Дело № 2-1394/12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 мая 2012 года г. Новосибирск
Дзержинский районный суд в составе:
Председательствующего судьи Савельевой Е.В.
при секретаре Басалаевой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новосибирского транспортного прокурора к ЗАО «Т» о признании бездействия по предоставлению отпуска ФИО1 незаконным, понуждении к совершению действий,
у с т а н о в и л:
Новосибирский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ЗАО «Т» о признании бездействия по предоставлению отпуска ФИО1 незаконным, понуждении к совершению действий, указав следующее.
Новосибирской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований трудового законодательства, в ходе которой установлены нарушения закона, влияющие на обеспечение безопасности полетов.
Согласно приказу № 47 л/с от 22.09.2009г. и трудового договора от 22.09.2009г. ФИО1 принят на должность командира ... в ЗАО «...».
Вопреки требованиям законодательства РФ, у ответчика перед ФИО1 имеется задолженность по основному и дополнительному отпуску в размере 28 дней основного и 36 дополнительных дней отпуска.
Нарушение времени отдыха ФИО1 влияет на выполнение им своих должностных обязанностей и может повлечь негативные последствия в виде невнимательности при осуществлении полетов на воздушных судах, являющихся источником повышенной опасности, что представляет угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
Поэтому истец просил признать бездействие ответчика по не предоставлению отпуска командиру авиационной эскадрильи ФИО1 незаконным, обязать ответчика не позднее 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу предоставить ФИО1 отпуск в размере 28 дней основного и 36 дней дополнительного отпусков.
В судебном заседании представитель истца - старший помощник Новосибирского транспортного прокурора Истомин С.С. поддержал заявленные требования частично, просил обязать ответчика не позднее 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу предоставить ФИО1 дополнительный отпуск в размере 36 дней, поскольку дополнительный отпуск продолжительностью 28 рабочих дней ответчиком ФИО1 предоставлен частями в период с февраля по май 2012 года
Представитель ответчика - Киланов В.В.возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснил, что существует график отпусков, в соответствии с которым ФИО1 в период мая-июля 2012 года отпуск будет предоставлен, не усматривает каких-либо нарушений в действиях ответчика.
3-е лицо- ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен.
Выслушав представителей истца, ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст.114 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ), работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.
Согласно ст.21 ТК РФ работник имеет право на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков.
В соответствии со ст.22 ТК РФ, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового законодательства.
На основании ст.2 Воздушного кодекса РФ воздушное законодательство РФ состоит из Воздушного кодекса, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, Федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ.
В силу ст.68 Воздушного кодекса РФ полету воздушного судна должна предшествовать подготовка воздушного судна и его экипажа. Порядок подготовки к полету воздушного судна и его экипажа, порядок осуществления контроля за их готовностью и порядок выполнения полета устанавливаются федеральными авиационными правилами.
В соответствии с п.5.23 Федеральный авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации РФ», утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 31.07.2009г. № 128, эксплуатации разрабатывает и указывает в руководстве по производству полетов нормативы рабочего времени, полетного времени и времени отдыха, которые позволяют ему контролировать утомляемость всех членов экипажей воздушного судна и соответствуют требованиям Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации РФ, утвержденного Приказом Министерства транспорта РФ от 21 ноября 2005г. № 139.
Согласно п.53 вышеназванного Положения членам экипажа предоставляется ежегодный основной и дополнительный отпуск.
В соответствии с п.23 Правил предоставления дополнительных отпусков работникам за работу в особых условиях, утвержденных приказом Министерства гражданской авиации СССР от 13.03.1986 № 50, работникам летного состава, в том числе бортоператорам и бортпроводникам, основной и дополнительный отпуск за работу в особых условиях предоставляются только в натуре, кроме случаев увольнения их из системы Министерства гражданской авиации. В этих случаях за неиспользованный отпуск выплачивается компенсация.
Согласно приказу № 47 л/с от 22.09.2009г. (л.д.11) и трудовому договору от 22.09.2009г. (л.д.11-14) ФИО1 принят на должность командира ... в ЗАО «Т».
Как следует из акта проверки, проведенной помощником Новосибирского транспортного прокурора Истоминым С.С. от 01.03.2012г., вопреки требованиям законодательства, перед 26 работниками у ЗАО «Т» имеется задолженность, как по основным, так и по дополнительным отпускам (л.д.9-10).
Как усматривается из приказа (распоряжения) о предоставлении отпуска, ФИО1 предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск на 16 календарных дней – с 24.02.2012г. по 11.03.2012г. и на 12 календарных дней с 11.04.2012г. по 22.04.2012г., т.е. всего на 28 дней.
Судом установлено, что ответчиком до настоящего времени не предоставлен ФИО1 дополнительный оплачиваемый отпуск в количестве 36 дней, что подтверждается актом проверки, справкой о количестве неиспользованных дней ежегодных оплачиваемых отпусков по летному составу (л.д.4).
Согласно графику погашения задолженности отпусков летного состава на 2012г. дополнительный оплачиваемый отпуск в размере 36 рабочих дней ответчик планирует предоставить ФИО1 в период с 11.05.2012г. по 31.05.2012г.(18 дней) и с 18.06.2012г. по 07.07.2012г.(18 дней).
Доводы представителя ответчика о том, что основной и дополнительные отпуска предоставляются ФИО1 в соответствии с графиком, следовательно, никаких нарушений действующего законодательства работодателем не допущено, являются несостоятельными, поскольку предоставляемые по указанному графику отпуска являются задолженностью предприятия перед работником и предоставляются за предыдущий отработанный период времени.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что уточненные исковые требования Новосибирского транспортного прокурора к ЗАО «Авиапредприятие «Ельцовка» подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Новосибирского транспортного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ЗАО «Т» в виде не предоставления отпуска командиру ... ФИО1.
Обязать ЗАО «Т» предоставить командиру авиационной эскадрильи ФИО1 дополнительный отпуск в размере 36 календарных дней.
Установить ЗАО «Т» срок для предоставления отпуска ФИО1 – не позднее 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья /подпись/
.
.
.
.
.
.
Именем Российской Федерации
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.