Иск об обязании устранить требования пожарной безопасности



Дело № 2-2429/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 августа 2010 года

Дзержинский районный суд г.Перми

в составе: председательствующего судьи Варовой Л.Н.,

при секретаре Щетниковой Ю.Ю.,

с участием прокурора Лоскутовой А.В., представителя 3-го лица Департамента образования администрации г.Перми по доверенности Важениной Л.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дзержинского района г.Перми в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Перми, МДОУ «Детский сад № ...» об обязании устранить требования пожарной безопасности по предписанию, требования предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор, обязании Администрацию г.Перми произвести финансирование затрат, направленных на устранение нарушений, указанных в предписаниях,

установил:

Прокурор Дзержинского района г.Перми обратился в интересах неопределенного круга лиц к МДОУ «Детский сад № ...» (далее - МДОУ), Администрации г.Перми об обязании администрации МДОУ «Детский сад № ...» устранить нарушения, указанные в предписании должностного лица, уполномоченного осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор от 26.01.2009 года № ... в предписании № ... государственного пожарного надзора от 17.09.2008 года в МДОУ «Детский сад № ...»; обязании администрацию г.Перми произвести финансирование затрат, направленных на устранение нарушений, указанных предписании должностного лица, уполномоченного осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор от 26.01.2009 года № ...; в предписании № ... государственного пожарного надзора от 17.09.2008 года в МДОУ «Детский сад № ...».

Исковые требования мотивирует тем, что прокуратурой Дзержинского района г.Перми проведена проверка исполнения законов в сфере обеспечения безопасности в образовательных учреждениях, функционирующих на территории района. Проверкой установлено, что с 20.06.2008 г. МДОУ «Детский сад № ...» осуществляет деятельность, не имея лицензии на право осуществления образовательной деятельности по программе дошкольного воспитания. Срок действия ранее выданной лицензии истек 19.06.2008 г., новая лицензия учреждением не получена в связи с невыполнением предписаний контролирующих органов. В настоящее время МДОУ «Детский сад № ...» осуществляет образовательную деятельность в нарушение п.6 ст. 33 ФЗ «Об образовании». 17.09.2008 г. 15 отдел ГПН г.Перми по Дзержинскому району вынес предписание об устранении нарушений пожарной безопасности в соответствии с ФЗ «О пожарной безопасности», согласно которому было выявлено 7 нарушений Правил пожарной безопасности. 26.01.2009 Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю внесено предписание в адрес МДОУ об устранении выявленных 18 нарушений СанПиНов. Указанные в предписаниях нарушения в полном объеме не выполнены по настоящее время. Причиной не устранения выявленных нарушений является отсутствие достаточного финансирования МДОУ. В соответствии с п.1.3 Устава МДОУ «Детский сад № ...» учредителем учреждения является муниципальное образование город Пермь в лице департамента образования администрации г.Перми. Из положении данного устава, а также правовых норм п.п.4 п.1 ст. 31 ФЗ «Об образовании», п.11 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» обязанность по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территории возложена на администрацию г.Перми. В связи с указанным прокурор просит удовлетворить исковые требования. Право на обращение в суд с защитой интересов неопределенного круга лиц прокурор обосновал нарушением прав воспитанников образовательного учреждения на получение образование в лицензированном учебном учреждении, ст. 2, ст. 18, ст. 41 Конституции РФ, ст.45 ГК РФ.

В судебном заседании прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, на удовлетворении иска настаивал, пояснив, что устранению подлежат те пункты предписания, которые на день вынесения решения судом МДОУ не выполнены.

Ответчик МДОУ «Детский сад № ... в суд своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен.

Представитель третьего лица Департамента образования администрации г.Перми по доверенности Важенина Л.Г. законность требований и наличие нарушений пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм, указанных в предписаниях, не оспаривает, однако полагает, что иск в части требований, адресованных к Администрации г.Перми, заявлен к ненадлежащему ответчику. Ответчиком по данным требованиям должна быть не Администрация г.Перми, а Департамент образования администрации г.Перми, поскольку он является самостоятельным юридическим лицом; представляет Администрацию г.Перми в отношениях с образовательными учреждениями. Ранее в материалы дела представлен также письменный отзыв на иск л.д.41), в котором указано, что МДОУ «Детский сад № ...» обращалось с вопросами финансирования затрат на устранение нарушений, указанных в предписании контролирующего органа, только к Департаменту образования, к Администрации г.Перми такого заявления адресовано не было. Администрация г.Перми учредителем МДОУ не является. По данной причине иск к Администрации г.Перми удовлетворен быть не может.

Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, приходит к выводу о том, что исковые требования законны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Кроме того, в силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении N 4-П от 14.02.2002, прокурор, обращаясь с заявлением в суд в интересах другого лица, действует как должностное лицо прокуратуры Российской Федерации и не является субъектом спорных материальных правоотношений, но в качестве лица, участвующего в деле, он пользуется соответствующими процессуальными правами.

По делам по заявлениям, поданным в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем данного круга физических лиц в силу закона.

Согласно ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях; Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

В соответствии с п.3 ч.1 ст. 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по созданию муниципальных учреждений, финансированию муниципальных учреждений. Обеспечение исполнения полномочий органов местного значения городского округа в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления в силу ст. 58 Устава г. Перми и в соответствии с ч.2 ст. 38 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» относится к компетенции администрации г. Перми.

Положениями п.1 ст. 1 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - ФЗ № 52) предусмотрено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности;

В соответствии со ст.11 ФЗ № 52 индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Согласно п.1 ст. 28 ФЗ № 52 в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Судом установлено следующее.

18.06.2003 г. МДОУ «Детский сад № ...» г.Перми выдана лицензия на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в приложении л.д.18). Установлен срок действия лицензии - до 19.06.2008 года.

17.09.2008 г. 15 отделом Государственного пожарного надзора г.Перми по Дзержинскому району МДОУ «Детский сад № ...» вынесено предписание № ... (л.26-27) по устранению нарушений требований пожарной безопасности. В предписании указано на необходимость выполнения следующих мероприятий: 1) демонтировать соединение электропроводов методом «скрутки» в подвале; 2) здание оборудовать системой автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения людей о пожаре; 3) высоту ограждения площадки и лестничного марша лестниц 3-го типа выполнить не менее 1,2 кв.метров; 4) восстановить огнезащитную обработку деревянных стропил холодного склада; 5) демонтировать горючую отделку путей эвакуации (масляная краска); 6) провести замер сопротивления изоляции токоведущих частей силового и осветительного оборудования; 7) выход их подвала выполнить обособленным от общего объема здания.

26.01.2009 года вынесено предписание № ... должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор л.д.28-30), в котором указан перечень выявленных в МДОУ нарушений санитарно-эпидемиологических норм и правил в количестве 19, установлены сроки их устранения.

Согласно положениям Устава муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № ...» г.Перми учредителем данного учреждения является муниципальное образование город Пермь в лице администрации г.Перми (п.1.3 Устава).

На запрос суда 15 отдел ГПН города Перми по Дзержинскому району сообщил, что в настоящее время не выполнены пункты 2, 3, 4, 7 предписания № ... от 17.09.2008 года.

Письмом от 29.07.2010 года Управление Роспотребнадзора сообщило суду, что на момент подготовки ответа не выполнено три пункта, выполнение которых зависит от финансирования МДОУ, а именно: не оборудованы кабинами без запоров унитазы в старшей и подготовительной группах; не проведено оборудование изолятора в соответствии с предъявляемыми требованиями; процедурный кабинет не размещен в помещении с естественным освещением.

Приказом начальника Департамента образования Администрации г.Перми № ... от 25.05.2010 г. л.д.44) постановлено направить денежные средства в МДОУ города Перми согласно приложению на установку автоматической пожарной сигнализации (далее - АПС) и охранно-пожарной сигнализации (далее - ОПС); провести работы по установке АПС, ОПС в зданиях дошкольных образовательных учреждений г.Перми до начала 2010-2011 учебного года. В приложении к данному приказу л.д.45) указан также «Детский сад № ...».

27.05.2010 года приказом начальника Департамента образования администрации г.Перми поручено и.о. начальника управления финансов децентрализовать и направить до 30.06.2010 г. денежные средства в МДОУ города Перми согласно приложению; провести до 01.09.2010 года ремонтные работы и др. л.д.47).

При оценке представленных доказательств и доводов сторон суд исходит из следующего.

Ответчик Администрация г.Перми, третье лицо - Департамент образования г.Перми не оспаривают законность требований об устранении нарушений требований пожарной безопасности, факт отсутствия денежных средств у МДОУ в необходимом объеме для устранения выявленных нарушений, однако полагают, что данные требования заявлены к ненадлежащему ответчику; исковые требования должны быть заявлены к Департаменту образования г.Перми.

В силу норм п.2, п.3 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Положениями ст. 120 ГК РФ предусмотрено, что учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса.

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).

Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.

Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.

В силу положений п.3 ст. 8.1 Устава г.Перми в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений.

Согласно ст. 24 Устава г.Перми Администрация города вправе в соответствии с законодательством создавать муниципальные унитарные предприятия и учреждения для осуществления хозяйственной и иной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации. Порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарных предприятий и учреждений, находящихся в собственности города, устанавливается Думой.

Администрация города определяет, в пределах своей компетенции, предмет и цели деятельности предприятий и учреждений, находящихся в муниципальной собственности, утверждает их уставы, назначает и увольняет руководителей данных предприятий.

Суд, анализируя содержание вышеуказанных правовых норм, положения Устава МДОУ «Детский сад № ...», Устава г.Перми, Положение о Департаменте образования г.Перми, не может согласиться с правовой позицией ответчика Администрации г.Перми и третьего лица и приходит к выводу о том, что иск заявлен к надлежащему ответчику. Это обусловлено тем, что Департамент образования, являясь функциональным органом Администрации г.Перми, в отношениях с МДОУ выступает представителем учредителя, выполняет возложенные на него учредителем функции. Отношения представительства и выполнение Департаментом образования возложенных на него полномочий не являются обстоятельствами, влияющими и изменяющими состав учредителя дошкольного учреждения. В соответствии с законом учредителем любого учреждения, в том числе образовательного, может являться только собственник имущества. Департамент образования по своему правовому статусу также является муниципальным учреждением, которому имущество принадлежит на ограниченном вещном праве - праве оперативного управления, что исключает возможность самостоятельного определения юридической судьбы принадлежащего ему имущества и принятие самостоятельных решений, в том числе, о создании муниципального дошкольного образовательного учреждения. Кроме того, муниципальное образование г.Пермь в качестве учредителя прямо указано в Уставе МДОУ «Детский сад № ...».

Не могут быть признаны судом в качестве оснований для отказа в иске доводы ответчика о том, что руководитель МДОУ не обращалась с требованиями о финансировании непосредственно к Администрации г.Перми, поскольку заявления о финансировании затрат л.д.24, 25) были сделаны в функциональные органы администрации г.Перми в соответствии с их компетенцией. Кроме того, сам факт подачи данного искового заявления расценивается судом в качестве возможного основания для рассмотрения Администрацией г.Перми вопроса о финансировании МДОУ в необходимом объеме. При этом суд также принимает во внимание, что требования контролирующего органа не выполнялись в течение длительного (более года) периода времени, что недопустимо, и при осуществлении должного контроля уполномоченным собственником (учредителем) лицом должно быть выявлено.

Поскольку в судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что средств, даже с учетом выделенных в последующее время, на устранение предписаний по устранению нарушений, указанных в рассматриваемых предписаниях уполномоченных должностных лиц у самого дошкольного учреждения «Детский сад № ...» не имеется, постольку на учредителя учреждения - Администрацию г.Перми - подлежит возложению обязанность по финансированию в необходимом объеме мероприятий по устранению выявленных правил пожарной безопасности, не устраненных на момент принятия решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил :

Обязать МДОУ «Детский сад № ...» устранить нарушения, указанные в предписании № ... от 26.01.2009 года должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологичекий надзор, а именно:

- в соответствии с п.2.2.17 СанПиН 2.4.1.1249-03 в старшей и подготовительной группах унитазы оборудовать закрывающимися кабинками без запоров;

- в соответствии с требованиями п.2.2.22 СанПиН 2.4.1.1249-03 оборудовать изолятор;

- в соответствии с требованиями п.2.5.1, 2.5.2 СанПиН 2.4.1.1249-03 процедурный кабинет разместить в помещении с естественным освещением.

Обязать МДОУ «Детский сад № ...» устранить нарушения, указанные в предписании государственного пожарного надзора № ... от 17.09.2008 года (за исключением п.1, 5, 6 предписания, выполненных на момент вынесения решения)...

Обязать администрацию г.Перми произвести финансирование затрат, направленных на устранение нарушений, указанных в предписании должностного лица, уполномоченного осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор от 26.01.2009 № ..., в предписании № ... государственного пожарного надзора от 17.09.2008 года в МДОУ «Детский сад № ...»

Решение в окончательной форме в срок 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г.Перми.

Судья Л.Н. Варова