Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 29 июля 2011 года с. Дзержинское Дзержинский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего председателя суда Матэус Л.М., с участием заявителя – заместителя прокурора Дзержинского района Гуляевой Л.В., при секретаре Колтаковой В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-281 по заявлению прокурора Дзержинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Нижнетанайского сельсовета о признании бездействия по организации водоснабжения в границах сельских населенных пунктов с. Н., д. Т., д. С. Дзержинского района Красноярского края в части несоответствия санитарным правилам, незаконным, и обязании устранить выявленные нарушения, У С Т А Н О В И Л: Прокурор в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с заявлением о признании бездействия администрации Нижнетанайского сельского совета по организации водоснабжения в границах сельских населенных пунктов с. Н., д. Т., д. С. Дзержинского района Красноярского края в части несоответствия качества питьевой воды санитарно-эпидемиологическим требованиям, незаконным, и обязании устранить выявленные нарушения. Прокурор мотивировал свои требования тем, что в ходе проведения проверки исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства было установлено, что муниципальным образованием Нижнетанайский сельсовет допускаются существенные нарушения требований Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Так питьевая вода в общественных колодцах №№ 1,2,3,4,5,7 и 8 в с. Н. и из водозаборных колонок, расположенных в этом же населенном пункте на ул. напротив жилого дома №4, на ул. Л. возле дома №19, на ул. П. между домами №7 и №9, не соответствует требованиям п.4.1 СанПиН 2.1.4.1175, аналогичные нарушения выявлены в д. Т. (общественные колодцы №№16,17,18) и д. С. (общественные колодцы №№ 19,20,21,22). В вышеперечисленных источниках питьевой воды содержание нитратов, жесткость, а также иные показатели превышают допустимые значения в несколько раз. По мнению прокурора, имеющиеся нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства создают реальную угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц. В судебном заседании заместитель прокурора Дзержинского района Гуляева Л.В. поддержала вышеуказанные требования по мотивам, изложенным в заявлении. Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, имеется заявление от главы Нижнетанайского сельсовета Дзержинского района Марфина Н.И., в котором он просит рассмотреть дело в отсутствии представителя администрации, с требованиями прокурора согласен в полном объеме. Исследовав письменные материалы дела, выслушав доводы сторон, суд находит, что заявление прокурора Дзержинского района подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения. В результате проведения прокурорской проверки выявлены следующие нарушения требований санитарных правил и норм: 7) Питьевая вода из общественного колодца № 4 по ул. Л., 6 не 13) Питьевая вода из общественного колодца №18 по ул. К., 1а не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов: нитраты превышают допустимое значение в 1,4 раза, в нарушение п. 4.1 СанПиН 2.1.4.1175. 15) Питьевая вода из общественного колодца № 22 по ул. С., 4 не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов: нитраты превышают допустимое значение в 8 раз, жесткость общая превышает допустимое значение в 1,8-2,5 раза, в нарушение п. 4.1 СанПиН 2.1.4.1175; Как следует из данных заключений, возможны неблагоприятные последствия для организма человека из-за употребления некачественной воды в пищу. Так, избыточное количество нитратов в питьевой воде снижает обменные процессы в организме, повышенная жесткость способствует возникновению мочекаменной болезни. Повышение окисляемости свидетельствует о содержании в воде легко окисляющихся органических соединений, которые отрицательно влияют на печень, почки, репродуктивную функцию организма. Повышенное количество общих колиформных бактерий приводит к расстройству кишечного тракта у человека. Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что требования прокурора Дзержинского района являются законными и обоснованными и направлены на защиту неопределенного круга лиц от неблагоприятных последствий в связи с использованием питьевой воды, не отвечающей требованиям безопасности, вследствии чего суд удовлетворяет заявленные требования в полном объеме. Решая вопрос о судебных расходах, суд руководствуется положениями п.п.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, согласно которых органы местного самоуправления освобождаются от уплаты госпошлины. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: На решение может быть подана кассационная жалоба в течении 10 дней со дня его принятия в Красноярский краевой суд через Дзержинский районный суд. Председатель Дзержинского райсуда Матэус Л.М. Решение вступило в законную силу.
Согласно ст. 3 Федерального Закона РФ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно абз. 3 ч. 2 ст. 2 Федерального Закона РФ “О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения” органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Постановлением Министерства здравоохранения РФ от 25 ноября 2002 г.
№40 введены в действие санитарные правила “Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников. СанПиН 2.1.4.1175-02”, утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 17 ноября 2002 года, которые имеют целью предупреждение и устранение загрязнения воды источников нецентрализованного водоснабжения общего и индивидуального пользования и устанавливают гигиенические требования к качеству воды источников нецентрализованного водоснабжения, к выбору места расположения, оборудованию и содержанию водозаборных сооружений и прилегающей к ним территории. В п. 4.1. данных санитарных правил перечислены нормативные требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения.
Санитарные правила и нормы являются обязательными для соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.
Населенный пункт с. Н.:
1) Питьевая вода из общественного колодца № 8 по ул. Н., 16 не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов: нитраты превышают допустимое значение в 8,3 раза; жесткость общая превышает допустимое значение в 1,6-2,3 раза, в нарушение п. 4.1 СанПиН 2.1.4.1175;
2) Питьевая вода из общественного колодца № 7 по ул. П., 4 не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов: нитраты превышают допустимое значение в 7,6 раза; жесткость общая превышает допустимое значение в 2-2,2 раза, в нарушение п. 4.1 СанПиН 2.1.4.1175;
3) Питьевая вода из общественного колодца № 5 по ул. З., 6 не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов: нитраты превышают допустимое значение в 4,3 раза, в нарушение п. 4.1 СанПиН 2.1.4.1175;
4) Питьевая вода из общественного колодца №1 по ул., 14 не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов: нитраты превышают допустимое значение в 1,9 раза; окисляемость превышает допустимое значение в 1,3 раза; жесткость общая превышает допустимое значение в 1,1-1,5 раза, в нарушение п. 4.1 СанПиН 2.1.4.1175;
5) Питьевая вода из общественного колодца № 2 по …, 6 не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов: окисляемость превышает допустимое значение в 1,3 раза, в нарушение п. 4.1 СанПиН 2.1.4.1175;
6) Питьевая вода из общественного колодца № 3 по ул. Л., 21 не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов: жесткость общая превышает допустимое значение в 1,1 раза, в нарушение п. 4.1 СанПиН 2.1.4.1175;
соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов: нитраты превышают допустимое значение в 1,5 раза, в нарушение п. 4.1 СанПиН 2.1.4.1175;
8) Питьевая вода из водозаборной колонки по ул., напротив жилого дома № 4 не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов: железо превышает допустимое значение в 3 раза; жесткость общая превышает допустимое значение в 2 раза; мутность по каолину превышает допустимое значение в 2,6 раза, в нарушение п. 4.1 СанПиН 2.1.4.1175;
9) Питьевая вода из водозаборной колонки по ул. Л., возле дома № 19 не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов: железо превышает допустимое значение в 3 раза; мутность по каолину превышает допустимое значение в 2,4 раза, в нарушение п. 4.1 СанПиН 2.1.4.1175;
10) Питьевая вода из водозаборной колонки по ул. П., между домами № 7 и № 9 не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов: железо превышает допустимое значение в 3,1 раза; мутность по каолину превышает допустимое значение в 3 раза, в нарушение п. 4.1 СанПиН 2.1.4.1175.
Населенный пункт д. Т.:
11) Питьевая вода из общественного колодца № 16 по ул. К., 21 не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов: нитраты превышают допустимое значение в 7,3 раза, жесткость общая превышает допустимое значение в 1,7-2,5 раза, в нарушение п. 4.1 СанПиН 2.1.4.1175;
12) Питьевая вода из общественного колодца №17 по ул. К., 9 не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов: нитраты превышают допустимое значение в 8 раз, жесткость общая превышает допустимое значение в 2-2,6 раза, в нарушение п. 4.1 СанПиН 2.1.4.1175.
Населенный пункт д. С.:
14) Питьевая вода из общественного колодца № 21 по ул. С., 5 не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов: нитраты превышают допустимое значение в 1,4 раза, мутность по каолину превышает допустимое значение в 8-11 раз, жесткость общая превышает допустимое значение в 2,5 раза, окисляемость превышает допустимое значение в 7-10 раз, в 100 мл обнаружено 10 общих колиформных бактерий, в нарушение п. 4.1 СанПиН 2.1.4.1175;
16) Питьевая вода из общественного колодца №20 по ул. Ш., 43 не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов: нитраты превышают допустимое значение в 3,4 раза, жесткость общая превышает допустимое значение в 1,3-2 раза, в нарушение п. 4.1 СанПиН 2.1.4.1175;
17) Питьевая вода из общественного колодца №19 по ул. Ш., 13 не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов: нитраты превышают допустимое значение в 8 раз, жесткость общая превышает допустимое значение в 3-4 раза, в нарушение п. 4.1 СанПиН 2.1.4.1175.
Факт нарушения требований санитарно-эпидемиологических правил подтверждается экспертными заключениями №№240, 241, 242 о соответствии (несоответствии) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам результатов: лабораторных исследований проб (образцов): питьевой воды из источников нецентрализованного водоснабжения, отобранной в месте осуществления деятельности администрации Нижнетанайского сельсовета Дзержинского района, утвержденных 20.04.2011 года главным врачом филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» в г. Канске.