Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 18 июля 2011 года с. Дзержинское Дзержинский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего - председателя суда Матэус Л.М., с участием истца – заместителя прокурора Дзержинского района Гуляевой Л.В., ответчика – представителя МБУЗ «Дзержинская центральная районная больница» Ляхова А.П., при секретаре Благородной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-260 по иску прокурора Дзержинского района в интересах неопределенного круга лиц к МБУЗ «Дзержинская центральная районная больница» о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму, санитарно-эпидемиологического законодательства, по созданию безопасных условий для детей и граждан, находящихся в лечебном учреждении, и обязании устранить выявленные нарушения, У С Т А Н О В И Л: Прокурор в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском к МБУЗ «Дзержинская центральная районная больница» о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму, санитарно-эпидемиологического законодательства, по созданию безопасных условий для детей и граждан, находящихся в лечебном учреждении, незаконным, и обязании устранить выявленные нарушения. Прокурор мотивировал свои требования тем, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности несовершеннолетних, находящихся на лечении в Дзержинской ЦРБ, было установлено, что охрана детского и инфекционного отделений, входящих в состав районной больницы, не осуществляется, посещения контролируются медицинской сестрой, работающей в этот день в отделении. Всего в смену в указанных отделениях работают одна медицинская сестра и санитарка, что не позволяет надлежащим образом контролировать доступ посторонних лиц в отделение, а также уход из отделений больных без разрешения врача. Территория МБУЗ «Дзержинская ЦРБ» не огорожена, не ограничен свободный доступ на территорию больницы посторонних лиц, отсутствует система видеонаблюдения. Выявленные нарушения представляют непосредственную угрозу жизни и здоровью детей, находящихся на лечении в отделениях Дзержинской ЦРБ либо обратившихся за медицинской помощью в больницу, а также могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации. Заместитель прокурора Дзержинского района Гуляева Л.В. в судебном заседании поддержала исковые требования, пояснила, что в целях защиты жизни и здоровья граждан, в том числе несовершеннолетних, обращающихся за медицинской помощью в Дзержинскую ЦРБ, в целях предотвращения террористических актов на территории лечебного учреждения, иных чрезвычайных ситуаций, администрации районной больницы следует провести ряд мероприятий для обеспечения безопасности граждан: в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства сделать ограждение вокруг больницы; для контроля за происходящим и своевременного реагирования на внештатные ситуации установить систему видеонаблюдения на территории ЦРБ. Представитель ответчика – главный врач МБУЗ «Дзержинская ЦРБ» Ляхов А.П., опрошенный в судебном процессе, исковые требования прокурора признал в полном объеме, пояснил, что в течении года администрация районной больницы устранить выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения. Исследовав письменные материалы дела, выслушав доводы сторон, суд находит, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В силу ст.1 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», утвержденных ВС РФ 22.07.1993 года № 5487-1 (в ред. от 30.12.2008) гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами РФ, Конституциями (уставами) субъектов РФ. Соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья являются одними из основных принципов охраны здоровья граждан. (ст. 2 Основ ). Кроме этого, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Судом установлено, что МБУЗ «Дзержинская ЦРБ», является организацией, которая осуществляет медицинскую деятельность. В состав данного учреждения входят: стационарные отделения, а также амбулаторно-поликлиническое отделение, отделение скорой медицинской помощи, зубопротезный кабинет, клиническая лаборатория, бактериологическая лаборатория. Ежедневно больницу посещает значительное число граждан, нуждающихся в медицинских услугах, при этом в нарушении санитарно-эпидемиологического законодательства территория районной больницы, расположенная в с. Д. ул. Б., не огорожена. Отсутствие ограждения позволяет посторонним лицам беспрепятственно проникать на территорию больницы, проносить на территорию различные предметы, которые могут представлять опасность для окружающих. Для предотвращения террористических актов, правонарушений, поддержания порядка и своевременного реагирования на внештатные ситуации целесообразно установить на территории ЦРБ систему видеонаблюдения. Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что требования прокурора Дзержинского района являются законными и обоснованными и направлены на защиту неопределенного круга лиц, находящихся на стационарном лечении либо обращающихся за медицинской помощью в Дзержинскую ЦРБ, вследствии чего суд удовлетворяет заявленные требования в полном объеме. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: 1. Исковое заявление прокурора Дзержинского района удовлетворить. 2. Признать бездействие МБУЗ «Дзержинская центральная районная больница», выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму, санитарно-эпидемиологического законодательства, по созданию безопасных условий для детей и граждан, находящихся в лечебном учреждении, незаконным. Обязать МБУЗ «Дзержинская центральная районная больница» устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму, санитарно-эпидемиологического законодательства, осуществив в срок до 18.07.2012 года следующие мероприятия: - сделать ограждение по периметру территории МБУЗ «Дзержинская центральная районная больница», расположенной по адресу: Красноярский край, Дзержинский район, с. Д., ул. Б.; - установит в МБУЗ «Дзержинская центральная районная больница» камеры видеонаблюдения. Взыскать с МБУЗ «Дзержинская центральная районная больница» государственную пошлину в размере 4000 рублей. На решение может быть подана кассационная жалоба в течении 10 дней со дня его принятия в Красноярский краевой суд через Дзержинский районный суд. Председатель Дзержинского райсуда Матэус Л.М. Решение вступило в законную силу.
Пункт 2.13 Санитарно-эпидемиологических требований к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58 («СанПиН 2.1.3.2630-10»), предусматривает, что территория данных учреждений должна быть ограждена.
Указанные требования предусмотрены в п. 6, п\п «б» п. 13, п\п «з» п. 15 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009, в том числе по обеспечению проведения единой государственной политики в области противодействия терроризму и направленной на защиту основных прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.06 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» основными принципами противодействия терроризму являются: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина.