Жалоба из нарушений избирательного законодательства (2-1394/2011)



Дело № 2-1394\2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 февраля 2011 года, город Пермь

Дзержинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Варакшиной Т.Е.,

при секретаре Бабушкиной Т.Л.,

с участием прокурора Ершова С.А.

ответчика – председателя Территориальной избирательной комиссии Дзержинского района г. Перми Кобелева С.А., удостоверение № 59-ТИК\28 от 03.09.2007,

3-го лица – представителя избирательной комиссии г. Перми Алаева И.Ю, действующего на основании доверенности от 10.02.2011 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Колущинской И.В. о признании действий Территориальной избирательной комиссии Дзержинского района г. Перми незаконными, признании незаконными, подлежащими отмене - справку специалиста, ведомость, итоговый протокол, решение Территориальной избирательной комиссии Дзержинского района г. Перми,

У С Т А Н О В И Л:

Решением Пермской городской Думы от 17.12.2010 года № 202 назначены выборы депутатов Пермской городской Думы пятого созыва на 13 марта 2011 года.

Дата Территориальной избирательной комиссией Дзержинского района г. Перми принято решение № об отказе в регистрации кандидату в депутаты Пермской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № Колущинской И.В. на основании пунктов в) и ж) части 4 статьи 37 Закона Пермского края от 09.11.2009 № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае».

Колущинская И.В. обратилась в суд с заявлением к Территориальной избирательной комиссии Дзержинского района г. Перми о признании действий территориальной избирательной комиссии Дзержинского района г. Перми незаконными, о признании незаконными и подлежащими отмене справку специалиста, ведомость, итоговый протокол, решение избирательной комиссии в части признания недействительными подписи избирателей на листах ... подписных листов, о признании незаконным и подлежащим отмене итоговый протокол и решение избирательной комиссии Дзержинского района г. Перми в части признания недействительными всех подписей избирателей в подписных листах ..., собранных в поддержку самовыдвижения кандидата в депутаты.

В обоснование предъявленных требований указала, что при проверке представленных подписных листов с подписями избирателей рабочей группой ТИК Дзержинского района г. Перми допущены нарушения избирательного законодательства, в частности председателем ТИК Дзержинского района г. Перми была проведена предварительная проверка представленных подписных листов, о чем свидетельствуют карандашные пометки, иные вписки на подписных листах. Просьба о фиксации в протоколе проверки данного факта рабочей группой ТИК была проигнорирована. Итоговый протокол проверки подписных листов указывает на недействительность 100 % подписей, поскольку форма подписного листа представленного кандидатом не соответствует форме подписного листа установленной законом, т.к. содержит излишнюю информацию, которая как нарушение действующего избирательного законодательства не рассматривается. К участию в проверке подписных листов был привлечен специалист, старший эксперт отдела по Дзержинскому району г. Перми ЭКЦ ГУВД по Пермскому краю, который по результатам проверки изготовил документ поименовав его «справка», однако законом такая форма документа не предусмотрена. Специалистом при проверке специальная аппаратура использована не была, его заключение субъективно, ничем не подтверждено.

Колущинская И.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена телефонограммой.

Представитель Колущинской И.В. в суд не явился, в материалах дела имеется факсограмма за подписью заведующей адвокатским офисом № 2 Свердловского района г. Перми, с просьбой об отложении дела слушанием в связи с болезнью адвоката Трегубова Д.Л. с которым заключено персональное соглашение на представление интересов Колущинской И.В.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Колущинской И.В. и ее представителя Трегубова Д.Л., о котором они извещены надлежащим образом, поданное письменное ходатайство о переносе назначенного судебного заседания на другую дату отклонено, как необоснованное, поскольку неявка не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела (ч. 1 ст. 260 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Ответчик, председатель Территориальной избирательной комиссии Дзержинского района г. Перми, в судебном заседании с предъявленными требованиями не согласился, представил письменные возражения, которые приобщены к материалам дела.

Представитель Избирательной комиссии г. Перми в судебном заседании с доводами, изложенными в заявлении, не согласился. Указал, что Территориальная избирательная комиссия действовала в рамках своих полномочий, руководствуясь действующим законодательством. Считает, что Колущинской И.В. пропущен срок для обращения в суд с указанным заявлением.

Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего, что оснований для удовлетворения заявления не имеется, исследовав материалы дела, пришел к следующему выводу.

Согласно ч.2 ст.32 Конституции РФ, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Согласно ч.1 ст. 259 ГПК РФ, избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

Отношения по выборам депутатов Пермской городской Думы пятого созыва регулируются:

- Федеральным Законом РФ № 67-ФЗ от 12.06.2002 г. (с изменениями и дополнениями) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (Далее 67-ФЗ от 12.06.2002 г.)

- Законом Пермского края от 09.11.2009 № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае».

Судом установлено, что Решением Пермской городской Думы от 17.12.2010 года № 202 назначены выборы депутатов Пермской городской Думы пятого созыва на 13 марта 2011 года.

Дата Территориальной избирательной комиссией Дзержинского района г. Перми принято решенеие № об отказе в регистрации кандидату в депутаты Пермской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № Колущинской И.В. на основании пунктов в) и ж) части 4 статьи 37 Закона Пермского края от 09.11.2009 № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае».

Согласно ч.2 ст. 260 ГПК РФ, заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения. Установленный настоящей частью процессуальный срок восстановлению не подлежит.

Заявление об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования (ч.3).

Судом установлено, что Колущинской И.В. заявление направлено в суд ... года (штамп на почтовом конверте), обжалуемое решение вынесено ... года, выборы депутатов Пермской городской Думы пятого созыва назначены на 13 марта 2011 года, что свидетельствует о соблюдении заявителем требований ст. 260 ГПК РФ и опровергает доводы представителя избирательной комиссии г. Перми о пропуске срока для обращения в суд.

Согласно ч. 2 ст. 33 «67-ФЗ от 12.06.2002 года» вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.

То же положение содержится в ч. 1 ст. 32 Закона Пермского края от 09.11.2009 № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае».

В решении Территориальной избирательной комиссией Дзержинского района г. Перми № об отказе в регистрации кандидату в депутаты Пермской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № Колущинской И.В. в пункте 1 указано на отсутствие в составе документов, представленных кандидатом для уведомления о выдвижении и регистрации, копии документа об образовании установленного образца. Заявителем решение территориальной избирательной комиссии Дзержинского района г. Перми в этой части не оспаривается.

В судебном заседании представитель ТИК суду пояснил, что указанное нарушение является самостоятельным отказом в регистрации кандидата.

В соответствии с п. 8 ст. 37 «67-ФЗ от 12.06.2002 года», форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом. Избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина.

В соответствии с ч.3 ст. 35 Закона Пермского края от 09.11.2009 № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» подписные листы изготавливаются по форме, установленной в приложениях 1, 2 и 3 к настоящему Закону. При сборе подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата указывается - фамилия, имя и отчество, дата рождения, основное место работы или службы кандидата и занимаемая им должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий, если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа), наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата, наименование и(или) номер избирательного округа, в котором он выдвигается. В случае наличия у кандидата неснятой и непогашенной судимости в подписном листе указываются сведения о судимости кандидата. По желанию кандидата в подписном листе могут указываться сведения о его принадлежности к общественному объединению и его статус в данном общественном объединении, если эти сведения содержатся в заявлении кандидата о его согласии баллотироваться по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу;

б) при сборе подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата избирательным объединением по одномандатному (многомандатному) избирательному округу - сведения, предусмотренные подпунктом "а" настоящей части, наименование избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, а также дата заверения избирательной комиссией, организующей выборы, списка кандидатов, выдвинутых по одномандатному (многомандатному) избирательному округу;

в) при сборе подписей избирателей в поддержку выдвижения единого списка кандидатов - дата заверения единого списка кандидатов избирательной комиссией, организующей выборы, краткое наименование избирательного объединения, выдвинувшего единый список кандидатов, сведения о каждом из первых трех кандидатов, возглавляющих список кандидатов по единому избирательному округу (фамилии, имена и отчества кандидатов), а также иные сведения об указанных кандидатах, предусмотренные подпунктом "а" настоящей части.

Право сбора подписей избирателей принадлежит дееспособному гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет. Кандидат, избирательное объединение могут заключать с лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, договор о сборе подписей. Все расходы, связанные со сбором подписей избирателей, осуществляются только за счет средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения. Сбор подписей избирателей осуществляется по месту жительства и в других местах, где проведение предвыборной агитации и сбор подписей не запрещены Федеральным законом.

Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом, в том избирательном округе, в котором выдвинуты кандидат, единый список кандидатов. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение избирателей в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается. Подписи, собранные с нарушением положений настоящей части, являются недействительными.

Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, единых списков кандидатов, но только один раз - в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, единого списка кандидатов. Избиратель в подписном листе ставит свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя и отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Подпись в поддержку выдвижения кандидата, единого списка кандидатов и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. Сведения об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей. Указанные сведения вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается.

(в ред. Закона Пермского края от 29.11.2010 N 717-ПК)

Каждый подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование и код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. После чего каждый подписной лист заверяется также:

(в ред. Закона Пермского края от 29.11.2010 N 717-ПК)

а) кандидатом (если подписи собираются в поддержку самовыдвижения кандидата, выдвижения кандидата избирательным объединением по одномандатному (многомандатному) избирательному округу), который напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения;

б) уполномоченным представителем избирательного объединения (если подписи собираются в поддержку выдвижения единого списка кандидатов), который напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения.

При сборе подписей избирателей допускается заполнение подписного листа на лицевой и оборотной стороне. При этом оборотная сторона подписного листа является продолжением его лицевой стороны с единой нумерацией подписей избирателей, а заверительные подписи ставятся на оборотной стороне подписного листа.

По окончании сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения единого списка кандидатов уполномоченные представители избирательного объединения подсчитывают общее количество подписей избирателей. По результатам подсчета составляется протокол об итогах сбора подписей избирателей, который подписывается уполномоченными представителями избирательного объединения. Кандидат или уполномоченные представители избирательного объединения подсчитывают количество подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, составляют и подписывают протокол об итогах сбора подписей избирателей.

Количество подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, представляемых в соответствующую избирательную комиссию, может превышать установленное настоящим Законом необходимое для регистрации кандидата, единого списка кандидатов количество подписей, но не более чем на 10 процентов. Если для регистрации кандидата, списка кандидатов требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, не более чем на четыре подписи.

(в ред. Закона Пермского края от 24.06.2010 N 647-ПК)

Представление подписей избирателей более количества, установленного абзацем 1 настоящей части, недопустимо.

Подписные листы, представляемые в соответствующую избирательную комиссию, должны быть сброшюрованы и пронумерованы.

Анализируя подписные листы, сданные на регистрацию кандидатом в депутаты Колущинской И.В., требования действующего законодательства при проверке подписных листов суд считает, что несоответствие формы подписных листов требованиям действующего законодательства имеет место быть, что недопустимо.

В силу пунктов 1 и 1.1 ст. 38, пункта 1 ст. 39 «67-ФЗ от 12.06.2002 года», обязанность по предоставлению необходимого пакета документов, ответственность за полноту сведений, содержащихся в представленных для регистрации документов, и соблюдение требований Закона к оформлению этих документов возлагается на кандидатов в депутаты, которые обладают равными правами и несут равные обязанности.

Суд считает, что именно кандидат, представивший в избирательную комиссию подписные листы с подписями избирателей, несет ответственность за достоверность и действительность изложенной в подписных листах информации, в том числе за недостатки в изготовлении и оформлении подписных листов. Т.е. закон предусматривает не только права кандидата, но и его обязанности, в т.ч. предоставлять в территориальную избирательную комиссию подписные листы оформленные в строгом соответствии с законом.

Согласно п.44 ст.2 «67-ФЗ от 12.06.2002 года» недействительной признается подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей, и (или) оформления подписного листа.

Таким образом, с учетом установленных конкретных обстоятельств, учитывая, что все подписные листы в поддержку кандидата Колущинской И.В. изготовлены с нарушением требований, установленных законом суд делает вывод о том, что все подписи представленные кандидатом в депутаты являются недействительными в силу закона.

Согласно п. 24 ст. 38 «67-ФЗ от 12.06.2002 года» основаниями отказа в регистрации кандидата являются:

д) недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.

На основании изложенного суд делает вывод о том, что оснований для удовлетворения заявления Колущинской И.В. не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194- 199, 261 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Колущинской И.В. в удовлетворении заявления о признании действий Территориальной избирательной комиссии Дзержинского района г. Перми незаконными, признании незаконными, подлежащими отмене - справку специалиста, ведомость, итоговый протокол, решение Территориальной избирательной комиссии Дзержинского района г. Перми - отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в течение 5 дней.

Судья Т.Е.Варакшина