Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 20 июля 2011 года с. Дзержинское Дзержинский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего - председателя суда Матэус Л.М., с участием заявителя - заместителя прокурора Дзержинского района Гуляевой Л.В., при секретаре Благородной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-271/2011 г. по заявлению прокурора Дзержинского района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию Михайловский сельский совет о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по надлежащему оборудованию мест посадки и высадки школьников в границах поселения, и обязании устранить выявленные нарушения в сфере безопасности дорожного движения, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Дзержинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к Муниципальному образованию Михайловский сельский совет о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по надлежащему оборудованию мест посадки и высадки школьников в границах поселения, и обязании устранить выявленные нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения в срок до 01.09.2011 года. В обосновании своих требований прокурор указал, что в ходе проведения проверки обеспечения условий, гарантирующих детям безопасность жизни при осуществлении перевозки к общеобразовательным учреждениям по маршрутам движения школьных автобусов, установлено, что некоторые участки дорог, по которым происходит подвоз детей к школам района, не соответствуют требованиям безопасности дорожного движения. Так, на участке школьного маршрута «Д.-М.-У.-Н.»», обслуживаемом МО Михайловский сельсовет, выявлены следующие недостатки: - место посадки и высадки школьников (подъезд к территории МОУ «Новинская средняя школа» по ул. Ц. п. Н.) не оборудовано соответствующими знаками, предусмотренными п.п.1.23, 3.24 ПДД, отсутствует заездной карман для безопасной посадки и высадки школьников, площадка для посадки и высадки школьников не соответствует п.2.1.8 СанПиН 2.4.2.1178-02, а также инструкции для перевозки детей. Учитывая, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления, прокурор, действуя в интересах детей, чьи жизнь и здоровье подвергаются опасности при перевозке к общеобразовательным учреждениям, обратился в суд с заявлением к Муниципальному образованию Михайловский сельсовет в порядке ст.254 ГПК РФ. Заместитель прокурора Дзержинского района Гуляева Л.В. в судебном заседании поддержала вышеуказанные требования по мотивам, изложенным в заявлении. Представитель заинтересованного лица – МО Михайловский сельсовет в судебное заседание не явился, просят рассмотреть дело в отсутствии их представителя, с требованиями прокурора, изложенными в заявлении, согласны. Исследовав письменные материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему. В силу подпункта 1.5 пункта 1 статьи 7 Устава Муниципального образования Михайловский сельсовет Красноярского края к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельсовета, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аналогичные положения содержаться в п. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». - место посадки и высадки школьников (подъезд к территории МОУ «Новинская средняя школа» по ул. Ц. п. Н.) не оборудовано соответствующими знаками, предусмотренными п.п.1.23, 3.24 ПДД, отсутствует заездной карман для безопасной посадки и высадки школьников, площадка для посадки и высадки школьников не соответствует п.2.1.8 СанПиН 2.4.2.1178-02, а также инструкции для перевозки детей. Указанные выше недостатки влияют на безопасность дорожного движения, в результате жизнь и здоровье детей, перевозимых школьными автобусами к месту учебы и обратно, подвергаются опасности. Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что требования прокурора Дзержинского района, изложенные в заявлении, являются законными и обоснованными, направлены на защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, вследствии чего суд удовлетворяет заявленные требования в полном объеме. Учитывая положения п.п.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, суд освобождает орган местного самоуправления МО Михайловский сельский совет от уплаты государственной пошлины. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление прокурора Дзержинского района удовлетворить. Признать бездействие органов местного самоуправления Муниципального образования Михайловский сельсовет в части непринятия мер по надлежащему оборудованию мест посадки и высадки школьников в границах поселения, незаконным. Обязать Администрацию Михайловского сельского совета Дзержинского района Красноярского края в срок до 01.09.2011 года устранить нарушения требований о безопасности дорожного движения, осуществив следующие мероприятия: По школьному маршруту «Д.-М.-У.-Н.»» место посадки и высадки школьников (подъезд к территории МОУ «Новинская средняя школа» по ул. Ц. п. Н.) оборудовать дорожными знаками 1.23 и 3.24 Приложения №1 ПДД, сделать заездной карман для безопасной посадки и высадки школьников. Площадку для посадки и высадки школьников привести в соответствии с требованиями п. 2.1.8 СанПиН 2.4.2.1178-02 и инструкции для перевозки детей. На решение может быть подана кассационная жалоба в течении 10 дней со дня его принятия в Красноярский краевой суд через Дзержинский районный суд. Председатель Дзержинского районного суда Матэус Л.М. Решение вступило в законную силу.
Пунктом 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Пунктами 6, 7 статье 3 данного Федерального закона №257-ФЗ определено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог; под владельцами автомобильных дорог понимаются, в частности, исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно - распорядительный орган муниципального образования), владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основным вещным правом является право собственности.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Кроме того, статьей 12 Федерального закона №196-ФЗ установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В судебном заседании установлено, что с 24.04.2011 года по 25.05.2011 года работником прокуратуры совместно с ОГИБДД ОВД по Дзержинскому району проведена проверка обеспечения условий, гарантирующим детям безопасность жизни при осуществлении перевозки к образовательным учреждениям по маршрутам движения школьных автобусов. По результатам данной проверки выявлено, что по школьному маршруту «Д.-М.-У.-Н.»» часть дорожного полотна, находящегося в ведении Михайловского сельсовета, имеет следующие недостатки: