Дело № 2-1755\10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 августа 2010 года
Дзержинский районный суд г.Перми
в составе: председательствующего судьи Варовой Л.Н.,
при секретаре Щетниковой Ю.Ю.,
с участием прокурора Лоскутовой А.В., представителя МДОУ «Детский сад № ...» Масалкиной Т.В., представителя 3-го лица Департамента образования администрации г.Перми по доверенности Важениной Л.Г., представителя 3-го лица Департамента финансов по доверенности Степанова В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дзержинского района г.Перми в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Перми, МДОУ «Детский сад № ...» об обязании устранить требования пожарной безопасности по предписанию, обязании Администрацию г.Перми произвести финансирование затрат, направленных на устранение нарушений, указанных в предписании,
установил:
Прокурор Дзержинского района г.Перми обратился в интересах неопределенного круга лиц к МДОУ «Детский сад № ...» (далее - МДОУ), Администрации г.Перми об обязании администрации МДОУ «Детский сад № ...» устранить нарушения, указанные в предписании № ... государственного пожарного надзора от 04.06.2008 года; обязании администрации г.Перми произвести финансирование затрат, направленных на устранение нарушений, указанных в предписании № ... государственного пожарного надзора от 04.06.2008 в МДОУ «Детский сад № ...».
Исковые требования мотивирует тем, что прокуратурой Дзержинского района г.Перми проведена проверка исполнения законов, направленных на обеспечение безопасных условий обучения и воспитания несовершеннолетних. С 20.06.2008 г. МДОУ «Детский сад № ...» осуществляет деятельность, не имея лицензии на право осуществления образовательной деятельности по программе дошкольного воспитания. Срок действия ранее выданной лицензии истек 19.06.2008 г., новая лицензия учреждением не получена в связи с невыполнением предписаний контролирующих органов. В настоящее время МДОУ «Детский сад № ...» осуществляет образовательную деятельность в нарушение п.6 ст. 33 ФЗ «Об образовании». 04.06.2008 г. 15 отдел ГПН г.Перми по Дзержинскому району вынес предписание об устранении нарушений пожарной безопасности в соответствии с ФЗ «О пожарной безопасности», согласно которому было выявлено 14 нарушений Правил пожарной безопасности. Указанные нарушения в полном объеме не выполнены по настоящее время. Причиной не устранения выявленных нарушений является отсутствие достаточного финансирования МДОУ. В соответствии с п.1.3 Устава МДОУ «Детский сад № ...» учредителем учреждения является муниципальное образование город Пермь в лице департамента образования администрации г.Перми. Из положении данного устава, а также правовых норм п.п.4 п.1 ст. 31 ФЗ «Об образовании», п.11 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» обязанность по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территории возложена на администрацию г.Перми. В связи с указанным прокурор просит удовлетворить исковые требования. Право на обращение в суд с защитой интересов неопределенного круга лиц прокурор обосновал нарушением прав воспитанников образовательного учреждения на получение образование в лицензированном учебном учреждении, ст. 2, ст. 18, ст. 41 Конституции РФ, ст.45 ГК РФ.
Определением суда от 19.05.2010 года к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных исковых требований привлечен Департамент финансов Администрации г.Перми.
В судебном заседании прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, на удовлетворении иска настаивал, пояснив, что устранению подлежат те пункты предписания, которые на день вынесения решения судом МДОУ не выполнены.
Ответчик МДОУ «Детский сад № ...» в лице заведующего Масалкиной Т.В. полагает, что требования являются обоснованными, нарушения правил пожарной безопасности, указанные в предписании имеются, некоторые из них в настоящее время устранены. Причиной неустранения недостатков в срок являются финансовые затруднения, так как исправление выявленных недостатков требует денежных средств.
Представитель третьего лица Департамента образования администрации г.Перми по доверенности Важенина Л.Г. законность требований и наличие нарушений пожарной безопасности, указанных в предписании, не оспаривает, однако полагает, что иск в части требований, адресованных к Администрации г.Перми, заявлен к ненадлежащему ответчику. Ответчиком по данным требованиям должна быть не Администрация г.Перми, а Департамент образования администрации г.Перми, поскольку он является самостоятельным юридическим лицом; представляет Администрацию г.Перми в отношениях с образовательными учреждениями. Ранее в материалы дела представлен также письменный отзыв на иск л.д.21), в котором указано, что МДОУ «Детский сад № ...» обращалось с вопросами финансирования затрат на устранение нарушений, указанных в предписании контролирующего органа, только к Департаменту образования, к Администрации г.Перми такого заявления адресовано не было. По данной причине иск к Администрации г.Перми удовлетворен быть не может.
Представитель третьего лица Департамента финансов по доверенности Степанов В.С. поддерживает правовую позицию Департамента образования г.Перми. Ранее представлен письменный отзыв на иск л.д.70). В отзыве указано, что учредителем МДОУ является департамент образования, который выступает от имени администрации г.Перми. В его функции входит, в том числе, организация мероприятий для получения заключений Гопожнадзора, формирование необходимых документов для представления в Министерство образования Пермского края с целью получения лицензии образовательными учреждениями на ведение образовательной деятельности. Собственником имущества учреждения является муниципальное образование, создавшее данное учреждение.
Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, приходит к выводу о том, что исковые требования законны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Кроме того, в силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении N 4-П от 14.02.2002, прокурор, обращаясь с заявлением в суд в интересах другого лица, действует как должностное лицо прокуратуры Российской Федерации и не является субъектом спорных материальных правоотношений, но в качестве лица, участвующего в деле, он пользуется соответствующими процессуальными правами.
По делам по заявлениям, поданным в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем данного круга физических лиц в силу закона.
Согласно ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях; Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В соответствии с п.3 ч.1 ст. 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по созданию муниципальных учреждений, финансированию муниципальных учреждений. Обеспечение исполнения полномочий органов местного значения городского округа в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления в силу ст. 58 Устава г. Перми и в соответствии с ч.2 ст. 38 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» относится к компетенции администрации г. Перми.
Судом установлено следующее.
18.06.2003 г. МДОУ «Детский сад № ...» г.Перми выдана лицензия на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в приложении л.д.8). Установлен срок действия лицензии - до 19.06.2008 года.
04.06.2008 г. 15 отделом Государственного пожарного надзора г.Перми по Дзержинскому району МДОУ «Детский сад № ...» вынесено предписание № ... (л.11-12) по устранению нарушений требований пожарной безопасности. В предписании указано на необходимость выполнения следующих мероприятий: 1) помещения оборудовать системой автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре 2-го типа; 2) убрать с путей эвакуации в коридоре 1-го этажа шкафы для одежды; 3) в местах перепада высот на путях эвакуации выполнить пандус с размерами 1:6; 4) люк, ведущий в помещение чердака, выполнить в противопожарном исполнении размерами не менее 0,6x0,8 м.; 5) двери лестничных клеток оборудовать устройствами для самозакрывания и уплотнения в притворах; 6) демонтировать сгораемые перегородки в группах №1, №2, № 3; 7) в музыкальном зале демонтировать горючую отделку стены; 8) радиаторы отопления в лестничной клетке выполнять на высоте не менее 2, 2 м или в нишах; 9) ширину двери главного выхода выполнить не менее 1,2 м.; 10) помещения оборудовать знаками пожарной безопасности; 11) огнетушители в коридорах установить на высоте не более 1, 5 м.; 12) наружную лестницу 3-го типа выполнить с уклоном более 45 °; 13) ширину дверных проемов выполнить не менее 0, 8 м.; 14) высоту эвакуационного выхода, в дверном проеме, в левом крыле выполнить не менее 1,9 м..
25.03.2010 г. к прокурору Дзержинского района г.Перми обратилась заведующая МДОУ «Детский сад № ...» с просьбой об обращении в суд в интересах несовершеннолетних, поскольку 04.06.2008 г. 15 отделом ГПН г.Перми по результатам проверки было вынесено предписание о необходимости устранения требований пожарной безопасности, которые в полном объеме не устранены до настоящего времени. Возможность устранения недостатков в настоящее время исключена в виде отсутствия финансирования. Обращения к уполномоченным лицам результата не дали.
Согласно положениям Устава муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № ...» г.Перми учредителем данного учреждения является администрация г.Перми в лице комитета по образованию и науке администрации г.Перми (п.1.3 Устава). Учредитель МДОУ «Детский сад № ...» должен обеспечивать содержание зданий и сооружений учреждения, обустройство прилегающей к нему территории (п.н ч.4.3 Устава). Пунктом 5.1 Устава предусмотрено, что имущество МДОУ «Детский сад № ...» является муниципальной собственностью г.Перми и закреплено за ним на праве оперативного управления департаментом имущественных отношений Администрации г.Перми. Источниками формирования имущества учреждения являются, в том числе имущество, переданное собственником или уполномоченным им органом, поступления от органов местного самоуправления (дотации из бюджета г.Перми), бюджетные и внебюджетные средства (п.5.2 Устава).
В акте проверки № ... от 21.05.2010 года, составленным 15 отделом ГПН г.Перми по Дзержинскому району установлено, что пункты 3, 5, 10, 11 предписания № ... от 04.06.2008 года выполнены в полном объеме. Пункты 1, 2, 4, 6, 7, 8, 9, 12, 13, 14 подтверждаются к исполнению.
Приказом начальника Департамента образования Администрации г.Перми № ... от 25.05.2010 г. л.д.37) постановлено направить денежные средства в МДОУ города Перми согласно приложению на установку автоматической пожарной сигнализации (далее - АПС) и охранно-пожарной сигнализации (далее - ОПС); провести работы по установке АПС, ОПС в зданиях дошкольных образовательных учреждений г.Перми до начала 2010-2011 учебного года. В приложении к данному приказу л.д.38) указан также «Детский сад № ...».
27.05.2010 года приказом начальника Департамента образования администрации г.Перми поручено и.о. начальника управления финансов децентрализовать и направить до 30.06.2010 г. денежные средства в МДОУ города Перми согласно приложению; провести до 01.09.2010 года ремонтные работы и др. л.д.40).
При оценке представленных доказательств и доводов сторон суд исходит из следующего.
Ответчик Администрация г.Перми, третьи лица - Департамент образования г.Перми, Департамент финансов Администрации г.Перми не оспаривают законность требований об устранении нарушений требований пожарной безопасности, отсутствие денежных средств у МДОУ в необходимом объеме для устранения выявленных нарушений, однако полагают, что данные требования заявлены к ненадлежащему ответчику; исковые требования должны быть заявлены к Департаменту образования г.Перми.
В соответствии с п.1 ст.124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
В силу норм п.2, п.3 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Положениями ст. 120 ГК РФ предусмотрено, что учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса.
Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).
Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.
Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.
Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.
Согласно п.3 ст.8 Устава г.Перми Администрация г.Пернми осуществляет владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа;
В силу положений п.3 ст. 8.1 Устава г.Перми в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа обладают следующими полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений.
В соответствии со ст. 21 Устава г.Перми распоряжение и управление объектами муниципальной собственности осуществляет администрация города в соответствии с ее компетенцией, установленной федеральным законодательством и законодательством Пермской области (края), настоящим Уставом.
Реализуя право распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, администрация города вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование юридическим лицам и гражданам, сдавать в аренду, передавать, отчуждать в установленном порядке, определять в договорах и соглашениях условия использования продаваемых или передаваемых объектов.
Согласно ст. 24 Устава г.Перми Администрация города вправе в соответствии с законодательством создавать муниципальные унитарные предприятия и учреждения для осуществления хозяйственной и иной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации. Порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарных предприятий и учреждений, находящихся в собственности города, устанавливается Думой.
Администрация города определяет, в пределах своей компетенции, предмет и цели деятельности предприятий и учреждений, находящихся в муниципальной собственности, утверждает их уставы, назначает и увольняет руководителей данных предприятий.
В соответствии с п.1 ст. 60 Устава г.Перми в структуру администрации города входят функциональные органы администрации города (департаменты, комитеты, управления), являющиеся юридическими лицами, функциональные подразделения администрации города (департаменты, комитеты, управления, отделы, секторы), не являющиеся юридическими лицами. Указанные функциональные органы и подразделения создаются в целях осуществления полномочий администрации города по предметам ведения города, перспективного планирования, решения текущих вопросов жизнеобеспечения города,
Суд, анализируя содержание вышеуказанных правовых норм, положения Устава МДОУ «Детский сад № ...», Устава г.Перми, Положение о Департаменте образования г.Перми, не может согласиться с правовой позицией ответчика Администрации г.Перми и третьих лиц и приходит к выводу о том, что иск заявлен к надлежащему ответчику. Это обусловлено тем, что Департамент образования, являясь функциональным органом Администрации г.Перми, в отношениях с МДОУ выступает представителем учредителя, выполняет возложенные на него учредителем функции. Отношения представительства и выполнение Департаментом образования возложенных на него полномочий не являются обстоятельствами, влияющими и изменяющими состав учредителя дошкольного учреждения. В рассматриваемом случае в отношениях с МДОУ Департамент образования действует от имени муниципального образования в лице Администрации г.Перми. Кроме того, в соответствии с законом учредителем любого учреждения, в том числе образовательного, может являться только собственник имущества. Департамент образования по своему правовому статусу также является муниципальным учреждением, которому имущество принадлежит на ограниченном вещном праве - праве оперативного управления, что исключает возможность самостоятельного определения юридической судьбы принадлежащего ему имущества и принятие самостоятельных решений, в том числе, о создании муниципального дошкольного образовательного учреждения. Более того, Департамент образования является учреждением со специальной правоспособностью, не наделенным полномочиями по созданию образовательных учреждений. При этом суд также учитывает положения Устава МДОУ, предусматривающие закрепление имущества за учреждением Департаментом имущественных отношений Администрации г.Перми, выполняющим функции по распоряжению имуществом муниципального образования, а не имуществом Департамента образования, как самостоятельного юридического лица.
Не могут быть признаны судом в качестве оснований для отказа в иске доводы ответчика о том, что руководитель МДОУ не обращалась с требованиями о финансировании непосредственно к Администрации г.Перми, поскольку заявления о финансировании затрат в многочисленном количестве л.д.86-102) были сделаны в функциональные органы администрации г.Перми в соответствии с их компетенцией. Кроме того, сам факт подачи данного искового заявления расценивается судом в качестве возможного основания для рассмотрения Администрацией г.Перми вопроса о финансировании МДОУ в необходимом объеме. При этом суд также принимает во внимание, что требования контролирующего органа не выполнялись в течение 2-х лет, что недопустимо, и при осуществлении должного контроля уполномоченным собственником (учредителем) лицом должно быть выявлено.
Поскольку в судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что средств, даже с учетом выделенных в последующее время, на устранение предписаний по устранению нарушений, указанных в предписании № ... от 04.06.2008 г. у самого дошкольного учреждения «Детский сад № ...» не имеется, постольку на учредителя учреждения - Администрацию г.Перми - подлежит возложению обязанность по финансированию в необходимом объеме мероприятий по устранению выявленных правил пожарной безопасности, не устраненных на момент принятия решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил :
Обязать МДОУ «Детский сад № ...» устранить нарушения, указанные в предписании № ... государственного пожарного надзора от 04.06.2008 года (за исключением п.3, 5, 10, 11 предписания, выполненных на момент вынесения решения)...
Обязать администрацию г.Перми произвести финансирование затрат, направленных на устранение нарушений, указанных в предписании № ... государственного пожарного надзора от 04.06.2008 года в МДОУ «Детский сад № ...»
Решение в окончательной форме в срок 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г.Перми.
Судья Л.Н. Варова