к
Дело № 2-3966/2010
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 января 2011 года, город Пермь
Дзержинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Варакшиной Т.Е.,
при секретаре Бабушкиной Т.Л.,
с участием представителя истца Сангаджиевой Е.В.., действующей на основании доверенности от 12.10.2010 года удостоверенной и.о. нотариуса г. Перми Серебряковой А.Ю., реестр № Д-4916,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мещеряковой О.Г. к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании отказ в согласовании местоположения границ земельного участка необоснованным, о признании права собственности на земельный участок,
У С Т А Н О В И Л:
Мещерякова О.Г. является собственником индивидуального жилого дома с надворными постройками и земельного участка общей площадью ... кв.м, расположенных по адресу ... что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Мещерякова О.Г. обратилась в суд с иском к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании отказ в согласовании местоположения границ земельного участка, расположенного по адресу ..., необоснованным. В обоснование предъявленных требований указала, что ей на праве собственности принадлежит индивидуальный жилой дом с надворными постройками и земельный участок общей площадью ... кв.м, расположенные по адресу г.... При постановке земельного участка на кадастровый учет его границы не были установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. В результате проведения работ по межеванию земельного участка с целью уточнения границ по фактическому пользованию увеличилась площадь земельного участка. Письмом от ... года Департаментом земельных отношений администрации г. Перми в согласовании местоположения границ земельного участка отказано, поскольку местоположение границ земельного участка, представленного для согласования, не соответствует местоположению границ земельного участка предоставленного в собственность Мещеряковой О.Г., площадь земельного участка увеличилась. Отказ в согласовании местоположения границ земельного участка противоречит нормам действующего законодательства, препятствует в оформлении прав на земельный участок. Просит признать право собственности на земельный участок по фактическому пользованию по правилам п. 5 ст. 40 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», ст. ст. 33, 36, 59 Земельного кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание истец не явилась, о дне слушания дела извещена, судебное заседание просит провести в ее отсутствие.
Представитель истца в судебном заседании предъявленные требования поддержала, дала пояснения аналогичные изложенным в иске.
Представитель Департамента земельных отношений администрации г. Перми в суд не явился, согласно поступившего заявления дело просит рассмотреть в отсутствие представителя, исковые требования Мещеряковой О.Г. не признает.
Суд, выслушав представителя истца исследовав материалы дела, пришел к следующему выводу.
В ст.36 Конституции РФ закреплено право граждан и их объединений иметь в собственности землю.
Земля и другие природные ресурсы являются особым объектом гражданского оборота. Гражданское законодательство распространяется на эти объекты в той мере, в какой вопросы их оборота не урегулированы законодательством о земле и других природных ресурсах.
Основные принципы земельного законодательства закреплены в статье 1 Земельного кодекса РФ.
В п.5 ч.1 ст. 1 Земельного кодекса РФ закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно статье 2 Земельного кодекса РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (ч.3 ст. 3 ЗК РФ).
Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (ч.1 ст. 5 ЗК РФ).
В соответствии со ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки (право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, сервитут, а также право аренды и право безвозмездного срочного пользования) возникают на основаниях, предусмотренных для возникновения гражданских прав и обязанностей, установленных гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В силу ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Статьей 8 ГК РФ определено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Право на земельный участок, приобретенное участником земельных правоотношений, удостоверяется правоустанавливающими документами.
Признание права на земельные участки в судебном порядке закреплено в статье 59 Земельного кодекса РФ. Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
По правилам пункта 1 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" вступившие в законную силу судебные акты являются основанием для государственной регистрации прав в ЕГРП. Обязательным приложением к документам, необходимым для осуществляемой по установленному основанию государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества, является кадастровый паспорт объекта недвижимого имущества.
По правилам ст. 35 Земельного кодекса РФ и ч. 2 ст. 271 ГК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу, оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник.
Как следует из искового заявления и подтверждено пояснениями представителя истца в судебном заседании, основанием для подачи иска в суд послужило намерение истца воспользоваться правом на приобретение в собственность земельного участка площадью ... кв.м по адресу ... по фактическому пользованию.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Мещеряковой О.Г. на праве собственности принадлежит 1-этажный индивидуальный бревенчатый дом, общая площадь ... кв.м, в том числе жилая ... кв.м, холодный пристрой, забор, расположенные по адресу ..., на основании договора дарения от ... года (л.д.7). Земельный участок площадью ... кв.м по указанному адресу зарегистрирован на праве собственности в установленном законом порядке за истцом на основании договора купли-продажи от ... года (л.д.16). Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, что подтверждено кадастровым планом земельного участка, из которого следует, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, имеющиеся сведения о границах недостаточны для определения его прохождения на местности (л.д.17-23).
Земельные участки выделяются, формируются из земли как несоздаваемого и непотребляемого природного ресурса. Формирование участка осуществляется посредством землеустройства и кадастрового учета в соответствии со ст. 261 ГК РФ, ст. 68 - 70 ЗК РФ, Федеральными законами "О государственном кадастре недвижимости», "О землеустройстве". Земельный участок всегда индивидуализируется на местности при его отводе, представляя собой конкретно определенную вещь, и характеризуется такими признаками, как общий размер, границы и местоположение. Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (ст.11.1 ЗК РФ).
Судом установлено, что истцом в целях установления границ земельного участка, расположенного по адресу ..., был заключен договор с ООО «...», которым были проведены кадастровые работы по межеванию земельного участка по фактическому пользованию, изготовлен межевой план земельного участка, который был направлен в Департамент земельных отношений администрации г. Перми для согласования местоположения границ земельного участка (л.д.29-39).
В письме Департамента земельных отношений администрации г. Перми от ... года № ... содержится отказ в согласовании местоположения границ земельного участка поскольку местоположение границ земельного участка, представленного для согласования, не соответствует местоположению границ земельного участка предоставленного в собственность Мещеряковой О.Г., площадь земельного участка увеличилась (л.д.28).
Согласно Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков осуществляется по конкурсу (аукциону), кроме случаев, предусмотренных действующим законодательством (ст.38 ЗК РФ). Одним из таких случаев является исключительное право собственника недвижимого имущества на приобретение земельного участка, на котором указанное имущество располагается (ст. 36 ЗК РФ).
В соответствии с абз. 2 ч.1 ст.36 ЗК РФ если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Поскольку данное право является исключительным, то никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением.
Статьей 36 Земельного кодекса РФ определяются условия предоставления земельных участков с расположенной на них недвижимостью, на которую приобретатель земельного участка обладает теми или иными установленными правами. Помимо Земельного Кодекса РФ, приобретение прав на земельный участок при приобретении права собственности на недвижимое имущество урегулировано ст. 552 ГК РФ.
Смысл исключительного права на приватизацию земельных участков которое имеют граждане - собственники зданий, строений, заключается в их преимущественном праве на приобретение (закрепление) в собственность земельного участка, на котором расположена указанная недвижимость. При этом данное право распространяется не только на часть земельного участка под недвижимостью и предназначенную для его обслуживания в соответствии с установленными градостроительными и иными нормами, но и на все землевладение в определенных границах. Это подтверждается и условием определения границ земельного участка на основании абзаца 2 п.7 ст. 36 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которой границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка.
Суд считает, что земельный участок истца вновь образованным не является, приобретен на основании сделок. При рассмотрении спора возникла ситуация когда сведения о земельном участке содержащиеся в кадастровом паспорте и правоустанавливающем документе не совпадают с фактически используемой площадью земельного участка, а в соответствии с действующим законодательством ранее приобретенные земельные участки для вовлечения их в оборот должны быть сформированы и учтены по ныне действующим правилам землеустройства и государственного кадастрового учета, т.к. обмеры земельного участка по фактическому пользованию производятся в случае отсутствия конкретных границ земельных участков, подтвержденных документально, следовательно, соответствие фактической площади участка и площади, указанной в правоустанавливающем документе (постановлении, свидетельстве, договоре и пр.), должно проверяться при межевании, государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав. Несоответствие площадей не должно превышать допустимую погрешность определения площади при межевании.
В силу п.9 ст. 38 Закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в ред. Федеральных законов от 22.07.2008 N 141-ФЗ, от 21.12.2009 N 334-ФЗ) при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Фактическое пользование земельным участком означает отсутствие претензий по границам земельного участка со стороны собственников сопредельных территорий.
Местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с землевладельцами либо землепользователями смежных земельных участков только при выполнении кадастровых работ, работ по подготовке документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ (ст. 39 Закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»). В соответствии с пунктом 2 ст. 39 Закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предмет согласования представляет собой определение местоположения границы земельного участка (в результате ее уточнения), одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо согласовывает границу принадлежащего ему участка. Указанная статья устанавливает запрет представлять возражения относительно местоположения других границ (не смежных) не принадлежащего ему земельного участка или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.
Судом установлено, что земельный участок истца относится к землям населенных пунктов, фактическое использование земельного участка соответствует разрешенному, возражений от смежных землепользователей при определении местоположения границ земельного участка не поступило. В результате проведенных работ по межеванию площадь земельного участка по фактическому использованию составила ... кв.м.
Согласно ч.5 ст. 27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», решение об отказе в осуществлении кадастрового учета также может быть принято, если: в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.
На основании ст.33 ЗК РФ, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемого гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно Решению Пермской городской Думы № 188 от 08.11.2005г., минимальный размер земельного участка, предоставляемый гражданам в собственность на территории г. Перми, под индивидуальный жилой дом, равен 450 кв.м.
Судом установлено, что при уточнении границ земельного участка, расположенного по адресу ..., по фактическому землепользованию изменение площади составило ... кв.м (...), что меньше минимального размера земельного участка для индивидуального жилищного строительства на территории г. Перми, т.е. в допустимом законодательством пределе.
Кадастровый план земельного участка является выпиской из ГЗК, подтверждающей существование объекта недвижимости.
Согласно ст. 7 Федерального закона РФ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" описание местоположения границ земельного участка является уникальной характеристикой объекта недвижимости, включаемой в государственный кадастр. На основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке составляется межевой план. Этот план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или участках либо о части или частях земельного участка либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или участках.
Межевой план состоит из графической и текстовой частей. Местоположение границ участка отражается в графической части межевого плана, а в текстовой приводятся сведения о согласовании местоположения границ участков в форме акта согласования местоположения таких границ (когда такое согласование необходимо в соответствии со ст. 39 ФЗ РФ № 221-ФЗ).
Статьей 11.9 ЗК РФ вводятся требования к образуемым и измененным земельным участкам.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которых действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с ЗК РФ и другими федеральными законами.
Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Также не допускается раздел, выдел или перераспределение земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
Во исполнение части 12 статьи 38 и части 10 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 утверждены форма межевого плана, требования к его подготовке, а также примерная форма извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков. Приказ официально опубликован в Российской газете 19.12.2008 N 260 и вступает в силу с 1 января 2009 года.
В соответствии с п. 10 ст.3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Оценив собранные по делу доказательства, учитывая, что площадь земельного участка по фактическому землепользованию соответствует градостроительным и техническим нормам, разрешенному регламенту использования земельного участка, принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, исключительное право истца на земельный участок, поскольку действующим законодательством не установлено указанных выше оснований для отказа в согласовании местоположения границ земельного участка, суд считает, что исковые требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Мещеряковой О.Г. удовлетворить.
Признать отказ Департамента земельных отношений администрации г. Перми в согласовании местоположения границ земельного участка расположенного по адресу ... неправомерным.
Признать за Мещеряковой О.Г. право собственности на земельный участок в границах фактического пользования площадью ... кв.м расположенный по адресу ....
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в течении 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья подпись Т.Е.Варакшина
я