-1905/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 сентября 2011 года                                г. Новосибирска

Дзержинский федеральный суд г. Новосибирска в с о с т а в е:

Председательствующего                             Махамбетовой Н.Ж.

При секретаре                                 Беловой О.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шадина Артура Андреевича к мэрии города Новосибирска о возложении обязанности зарегистрировать переход права собственности,

    УСТАНОВИЛ:

21 апреля 2011г. Шадин А.А. обратился в суд с иском к мэрии г. Новосибирска о возложении обязанность зарегистрировать переход права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: г. Новосибирск, ул. ... (л.д. 20).

В обоснование иска Шадин А.А. указал о том, что он с 25 августа 1988 года зарегистрирован по месту проживания по ул. ... г. Новосибирска. 29 декабря 1991 года ФИО1 подарил ему указанный жилой дом по договору, удостоверенному нотариусом. Даритель владел домом на праве собственности на основании договора от 26 июля 1988 года. В связи с правовой неграмотностью договор дарения не был представлен на регистрацию в БТИ г. Новосибирска, собственником дома до настоящего времени числится ФИО1

Истец указал, что в марте 2011г. он обратился в Управление Росреестра по НСО, чтобы оформить свои права на дом, ему разъяснили, что необходима явка в регистрационную службу дарителя дома, что является невозможным, поскольку ФИО1 умер.

При жизни ФИО1 требования о выселении истца из дома и оспаривании договора дарения не предъявлял.

В судебном заседании истец Шадин А.А., его представитель по доверенности Афонасьев М.И. поддержали исковое заявление по вышеизложенным основаниям.

Представитель истца пояснил, что ФИО1 приходился Шадину А.А. отцом, документально подтвердить данный факт невозможно. 29 декабря 1991 года ФИО1 подарил Шадину А.А. жилой дом № ... по ул. ... г. Новосибирска, с того времени истец владеет и пользуется домом как собственник, оплачивает расходы за дом. После смерти ФИО1 никто к нотариусу по поводу наследства не обращался.

Представитель ответчика - мэрии г. Новосибирска в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.

Представитель третьего лица – Управления Росреестра по НСО в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствии (л.д. 34-35).

Выслушав истца, представителя истца, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 1 ст. 2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

В силу ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения...

Согласно п. 1 ст. 164 ГК РФ сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 131 ГК РФ и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Пунктом 3 ст. 165 ГК РФ предусмотрено, что если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 на основании договора купли-продажи являлся собственником жилого дома № ... по улице ... города Новосибирска, указанное обстоятельство подтверждается ответом нотариуса (л.д. 74).

29 декабря 1991г. между ФИО1 и Шадиным А.А. заключен договор дарения, зарегистрированный нотариусом ФИО2 за №1-7660(л.д. 14, 33). По условиям данного договора ФИО1 подарил Шадину А.А. дом № ... по улице ... города Новосибирска.

Согласно п. 3 договора дарения Шадин А.А. принял вышеуказанный жилой дом в дар.

В соответствии со ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.

Пунктом 3 статьи 574 ГК РФ предусмотрено, что договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.

Поскольку данной правовой нормой не предусмотрена недействительность договора дарения недвижимого имущества в случае несоблюдения требования о государственной регистрации такого договора (учитывая, что по другим основаниям указанный договор дарения не признан недействительным), не имеется правовых оснований полагать, что в данном случае договор дарения от 29 декабря 1991 года является недействительным.

Действующим законодательством не предусмотрен срок, в течение которого стороны договора должны обратиться в орган по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним за государственной регистрацией договора и перехода права собственности.

В силу ст. 256 ГК РСФСР (действующей на момент подписания договора дарения) по договору дарения одна сторона передает безвозмездно другой стороне имущество в собственность. Договор дарения считается заключенным в момент передачи имущества.

Статья 257 ГК РСФСР предусматривала заключение договора дарения в соответствии со ст. 239 и 239.1 ГК РСФСР, а именно предусматривала обязательную нотариально установленную форму такого договора, при этом если хотя бы одной из сторон договора являлся гражданин, то договор должен был быть зарегистрирован в бюро технической инвентаризации по месту нахождения жилого дома.

Договор дарения от 29 декабря 1991 года соответствует всем требованиям гражданского законодательства, данный договор заключен в письменной форме, подписан сторонами, стороны договора определили все существенные условия договора дарения, условие об обязательном нотариальном удостоверении соблюдено, даритель обладал полномочиями по отчуждению спорного имущества. Как видно из договора передача отчуждаемого жилого дома произведена, истец проживает в доме, оплачивает все коммунальные услуги. Правомерность договора никем не оспорена. Взаимные обязательства, вытекающие из договора дарения, стороны исполнили надлежащим образом. Волеизъявление ФИО1 на отчуждение принадлежащего ему на праве собственности дома соответствовало его действительным намерениям.

В заключении ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» указано о том, что индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: г. Новосибирск, ул. ..., зарегистрирован за ФИО1 (л.д. 6).

По данным Управления Росреестра по НСО в Едином государственном реестре прав запись о регистрации прав, ограничений (обременений) на индивидуальный жилой дом № ... по ул. ... г. Новосибирска отсутствуют (л.д. 5).

Согласно свидетельства о смерти ФИО1 умер 01 апреля 2010 года (л.д. 4).

В ответе нотариуса на судебный запрос указано, что к имуществу ФИО1 наследственное дело не заводилось, с заявлением о принятии наследства никто не обращался.

В домовой книге на жилой дом № ... по улице ... г. Новосибирска указано, что владельцем дома с 29 декабря 1991 года является Шадин Артур Андреевич, зарегистрированный в доме с 25 августа 1988 года (л.д. 30-35).

Поскольку ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не урегулирован порядок регистрации перехода права собственности и регистрации права на основании заявления одной стороны сделки в случае смерти другой стороны, поэтому пождлежат применению нормы права, регулирующие сходные отношения, а именно п. 3 ст. 165 ГК РФ и п. 3 ст. 551 ГК РФ.

В соответствии со ст. 16 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» при уклонении одной из сторон договора от государственной регистрации прав переход права собственности регистрируется на основании решения суда, вынесенного по требованию другой стороны.

На основании вышеизложенного суд считает подлежащими удовлетворению исковые требования Шадина А.А. о государственной регистрации перехода права собственности на индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: г. Новосибирск, ул. .... Судом принимается во внимание, что Шадин А.А. приобрел жилой дом на основании заключенного в соответствии с гражданским законодательством договора дарения у ФИО1, впоследствии умершим, законность его владения спорным имуществом установлена при рассмотрении дела, единственно возможным основанием для государственной регистрации перехода права собственности является решение суда.

По настоящему делу установлено, что истцом представлены письменные доказательства заключения договора дарения. Истцом представлены подлинники правоустанавливающих документов на объект незавершенного строительства.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из судебного решения установившего гражданские права и обязанности.

При удовлетворении иска Шадина А.А. судом принимается во внимание, что ответчик не представил каких-либо достоверных письменных доказательств, опровергающих представленные истцом письменные доказательства в подтверждение заявленных исковых требований.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Шадина Артура Андреевича удовлетворить.

Произвести государственную регистрацию перехода права собственности на индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: г. Новосибирск, ул. ..., к Шадину Артуру Андреевичу, приобретенный Шадиным Артуром Андреевичем по договору дарения от 29 декабря 1991 года.

Настоящее решение является основанием для внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

    Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Новосибирский областной суд через канцелярию по гражданским делам Дзержинского районного суда г. Новосибирска.

    Судья /подпись/ Н.Ж. Махамбетова

     .

.

.

.