Дело № 2-1321/11г.
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
28 сентября 2011 года г. Новосибирск
Дзержинский районный суд г. Новосибирска в составе:
председательствующего судьи Местеховской Е.В.
при секретаре Юдинцевой В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мошковского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Н» об обязании произвести установку освещения переходно-скоростных полос, твердого покрытия площадки для стоянки автотранспортных средств, установить дорожные знаки,
у с т а н о в и л:
Прокурор Мошковского района Новосибирской области после уточнения обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Н», просит приостановить деятельность и обязать произвести установку освещения переходно-скоростных полос, твердого покрытия площадки для стоянки автотранспортных средств, установить дорожные знаки, установить срок для совершения вышеуказанных действий до 01 марта 2012 года, указав в обоснование требований следующее.
Прокуратурой Мошковского района Новосибирской области проведена проверка соблюдения требований ФЗ «О безопасности дорожного движения», установлено, что ответчиком не обеспечена охрана жизни, здоровья, прав и законных интересов граждан, использующих федеральную трассу М-53 «Байкал» для передвижения, а именно эксплуатация пункта общественного питания расположенного на федеральной автомобильной дороге общего пользования в пределах Мошковского района М-53 «Байкал» км 56+800 (справа) осуществляет с нарушением закона: отсутствует освещение переходно-скоростных полос, твердое покрытие площадки отстоя транспорта; не выполнены технические условия обеспечения безопасности дорожного движения (отсутствуют дорожные знаки).
Согласно договора №9/ДС «На размещение примыкания подъезда в пределах придорожной полосы федеральной автомобильной дороги М-53 Байкал», участка Новосибирск-граница Кемеровской области» км 56+800 (справа) от 30.06.2004г. заключенный между ООО «Н» и ГУФУАД «Т» ООО «Н» дано право разместить пункт общественного питания с обязанностью провести соответствующие мероприятия при размещении сервиса в соответствии с требованиями закона.
В соответствии с п.10 ст. 22 ФЗ №257 от 18.11.2007г. объекты дорожного сервиса обустраиваются за счет владельцев или за его счет.
В ходе эксплуатации вышеуказанного объекта выявлены нарушения закона, отсутствует освещение переходно-скоростных полос, твердое покрытие площадки отстоя транспорта; не выполнены технические условия обеспечения безопасности дорожного движения (отсутствуют дорожные знаки).
В настоящее время вышеуказанные нарушения закона ответчиком не устранены.
Указанные нарушения являются недопустимыми, могут привести к дорожно-транспортным происшествиям, возникновению угрозы жизни и здоровья людей, кроме того приводят к разрушению кромки полотна дорожного покрытия и укрепленной обочины дороги, как следствие, к ущербу государственной собственности.
В судебное заседание прокурор Мошковского района г.Новосибирска не явился, извещен.
В судебном заседании прокурор Дзержинского района г.Новосибирска поддержал требования, изложенные в уточненном исковом заявлении, просил установить срок для совершения действий по устранению нарушений до 01.03.2012 года.
Ответчик – ООО «Н» представитель Рахматуллоев Х.К. пояснил в судебном заседании, что у него имеется договор аренды земельного участка, в настоящее время разработан проект по благоустройству и освещению, необходимо время для согласования данного проекта. Кроме того указал, что им приобретен материал для освещения, в частности столбы, которые он в настоящее время не имеет право установить в связи с отсутствием согласованного проекта. На сегодняшний день осуществлена разметка дороги и установлены дорожные знаки запрещающие подъезжать к его кафе, то есть движение в зоне деятельность ООО «Н» разрешено только прямо, таким образом полагает, что деятельность ООО «Н» не может угрожать жизни и здоровью людей.
Третье лицо – представитель ФГУ «К» в судебное заседание не явился, извещен, представил суду заявление с просьбой о рассмотрение дела в его отсутствие, поддержал требования истца, предлагал установить срок для совершения действий по устранению нарушений до 01.06.2012 года, поскольку проведение работ по благоустройству примыкания можно провести только в теплое время года при наличии проектной документации и разрешения на строительство.
Выслушав объяснения прокурора, ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Прокуратурой Мошковского района Новосибирской области проведена проверка соблюдения требований ФЗ «О безопасности дорожного движения», установлено, что ответчиком не обеспечена охрана жизни, здоровья, прав и законных интересов граждан, использующих федеральную трассу М-53 «Байкал» для передвижения, а именно эксплуатация пункта общественного питания расположенного на федеральной автомобильной дороге общего пользования в пределах Мошковского района М-53 «Байкал» км 56+800 (справа) осуществляет с нарушением закона: отсутствует освещение переходно-скоростных полос, твердое покрытие площадки отстоя транспорта; не выполнены технические условия обеспечения безопасности дорожного движения (отсутствуют дорожные знаки).
В соответствии с требованиями ст.2 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения – деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий; дорога -обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также тротуары, обочины и раздельные полосы при их наличии.
На основании ст. 3 Закона основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Статьей 11 Закона предусмотрено, что проектирование, строительство и реконструкция дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие построенных и реконструированных дорог требованиям строительных норм, правил, стандартов и других нормативных документов устанавливается заключением уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти или уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Автомобильная дорога М-53 «Байкал» в соответствии с Перечнем федеральных дорог в РСФСР, утвержденным Постановлением Правительства РСФСР от 24.12.1991 №62, относится к прочим федеральным дорогам. Согласно свидетельства о государственной регистрации права от 10.10.2006 серия 54 АВ № ... находится в постоянном (бессрочном) пользовании ФГУ «Сибуправтодор».
Постановлением Правительства от 01.12.1998 №1420 утверждены Правила установления и использования придорожных полос Федеральных автомобильных дорог общего пользования, согласно п.1, которого предусмотрено, что настоящие Правила определяют порядок установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, являющихся зонами с особым режимом использования земель.
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что контроль за размещением в пределах придорожных полос объектов и соблюдением требований настоящих Правил осуществляют специально уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Федеральное дорожное агентство и уполномоченные им органы, на которые возложено управление федеральными автомобильными дорогами общего пользования, а также органы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской федерации.
Согласно п. 10 Правил размещения в пределах придорожных полос объектов размещается при соблюдении следующих условий:
а) объекты не должны ухудшать видимость на федеральной автомобильной дороге и другие условия безопасности дорожного движения и эксплуатации этой автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений, а также создавать угрозу безопасности населения;
в) размещение, проектирование и строительство объектов должно производится с учетом требований стандартов и технических норм безопасности дорожного движения, экологической безопасности, строительства и эксплуатации автомобильных дорог.
На основании п. 11 Правил размещения объектов дорожного сервиса в пределах придорожных полос должно производится в соответствии с нормами проектирования и строительства этих объектов, а также планами и генеральными схемами их размещения, утвержденными Федеральным дорожным агентством по согласованию с Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления.
При выборе места размещения объектов дорожного сервиса следует стремиться к сокращению до минимума числа примыканий, подъездов к федеральной автомобильной дороге и съездов с нее, располагая, как правило, эти объекты комплексно в границах земель, отведенных для этих целей.
Объекты дорожного сервиса должны быть обустроены площадками для стоянки и остановки автомобилей, а также подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним с федеральной автомобильной дороги. При примыкании к федеральной автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены таким образом, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения.
Строительство и содержание объектов дорожного сервиса, включая площадки для стоянки и остановки автомобилей, подъезды и съезды к ним, осуществляется за счет средств их владельцев.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007г. утверждены Правила установления и использования после отвода Федеральных автомобильных дорог, согласно п.1 которых предусмотрено, что настоящие Правила определяют порядок установления полос отвода автомобильных дорог, находящихся в собственности Российской Федерации, а также условия их использования.
Пунктом 2 Правил №223 предусмотрено, что для целей настоящих Правил под полосой отвода федеральной автомобильной дороги понимается совокупность земельных участков, предоставленных в установленном порядке для размещения конструктивных элементов и инженерных сооружений такой автомобильной дороги, а также зданий, строений, сооружений, защитных и декоративных лесонасаждений и устройство, других объектов, имеющих специальное назначение по обслуживанию указанной дороги и являющихся ее неотъемлемой технологической частью.
Согласно п.8 Правил №233 в пределах полосы отвода федеральной автомобильной дороги могут размещаться объекты дорожного сервиса. Их размещение осуществляется в соответствии нормами проектирования и строительства этих объектов, а также планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, утвержденными Федеральным дорожным агентством по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации, при соблюдении следующих условий:
а) объекты дорожного сервиса не должны ухудшать видимость на федеральной автомобильной дороге и другие условия обеспечения безопасности дорожного движения и использования этой автомобильной дороги;
б) выбор места размещения объектов дорожного сервиса должен осуществляться с учетом возможной реконструкции федеральной автомобильной дороги;
в) объекты дорожного сервиса должны быть обустроены площадками для стоянки и остановки транспортных средств, подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним, а также оборудованными переходно-скоростными полосами.
На основании ст. 12 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министра и Правительства Российской Федерации от 23.10.1993г №109 должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги в безопасности для движения в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
В соответствии с п.4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на подходах к ним на расстоянии не менее 250м от начала переходно-скоростных полос, на участках дорог в зоне размещения переходно-скоростных полос на съездах к сооружениям обслуживания движения, действующим в темное время суток.
В соответствии с п.5.5.27 вышеуказанных ГОСТ содержание переходно-скоростных полос, переездов и территории сооружений обслуживания движения обеспечивается их владельцами за собственный счет.
Согласно договора №9/ДС «На размещение примыкания подъезда в пределах придорожной полосы федеральной автомобильной дороги М-53 Байкал», участка Новосибирск-граница Кемеровской области» км 56+800 (справа) от 30.06.2004г. заключенный между ООО «Н» и ГУФУАД «Т» ООО «Н» дано право разместить пункт общественного питания с обязанностью провести соответствующие мероприятия при размещении сервиса в соответствии с требованиями закона.
В соответствии с п.10 ст. 22 ФЗ №257 от 18.11.2007г. объекты дорожного сервиса обустраиваются за счет владельцев или за его счет.
В ходе эксплуатации вышеуказанного объекта выявлены нарушения закона, отсутствует освещение переходно-скоростных полос, твердое покрытие площадки отстоя транспорта; не выполнены технические условия обеспечения безопасности дорожного движения (отсутствуют дорожные знаки).
В настоящее время вышеуказанные нарушения закона ответчиком не устранены.
В связи с чем, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца в части обязания ответчика произвести установку освещения переходно-скоростных полос, твердого покрытия площадки для стоянки автотранспортных средств, установить дорожные знаки.
При установлении срока для совершения действий по устранению данных нарушений суд учитывает мнение представитель ФГУ «К», который указал, что проведение работ по благоустройству примыкания можно провести только в теплое время года при наличии проектной документации и разрешения на строительство. Таким образом, суд полагает необходимым установить срок до 01.06.2012 года.
В то же время суд полагает, что истцом не представлено доказательств обоснованности требований о приостановлении деятельности ООО «Н» до устранения нарушений.
Не представлено доказательств того, что указанные истцом нарушения могут привести к дорожно-транспортным происшествиям, то есть к возникновению реальной угрозы жизни и здоровья людей.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что иск прокурора Мошковского района Новосибирской области подлежит частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск прокурора Мошковского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Н» об обязании произвести установку освещения переходно-скоростных полос, твердого покрытия площадки для стоянки автотранспортных средств, установить дорожные знаки, удовлетворить.
Обязать ООО «Н» произвести установку освещения переходно-скоростных полос, твердого покрытия площадки для стоянки автотранспортных средств, установить дорожные знаки.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ установить ООО «Н» срок для совершения вышеуказанных действий до 01 июня 2012 года.
В остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение десяти дней через Дзержинский районный суд г. Новосибирска.
Судья/подпись/ .
.
.
.