Дело № 2-692 /2012 Изготовлено 22.03.2012г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 19 марта 2012 г. г. Ярославль Дзержинский районный суд г. Ярославля в составе председательствующего судьи Василенко Л.В., с участием истца Петровской С.В., представителя ответчика Тихомировой Н.В., при секретаре Сариевой Л.З., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Петровской С.А. к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ярославской области о взыскании денежных средств в счет погашения долгового товарного обязательства, у с т а н о в и л: Петровская С.А. обратилась в суд с иском к Минфину РФ в лице УФК по Ярославской области о взыскании денежных средств в сумме <данные изъяты> коп в счет погашения долгового товарного обязательства в виде целевых расчетных чеков на право получения автомобиля в третьем квартале ДД.ММ.ГГГГ года. В обоснование исковых требований ссылалась на следующее: В соответствии с приказом Сберегательного Банка СССР и Министерства Торговли СССР от 29.07.1988 г. N 41/136 «Об утверждении правил приема учреждениями Сберегательного банка СССР целевых вкладов на приобретение легковых автомобилей», осуществлялся прием целевых вкладов на приобретение легковых автомобилей для работников, занятых на строительстве и эксплуатации конкретно-определенных предприятий и объектов, в соответствии с утвержденными Правилами. На учреждения Минторговли СССР возлагалась обязанность принять меры к своевременному выделению соответствующим магазинам фондов на легковые автомобили для внеочередной продажи автомобилей по целевым расчетным чекам, выданным учреждениями СБ СССР. После заключения договоров между Сберегательным банком и работниками предприятий ежемесячно с заработной платы работников перечислялись на целевые счета взносы в зависимости от модели автомобиля и срока накопления вклада 3-5 лет. ДД.ММ.ГГГГ на имя истца в Сбербанке СССР был открыт целевой вклад, сроком на 5 лет, по которому в 3-ем квартале ДД.ММ.ГГГГ года у Петровской С.А. наступило право приобретения легкового автомобиля <данные изъяты> в <адрес>. После накопления на лицевом счете полной стоимости автомашины в размере <данные изъяты> неденоминированных рублей, истица получила соответствующие целевые расчетные чеки, не сквитированные до настоящего времени. Государственные долговые товарные обязательства в виде целевых чеков на приобретение автомобилей являются внутренним государственным долгом Российской Федерации. Правовое регулирование их предусмотрено Федеральным законом от 01.06.1995 г. N 86-ФЗ "О государственных долговых товарных обязательствах", и целевые товарные чеки признаны государственными долговыми товарными обязательствами и задолженность по ним отнесена на государственный внутренний долг. В статье 3 указанного Федерального закона была предусмотрена разработка Государственной программы погашения в 1995-1997 годах внутреннего государственного долга Российской Федерации, исходя из принципа его полной компенсации. Новой редакцией Федерального закона от 01.06.1995 г. N 86-ФЗ "О государственных долговых товарных обязательствах" (в ред. ФЗ от 02.06.2000г. №80-ФЗ), было установлено, что погашение государственного внутреннего долга Российской Федерации по государственным долговым товарным обязательствам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, производится в 2001 - 2004 годах в соответствии с Государственной программой погашения в 2001-2004 годах государственного внутреннего долга Российской Федерации по государственным долговым товарным обязательствам. Согласно Федеральному закону от 23.12.2004 г. N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год", по истечении установленных Федеральным законом от 01.06.1995 года N 86-ФЗ "О государственных долговых товарных обязательствах" сроков погашения, Министерство финансов РФ осуществляло в 2005 году через Сберегательный банк РФ погашение целевых расчетных чеков с правом приобретения легковых автомобилей в 1991-1995 годах и целевых вкладов на приобретение легковых автомобилей, оставшихся непогашенными на 1 января 2005 года. В настоящее время действует Федеральный закон от 01.06.1995 г. N 86-ФЗ "О государственных долговых товарных обязательствах" (в ред. ФЗ от 19.07.2009г. № 200-ФЗ), согласно которого по государственным долговым товарным обязательствам, указанным в статье 1 настоящего Федерального закона, устанавливается трехгодичный срок исковой давности, который исчисляется с 1 августа 2009 года. Согласно ст. 2 Закона РФ "О государственном внутреннем долге Российской Федерации" от 13 ноября 1992г., действовавшего до 1 января 2000г., долговые обязательства бывшего Союза ССР включены в государственный долг Российской Федерации только в части, принятой на себя Российской Федерацией. Из содержания данной нормы не следует, что долговые обязательства бывшего Союза ССР в виде товарных обязательств перед владельцами целевых чеков на право получения автомобилей в 1991 - 1992 годах подлежат включению в государственный долг Российской Федерации не в полном объеме. С 1 января 2001 года вступила в силу новая редакция статьи 3 Федерального закона РФ от 1 июня 1995 года N 86-ФЗ "О государственных долговых товарных обязательствах" (в редакции Федерального закона от 2 июня 2000 года N 80-ФЗ). В этой норме предусмотрено, что государственные долговые товарные обязательства в виде облигаций государственных целевых беспроцентных займов и целевых чеков на приобретение легковых автомобилей должны погашаться в соответствии с Государственной программой погашения в 2001 - 2004 годах, а также установлены очередность и условия погашения этих обязательств по видам заимствований. Такая программа утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 г. N 1006. Истица считает, что государством незаконно и необоснованно в одностороннем порядке изменены и установлены новые сроки и условия погашения государственных долговых обязательств, тем самым существенно ущемлены ее права. Введением новой редакции статьи 3 Федерального закона РФ от 1 июня 1995 года N 86-ФЗ "О государственных долговых товарных обязательствах" (в редакции Федерального закона от 2 июня 2000 года N 80-ФЗ), государство безосновательно ограничило конституционные права истца в части возмещения убытков, причиненных ненадлежащим исполнением государственными органами своих обязательств. В судебном заседании Петровская С.А. полностью поддержала заявленные исковые требования, дополнительных пояснений не давала. Представитель ответчика по доверенности Тихомирова Н.В., в судебном заседании пояснений не давала, поддержала доводы письменного отзыва (л.20-21), согласно которому в силу действующего Федерального законодательства, регулирующего спорные правоотношения, истица имеет право на получение денежной компенсации по целевым расчетным чекам в сумме <данные изъяты> коп, что соответствует размеру выплаченной стоимости автомобиля по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Представитель третьего лица ГО № СБ РФ, привлеченного судом для участия в деле, надлежаще уведомленный о дате, месте и времени рассмотрения, в судебное заседание не явился, причины неявки не сообщил. Дело рассмотрено в его отсутствие, согласно ч.3 ст.167 ГПК РФ. Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, судом установлено следующее. ДД.ММ.ГГГГ Петровской С.А. в отделении Сбербанка СССР в <адрес> <адрес>) были выданы два целевых расчетных чека на общую сумму <данные изъяты> руб., в том числе целевой расчетный чек № на сумму <данные изъяты> руб. для уплаты за а/м <данные изъяты> в <адрес> по заявке ДД.ММ.ГГГГ. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и целевой расчетный чек № на сумму <данные изъяты> руб. сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается нотариально заверенными копиями указанных документов и справкой из дополнительного офиса № Якутского ОСБ №. Из пояснений истца, справок СБ РФ (л.10,23) следует, что автомобиль в указанный в чеках срок Петровской С.А. предоставлен не был; на хранение чеки не сдавались, компенсацию по ним истица не получала. Суд считает, что правоотношения сторон регулируются Федеральным законом от 01 июня 1995 г. № 86-ФЗ «О государственных долговых товарных обязательствах», согласно ст.1 которого государственные долговые товарные обязательства в виде облигаций государственных целевых беспроцентных займов на приобретение товаров народного потребления, включая легковые автомобили, целевых чеков на приобретение легковых автомобилей, чеков "Урожай-90", целевых вкладов на приобретение легковых автомобилей, обязательств государства перед сдатчиками сельскохозяйственной продукции признаны внутренним государственным долгом Российской Федерации. В соответствии со ст.ст. 2, 3 указанного Федерального закона и пунктом 6 Государственной программы погашения в 2001-2004 гг. государственного внутреннего долга РФ по государственным долговым товарным обязательствам, утвержденной постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. № 1006 обязательства в виде целевых чеков на приобретение автомобилей перед гражданами Российской Федерации, другими лицами, заключившими их на территории Российской Федерации, их законными наследниками подлежат исполнению надлежащим образом в соответствии с нормами действующего Гражданского кодекса Российской Федерации. Погашение государственных долговых товарных обязательств в виде целевых расчетных чеков с правом приобретения легковых автомобилей в ДД.ММ.ГГГГ годах производится путем выплаты владельцам этих чеков денежной компенсации в размере части стоимости указанного в чеке автомобиля, установленной исходя из процентного соотношения оплаченной владельцем обязательства части стоимости автомобиля на ДД.ММ.ГГГГ (по действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ ценам) и стоимости автомобиля, указанного в чеке, определяемой по согласованию с заводом-изготовителем на момент исполнения обязательств. Согласно справке ОАО СБ РФ (л.23) остаток средств на целевом вкладе Петровской С.А. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составлял <данные изъяты> коп, т.о. на указанную дату истцом было выплачено <данные изъяты> стоимости автомобиля <данные изъяты> руб.). Согласно протокола расчетных цен на легковые автомобили, письма Минфина РФ стоимость автомобиля <данные изъяты>, определенная в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.12.2000г. №1006, в настоящее время составляет <данные изъяты> коп. (л.33, 21) Поскольку порядок, условия выплаты владельцам чеков денежной компенсации и ее размер установлены федеральным законодательством, с учетом обстоятельств дела, Петровская С.А. имеет право на возмещение компенсации по имеющимся у нее целевым расчетным чекам на приобретение легкового автомобиля. Размер денежной компенсации составляет <данные изъяты> коп, исходя из следующего расчета: <данные изъяты> Указанная сумма подлежит взыскания в пользу истицы за счет Казны РФ. Исковые требования в остальной части не основаны на законе и не подлежат удовлетворению. Доводы истца о применении к спорным правоотношениям иных законов и нормативно-правовых актов несостоятельны, поскольку Федеральным законом от 01 июня 1995 г. № 86-ФЗ «О государственных долговых товарных обязательствах» государством установлен механизм погашения долговых товарных обязательств, действующий в настоящее время. Согласно ст.98 ГПК РФ с в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины при подаче иска, пропорционально части удовлетворенных требований в сумме <данные изъяты> коп. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Петровской С.А. компенсацию по целевым расчетным чекам в сумме <данные изъяты> коп, расходы по уплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> коп, а всего <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. В удовлетворении иска Петровской С.А. в остальной части отказать. Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Дзержинский районный суд г. Ярославля в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Л.В.Василенко