Решение от 09.06.2011



Дело № 2-1760/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

9 июня 2011 года                                   г. Новосибирск

                              Дзержинский районный суд в составе:

Председательствующего    судьи                           Савельевой Е.В.

при секретаре                                    Басалаевой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Валеевой Раися Карибулловны об оспаривании решения Департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства г. Новосибирска,

у с т а н о в и л:

Валеева Р.К. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий Департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства г. Новосибирска, решения о невключении многоквартирного дома в программу капитального ремонта на 2011 год, указав в обоснование требований следующее.

Она является собственником квартиры № ... в многоквартирном доме по адресу: г. Новосибирск, ул. ....

При её непосредственном участии подана заявка на участие многоквартирного дома по адресу: город Новосибирск, ул. ... в Программе капитального ремонта согласно Федеральному закону от 21.07.2007г. № 185-ФЗ.

Согласно действующим нормативно-правовым актам собственники помещений участвуют в программе капитального ремонта путем подачи соответствующей заявки через управляющую организацию. Управляющая организация направляет заявку на получение субсидии для проведения капитального ремонта в администрацию района города. Администрация района города суммирует заявки и направляет их в Департамент энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города.

Департамент энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города в соответствии с приказом первого заместителя мэра города Новосибирска от 4.09.2008 № 42-од «О формировании муниципальных адресных программ по проведению капитального ремонта и переселению из аварийных многоквартирных домов в городе Новосибирске в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ» производит оценку поданных заявок и принимает соответствующее решение.

Решение, принятое департаментом, влияет на получение собственниками субсидии в многоквартирном доме, подавшем заявку. Как следствие отказ в предоставлении субсидии препятствует в получении указанной субсидии, чем могут быть ущемлены права собственников на участие в соответствующей государственной программе.

Собственниками помещений в жилом доме ... по ул. ... в г. Новосибирске в 2009 и 2011 годах были заказаны технические заключения о состоянии ограждающих конструкций. Оба технических заключения содержат данные о необходимости срочного капитального ремонта. Так же собственниками в рамках поданной заявки на участие в Программе капитального ремонта была изготовлена проектно-сметная документация, получившая положительное заключение № 358-10 Государственной вневедомственной экспертизы.

В письме администрации Дзержинского района г. Новосибирска от 21.03.2011г. № 01-54 указано, что 16.04.2011г. заявка дома по вышеуказанному адресу направлена на рассмотрение в Департамент энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города.

В администрации Дзержинского района г. Новосибирска 28.03.2011г. ей сообщили, что рассмотрение заявок на включение в муниципальную адресную программу капитального ремонта состоялось 25.03.2011г.

Она обратилась в департамент с заявлением о предоставлении ей заверенной копии протокола рассмотрения заявок и данных о подведении итогов по домам, участвующим в адресной Программе.

Департамент энергетики, жилищного и коммунального хозяйства мэрии города выдал ей ответ от 4.06.2011г. (вероятно правильная дата-6.04.2011г.) № 303 за подписью ФИО2, в котором указано, что заявка их дома не принята в работу без указания соответствующих причин, так же в данном письме не указывается какое бальное место (ранг) занял их дом в итоговом распределении домов. Копия протокола ей не была направлена, так же, как и данные о подведении итогов.

Таким образом, Департамент энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города не включил многоквартирный дом по адресу: г. Новосибирск, ул. ... в программу капитального ремонта многоквартирных домов г. Новосибирска на 2011г.

Поэтому истец просила:

- признать незаконным непредоставление копии протокола рассмотрения заявок, данных о подведении итогов по домам, участвующим в адресной программе согласно Федеральному закону от 21.07.2007г. № 185-ФЗ;

- признать незаконным решение о невключении многоквартирного дома по адресу: г. Новосибирск, ул. ... в Программу капитального ремонта многоквартирных домов города Новосибирска на 2011г.

В судебном заседании истец поддержала заявленные требования.

Представитель заинтересованного лица – Департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства г. Новосибирска в судебном заседании заявление Валеевой Р.К. считает необоснованным, представил отзыв, в котором указал, что согласно п.3 приказа № 11-ОД «О формировании и мониторинге выполнения муниципальной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в г. Новосибирске» утвержден порядок рассмотрения заявок о включении домов в адресный перечень многоквартирных домов. Пунктом 4 приказа утвержден порядок определения очередности домов в адресном перечне муниципальной адресной программы проведения капитального ремонта домов.

Согласно пункту 7.2 данного приказа администрации района осуществляют подготовку предварительных адресных перечней совместно с УК, ТСЖ, ЖК, ЖСК, утверждают их и направляют в Департамент. Департамент формирует адресный перечень из предварительных перечней, предоставленных администрацией района. На основании приказа администрацией Дзержинского района г. Новосибирска был предоставлен перечень домов, в отношении которых планировалось предоставление финансовой поддержки в рамках региональной адресной программы по проведению капитального ремонта в 2011 году. В указанный перечень были включены дома: ..., ул. ..., ул. ... и ..., ул. .... На основании приложения к приказу № 11-ОД одним из критериев в определении порядка очередности домов является доля участия собственников и иных инвесторов (не менее 5%) в финансировании работ по капитальному ремонту. Собственники жилого дома по ул. ... решили предоставить на софинансирование 5% от суммы капитального ремонта, а собственники дома ... по ... – 15%. Следовательно, в адресную программу был включен дом ... по .... В связи с этим, представитель Департамента считает заявление Валеевой Р.К. необоснованным и не усматривает нарушений действующего законодательства в принятии решения о невключении дома ... по ул. ... в г. Новосибирске в адресную программу по проведению капитального ремонта.

Заинтересованное лицо – представитель администрации Дзержинского района г. Новосибирска ФИО3 в судебном заседании пояснила, что с заявлением Валеевой Р.И. не согласна, представила письменный отзыв, в котором указано что на основании п.2.2 Приказа 42-ОД специалистами администрации района были согласованы заявки о включении в муниципальную адресную программу, в которую в том числе входил дом по ул. ..., и переданы в Департамент энергетики, жилищного и коммунального хозяйства мэрии г. Новосибирска. Департамент проводит проверку заявки и документов, принимает решение. Приказом 42-ОД утвержден порядок определения очередности, в соответствии с которым администрация района не может повлиять на установление очередности по суммарному уровню приоритетов. В соответствии с п.8 Порядка отбор производится путем ранжирования домов. Администрация района не наделена полномочиями по принятию решений о включении домов в адресную программу по проведению капитального ремонта. Для формирования адресных перечней утвержден состав рабочей группы при Департаменте, в которую входит представитель администрации района.

Выслушав заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что на основании договора на передачу квартир в общую совместную собственность граждан от 7 июля 1995 года Валеева Раися Карибулловна является собственником квартиры ... по ул. ... в г. Новосибирске (л.д. 7).

Согласно п.10 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства» фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденной в соответствии со ст. 15 Федерального Закона РФ, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.

Судом установлено, что согласно действующим нормативно-правовым актам собственниками жилых помещений в доме по ул. ... в г. Новосибирске была подана заявка в администрацию Дзержинского района г. Новосибирска на получение субсидии для проведения капитального ремонта в указанном жилом доме.

Постановлением мэрии г. Новосибирска от 25.04.2011 года № 3414 утверждена ведомственная целевая муниципальная адресная программа города Новосибирска «О капитальном ремонте многоквартирных домов в 2011 году».

Приказом первого заместителя мэра г. Новосибирска от 4.09.2008 года № 42-ОД «О формировании муниципальных адресных программ по проведению капитального ремонта и переселению из аварийных многоквартирных домов в г. Новосибирске в соответствии с Федеральным Законом РФ от 21.07.2007 года № 185-ФЗ» утвержден Порядок рассмотрения заявок о включении многоквартирных домов в адресный перечень муниципальной адресной программы проведения капитального ремонта многоквартирных домов в г. Новосибирске, а также условия предоставления субсидий для капитального ремонта домов.

Согласно п. 4.1 Приказа главы администраций районов г. Новосибирска обязаны в трехдневный срок назначить своим приказом уполномоченных представителей администрации для рассмотрения и согласования заявок о включении в муниципальную адресную программу проведения капитального ремонта многоквартирных домов города Новосибирска в 2011 году.

Из пункта 4.3 Приказа № 42-ОД усматривается, что главы администраций совместно с управляющими организациями, ТСЖ, жилищными и жилищно-строительными и специализированными потребительскими кооперативами, подающими заявки на участие в муниципальной адресной программе, формируют адресные перечни в пределах утвержденных лимитов финансирования в соответствии с Порядком рассмотрения заявок о включении многоквартирных домов в адресный перечень Программы капитального ремонта.

Из ответа администрации Дзержинского района г.Новосибирска усматривается, что 16 марта 2011 года адресный перечень многоквартирных домов был сформирован и направлен в Департамент энергетики, жилищного и коммунального хозяйства г. Новосибирска, жилой дом по ул. ... был включен в данный адресный перечень (л.д.9).

В соответствии с п.2.3 «Порядка рассмотрения заявок…» Департамент энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города проводит проверку заявки и документов в соответствии с настоящим Порядком и в течение 8 рабочих дней принимает решение о возможности дальнейшего рассмотрения заявки или отказе в рассмотрении.

Приказом № 42-ОД от 4.09.2008 года утвержден Порядок определения очередности многоквартирного дома в адресном перечне муниципальной адресной программы проведения капитального ремонта многоквартирных домов города Новосибирска.

В соответствии с пунктом 8 вышеуказанного Порядка отбор проводится путем ранжирования многоквартирных домов (установления очередности по суммарному уровню приоритета в порядке возрастания).

В связи с уменьшением средств фонда на финансирование работ по капитальному ремонту домов 5.04.2011 года первым заместителем мэра города Новосибирска был издан приказ № 11-ОД «О формировании и мониторинге выполнения муниципальной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в городе Новосибирске в соответствии с Федеральным Законом от 21.07.2007 года № 185-ФЗ в 2011 году».

Пунктом 3 данного приказа утвержден порядок рассмотрения заявок о включении многоквартирных домов в адресный перечень домов в городе Новосибирске.

Пунктом 4 Приказа № 11-ОД утвержден порядок определения очередности многоквартирных домов в адресном перечне муниципальной адресной программы проведения капитального ремонта домов.

30 марта 2011 года Валеева Р.К. обратилась в Департамент энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города с заявлением о предоставлении ей копии протокола рассмотрения заявок, а также данных о подведении итогов по домам, участвующим в адресной программе (л.д.10).

Из ответа Департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города от 4.06.2011 года усматривается, что для софинансирования программы капитального ремонта многоквартирных домов города Новосибирска на 2011 года выделены крайне недостаточные средства. Из представленного перечня домов Дзержинского района на проведение капитального ремонта в 2011 году включен многоквартирный дом по ... (л.д.11).

Копия протокола рассмотрения заявок, а также данные о подведении итогов по домам, участвующих в адресной программе Валеевой Р.К. не были предоставлены.

В соответствии со ст. 5 Федерального Закона от 9.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления ограничивается в случаях, если указанная информация отнесена в установленном федеральным законом порядке к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну.

Суд находит, что копия протокола рассмотрения заявок, а также данные о подведении итогов по домам, участвующим в адресной программе капитального ремонта, не относятся к сведениям, составляющим государственную тайну, в связи с чем, Валеевой Р.К. необоснованно отказано в предоставлении указанных документов и сведений.

В судебном заседании установлено, что еще на заседании комиссии Департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города Новосибирска от 6 апреля 2009 года было принято решение о капитальном ремонте жилого дома по ул. ... в Дзержинском районе, ООО УК «К» обязали подготовить необходимый пакет документов для включения данного жилого дома в адресную программу по проведению капитального ремонта домов на 2010 года (л.д.39)

Жилой дом, 1936 года постройки, по ул. ... в г. Новосибирске был включен в адресный перечень к заявке о включении домов в муниципальную адресную программу капитального ремонта, находящегося в управлении ООО «К» еще на 2010 год (л.д. 103).

В отношении жилого дома по ул. ... в г. Новосибирске было составлено экспертное заключение по проектно-сметной документации, строительный паспорт объекта капитального ремонта, цветовое решение фасадов, техническое заключение ОО НПК «С», подтверждающие необходимость капитального ремонта.

Однако капитальный ремонт жилого дома по ул. ... в г. Новосибирске в 2010 году не проводился.

Протоколом рабочей группы при Департаменте энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города Новосибирска от 6 апреля 2011 года утвержден сформированный адресный перечень многоквартирных домов на включение в ведомственную целевую программу капитального ремонта многоквартирных домов города Новосибирска в 2011 года, в том числе жилой дом по ..., 1961 года постройки.(л.д. 98).

Жилой дом по ул. ... в г. Новосибирске в сформированный адресный перечень многоквартирных домов на включение в ведомственную целевую программу капитального ремонта многоквартирных домов города Новосибирска в 2011 года вновь не включен.

На основании приложения 3 к Приказу № 11-ОД одним из критериев в определении порядка очередности домов в адресном перечне является доля участия собственников и иных инвесторов (не менее 5%) в финансировании работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.

Судом установлено, что собственники жилого дома по ул. ... решили предоставить в качестве софинансирования 5% от стоимости капитального ремонта, а собственники дома ... по ... – 15%.

Однако данный     факт, по мнению суда, не может иметь решающего значения, поскольку дому ... по ул. ... в г. Новосибирске 75 лет, и это обстоятельство должно было оцениваться в первую очередь при решении вопроса о включении его в Программу капитального ремонта.

Кроме того, должен был учитываться тот факт, что 72% помещений в доме ... по ул. ... в г.Новосибирске являются нежилыми и находятся в муниципальной собственности, и собственникам жилых помещений затруднительно собрать более 5% для участия в капитальном ремонте всего дома.

Также Департаментом в 2009 году уже принималось решение о необходимости включения вышеуказанного дома в Программу капитального ремонта.

          Однако без учета указанных обстоятельств в адресную Программу на 2011 год был включен другой дом - ... по ....

В связи с вышеизложенным суд считает необоснованным решение рабочей группы при Департаменте энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города Новосибирска о невключении жилого дома по ул. ... в г. Новосибирске в программу капитального ремонта многоквартирных домов.

Из перечня многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки (л.д. 99) усматривается, что жилой дом по ул. ... в г. Новосибирске - 1936 года постройки, тогда как жилой дом по ... – 1961 года постройки.

В соответствии со ст. 2 ФЗ РФ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» капитальный ремонт многоквартирного дома – это проведение предусмотренных настоящим ФЗ работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее – общее имущество в многоквартирном доме), в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.

    Пункт 3 ст. 15 данного ФЗ устанавливает, что к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с настоящим ФЗ РФ относятся:

1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;

2) ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт;

3) ремонт крыш;

4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах;

5) утепление и ремонт фасадов;

6) установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа);

7) ремонт фундаментов многоквартирных домов, в том числе на свайном основании, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Физический износ конструкций, инженерных систем и других объектов общего имущества многоквартирных домов определяется путем их обследования визуальным способом (по внешним признакам износа), инструментальными методами контроля и испытания их в соответствии с требованиями ВСН 57-88(р), а количественная оценка физического износа – на основании требований ВСН 53-86(р) и применения соответствующих расчетных формул, таблиц или графиков, приведенных в данных документах.

    По результатам обследования (на основании дефектных ведомостей либо заключения проектной или специализированной организации) управляющей организацией либо органом управления объединения собственников многоквартирного дома должны быть приняты предварительные решения о мерах, необходимых для устранения выявленных неисправностей и повреждений (дефектов), в том числе по проведению в доме капитального ремонта, и подготовлены необходимые материалы и расчеты для рассмотрения на общем собрании собственников помещений.

    Проведение капитального ремонта должно основываться на подробной информации о степени износа всех конструкций и систем зданий по результатам обследования. До начала обследования собирается и анализируется архивный материал, содержащий информацию о техническом состоянии дома, выполненных ремонтных работах, акты и предписания специализированных организаций о состоянии инженерного оборудования (лифты, противопожарная автоматика, электроснабжение, вентиляция).

В соответствии с требованиями СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные» техническое состояние несущих строительных конструкций многоквартирных домов может быть установлено специализированными организациями.

Техническим заключением ОАО «М» по результатам обследования технических конструкций жилого дома по ул. ... в г. Новосибирске в 2010 году установлено, что конструкции карнизной части ограждающих стен здания находятся в аварийном состоянии и угрожают опасностью обрушения, техническое состояние балконов и козырьков над входами оценивается как недопустимое, требуется проведение капитального ремонта с заменой несущих конструкций крыши. Состояние несущих опорных конструкций в подвале жилого дома аварийное, срочно необходимо восстановить несущую способность опорных столбов, балок и плиты перекрытия в подвале. Аварийное состояние конструкций покрытий над спусками в подвал и пристройкой несет угрозу жизни и здоровью (л.д.27-36).

С учетом изложенных обстоятельств суд считает, что жилой дом по ул. ... в г. Новосибирске требует срочного капитального ремонта и должен быть был включен в программу капитального ремонта многоквартирных домов на 2011 год.

Совокупность исследованных в судебном заседании доказательств позволяет суду сделать вывод о том, что Валеевой Р.К. заявлены обоснованные требования, которые подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Заявление Валеевой Р.К. удовлетворить.

Признать незаконным непредоставление Департаментом энергетики, жилищного и коммунального хозяйства г. Новосибирска копии протокола рассмотрения заявок на включение в муниципальную адресную Программу капитального ремонта по обращению Валеевой Раися Карибулловны.

Признать незаконным непредоставление Департаментом энергетики, жилищного и коммунального хозяйства г. Новосибирска по обращению Валеевой Раися Карибулловны данных о подведении итогов по домам, участвующим в адресной Программе по капитальному ремонту согласно Федеральному Закону от 21.07.2007г.№185-ФЗ.

Признать незаконным решение рабочей группы при Департаменте энергетики, жилищного и коммунального хозяйства г. Новосибирска о невключении многоквартирного дома по адресу: г. Новосибирск, ул. ... в адресную целевую Программу капитального ремонта многоквартирных домов г. Новосибирска на 2011 год.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 дней.

Судья    /подпись/    Е.В.Савельева

.

.

.

.