решение по иску об устранении нарушений природоохранного законодательства



Дело № 2-29/2011Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерацииг. Кондрово 26 января 2011 года

Дзержинский районный суд Калужской области в составе председательствующего судьи Сафоновой И.В., с участием помощника Калужского межрайонного природоохранного прокурора – Альмуханова А.Н., при секретаре Каиновой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. Калужского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Строймашполимер» о понуждении к получению разрешения и проведению инвентаризации, организации производственного контроля,

У С Т А Н О В И Л:

И.о. Калужского межрайонного природоохранного прокурора обратился в суд с вышеуказанным иском в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Строймашполимер», указав о том, что Калужской межрайонной природоохранной прокуратурой, в связи с коллективным обращением жителей <адрес>, проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в деятельности ООО «Строймашполимер», в ходе которой установлено, что данная организация, осуществляет деятельность по производству труб из полиэтилена, в результате которой используются механическая мастерская, участок производства полиэтиленовых труб, дробление отходов полиэтилена, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду. Срок действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выданного ООО «Строймашполимер» 05.12.2007 года, истек 15.08.2010 года. Выявленные проверкой нарушения законодательства об охране окружающей природной среды негативно сказываются на состоянии окружающей природной среды, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу происходят бесконтрольно, при отсутствии действующей инвентаризации источников выбросов, без проведения производственного контроля, что может повлечь за собой ухудшение общего состояния окружающей природной среды и негативно сказывается на состоянии здоровья неопределенного круга лиц. И.о. Калужского межрайонного природоохранного прокурора просит суд обязать ООО «Строймашполимер» получить в Управлении Росприроднадзора по Калужской области разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, провести инвентаризацию источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, организовать производственный контроль за соблюдением нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в срок до 01.03.2011 года.

В судебном заседании помощник Калужского межрайонного природоохранного прокурора – Альмуханов А.Н., исковые требования поддержал полностью, при этом пояснив суду о том, что до настоящего времени ответчиком нарушения требований законодательства об охране окружающей природной среды не устранены.

Ответчик – ООО «Строймашполимер», надлежащим образом извещался судом о времени и месте рассмотрения дела по последнему известному месту нахождения, в связи с чем, суд считает, возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном ст. 119 ГПК РФ.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, относительно предмета спора - Управление Росприроднадзора по Калужской области, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание своего представителя не направило, просило дело рассмотреть в отсутствие своего представителя, исковые требования и.о. прокурора поддерживает и просит удовлетворить их в полном объеме.

Выслушав помощника Калужского межрайонного природоохранного прокурора, исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Из статьи 17 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан № 5487-1 от 22.07.1993 года следует, что граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.

В силу п. 1 ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей природной среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Из статьи 8 Федерального закона РФ № 52-ФЗ от 30.03.199 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» также следует, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии с п.п. 1 и 5 ст. 14 Федерального закона № 96-ФЗ от 04.05.1999 года «Об охране атмосферного воздуха», выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.22 вышеуказанного Федерального закона РФ «Об охране атмосферного воздуха», юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, перечни вредных (загрязняющих) веществ, перечни вредных физических воздействий на атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, для организаций, городских и иных поселений, субъектов Российской Федерации и Российской Федерации в целом устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Согласно п.1 ст.25 вышеуказанного Федерального закона РФ «Об охране атмосферного воздуха», производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.

Сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха представляются в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п. 1 ст. 30 вышеуказанного Федерального закона РФ «Об охране атмосферного воздуха», юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух, осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В силу п.п. 1, 2, 4 ст.39 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды», юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В судебном заседании установлено и подтверждается объяснениями представителя прокурора, что ООО «Строймашполимер» в <адрес> осуществляет деятельность по производству труб из полиэтилена, в результате которой используются механическая мастерская, участок производства полиэтиленовых труб, дробление отходов полиэтилена, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Срок действия, ранее выданного ООО «Строймашполимер» разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, истек 15 августа 2010 года, что подтверждается разрешением № 952, выданным 05.12.2007 года.

Доказательств получения нового разрешения, ответчиком в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, представлено не было.

Также ответчиком не представлено доказательств: проведения инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; организации производственного контроля за соблюдением нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

При таких обстоятельствах суд считает возможным удовлетворить исковые требования и.о. Калужского межрайонного природоохранного прокурора.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования и.о. Калужского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Строймашполимер» получить в Управлении Росприроднадзора по Калужской области разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; провести инвентаризацию источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; организовать производственный контроль за соблюдением нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в срок до 01.03.2011 года.

Решение может быть обжаловано в Калужский областной суд, через Дзержинский районный суд Калужской области в течение 10 дней.

Судья И.В. Сафонова.