Дело №2-2763/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерацииг. Пермь 25 октября 2010 года
Дзержинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Филатовой Е.С.
при секретаре Семидубовской К.П.
с участием представителя истца Коняхиной О.В., представителя ответчика Мурысиной И.Б., представителя 3го лица 15-ОГПН г. Перми по Дзержинскому району Кузнецова М.А., представителя 3го лица ОАО «...» Яковлева А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пермского транспортного прокурора к ... о возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Пермский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ... о признании незаконным бездействие ответчика, выразившееся в несоблюдении требований по оборудованию, содержанию и использованию здания дежурной части милиции по адресу: Адрес1; возложении на ответчика обязанности устранить выявленные в ходе проверки нарушения действующего законодательства о пожарной безопасности, а именно:
- выполнить в коридоре КСЗЛ крепление электросветильников на жесткой основе, закрытых в плафоны (рассеиватели), предусмотренных конструкций (п.п. 59, 60 ППБ 01-03);
- оборудовать коридор КСЗЛ автоматической пожарной сигнализацией в соответствии с требованиями п.4 НПБ 110-03; организовать проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматических установок пожарной сигнализации в соответствии с НПБ 110-03, п. 98 ППБ 01-03;
- оборудовать коридор КСЗЛ системой оповещения людей о пожаре в соответствии с требованиями п.16 ППБ 01-03, НПБ 104-03;
- выполнить отделку путей эвакуации, в том числе пола и стен, в коридоре КСЗЛ негорючими материалам (п.53 ППБ 01-03);
- установить эвакуационную дверь, ведущую из коридора КСЗЛ к выходу общего коридора, по ходу эвакуации (п.52 ППБ 01-03);
- привести размеры эвакуационной двери, ведущей из коридора КСЗЛ к выходу общего коридора, в соответствие с требованиями п. 51 ППБ 01-03, п.6.16 СНиП 21-01-97*;
- привести размеры эвакуационного прохода в коридоре КСЗЛ в соответствие с требованиями п.51 ППБ 01-03, п.6.27 СНиП 21-01-97*;
- разместить в коридоре КСЗЛ знаки пожарной безопасности в соответствии с требованиями НПБ 160-97, ГОСТ Р 12.4.026;
- установить в коридоре КСЗЛ на видных местах таблички с номером вызова пожарной охраны «01» в соответствии с требованиями п.13 ППБ 01-03;
- оборудовать помещения КСЗЛ осветительными приборами в соответствии с СП 12-95;
- обеспечить в КСЗЛ естественное освещение, оборудовать окна в соответствии с требованиями СП 12-95;
- привести состав и нормы площадей КСЗЛ в соответствие с требованиями п.п. 6.10, 7.34 СП 12-95;
- оборудовать помещение дежурной части автоматической пожарной сигнализацией в соответствии с п.4 НПБ 110-03; организовать проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматических установок пожарной сигнализации в соответствии с требованиями НПБ 110-03, п.98 ППБ 01-03;
- оборудовать помещение дежурной части системой оповещения людей о пожаре в соответствии с требованиями п.16 ППБ 01-03, НПБ 104-03;
- оборудовать помещение дежурной части необходимой открывающейся или легкосъемной решеткой на окре в соответствии с п.40 ППБ 01-03;
- обеспечить наличие в дежурной части паспорта на первичные средства пожаротушения в соответствии с п.108 ППБ 01-03;
- оборудовать помещение оружейной комнаты автоматической пожарной сигнализацией в соответствии с требованиями п.4 НПБ 110-03; организовать проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматических установок пожарной сигнализации в соответствии с требованиями НПБ 110-03, п. 98 ППБ 01-03;
- выполнить соединение электропроводов в оружейной комнате в соответствии с требованиями п.57 ППБ 01-03;
- закрыть распределительную коробку в оружейной комнате в соответствии с требованиями п. 57 ППБ 01-03;
- заделать технологические проемы в оружейной комнате строительным раствором (п.37 ППБ 01-03);
- выполнить отделку путей эвакуации в коридоре главного эвакуационного выхода, в том числе пола и стен, негорючими материалами (п. 53 ППБ 01-03);
- установить эвакуационную дверь главного эвакуационного выхода по ходу эвакуации в соответствии с п.52 ППБ 01-03;
- разместить в коридоре главного эвакуационного выхода знаки пожарной безопасности в соответствии с требованиями НПБ 160-97, ГОСМТ Р 12.4.026.
Исковые требования основаны на выявленных в ходе проведения проверки соблюдения ... федерального законодательства, направленного на защиту конституционных прав и свобод граждан, доставляемых в органы внутренних дел, в здании дежурной части ..., расположенном по адресу: Адрес
В судебном заседании прокурор Коняхина О.В. исковые требования поддержала в части нарушений, неустраненных ответчиком к 25.10.2010.
Представитель ответчика Мурысина И.Б. исковые требования не признала. Все нарушения, которые возможно было бы устранить без проведения капитального ремонта, устранены. Иные нарушения, связанные с капитальным ремонтом должен осуществлять собственник помещения, то есть ОАО «...». Представлены письменный отзыв (л.д. 58, 59, 72-75).
Представитель 3го 15-ОГПН г. Перми по Дзержинскому району г. Перми Кузнецов М.А. исковые требования поддержал.
Представитель 3го лица ОАО ...» Яковлев А.Н. полагает, что обязанность по содержанию занимаемого ответчиком здания, в том числе по капитальному ремонту должен нести балансодержатель, то есть ....
Заслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, дополнительно представленные документы, суд установил.
01.01.2008 между ОАО «...» (ссудодатель) и ... (ссудополучатель) заключили договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом ОАО «...», в соответствии с которым ссудодатель передал, а ссудополучатель принял в безвозмездное пользование здание дежурной части милиции, расположенное по адресу: Адрес, общей площадью 980 кв.м для использования под размещение ...
В мае 2010 года в ходе проведенной проверки Пермским транспортным прокурором совместно с инспектором 15-ОГПН г. Перми по Дзержинскому району, старшим санитарным врачом Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора медико-санитарной части при ГУВД по Пермскому краю с участием представителя ... соблюдения ... в здании дежурной части по адресу: Адресисходя из совокупности представленных документов, Адрес, - в акте от 24.05.2010 указан ошибочно), требований федерального законодательства, направленного на защиту конституционных прав и свобод граждан, задержанных в административном порядке, при организации деятельности дежурных частей. Согласно акту от 24.05.2010 (л.д. 46, 47) были выявлены следующие нарушения:
1. в коридоре комнат для содержания задержанных лиц (КСЗЛ) №№1, 2, 3 допущена эксплуатация светильников, не закрытых в плафоны (рассеиватели), предусмотренных конструкцией (п. 60 ППБ 01-03);
2. в коридоре КСЗЛ отсутствует автоматическая пожарная сигнализация (п.4 НПБ 110-03);
3. в коридоре КСЗЛ отсутствует система оповещения людей о пожаре (НПБ 01-03);
4. В коридоре КСЗЛ отделка пола на путях эвакуации выполнена материалами с неизвестными показателями пожарной опасности – на полу линолеум (п. 53 ППБ 01-03);
5. в коридоре КСЗЛ допущена горючая отделка стен на путях эвакуации – на стенах масляная краска в несколько слоев (п. 53 ППБ 01-03);
6. эвакуационная дверь, ведущая из коридора КСЗЛ к выходу общего коридора, открывается не по ходу эвакуации (п.52 ППБ 01-03);
7. размеры эвакуационной двери, ведущей из коридора КСЗЛ к выходу общего коридора, не соответствуют требованиям пожарной безопасности, составляют менее 0,8м 1,9 м (по факту 0,7 м х 1,79 м) (п. 51 ППБ 01-03, п. 6.16 СНиП 21-01-97*);
8. ширина эвакуационного выхода в основном коридоре, ведущем из КСЗЛ, не соответствует требованиям пожарной безопасности (по факту 0,5 м) (п. 51 ППБ 01-03, п. 6.27 СНиП 21-01-97*);
9. в коридоре КСЗЛ отсутствуют знаки пожарной безопасности (НПБ 160-97, ГОСТ Р 12.4.026);
10. в коридоре КСЗЛ на видных местах отсутствуют таблички с номером выхода пожарной охраны «01» (п. 13 ППБ 01-03);
11. уровень искусственной освещенности в помещениях КСЗЛ ниже требуемого (50 пл) в 25 раз (СП 12-95);
12. в помещениях КСЗЛ отсутствует естественное освещение, отсутствуют окна в наружных стенах шириной 0,9 м и высотой 0,6 м (СП 12-95);
13. состав и нормы площадей КСЗЛ не соответствуют требуемым (при норме 3 комнаты по 10 кв.м): фактически три комнаты по 6,8 кв.м, 6,2 кв.м, 6,76 кв.м (п.п. 6.10, 7.34 СП 12-95);
14. в дежурной части отсутствует автоматическая пожарная сигнализация (п. 4 НПБ 110-03);
15. в дежурной части отсутствует система оповещения людей о пожаре (НПБ 104-03);
16. в дежурной части на окнах установлены глухие металлические решетки (п. 40 ППБ 01-03);
17. в дежурной части отсутствует паспорт на первичные средства пожаротушения (п.108 ППБ 01-03);
18. в оружейной комнате отсутствует автоматическая пожарная сигнализация (п.4 НПБ 104-03);
19. в оружейной комнате допущено соединение электропроводов при помощи скруток (п.57 ППБ 01-03, ПУЭ);
20. в оружейной комнате распределительная коробка не закрыта крышкой (п.57, ПУЭ);
21. в оружейной комнате технологические проемы не заделаны строительным растровом (п. 37 ППБ 01-03);
22. в коридоре главного эвакуационного выхода отделка пола на путях эвакуации выполнена материалами с неизвестными показателями пожарной опасности – на полу линолеум (п. 53 ППБ 01-03);
23. в коридоре главного эвакуационного выхода открывается не по ходу эвакуации (п.52 ППБ 01-03);
25. в коридоре главного эвакуационного выхода отсутствуют знаки пожарной безопасности (НПБ 160-97, ГОСТ Р 12.4.026).
Допущенные нарушения подтверждаются материалами дела: справкой санитарного врача ЦГСЭН МСЧ ГУВД по Пермскому краю от 24.05.2010, протоколом измерения освещенности №16/162 от 24.05.2010, актом проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 24.05.2010, подписанным Пермским транспортным прокурором ... инспектором 15-ОГПН г. Перми по Дзержинскому району ... старшим санитарным врачом Центра ГСЭН при ГУВД по Пермскому краю ... заместителем начальника управления начальником штаба ... (при наличии нарушений санитарных правил указание в на нарушение исключительно требований пожарной безопасности не влияет на его оценку в качестве доказательства), ответом ... от 18.06.2010 за №5533 на представление заместителя Пермского транспортного прокурора, согласно которому устанавливается система оповещения о пожаре, плановой замене в 3м квартале 2010 года службой тылового обеспечения полового покрытия на керамогранит, отделке стен коридора гипсокартонном, установке светильного оборудования согласно нормам СП 12-95, о размещении знаков пожарной безопасности и указателей путей эвакуации после ремонта. Наличие выявленных нарушений не отрицается и представителем ответчика, Мурысиной ИБ представлены письма в адрес начальника ... о необходимости проведения ремонтных работ, направленных на устранение нарушений требований пожарной безопасности.
При этом к 25.10.2010 в коридоре КСЗЛ, коридоре главного эвакуационного выхода размещены знаки пожарной безопасности в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.4.026, НПБ 160-97; в коридоре КСЗЛ также размещены таблички с номером вызова пожарной охраны «01», в оружейной комнате устранены нарушения п. 57 ППБ 01-03, ПУЭ: электропровода соединены в соответствии с установленными требованиями, распределительная коробка закрыта крышкой. То есть часть нарушений ответчиком устранена.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 №69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В силу п. 10 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны: обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору; создавать и содержать на основании утвержденных в установленном порядке норм, перечней особо важных и режимных объектов и предприятий, на которых создается пожарная охрана, органы управления и подразделения пожарной охраны, а также обеспечивать в них непрерывное несение службы и использование личного состава и пожарной техники строго по назначению.
Согласно ст. 695 ГК РФ ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.
В соответствии с договором от 01.01.2008 ссудополучатель обязан поддерживать здание по ул. Генкеля, 6 г. Перми, являющееся предметом договора, в полной исправности и надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; участвовать в порядке, согласованном с ссудодателем, в создании необходимых условий использования объекта недвижимого имущества, переданного в безвозмездное пользование и поддержания его в надлежащем состоянии; не производить перепланировок и переоборудования объекта недвижимого имущества, переданного в безвозмездное пользование, вызываемых потребностями ссудополучателя, без письменного согласия ссудодателя.
... в соответствии с Положением, утвержденным приказом №419 от 30.09.2010, является юридическим лицом, в гражданско-правовых отношениях участвует по правилам, установленным для государственных учреждений…, имеет самостоятельные балансы, счета.
По совокупности приведенных положений именно ... как самостоятельное юридическое лицо обязано содержать используемое имущество (в данном случае недвижимое имущество) в надлежащем состоянии, соответствующем установленным законодательством требованиям пожарной безопасности, санитарным нормам и правилам с учетом назначения используемых помещений. В том числе в этих целях ответчик вправе проводить капитальный ремонт, работы, связанные с вмешательством в конструкции здания (при условии согласования с собственником здания).
В соответствии с п.11 Положения финансирование линоргана внутренних дел осуществляется за счет средств федерального бюджета и иных поступлений в соответствии с законодательством РФ.
Отсутствие достаточного бюджетного финансирования в данном случае не является основанием для освобождения линоргана от обязанности по исполнению требований действующего законодательства. Ответчиком не представлены доказательства того, что им приняты меры к получению достаточных денежных средств для скорого устранения нарушений, выявленных в здании по Адрес
Ссылка на ст. 210 ГК РФ, возлагающую на собственника бремя содержания принадлежащего ему имущества, в данном случае несостоятельна, противоречит как требованиям действующего законодательства так и договору от 01.01.2008.
Не могут быть приняты ссылки на ст. 36 Закона РФ «О милиции», согласно которой милиции на железнодорожном, водном и воздушном транспорте служебные помещения, оборудование, средства связи (в том числе каналы связи), информацию, необходимую для борьбы с преступностью, предоставляют соответствующие транспортные организации за счет средств этих организаций. Данное требование закона ОАО «...» исполнено, здание по Адрес передано ... на безвозмездной основе. Вместе с тем, данная норма не предусматривает обязанности соответствующей транспортной обязанности проводить капитальный ремонт переданного здания. Письмо начальника Пермской дистанции гражданских сооружений о том, что работы по устранению нарушений требований пожарной безопасности, факсимильная копия которой представлена, правового значения не имеет и не исключает обязанности ответчика устранить выявленные нарушения.
Относительно положения ст. 36 Закона РФ «О милиции» о том, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации обеспечивают техническую эксплуатацию, в том числе отопление и освещение, предоставляемых милиции служебных помещений и их капитальный ремонт, то оно не предусматривает обязанность производить указанные работы на безвозмездной основе за свой счет.
Таким образом, требования Пермского транспортного прокурора к ответчику об устранении выявленных в мае 2010 года нарушений пожарной безопасности, санитарных правил обоснованны и подлежат удовлетворению.
В удовлетворении иска в части признания бездействия, выразившегося в несоблюдении требований по оборудованию, содержанию и использованию здания дежурной части милиции, вытекающих из факта обнаружения выявленных нарушений, следует отказать, поскольку материалами дела подтверждается, что ответчик предпринимает меры к устранению нарушений, вместе с тем его действия основаны на неверном применении действующего законодательства, что само по себе не может быть признано бездействием.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,
р е ш и л:
Исковые требования Пермского транспортного прокурора удовлетворить частично: обязать ... устранить нарушения действующего законодательства о пожарной безопасности и санитарных правил, перечисленные в п.п. 1-8, 11-18, 21-24 акта проверки от 24.05.2010.
В удовлетворении оставшейся части иска Пермскому транспортному прокурору – отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья – Е. С. Филатова