Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 29 июля 2011 года с. Дзержинское Дзержинский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего - председателя суда Матэус Л.М., с участием заявителя – заместителя прокурора Дзержинского района Гуляевой Л.В., при секретаре Колтаковой В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-282 по заявлению прокурора Дзержинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Михайловского сельсовета о признании бездействия по организации водоснабжения в границах сельских населенных пунктов с. М., д. У., п. Н. Дзержинского района Красноярского края в части несоответствия санитарным правилам, незаконным, и обязании устранить выявленные нарушения, У С Т А Н О В И Л: Прокурор в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с заявлением о признании бездействия администрации Михайловского сельского совета по организации водоснабжения в границах сельских населенных пунктов с. М., д. У., п. Н. Дзержинского района Красноярского края в части несоответствия качества питьевой воды санитарно-эпидемиологическим требованиям, незаконным, и обязании устранить выявленные нарушения. Прокурор мотивировал свои требования тем, что в ходе проведения проверки исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства было установлено, что муниципальным образованием Михайловский сельсовет допускаются существенные нарушения требований Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Так питьевая вода из общественных колодцев и скважин без разводящей сети, расположенных в с. М., д. У. и п. Н., не соответствует требованиям п.4.1 СанПиН 2.1.4.1175. В вышеперечисленных источниках питьевой воды содержание нитратов, жесткость, а также иные показатели превышают допустимые значения в несколько раз. По мнению прокурора, имеющиеся нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства создают реальную угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц. В судебном заседании заместитель прокурора Дзержинского района Гуляева Л.В. поддержала вышеуказанные требования по мотивам, изложенным в заявлении. Представитель заинтересованного лица – администрации Михайловского сельсовета Красноярского края в судебное заседание не явился, имеется заявление от главы вышеуказанного сельсовета Судникович В.В., в котором она просит рассмотреть дело в ее отсутствии, с требованиями прокурора согласна в полном объеме. Исследовав письменные материалы дела, выслушав доводы сторон, суд находит, что заявление прокурора Дзержинского района подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения. В результате проведения прокурорской проверки выявлены следующие нарушения требований санитарных правил и норм: составляет 3,9 + 0,31, мг/л, при допустимой в пределах 1,5-2 мг/л, в нарушение п. 4.1 СанПиН 2.1.4.1175; Факт нарушения требований санитарно-эпидемиологических правил подтверждается экспертными заключениями №968 и №969 от 13.11.2010 года и № 975 от 15.11.2010 года о соответствии (несоответствии) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам результатов: лабораторных исследований образцов питьевой воды нецентрализованных систем водоснабжения, отобранной в месте осуществления деятельности администрации Михайловского сельсовета Дзержинского района. Как следует из данных заключений, возможны неблагоприятные последствия для организма человека из-за употребления некачественной воды в пищу. Так, избыточное количество нитратов в питьевой воде снижает обменные процессы в организме, повышенная жесткость способствует возникновению мочекаменной болезни. Повышение окисляемости свидетельствует о содержании в воде легко окисляющихся органических соединений, которые отрицательно влияют на печень, почки, репродуктивную функцию организма. Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что требования прокурора Дзержинского района являются законными и обоснованными и направлены на защиту неопределенного круга лиц от неблагоприятных последствий в связи с использованием питьевой воды, не отвечающей требованиям безопасности, вследствии чего суд удовлетворяет заявленные требования в полном объеме. Решая вопрос о судебных расходах, суд руководствуется положениями п.п.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, согласно которых органы местного самоуправления освобождаются от уплаты госпошлины. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: 1. Заявление прокурора Дзержинского района удовлетворить. 2. Признать незаконным бездействие администрации Михайловского сельского совета Дзержинского района Красноярского края по организации водоснабжения в границах сельских населенных пунктов с. М., д. У., п. Н. Дзержинского района Красноярского края в части несоответствия качества питьевой воды санитарным правилам. 3. Обязать администрацию Михайловского сельского совета Дзержинского района Красноярского края организовать водоснабжение в границах сельских населенных пунктов с. М., д. У., п. Н. Дзержинского района Красноярского края в соответствии с требованиями п.4.1 санитарных правил “Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников. СанПиН 2.1.4.1175-02”, утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 17 ноября 2002 года, в течении одного года с момента вступления данного решения в законную силу. На решение может быть подана кассационная жалоба в течении 10 дней со дня его принятия в Красноярский краевой суд через Дзержинский районный суд. Председатель Дзержинского райсуда Матэус Л.М. Решение вступило в законную силу.
Согласно ст. 3 Федерального Закона РФ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно абз. 3 ч. 2 ст. 2 Федерального Закона РФ “О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения” органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Постановлением Министерства здравоохранения РФ от 25 ноября 2002 г.
№40 введены в действие санитарные правила “Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников. СанПиН 2.1.4.1175-02”, утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 17 ноября 2002 года, которые имеют целью предупреждение и устранение загрязнения воды источников нецентрализованного водоснабжения общего и индивидуального пользования и устанавливают гигиенические требования к качеству воды источников нецентрализованного водоснабжения, к выбору места расположения, оборудованию и содержанию водозаборных сооружений и прилегающей к ним территории. В п. 4.1. данных санитарных правил перечислены нормативные требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения.
Санитарные правила и нормы являются обязательными для соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.
Населенный пункт с. М.:
1) Питьевая вода из общественного колодца по ул. Ц. между жилыми домами № 3 и № 5 не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов: по показателю нитраты составляют 67,5 мг/л при допустимой не более 45 мг/л, общая жесткость составляет 20,6+2,6 мг-экв/л, при допустимой в пределах 7-10 мг-экв/л, в нарушение п. 4.1 СанПиН 2.1.4.1175;
2) Питьевая вода из общественного колодца по ул. Ц. возле жилого дома №20 не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов: по показателю нитраты составляют 66,4 мг/л при допустимой не более 45 мг/л, общая жесткость составляет 16,6 +2,1 мг-экв/л, при допустимой в пределах 7-10 мг-экв/л, в нарушение п. 4.1 СанПиН 2.1.4.1175;
3) Питьевая вода из скважины без разводящей сети, расположенной к северо- востоку от с. М., не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов: по показателю нитраты составляют 61,6 мг/л при допустимой не более 45 мг/л, общая жесткость составляет 10,9+1,4 мг-экв/л, при допустимой в пределах 7-10 мг-экв/л, в нарушение п. 4.1 СанПиН 2.1.4.1175;
Населенный пункт д. У.:
4) Питьевая вода из общественного колодца напротив жилого дома № 8 по ул. Ц. не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов: по показателю нитраты составляют 57,8 мг/л при допустимой не более 45 мг/л, общая жесткость составляет 16,2 +2, мг-экв/л, при допустимой в пределах 7-10 мгэкв/л, в нарушение п. 4.1 СанПиН 2. 1.4. 1175;
5) Питьевая вода из общественного колодца напротив сельского дома культуры № 48 по ул. Ц. по показателю мутности по коалину
6) Питьевая вода из общественного колодца напротив сельского дома культуры № 48 по ул. Ц. не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов: по показателю нитраты составляют 62,1 мг/л при допустимой не более 45 мг/л, общая жесткость составляет 22,6+2,8, мг-экв/л, при допустимой в пределах 7-10 мг-экв/л, в нарушение п. 4.1 СанПиН 2.1.4.1175;
7) Питьевая вода из общественного колодца напротив жилого дома №3 по ул. Н. не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов: по показателю нитраты составляют 54 мг/л при допустимой не более 45 мг/л, в нарушение п. 4.1 СанПиН 2.1.4.1175;
Населенный пункт п. Н.:
8) Питьевая вода из общественного колодца между жилыми домами № 10 и №12 по ул. В. не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов: по показателю нитраты составляют 62,1 мг/л при допустимой не более 45 мг/л, в нарушение п. 4.1 СанПиН 2.1.4.1175;
9) Питьевая вода из скважины без разводящей сети по ул. В. №12 по показателю мутности по коалину составляет 16,8 мг/л, при допустимой в пределах 1,5-2 мг/л, в нарушение п. 4.1 СанПиН 2.1.4.1175;
10) Питьевая вода из общественного колодца напротив жилого дома № 3 по ул. М. по показателю нитраты составляют 55,1 мг/л, при допустимой не более 45 мг/л, в нарушение п. 4.1 СанПиН 2.1.4.1175;
11) Питьевая вода из общественного колодца напротив жилого дома № 3 по ул. Ш. не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических правил: по показателю окисляемость составляет 9,7 +1,8 мг/л, при допустимой в пределах 5-7 мг/л, в нарушение п. 4.1 СанПиН 2.1.4.1175.