Спор из нарушений пенсионного законодательства (2-377/2011)



Дело № 2-377/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 марта 2011 года

Дзержинский районный суд г. Перми в составе:

Председательствующего судьи Ефремовой О.Н.,

при секретаре Васильевой Н.В.,

с участием истца Акулич Н.А., ее представителя Вылегжаниной А.А., представителя ответчика Красавиной К.В., представителя третьего лица Мокрушина А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Акулич Н.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Дзержинском районе г. Перми о признании незаконным решения комиссии, обязании засчитать в специальный стаж периоды работы,

у с т а н о в и л:

Акулич Н.А. обратилась в суд с иском к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в Дзержинском районе г. Перми о признании незаконным и отмене решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от Дата в части отказа Акулич Н.А. в зачете периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии: академических отпусков - Даты; период работы в "должность 1" на 0,5 ставки – Даты; период работы в "должность 1" в Юридическое лицо 4 - с Дата по Дата; отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Свои требования мотивируя тем, что она Дата обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, но в назначении пенсии было необоснованно отказано. Истец считает, что в период работы в "должность 1" на 0,5 ставки не требовалась выработка полного рабочего дня, так как право на назначение досрочной трудовой пенсии согласно ранее действовавшего законодательства определялось "должность 1" аналогично, что и "должность 2". Также истец считает, что необоснованно были исключены периоды нахождения в академическом отпуске для сдачи экзаменов, так как в указанные периоды она состояла в трудовых отношениях с образовательными учреждениями, каких-либо изменений в трудовых отношениях работодателем не производилось. Акулич Н.А. указывает, что необоснованно не включен в специальный педагогический стаж период трудовой деятельности с Дата по Дата. С учетом подлежащих включению в специальный стаж периодов работы, педагогический стаж истца составит более 25 лет.

Акулич Н.А. и ее представитель в суде на иске настаивают, в своих объяснениях подтверждают обстоятельства, изложенные в заявлении.

Представитель Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Дзержинском районе г. Перми в суде с иском не согласна, свои возражения изложила в письменном отзыве.

Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица департамент образования администрации г. Перми исковые требования Акулич Н.А. поддерживает по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, отказное пенсионное дело Акулич Н.А., суд приходит к следующему.

Судом установлено, что решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ в Дзержинском районе г. Перми № от Дата Акулич Н.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173 в связи с отсутствием требуемого стажа, специальный стаж составил 22 года 03 мес. 11 дней. При определении права Акулич Н.А. на досрочное назначение пенсии по старости были исключены периоды нахождения в академических отпусках для сдачи экзаменов Даты, работа в "должность 1" на 0,5 ставки с Даты, на 0, 75 ставки с Дата по Дата. Также были исключены отпуска без сохранения заработной платы, отпуск по уходу за ребенком до трех лет и прочие отвлечения. Кроме того пенсионным органом не разрешен вопрос о периоде работы истца с Дата по Дата.

Согласно записей в трудовой книжке, Акулич Н.А. была принята Дата "должность 2" Юридическое лицо 1, приказом № от Дата переведена "должность 1". С Дата переведена "должность 1" Юридическое лицо 1 на 0,5 ставки, Дата уволена по сокращению штата. Также Акулич Н.А. работала "должность 1" в Юридическое лицо 2 в период с Дата по Дата, Юридическое лицо 3 с Дата по Дата, в Юридическое лицо 3 с Дата, который реорганизован Дата в Юридическое лицо 4.

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Данным Списком, предусмотрена "должность 1"

Указание истца на Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, и разъяснения Госкомтруда СССР от 17.05.1960 N 19, которыми право на назначение досрочной трудовой пенсии определялось в спорный период работы в "должность 1" аналогично, что и "должность 2", суд находит несостоятельным.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 утвержден Спикок профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", в котором указание на "должность 1" отсутствовало.

В то же время п. 3 вышеназванного Постановления, за другими педагогическими работниками сохранялись условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", но с 01.10.1993 указанный пункт признан утратившим силу.

Затем, Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067 был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, п. 3 которого предусматривал, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.

Названным Списком должность музыкального руководителя поименована, при этом в п. 1 Правил указано на необходимость выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).

Таким образом, период с Дата по Дата законодателем не был урегулирован порядок включения времени работы в "должность 1" в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

С принятием Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, данный пробел законодателем в пределах своих полномочий ликвидирован путем указания в п. 5 на возможность включения в льготный стаж такой работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.

Анализируя представленные в суд трудовую книжку Акулич Н.А., справку ОАО «П.», уточняющую особый характер работы, п. 1 приказа № 160 от 25.05.1994, постановление от 23.06.2003 № 39 Минтруда и соцразвития РФ об установлении тождества наименования должности, а также объяснения истца, данные в судебном заседании, суд приходит к выводу, что в спорный период Даты Акулич Н.А., работая "должность 1" на 0,5 ставки, не выработала норму рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, в связи с чем, спорный период работы истца не может быть включен в специальный трудовой стаж.

При таких обстоятельствах доводы истца и третьего лица о необходимости включения вышеназванного периода в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости независимо от учебной нагрузки, так как она фактически выполняла обязанности "должность 2", является неправильным, поскольку Акулич Н.А. не была выработана норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы, а в период, когда такая работа осуществлялась, нормы материального права, на которые ссылается истец и третье лицо применению не подлежат.

Положения п. 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, предусматривают включение в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени периодов выполнявшейся до 01.09.2000 работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, при этом как было установлено выше "должность 1" не была предусмотрена списком, действующим в период работы истца по указанной должности.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных требований в указанной части, в удовлетворении иска следует отказать.

Требования истца о включении в специальный стаж периодов нахождения в академических отпусках для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ 2О трудовых пенсиях в РФ», суд находит обоснованными.

Из материалов дела видно, что периоды нахождения Акулич Н.А. в академических отпусках Даты, - относятся к периодам деятельности до Дата, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам (введения в действие ФЗ от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

Действовавшее в период нахождения Акулич Н.А. в академическом отпуске Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное названным постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 (действовало до 01.10.1993), предусматривало включение времени обучения (период нахождения в учебных отпусках) в стаж работы по специальности.

В соответствии с пп. 5 ст. 68 КЗоТ РФ, действовавшим на момент нахождения истца в ученических отпусках, ежегодные дополнительные отпуска предоставлялись и в других случаях, предусмотренных законодательством. К таким случаям могли быть отнесены предусмотренные ст. 198 КЗоТ РФ отпуска в связи с обучением в вечерних и заочных высших и средних специальных учебных заведениях, поскольку в силу ч. 5 данной статьи за время таких отпусков за работниками сохранялась заработная плата.

Таким образом, периоды нахождения в учебных отпусках подлежат включению в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Суд находит обоснованными требования истца о включении в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 закона № 173-ФЗ периода работы с Дата по Дата в "должность 1".

Как следует из записей в трудовой книжке Акулич Н.А., выписки из лицевого счета застрахованного лица, выписки из приказа № от Дата о принятии Акулич Н.А. на "должность 1" в Юридическое лицо 3, дополнительного соглашения от Дата № к трудовому договору, в котором изменено наименование работодателя на Юридическое лицо 4, Акулич Н.А. в период с Дата по Дата работала в должности и учреждении, предусмотренных Списком, утвержденным Постановлением правительства РФ от 29.10.2002 № 781. В связи с чем, указанные период работы истца подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости по п.п. 19 п. 1 ст. 27 закона № 173-ФЗ.

Ответчиком не представлено оснований, по которым спорный период не подлежит включению в специальный стаж, а также не представлено доказательств того, что истец не претендовала на включение данного периода в стаж, из заявления о назначении пенсии от Дата такой вывод не следует.

Акулич Н.А. обратилась в ГУ УПФ РФ в Дзержинском районе г. Перми с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости Дата, в назначении пенсии было отказано, так как стаж работы за вычетом периода работы в "должность 1" на 0,5 ставки и 0,75 ставки, периодов нахождения в академических отпусках, в отпуске без сохранения заработной платы, в отпуске по уходу за ребенком, прочих отвлечений, по состоянию на Дата составил ... дней.

В соответствии со ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173 трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией…, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Принимая во внимание, что специальный стаж Акулич Н.А. по состоянию на Дата составил с учетом подлежащих включению периодов нахождения в учебных отпусках , периода работы с Дата по Дата в "должность 1" Юридическое лицо 3 – ... дня (на день рассмотрения дела также менее 25 лет), оснований для назначения Акулич Н.А. пенсии с момента обращения (с Дата) по п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» не имеется ввиду отсутствия требуемого специального стажа 25 лет. Оснований для отмены решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от Дата в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии не имеется.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Акулич Н.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Дзержинском районе г. Перми удовлетворить в части.

Признать недействительным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Дзержинском районе г. Перми № от Дата в части отказа Акулич Н.А. в зачете периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии: Даты

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Дзержинском районе г. Перми включить периоды нахождения Акулич Н.А. в академическом отпуске: Даты, а также период работы с Дата по Дата в Юридическое лицо 4 в "должность 1", в специальный трудовой стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости по п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

В удовлетворении остальной части исковых требований Акулич Н.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Дзержинском районе г. Перми – отказать.

Решение в срок 10 дней с момента изготовления его в окончательном виде может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.

Судья О.Н. Ефремова