Спор о праве собственности на землю



Дело № 2-2371/10 ...

Решение

Именем Российской Федерации

21 июля 2010 года. г.Пермь

Дзержинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Варовой Л.Н.,

при секретаре Щетниковой Ю.Ю.,

с участием представителя заявителя по доверенности Максимова Г.К., представителя Администрации г.Перми, Департамента земельных отношений Администрации г.Перми по доверенностям Лампиева С.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Антонюк Г.Ю. о признании незаконными действий Департамента земельных отношений администрации г.Перми в виде отказа в предоставлении в собственность земельного участка, возложении обязанности по изданию соответствующего распоряжения,

установил:

Антонюк Г.Ю. обратилась с заявлением о признании незаконными действий Департамента земельных отношений Администрации г.Перми (далее- ДЗО) в виде отказа в предоставлении в собственность земельного участка общей площадью ... кв.метров, кадастровый номер ..., расположенного по адресу: ...; возложении на ДЗО обязанности в течение 2-хнедельного срока с момента вступления решения суда в законную силу издать соответствующее распоряжение о предоставлении в собственность заявителя земельного участка по вышеуказанному адресу.

Заявление мотивирует тем, что является членом СНТ «Коллективный сад № ...», в пользование за ней закреплен земельный участок № ... общей площадью ... кв.метров с кадастровым № ..., расположенный на территории указанного товарищества. Ранее судами было установлено что согласно свидетельству о праве на землю от 26.11.1992 № ... коллективному саду № ... при администрации Свердловского района постановлением Администрации г.Перми от 24.11.1992 г. № ... был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью ... га, расположенный с северо-восточной стороны жилых домов ... в г.Перми. СНТ «Коллективный сад № ...» является правопреемником указанного товарищества. 4 мая 2010 года Антонюк Г.Ю. в лице представителя по доверенности обратилась в ДЗО с заявлением в предоставлении в собственность земельного участка площадью ... кв.метров ... в порядке, установленном п.4 ст.28 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Документы, перечисленные в указанной правовой норме, заявителем были представлены полностью, заявление принято к рассмотрению, при этом предложено дополнительно представить кадастровые выписки на земельный участок формы КВ.1-КВ.6. Письмом от 24.05.2010 года ДЗО отказал заявителю в предоставлении земельного участка в собственность по причине того, что земельный участок расположен за пределами СНТ «Коллективный сад № ...», т.е. на землях населенных пунктов (свободных городских землях). Со ссылкой на п.1, п.6, п.4 ст. 28 закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» заявитель полагает, что действия ДЗО являются незаконными и необоснованными, поскольку заявителем представлен исчерпывающий перечень документов, какие-либо запреты, установленные ст. 28 Земельного кодекса РФ для предоставления земельного участка в собственность в рассматриваемом случае отсутствуют, в связи с чем просит удовлетворить заявленные требования.

Заявитель Антонюк Г.Ю. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом; представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель заявителя по доверенности Максимов Г.К. на удовлетворении заявления настаивает по основаниям, указанным в заявлении. Дополнительно указывает, что ДЗО не является органом, в компетенцию которого входит установление границ земельного участка. Правильность определения границ земельных участков, наличие либо отсутствие их наложения устанавливает ТУ Роснедвижимости по ПК (в настоящее время Управление Россреестра по ПК), которое прямо указало, что границы земельного участка заявителя находятся в пределах границ участка, ранее предоставленного саду.

Представитель заинтересованных лиц - Администрации г.Перми, ДЗО по доверенности Лампиев С.Е. полагает, что отказ в предоставлении в собственность заявителя испрашиваемого земельного участка является законным и обоснованным, поскольку ДЗО установлено, что границы земельного участка заявителя выходят за пределы границ земельного участка, ранее предоставленного саду. Данный факт установлен специалистами ДЗО при сопоставлении координат точек, имеющихся в ДЗО, которые были определены при формировании границ земельного участка, предоставляемого под сад и наложении кадастрового плана участка заявителя. Ранее ДЗО по аналогичной ситуации запрашивало Управление Роснедвижимости о нахождении земельных участков в границах отвода сада, на которое получен ответ о том, что граница земельного участка сада не установлена в соответствии с законодательством, предоставить данные о координатах поворотных точек границы указанного земельного участка не представляется возможным; границы участка не выходят за пределы границ сада. Полагает, что запрашивать такие сведения в отношении других участков бессмысленно, поскольку ответ будет аналогичным ввиду отсутствия в Управлении Роснедвижимости координат точек, имеющихся в ДЗО.

Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, приходит к выводу о том, что заявление законно и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п 2. ст. 81 ЗК РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.

В соответствии с положениями п.1-4 ст.28 ФЗ № 66-ФЗ от 15.04.1998 предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно.

Граждане, обладающие садовыми, огородными или дачными земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется.

В случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы:

описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином;

заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.

В случае, если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган вправе запросить дополнительно следующие документы:

удостоверенная правлением данного некоммерческого объединения копия правоустанавливающего документа на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения;

выписка из единого государственного реестра юридических лиц, содержащая сведения о данном некоммерческом объединении.

Судом установлено следующее.

Согласно акту № ... от 02.12.2009 об установлении адреса л.д.11) земельному участку площадью ... га, предоставленному коллективному саду № ... в Дзержинском районе г.Перми, установлен адрес: .... Адрес с северо-восточной стороны жилых домов ... в жилом районе «Данилиха» Дзержинского района относительно данного объекта считать недействительным.

Антонюк Г.Ю. (заявитель) на праве собственности принадлежит садовый дом нежилого назначения (лит.А) общей площадью ... кв.метров с холодным пристроем (лит.а), террасой (лит.а1) и постройки: 2 навеса (лит.Г, Г3), баня (лит.Г1), предбанник (лит.Г2), уборная (лит.Г4), 2 гаража с подвалом (лит.Г5, Г6), расположенные по адресу: ... (свидетельство о государственной регистрации права л.д.19).

Согласно заключению л.д.7) председателя СНТ «Коллективный сад № ...» границы земельного участка Антонюк Г.Ю. площадью ... кв.метров входят в состав земельного участка товарищества, соответствуют фактическим границам и конфигурации земельного участка.

04.05.2010 года Антонюк Г.Ю. в лице представителя по доверенности подала в ДЗО заявление л.д.8) с просьбой предоставить в собственность (для ведения садоводства) земельный участок площадью ... кв.метров, кадастровый номер ... по адресу: .... В заявлении в качестве приложения указан перечень представляемых документов.

По данным кадастрового паспорта земельного участка от 03.02.2009 л.д.21) 29.01.2009 г. в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке площадью ... кв.метров с кадастровым номером .... В особых отметках указано, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Предыдущий кадастровый № .... В графе 18.2 указан номер участка, преобразованного в результате раздела: .... В графе 18.1 указаны номера образованных участков.

Письмом от 24.05.2010 года л.д.16) ДЗО сообщил заявителю о невозможности предоставления земельного участка по причине того, что земельный участок частично расположен за пределами земельного участка, предоставленного СНТ «Коллективный сад № ...», т.е. на землях населенных пунктов. Предоставление земельного участка возможно при формировании границы земельного участка в пределах границ сада.

Согласно письму Пермского территориального отдела Роснедвижимости по ПК от 22.03.2010 года л.д.21) земельные участки, в том числе участок с кадастровым номером ... (спорный участок), были образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером ..., предоставленного коллективному саду № ... при администрации Свердловского района в постоянное бессрочное пользование и поставлены на государственный кадастровый учет на основании Описания земельных участков от 22.12.2008 г. № б/н. Сведения о земельном участке с кадастровым номером ... внесены в Единый государственный реестр земель кадастрового района г.Перми как о ранее учтенном объекте недвижимости на основании Свидетельства о праве постоянного (бессрочного) пользования земелей от 26.11.1992 года № ... Граница указанного земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, работы по межеванию в отношении указанного земельного участка не проводились. Дополнительно сообщили, что в соответствии с представленным документов о межевании земельные участки, в том числе с кадастровым номером ....

ДЗО представил описание земельных участка в СНТ «Коллективный сад № ...» по состоянию на 2008 года л.д.64-79).

Земельный участок СНТ отведен в соответствии с актом об отводе в натуре красных линий л.д.62) от 17.02.1986 года.

Решением Дзержинского районного суда г.Перми от 28.10.2009 года л.д.9, 10) установлено, что согласно свидетельству о праве на землю № ... от 26.11.1992 года коллективному саду № ... при администрации Свердловского района (правопреемник товарищества) на основании постановления администрации г.Перми от 24.11.1992 года был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью ... га, расположенный с северо-восточной стороны жилых домов ... в г.Перми. Данный факт сторонами гражданского дела признается и не оспаривается, для ДЗО является преюдициальным.

При оценке представленных доказательств и доводов сторон суд исходит из следующего.

Правовая позиция заинтересованных лиц заключается в том, что границы земельного участка, с просьбой о предоставлении в собственность которого обратилась заявитель, частично расположены за пределами границ земельного, участка, ранее отведенного садоводческому товариществу, членом которого является заявитель. Данная позиция сформирована в ответе ДЗО от 24.05.2010 года, законность которого оспаривается, и явившаяся единственным основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность заявителя.

Суд не может согласиться с позицией ДЗО по следующим причинам.

Согласно положениям п.1, п.2 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, за исключением случаев:

1) раздела земельных участков, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан, а также земельных участков, предоставленных гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения;

Решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Обязательными приложениями к заявлениям об образовании земельных участков являются:

кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка;

правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.

В силу норм п.1, п.2, п.4 ст. 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пункте 4 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.

Раздел земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, осуществляется в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. При разделе такого земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства, огородничества или дачного строительства либо относящихся к имуществу общего пользования. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).

Согласно данным кадастрового плана земельного участка заявителя, ответу Пермского территориального отдела Роснедвижимости по ПК л.д.21), заключению председателя СНТ ФИО1 л.д.7) границы земельного участка № ..., которым владеет и пользуется заявитель, находятся в пределах границ земельного участка, ранее предоставленного коллективному саду и не выходят за его границы. Земельный участок заявителя образован путем раздела земельного участка кооператива. Из анализа вышеуказанных правовых норм, регулирующих порядок выдела и раздела земельных участков следует, что внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о выделе земельного участка либо его разделе возможен только в случае, если границы вновь образуемых земельных участков не выходят за пределы ранее поставленного на кадастровый учет земельного участка (т.е. подвергнутого выделу либо разделу). Заявляя о несоответствии границ земельного участка границам ранее предоставленного СНТ участка, ДЗО по существу взял на себя функции самостоятельного определения границ земельного участка заявителя по имеющимся в ДЗО координатам точек, установленных при формировании земельного участка в период его предоставления коллективному саду. Однако в компетенцию ДЗО в соответствии с Положением о Департаменте земельных отношений Администрации г.Перми, утв. Решением Пермской городской думы № ... от 12.09.2006 не входят функции по установлению границ земельного участка. Кроме того, предоставленная ДЗО схема границ земельного участка заявителя л.д.31) с наложением на земельный участок кооператива произвольно выполнена специалистами ДЗО, не может быть признана допустимым доказательством по делу. Аналогичную оценку суд дает и муниципальному реестру земель, который в отличие от Единого кадастра недвижимости, не имеет признаков публичной достоверности. Постановка на кадастровый учет земельного участка, которым владеет и пользуется заявитель не оспорена и недействительной по какому-либо основанию, в том числе по указанному ДЗО, не признана. Поэтому отказ в предоставлении земельного участка о несоответствии границ земельного участка ранее отведенному участку саду не может быть признан законным и обоснованным. При этом суд учитывает, что п.4 ст. 28 закона п.4 ст.28 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых для представления в орган власти для принятия соответствующего решения. В данной норме закона не предусмотрено предоставление сведений по результатам проведения межевых работ. При этом не может быть учтен довод ДЗО, что отсутствие межевых работ будет являться основанием для отказа в государственной регистрации права заявителя на испрашиваемый земельный участок (данная позиция изложена в пиьме УФРС по ПК от 24.07.2009 г.,л.д.87), поскольку вопросы процедуры государственной регистрации в предмет рассмотрения по данному гражданскому делу не входят.

Кроме того, суд соглашается с позицией заявителя о нарушении ДЗО срока изготовления ответа на заявление о предоставлении земельного участка (дата подачи заявления 04.05.2010 г.,л.д.8, дата ответа 24.05.2010 г,л.д.16), который составил более 2-х недель.

В соответствии с п. 1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Поскольку суд пришел к выводу о необоснованности отказа в предоставлении в собственность заявителя земельного участка, на Департамент земельных отношений подлежит возложению обязанность в течение 2-х недельного срока с момента вступления решения суда в законную силу издать соответствующее распоряжение о предоставлении заявителю в собственность земельного участка. При этом суд учитывает, что указанное в оспариваемом письме от 24.05.2010 года основание для отказа в предоставлении земельного участка является единственным. При определении срока выполнения обязанности судом учитываются положения закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», предусматривающих 2-недельный срок для принятия соответствующих решений.

На основании изложенного, руководствуясь ст., ст. 194-198 ГПК РФ суд

решил:

Признать незаконными действия Департамента земельных отношений Администрации г.Перми в виде отказа в предоставлении в собственность Антонюк Г.Ю. земельного участка общей площадью ... кв.метров с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ....

Возложить на Департамент земельных отношений администрации г.Перми обязанность в течение двухнедельного срока с момента вступления решения суда в законную силу издать соответствующее распоряжение о предоставлении Антонюк Г.Ю. в собственность земельного участка общей площадью ... кв.метров, кадастровый номер ..., расположенного по адресу: ....

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г.Перми.

...

Судья Л.Н.Варова