Дело № 2-2197/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 июля 2011 г. г. Новосибирск
Дзержинский районный суд г. Новосибирска в составе:
председательствующего судьи Вегелиной Е.П.,
при секретаре Ярыга Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лачугина Павла Викторовича к Новосибирской таможне об отмене приказа Новосибирской таможни от 18.04.2011 г. № 222 «Об организационно-штатных мероприятиях в Новосибирской таможне»,
У С Т А Н О В И Л:
Лачугин П.В. обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что является федеральным гражданским служащим, главным государственным таможенным инспектором Новосибирского таможенного поста (центра электронного декларирования). В настоящее время свою трудовую деятельность осуществляет в соответствии со служебным контрактом от 28.01.2011 г.
18.04.2011 г. и 28.04.2011 г. истцом были получены уведомления о сокращении должности главного государственного таможенного инспектора Новосибирского таможенного поста (центра электронного декларирования) и об увольнении 29.06.2011 г. с гражданской службы в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями согласно приказам ФТС России от 13.04.2011 г. № 777 «Об организационно-штатных мероприятиях в таможенных органах, расположенных на российско-белорусской и российско-казахстанской государственной границе» Новосибирской таможни и от 18.04.2011 г. № 222 «Об организационно-штатных мероприятиях в Новосибирской таможне».
Включение в приложение к приказу Новосибирской таможни № 222 должности главного государственного таможенного инспектора Новосибирского таможенного поста (центра электронного декларирования), а также уведомления о сокращении его должности считает необоснованными и незаконными в связи с тем, что приказ ФТС от 13.04.2011 г. № 777 устанавливает проведение организационно-штатных мероприятий в таможенных органах, расположенных на российско-белорусской и российско-казахстанской государственной границе. Приложением № 2 на основании п. 2 данного приказа сокращению подлежат 47 государственных гражданских служащих и 4 сотрудника.
По мнению истца, в регионе деятельности Новосибирской таможни отсутствуют таможенные органы, расположенные на российско-белорусской государственной границе.
Таможенным органом, расположенным на российско-казахстанской границе является Карасукский таможенный пост. По утверждению истца, Новосибирский таможенный пост (центр электронного декларирования), в котором истец проходит службу, не является таможенным органом, расположенным на российско-казахстанской границе, поскольку его адресом является г. Новосибирск, ул. .... Начальник таможенного органа не имеет права самостоятельно изменять установленную численность таможенного органа. Количество исключаемых (включаемых) в штатное расписание с учетом перераспределения единиц в приложении к приказу от 18.04.2011 г. № 222 не соответствует приказу ФТС России от 13.04.2011 г. № 777.
Истец просит отменить приказ Новосибирской таможни от 18.04.2011 г. № 222 «Об организационно-штатных мероприятиях в Новосибирской таможне» в части сокращения должности главного государственного таможенного инспектора Новосибирского таможенного поста (центра электронного декларирования), а также отменить уведомления Лачугина П.В. от 18.04.2011 г. и 28.04.2011 г. о сокращении его должности.
В судебном заседании Лачугин П.В. исковые требования поддержал в полном объеме, дополнительно пояснил, что он не является советником государственной гражданской службы, а является референтом 3 класса, поэтому его должность не может подлежать сокращению.
Представители Новосибирской таможни Дементьева О.Н., Вишнякова Ю.С. иск не признали.
Представитель Вишнякова Ю.С. пояснила в судебном заседании, что в приказе ФТС от 13.04.2011 г. № 777 установлено какие посты ликвидируются, в п. 2 указано: сократить численность должностных лиц и работников таможенных органов со ссылкой на приложение № 2, где речь идет о Новосибирской таможне в целом, а не о таможенных постах в отдельности. Новосибирская таможня, в том числе таможенные посты, это единый таможенный орган. Таможенные посты являются структурными подразделениями Новосибирской таможни, поэтому подлежит сокращению не пост, а Новосибирская таможня. Руководитель Новосибирской таможни решает вопрос о сокращении с разрешения Федеральной таможенной службы, а не по своему усмотрению. Должность Лачугина П.В. имеется в приложении к приказу Новосибирской таможни от 18.04.2011 г. № 222 на 4-м листе приказа.
Относительно направления в адрес истца уведомления о возможном сокращении пояснила, что такое уведомление является следствием изданного приказа, а также требованием п. 5 ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».
Суд, выслушав истца, представителей ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Как следует из материалов дела, 13.04.2011 г. ФТС России был издан приказ от № 777 «Об организационно-штатных мероприятиях в таможенных органах, расположенных на российско-белорусской и российско-казахстанской государственной границе», в п. 2 которого предусмотрено сокращение численности должностных лиц и работников таможенных органов в соответствии с приложениями № 1-№ 6 к данному приказу. Приложением № 2 к указанному приказу установлены должности, исключаемые из штатных расписаний таможенных органов, расположенных в Сибирской Федеральном Округе, в число которых вошли должности Новосибирской таможни, всего 51 должность, из них 4 должности сотрудников и 47 – государственных гражданских служащих.
18.04.2011 г. Новосибирской таможней издан приказ № 222 «Об организационно-штатных мероприятиях в Новосибирской таможне», которым внесены изменения в штатное расписание Новосибирской таможни. В число должностей государственных гражданских служащих, подлежащих исключению из штатного расписания Новосибирской таможни, включена одна должность главного государственного таможенного инспектора Новосибирского таможенного поста (центра электронного декларирования). Указанную должность замещал Лачугин П.В., что подтверждается копией служебного контракта (л.д. 19-22).
18.04.2011 г. Лачугин П.В. был предупрежден о возможном увольнении со службы в таможенных органах с 29.06.2011 г. С указанным уведомлением Лачугин П.В. ознакомлен лично.
28.04.2011 г. Лачугин П.В. уведомлен о его увольнении 29.06.2011 г.
Суд соглашается с доводами ответчика о том, что приказом Новосибирской таможни от 18.04.2011 № 222 «Об организационно-штатных мероприятиях в Новосибирской таможне» проводятся лишь организационно-штатные мероприятия, правовых последствий в виде прекращения трудовых отношений с Лачугиным П.В. данный приказ не несет, так как прекращение действия служебного контракта наступает после издания другого приказа, предусмотренного Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Организационно-штатные мероприятия в Новосибирской таможне проводятся во исполнение приказа ФТС России от 13.04.2011 № 777 «Об организационно-штатных мероприятиях в таможенных органах, расположенных на российско-белорусской и российско-казахстанской государственной границе».
В соответствии с п. п. 1, 5 Общего положения о таможне, утвержденного приказом ФТС России от 12.01.2005 № 7, таможня является таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности таможни в пределах компетенции, определенной настоящим положением.
Таможня осуществляет руководство деятельностью подчиненных таможенных постов и является по отношению к ним вышестоящим таможенным органом.
Как пояснил представитель ответчика, Новосибирская таможня осуществляет руководство деятельностью 6 таможенных постов, в том числе Новосибирского восточного таможенного поста. Таможенным органом, расположенным на российско-казахстанской границе, является Новосибирская таможня, поэтому доводы о том, что сокращение должностей происходит именно в Новосибирской таможне, как в таможенном органе (государственном органе) в целом, а не в отдельном таможенном посту, являются обоснованными.
В п.п. 1, 2 раздела I Положения о таможенном посте, утвержденного приказом ФТС России от 13.08.2007 № 965, предусмотрено, что таможенный пост, не имеющий статуса юридического лица, является таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации, компетенция которого ограничивается отдельными правомочиями для совершения таможенных операций. Регион деятельности таможенного поста входит в состав региона деятельности таможни.
Согласно п.п. 9, 10 Положения о таможенном посте, таможенный пост осуществляет свою деятельность под общим руководством ФТС России, регионального таможенного управления и непосредственным руководством таможни. Организацию, контроль и координацию деятельности таможенного поста осуществляет таможня. Должностные лица таможенного поста, без статуса юридического лица, назначаются на должность и освобождаются от должности приказом таможни, в регионе деятельности которой находится таможенный пост. Следовательно, доводы ответчика о том, таможенные посты, находящиеся в подчинении Новосибирской таможни, являются подразделениями таможни, согласуются с указанными нормами.
На основании пп. 1 п. 18 Приказа ФТС России от 18.10.2005 г. № 970 «Об утверждении Положения об организационно-штатной работе в таможенных органах Российской Федерации…» начальник таможенного органа в пределах утвержденной штатной численности и фонда оплаты труда должностных лиц и работников вправе:
1) изменять штатную численность структурных подразделений путем перераспределения численности между ними, создавать или сокращать структурные подразделения или отдельные должности в соответствии с типовыми структурами таможенных органов, изменять должности сотрудников, государственных гражданских служащих и работников в соответствии с нормативными и иными правовыми актами Российской Федерации и нормативами;
2) изменять штатную численность подчиненных таможенных постов путем перераспределения численности между ними, а также штатную численность структурных подразделений таможни путем передачи ее на таможенные посты.
Как видно видно из приказа Новосибирской таможни от 18.04.2011 № 222 начальником таможни принято решение как о сокращении в Новосибирской таможне штатных единиц, так и об изменении штатной численности путем создания отдельных должностей. Сокращение штатной численности произошло в пределах утвержденной штатной численности таможенного органа и фонда оплаты труда.
Таким образом, приказ Новосибирской таможни от 18.04.2011 № 222 «Об организационно-штатных мероприятиях в Новосибирской таможне» издан в соответствии с требованиями приказа ФТС России от 13.04.2011 № 777, и соответствует требованиям действующего законодательства - Положению об организационно-штатной работе в таможенных органах в части создания отдельных должностей и направлен на рациональное и эффективное использование штатной численности и финансовых средств, выделяемых таможенному органу.
Как указала представитель ответчика, решение о сокращение должности главного государственного таможенного инспектора Новосибирского таможенного поста (центра электронного декларирования) было принято на заседании Рабочей группы по организационно-структурной работе Новосибирской таможни под председательством начальника таможни. Данное решение было принято исходя из наименьшей загруженности Новосибирского восточного таможенного поста, в частности отдела таможенного досмотра, что нашло отражение в Протоколе № 2 от 15.04.2011 г., который имеется в материалах дела.
Также суд не может согласиться с доводами истца о том, что приказ Новосибирской таможни от 18.04.2011 № 222 издан с нарушением п. 20 Положения об организационно-штатной работе в таможенных органах Российской Федерации, утв. приказом ФТС России от 18.10.2005 № 970, а именно, что начальником Новосибирской таможни самостоятельно была изменена установленная численность таможни.
Так, п. 20 Положения об организационно-штатной работе в таможенных органах предусмотрено, что начальник таможенного органа не имеет права самостоятельно изменять установленную численность таможенного органа и утвержденный фонд оплаты труда должностных лиц и работников.
Согласно пп. 1, 2, 7 п. 13 раздела 1 «Полномочия и функции ФТС России» Положения об организационно-штатной работе в таможенных органах, ФТС России осуществляет организационно-штатную политику в таможенных органах; разрабатывает и утверждает штатную численность и фонд оплаты труда должностных лиц и работников таможенных органов; готовит приказы об утверждении типовых структур, создании, ликвидации, реорганизации и изменении штатной численности таможенных органов, о внесении изменений в их типовые структуры, а также об изменении окладов должностных лиц и работников, надбавок к должностным окладам и других выплат.
В данном случае, ФТС России был издан приказ от 13.04.2011 № 777 «Об организационно-штатных мероприятиях в таможенных органах, расположенных на российско-белорусской и российско-казахстанской государственной границе», п. 2 которого предусмотрено сокращение численности должностных лиц и работников таможенных органов в соответствии с приложениями № 1-6 к данному приказу.
Приложением 2 к приказу ФТС России от 13.04.2011 № 777 установлены должности, исключаемые из штатных расписаний таможенных органов, расположенных в Сибирском федеральном округе, в число которых вошли должности Новосибирской таможни.
Согласно приложению 2 к приказу ФТС России от 13.04.2011 № 777 из штатного расписания Новосибирской таможни подлежит сокращению 4 должности сотрудников и 47 должностей государственных гражданских служащих, всего подлежит сокращению 51 должность.
Отсюда следует, что именно ФТС России была изменена штатная численность Новосибирской таможни путем исключения из штатного расписания Новосибирской таможни 51 должности, а приказ Новосибирской таможни от 18.04.2011 № 222 был издан во исполнение приказа ФТС России от 13.04.2011 № 777, следовательно, начальник таможни не принимал самостоятельного решения об изменении численности Новосибирской таможни.
Что касается оспариваемых уведомлений, то п. 5 ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено: при сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим.
Сам факт уведомления гражданского служащего о проводимых организационно-штатных мероприятиях, о возможном сокращении замещаемой им должности, а также о возможном увольнении с гражданской службы не нарушает его прав, свобод либо законных интересов, поскольку не порождает правовых последствий.
Правовые последствия для государственного гражданского служащего наступают лишь после издания приказа об его увольнении с гражданской службы
Таким образом, уведомление гражданского служащего об организационно-штатных мероприятиях является прямой обязанностью представителя нанимателя, предусмотренной вышеназванными положениями закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Лачугина Павла Викторовича к Новосибирской таможне об отмене приказа Новосибирской таможни от 18.04.2011 г. № 222 «Об организационно-штатных мероприятиях в Новосибирской таможне», оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в течение 10 дней в Новосибирский областной суд, через Дзержинский районный суд г. Новосибирска.
Судья /подпись/ Е.П.Вегелина
.
.
.
.